Политехнизм и полипрофессианализм в современной образовательной практике

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Политехнизм» и «Полипрофессианализм» в

социальной одаренности детей

в современной образовательной практике

(из опыта работы педагога)


Федотов К.В.,

ГБОУ СОШ № 1137, г.Москва,

e-mail: [email protected]


В современных условиях серьезных качественных изменений системы образования и воспитания и все большего смещения приоритетов в сторону поддержки и развития внутреннего потенциала личности детей и подростков наибольшую актуальность приобретает проблема развития детской и подростковой одаренности. Этот вопрос связан с потребностью общества в неординарной личности.

Однако если рассмотреть работы Н.К. Крупской написанные еще в советские времена можно понять, что вопросы школьного «политехнизма» и ученического самоуправления выступающие как процессы направленные на всестороннее развития учащегося актуальны всегда, что связано с постоянно динамично развивающимся миром.

Все эти вопросы о которых актуально говорится сейчас, рассматривалось Н.К. Крупской еще в 1917 году: «Но не старого работника должна готовить наша школа. Она должна готовить такого работника, которого требует жизнь, требуют условия нашей развивающейся промышленности, - умелого рабочего, такого, которого требует не отсталая, а передовая, высоко развития промышленность, потому что вводить мы будем наиболее совершенное, а не отсталое оборудование».

Если рассматривать работы Н.К. Крупской, не с точки зрения социализма и адаптируя их под современные понимания и требования общества, мы получим современные требования общества к человеку как к «полипрофессионалу», мыслящего и понимающего не как узкого специалиста, а специалиста широкого профиля.

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений [4]. В той или иной мере любой ребенок может стать социально одаренным в том случае, если будут созданы условия его развития [9]. Тогда социальную одаренность личности можно рассматривать, как способность человека проявить свои лидерские, коммуникативные, творческие и иные качества человека в социальной среде, в которой действует личность и которую личность тем самым преобразует.

Современные исследователи предложили комплекс разнообразных методик по развитию детской одаренности (Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.С.Юркевич, Дьяченко О.М. и др.). Они обосновали решение широкого спектра научно-практических задач диагностики, прогнозирования развития интеллектуально-творческого потенциала личности, воспитания и обучения одаренных детей и подростков в образовательном процессе [4,5,10,2].

Комплексы методик и анализ исследовательских работ таких известных ученых, как Романова Е.С., Комаров Р.В., Н.К. Крупской стали теоретической основой моей работы в области одаренности детей как старшего вожатого школы - руководителя ученического совета, учителя информатики и технологии [8,3].

Новое, потому что это актуально. Как учитель информатики и технологии, я стараюсь придерживаться нетрадиционных методик и форм ведения урока. Это выражено в применении программированного метода, саморазвивающего метода, творческого метода, группового метода, дифференцированного метода, фронтального метода, проблемного метода, поискового метода, комплексного подходах [6,7]. Изначально данные подходы к ведению урока вызывают интерес у ученика к предмету, позволяют выражать себя, одновременно с этим ученик ищет пути решения поставленных задач. В данных методах социальные задачи у учащихся разные. К примеру, в случае полного и неполного выполнения самостоятельной работы ученик получает возможность стать консультантом ученику, показавшему слабый результат, после консультирования с учителем и самостоятельной подготовки, что помогает ученику избежать негативного влияния отрицательной оценки, использовать наставническую социальную роль. Так, например, на уроке информатики в 5 классе основной формой работы является использование электронной тетради, что позволяет у учащихся развивать манипулятивные действия мелкой моторики рук, практически приучать детей к владению компьютерной грамотностью, помимо основных тем изучения идет практическое освоение прикладных программ, которые будут использоваться только в будущем, но непременно пригодятся каждому пользователю. При этом на занятиях учитель является не «мучителем», а консультантом, помогающим ученику в затруднительный момент. В рамках обучения информатике выстроена межпредметная связь с учебными дисциплинами: технологией, историей, литературой, русским языком, москвоведению, математикой. Это выражено в практических и теоретических заданиях по информатике. Примером может стать изучение темы «Передача информации» с применением фрагмента текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Перед обучающимся ставится задача: определить источник информации, приемник информации, передатчик информации, возможные помехи в ее передаче.

На уроке стараюсь, чтобы учащийся действовал и обучался не в социальной роли ребенка, а в социальной роли взрослого человека, что позволяет учащимся адекватно рассматривать, логически решать учебные задачи с различных сторон, постепенно адаптировать учащихся к «взрослой жизни».

Для применения полученных знаний на практике ученику предлагается самому выбрать тему практической работы, которая отражала бы полученные комплексные знания. В данном случае можно рассмотреть пример: ученик 8 класса выполняет технический проект, используя полученные теоретические знания и практические умения не только по технологии, где нужно оформить всю техническую документацию на изделие и сделать ее макет, но еще использует знания и навыки, полученные по другим предметам, таким как: математика, физика, история, информатика, черчение, экономика.

Еще существенную роль в организации системной работы с одаренными детьми играют общественные объединения и ассоциации [3]. Они дополняют школьные уроки, поскольку отражают более широкий спектр мнений по проблемам образования одаренных детей. Социальная одаренность предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Социальная одаренность выявляет особенности, которые позволяют быть лидером, проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Наибольшую степень социальной одаренности, социально- профессионального самоопределения, гражданского становления личности школьники получают именно в работе различных досуговых объединений [1].

Однако: «В коммунах детских республик труда - одновременно и законодательствущее и работающее объединение ребят дружно, сообща постановляют и, дружно, сообща, помогая друг другу, проводят свои постановления в жизнь»

«Школьное самоуправление важно еще в одном отношении. Оно, при правильной постановке дела, учит каждого учащегося учету и контролю - учету сил, возможностей, результатов работы, контролю над работой, над ее темпом, результатами».

В современной школе ученики организовывают группы по интересам (музыка, техника, творчество, фотография, моделирование, патриотизм и т.д.) и проводят различные мероприятия в школе, направленные не только на отдых, но в то же время и на воспитательные цели (школьные объединения). В нашей школе все идеи и предложения рассматриваются учениками и реализуются их силами. Некоторые из таких мероприятий становятся традиционными для всей школы: день самоуправления, КВН, день здоровья, Международный день кино «Рождественские выходные», фестиваль регионов России, мир в объективе, городской фотоконкурс «Сквозь века», окружной конкурс военно-исторической миниатюры «Наука побеждать» и другие.

Руководящим органом ученического самоуправления является ученический совет. Ученический совет действует на основании положения об ученическом самоуправлении, который реализует права учащихся на управление образовательным учреждением.

Различные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными [1].

В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Создание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя и других. Например, ученик К.М. живет в социально - неблагополучной семье, воспитывается только мамой и бабушкой, возможны предпосылки к антисоциальному и общественному поведению, распитие алкоголесодержащих продуктов и употребление наркотических веществ. Однако участие ученика в этой системе позволяет ему реализовать себя, при этом получая социальное одобрение на адекватное поведение и участие в различных социальных группах, что не дает ребенку проявлять асоциальное поведение, другой пример: ученица А.Н., имеющая активную социальную позицию, -яркая личность, все эти формы и методы работы дают ей возможность практически попробовать и «применить» на себе различные социальные роли, что повышает у учащейся социальный интеллект.

Важную роль играют детские и молодежные общественные организации, в которых самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Условия, которые намеренно создаются для ребенка в школьных объединениях, а именно реализация себя в различных социальных ролях, дают ему возможность выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширить знания о возможностях реализации себя в различных социальных и профессиональных сферах.

В школе действует взаимосвязанная система обучения и воспитания обучающихся путем свободного выбора ими решения различных образовательных и воспитательных задач. Все это позволяет ребенку проявить себя, расширить знания, реализовать эти знания на практике, что разносторонне его развивает.

Таким образом, удалось создать условия для развития социальной одаренности учащихся путем изменения социальной роли учащегося, выбора нетрадиционных форм и методов ведения урока. Таким образом, действует единая концепция, направленная на развитие учащегося благодаря адаптации «советской школы» в современном демократическом государстве.

Положительным результатом данной концепции является показатели социальной адаптации учащихся, установление множества коммуникативных межличностных связей, самоорганизация, самоактуализация, самоопределение, гражданское становление личности.


Литература

1.Бархаев В.П. «Педагогическая психология» - Спб; 2009г.

2.Дьяченко О.М. «Одаренный ребенок» -М; 1997г.

3.Комаров Р.В. «Готовность к самораскрытию как психологическое условие развития креативности учащихся в системе дополнительного образования» М; 2006г.

4.Лейтес Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» -М; 1996г.

5.Матюшкин А.М. «Проблемные ситуации в мышлении обучения» -М; 2008г.

6.Матюшкин А.М. «Проблемное обучение прошлое, настоящие, будущие» -Нижневартовск; 2010г.

7.Селевко Г.М. «Современные образовательные технологии» -М; 1998г.

8.Романова Е.С. «Организация профориентационной работы в школе» М; 2013г.

9.Рубинштейн С.Л. «Общая психология» - Спб; 2000г.

10.Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

© 2010-2022