Доклад по теме Современный урок: основные характеристики и основные компоненты

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок: основные характеристики и основные компоненты.

Что такое современный урок? Чем он отличается от традиционного («несовременного»)? Как его подготовить и провести? Поиском ответов на эти непростые вопросы занят и каждый педагог, и каждый учительский коллектив, и педагогическая наука в своих методических изысканиях, ежедневном анализе работы, в ходе обсуждений на конференциях, семинарах и тренингах.

Есть известное логическое правило: чтобы найти существенные признаки явления, нужно исключить все случайные, без которых оно не теряет своего базового качества. Выводы разных аудиторий были единодушны: современным урок делают вовсе не использование информационных технологий, не установка новейшего оборудования и даже не изменение содержания изучаемого материала.

Конечно, мультимедийные доски, ноутбуки для учеников, скоростной интернет в школах и учителя, теоретически подготовленные для внедрения нового ФГОС, - это приметы времени, но степень современности урока определяется другими факторами.

В качестве основных характеристик школьного занятия XXI века учителя называют: 1) новый тип отношений между учителем и учениками, основанный на сотрудничестве и сопровождении (а не проведении урока); 2) принципиальную интерактивность, которая проявляется не столько в технических, сколько в коммуникативных аспектах; 3) практическую ориентированность на решение жизненных, а не узко-учебных задач. Далее следуют еще два признака: 4) равнозначность различных источников информации и форматов их обработки и представления; 5) совместный поиск, проверка и формализация эффективных способов решения задач (проблем).

Если перевести этот перечень на повседневный школьный язык, понятный ученикам и родителям, то урок постепенно превращается в цикл организованного образовательного общения и взаимодействия, приводящего к практически значимому для всех участников результату. То есть перестает быть «уроком» в классическом смысле: парты рядами, доска впереди, учитель возле нее «глаголет истину», ученики получают знания. Заходя в учебные кабинеты многих школ, мы все чаще оказываемся в иных - ненормативных - пространствах, где мебель свободно конструируется под конкретные задачи, и за одну перемену возникают мобильные рабочие зоны, конференц-площадки или уголки релаксации…

При этом - поскольку все чаще главными для уроков выступают метапредметные задачи - одно занятие может плавно перейти в другое, следуя за общим интересом и логикой решения. Рамки урока-исследования или урока-дискуссии расширяются, и наоборот, достигнутая цель означает досрочное завершение работы и смену деятельности.

Очевидно, что первый (самый главный) из выделенных выше признаков предполагает развитие индивидуализации. В рамках современного урока ученик, взрослея, учится ставить себе учебные задачи, определять ресурсы, необходимые для их выполнения, и брать на себя ответственность за качество результата. Педагог же оценивает адекватность выбранных сроков и способов работы, способность привлекать различные ресурсы умение планировать и действовать самостоятельно (или в команде).

Значит, современный учитель в ходе урока действует не как агент взрослого всезнающего мира, а, скорее, как «сталкер», выводящий к желаемой цели, но всегда оставляющий за учеником право главного выбора.

Школьное обучение все больше организуется по индивидуально проектируемым учебным целям и режимам жизнедеятельности. Возрастающая рефлексивность процесса (сама учебная деятельность становится объектом исследования ученика) позволяет школьнику самостоятельно работать с информацией, превращая ее в знания, необходимые для решения проблем.

Рассмотрим основные компоненты современного урока

(презентация)

  1. Организационный - организация класса в течение всего урока. Готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

  2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

  3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

  1. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом.

  1. Содержательный - подборка материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.

  2. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного урока, для данной темы, для данного класса.

  3. Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

  4. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.



© 2010-2022