Рекомендации по составлению рабочей программы

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рекомендации по составлению рабочей программы

Структурные элементы рабочей программы педагога

Элементы

рабочей

программы

Содержание элементов рабочей программы

1. Титульный лист

Сведения, содержащиеся на титульном листе:

- полное наименование образовательного учреждения;

- гриф утверждения программы (рассмотрение, согласование с заместителем директора по УВР и утверждение директором школы с указанием даты);

- название учебного курса, для изучения которого написана программа;

- указание параллели, класса, ступени, где реализуется программа;

- количество часов - годовых и недельных;

- УМК (учебник, хрестоматии, рабочие тетради и др. с указанием авторов и издательства, а также года издания), на основе которого реализуется рабочая программа;

- фамилия, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких), квалификационная категория;

- название города, населенного пункта;

- год разработки программы.

2. Пояснительная

записка

Преамбула:

- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (школа, гимназия, лицей и др.) образовательного учреждения, для какой категории обучающихся предназначена;

- основная идея программы;

- обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

- образовательная область, в которую входит данный учебный предмет;

- общие цели учебного предмета для ступени обучения (мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические);

- сроки реализации программы;

- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;

- система оценки достижений учащихся;

- основной инструментарий для оценивания результатов;

- используемая в тексте программы система условных обозначений.

2.1. Общая характеристика учебного предмета, курса:

- учебная программа (примерная или авторская), на основе которой разработана рабочая программа (издательство, год издания), принципы трансформации учебной программы в рабочую;

- общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий;

- логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного плана.

2.2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:

- к какой образовательной области относится и как соотносится с другими родственными предметами, в течение какого времени изучается, за счет каких часов реализуется, недельное и годовое количество часов;

- конкретные цели и задачи изучения предмета, требования к уровню освоения учебной программы, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса;

- перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

2.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Трехкомпонентные результаты освоения учебного предмета. Здесь может быть приведен стандартный для данного предмета перечень личностных, метапредметных и предметных результатов. Такой перечень обычно содержится в «Пояснительной записке» к примерной учебной программе.

2.4. Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся.

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе может проводиться на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета;

- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала. Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т.д.

3. Содержание тем учебного курса

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета: роль предмета в духовном и интеллектуальном развитии учащихся, его жизненно-практическая польза;

Перечень и название разделов и тем курса.

Содержание учебных тем:

- основные изучаемые вопросы;

- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении.

4. Календарно-тематическое планирование

- темы уроков и количество часов на их изучение;

- тип урока, форма его проведения;

- планируемые трехкомпонентные результаты урока;

- формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

- оборудование, электронные образовательные ресурсы;

- система контроля достижения трехкомпонентных результатов;

- планируемая и фактическая даты проведения урока.

5. Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса

Список рекомендуемой учебно-методической литературы должен содержать используемый учителем учебно-методический комплекс (УМК) с обязательным указанием учебника и учебных пособий для учащихся и содержать полные выходные данные литературы.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы: базовый учебник, рабочие тетради, хрестоматии, сборники задач и др., а также дополнительная литература для учителя и учащихся.

Средства обучения: учебно-лабораторное оборудование и приборы, технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся, учебная и справочная литература, демонстрационный и раздаточный дидактический материал.

Медиа-приложение к учебнику. Перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников - электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Перечень обучающих справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе.

6. Планируемые результаты изучения предмета

В отличие от пункта 2.3 здесь осуществляется конкретизация требований к уровню подготовки учащихся по данной программе. Личностные (система ценностных отношений, интересов, мотивов деятельности учащихся и др.), метапредметные (способы деятельности, освоенные на базе одного или, возможно, нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях) и предметные (знания, умения, опыт творческой деятельности и др.) результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС и примерной программой конкретизируются для каждого класса и при этом могут быть дифференцированы по уровням

Такие требования задаются в деятельностной форме - то есть указывается, что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать (формулы, правила грамматики, этикетные нормы поведения и т.п.), уметь (находить, распознавать, выделять, вести расчеты, классифицировать, грамотно выстраивать устную и письменную речь и др.), использовать в практической деятельности и повседневной жизни (вести учет расходов, применять риторические приемы, находить подходы к решению типовых проблем и т.д.).

7. Приложения к программе (на усмотрение учителя)

- контрольно-измерительные материалы;

- темы проектов;

- темы творческих работ;

- методические рекомендации;

- другие материалы.








Cтруктура календарно-тематического планирования

  1. Титульный лист, пояснительная записка, собственно тематическое планирование.

  2. Сведения, содержащиеся на титульном листе:

  • «Согласовано: руководитель ШМО…….. /И.О.Ф./, дата

  • «Утверждаю: директор МОУ ……/И.О.Ф./, дата

  • Название организации

  • Название документа (календарно-тематический план)

  • Название предмета (в соответствии с названием в учебном плане)

  • Класс

  • ФИО учителя, категория

  • Учебный год

  1. В пояснительной записке рекомендуется указать:

  • Документы, на основании которых составлено календарно-тематическое планирование (базисный учебный план, Федеральный государственный стандарт, программа, рекомендованная МОРФ, авторская программа; рецензент).

  • Государственные программы с полными выходными данными (название программы, автор(ы), издательство, год издания).

  • УМК учителя (методическое пособие, учебник, рабочие тетради, др.).

  • Класс.

  • Количество часов в неделю согласно учебному плану школы: федеральный, региональный, школьный компонент. Количество часов - резерв. Общее количество.

  • Образовательная технология (традиционная, развивающая, др.).

Форма составления тематического планирования по русскому языку

Порядковый № урока

Тема раздела, тема урока

Кол-во часов (на раздел, урок)

Цели урока (учебные)

Основные виды деятельности (для стандартов 2004 г.)

УУД (для стандартов второго поколения)

Форма урока, методы обучения

Виды контроля

Оснащение, оборудование

Дата проведения урока



Можно ввести дополнительные графы:

- Домашнее задание.

- Примечания (используемая дополнительная литература; содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся; запланированная индивидуальная работа с одарёнными учениками; планируемая инновационная деятельность; словарно-орфографическая работа; домашнее задание и др.)

© 2010-2022