Повышение качества образования в рамках реализации ФГОС

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение качества образования в рамках реализации ФГОС


Образование сегодня является важнейшей сферой социальной жизни. Именно оно формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание и направленность отражают образовательные программы и стандарты. В центре образовательного процесса находится потребитель знаний - обучающийся. Конечным продуктом станет качество его подготовки.

Качество образования понятие многогранное. В современном понимании качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся государственному стандарту, но и успешное функционирование самого ОУ, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения образовательных услуг.

Важной составляющей повышения эффективности реализации ФГОС является развитие профессиональной компетентности педагога.

С этой целью все учителя начальных классов и учителя работающие в основной школе прошли необходимую курсовую подготовку. Самостоятельно изучили проект и ФГОС, его концепцию, требования, учебный план, сборник рабочих программ и образовательную программу ОУ, новые требования Санпина и систему учебников.

А далее началась кропотливая работа по его реализации с целью решения образовательных задач, основной из которых является повышение качества образования.

На ее решение ориентирован весь методологический аппарат каждого педагога, основой которого является деятельностный подход, направленный на включение всех обучающихся в освоение учебного материала в результате применения широкого спектра современных технологий, методов, форм обучения, приемов и иных педагогических ресурсов урочной и внеурочной деятельности.

Педагог, владеющий умениями, необходимыми для введения ФГОС, видит профессиональные проблемы и способен выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Для реализации индивидуальной образовательной программы учителю необходимы дополнительные ресурсы: интеллектуальные, материально-технические, финансовые. В школе созданы все условия для организации учебного и воспитательного процесса, но безусловной является необходимость модернизации технического оснащения современного урока. В МБОУ СОШ с. Старопетрово мы стремимся использовать все возможные ресурсы для реализации поставленных целей. В результате чего в школе все кабинеты оборудованы сетью Интернет, имеется локальная сеть, у каждого педагога имеется персональный ноутбук, 5 кабинетов оборудованы интерактивной доской и проектором, 2 кабинета имеют рабочие места 1 компьютер - 1 ученик.

Много сделано, но перед сельской школой стоит ряд проблем, от которых зависит качество образования:

- одна из них - низкая рождаемость в сельской местности порождает низкое финансирование образовательных учреждений, таким образом, совместно обучаются 1 и 3 классы, 2 и 4 классы. В основной школе приходиться соединять уроки технологии, физической культуры, музыки, ИЗО;

- нагрузка учителя увеличивается, так как нужно готовиться не к 4-6 урокам в день, а к 8-12;

-отсутствие психологической службы и логопеда в ОУ;

-недостаточность методического сопровождения, диагностического материала для качественного и углубленного проведения мониторинга;

-упрощенное понимание отдельными педагогическими работниками сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода: сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока;

- нехватка квалифицированных специалистов для организации внеурочной деятельности в школах ;

невозможность привлечения специалистов дополнительного образования для организации занятий внеурочной деятельностью;

-не в полной мере оснащены современными техническими средствами, росто-возрастной мебелью;

- слабый социальный уровень населения - 87% не позволяет одаренным детям принимать участие в олимпиадах и конкурсах всероссийского масштаба.

Не смотря на возникшие трудности процент качества образования, согласно муниципальному заданию, с 2011 по 2015 года вырос с 51% по 56%.

Для повышения качества образования в рамках ФГОС НОО была проведена следующая работа:

организована деятельность рабочей группы по созданию, доработке, реализации ООП;

проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП;

разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися начальной школы;

организована психолого-педагогическая диагностическая работа:

- определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе;

- проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика в 1-х классах;

- проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики обучающихся 1-х классов;

- педагогами начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников;

организовано психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе:

- проведена индивидуальная работа по устранению психологических проблем обучаю-

щихся;

-организована работа методического объединения учителей начальной школы по темам:

- "Организация накопительной системы оценки достижений учащихся";

- "Организация работы по внедрению методик и технологий, направленных на реализацию идеи целостного развития личности в образовательной деятельности";

- "Разработка заданий, направленных на формирование у учащихся универсальных учебных действий";

- "Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников";

проводиться мониторинг занятости учащихся во внеурочной деятельности.

Итоговые работы за 1-4 класс выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 100% обучающихся 1-4-х классов сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

В 4-х лет проводилась работа по формированию УУД у обучающихся 1-4-х классов;

организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания;

ведется эффективная работа по нравственному воспитанию, учащиеся могут адекватно оценивать свою работу. У детей сформированы навыки познавательной деятельности. Они могут организовать совместную работу по заданным условиям и продуктивно выполнять её.

По итогам диагностики проводятся психолого-педагогические консультации для родителей, ведется работа с детьми группы риска.

С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование системы накопительной оценки - портфолио учащихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки в нашей школе является портфолио учащегося, который позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребенком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Отбирая в свое портфолио творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог отслеживает как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Портфолио способствует повышению самооценки учащегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Отрадно видеть, как к концу четвертого класса учащиеся уже осознанно подходят к оформлению своего портфолио.

Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий);

использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;

ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;

осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения;

возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами;

положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.

В соответствии с ФГОС в школе реализуется как урочная, так и внеурочная деятельность.

Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. На уроках учителя применяют системно-деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно-коммуникативные, групповые технологии; компетентностный подход; личностно-ориентированный подход.

Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Представление проектов происходит как в классе, так и на школьных научно-практических конференциях.

Большое внимание уделяется решению проектных задач, которые помогают нам увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности.

На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, ведется работа по формированию ИКТ-компетентности.

Внеурочная деятельность учащихся 1-4-х классов организуется по направлениям развития личности:

1.Социальное. Кружок «Квилиг», кружок «Умелые руки».

2.Общеинтеллектуальное. Кружок «Умники и умницы», кружок «Занимательная грамматика», кружок «Занимательная математика».

3.Общекультурное. Кружок «Веселые нотки».

Эти направления обеспечивается ведением кружков по интересам.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет 2 часа в каждом классе. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности предполагается организация отдыха детей и их оздоровление в летнем лагере, созданном на базе школы.

Большая роль в стимулировании и поддержке способных и талантливых детей принадлежит созданной в школе особой интеллектуальной среде. Это достигается за счет включения учащихся в творческую исследовательскую деятельность. В школе работает научное общество учащихся «Глобус». В декабре каждого года проводится «День науки», где учащиеся защищают свои научные проекты.

Нельзя не отметить роль Всероссийской предметной олимпиады в выявлении одаренных детей. Учителями в школе организуется проведение всероссийских конкурсов- олимпиад по английскому языку «Британский бульдог», по информатике и ИКТ «КИТ», по математике «Кенгуру». Активное участие наши дети принимают в «Кубке Гагарина» - 61%.

В школе ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводится анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах.

По результатам работы в начальных классах можно сделать вывод: учителя начальных классов добивались выполнения тех целей, которые были поставлены в начале введения ФГОС, старались создавать условия для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных учебных действий, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки реализации ФГОС НОО, перед учителями 5-9 классов стоят следующие задачи:

  1. Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно - деятельностный подход в обучении.

  2. Разработать авторские программы по формированию метапредметных результатов в реализации различных видов деятельности

  3. Составить план и вести систематическую работу с одаренными детьми;

  4. Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;

  5. Продолжить работу по изучению и внедрению в практику работы учителей новых стандартов (ФГОС)

  6. Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.

  7. Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников.

Повышение качества - стратегическая цель модернизации российского образования. Модернизация, в свою очередь, предполагает внедрение и развитие инновационных подходов к управлению качеством образования на всех уровнях. Согласно новому закону об образовании основой повышения качества образования на всех уровнях является ФГОС.




© 2010-2022