Специфика формирования поликультурной компетентности учащихся в условиях гимназического образования

"Одним из стратегических направлений развития современного образования является "формирование поликультурной компетентности обучающихся. Этот процесс, несомненно, требует создания в ОУ определенных условий. Авторы статьи описывают специфику гимназического образования, которое имеет ряд преимуществ в решении данного вопроса. В статье рассматриваются структурные компоненты поликультурной компетентности гимназиста: мотивационно-ценностный, когнитивный, поведенческо-деятельностный, а также даются их...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Специфика формирования поликультурной компетентности учащихся в условиях гимназического образования.

Никитина Н.Н. д.п.н., профессор

ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»

Михайлова М.А. зам.директора по НМР, педагог-психолог

МБОУ «Гимназия№13» г.Ульяновска

Специфика социализации личности школьника в современных условиях определяется процессами глобализации и интеграции, сближения и тесного сотрудничества стран и народов. Характерной приметой современной действительности является объективно обусловленное усиление их взаимозависимости и взаимодействия. Развитие поликультурного мира - уникальный, сложный, полный противоречий процесс. Люди, у которых веками складывалась психологическая структура различий «свой - чужой», «я - не я», не всегда готовы мирно и продуктивно жить и трудиться в полиэтничной среде.

Жизнь свидетельствует, что на почве неприятия и вражды к людям других национальностей, рас, вероисповеданий в мире возрастает уровень социальной напряженности, сопровождающийся нескончаемыми военными конфликтами, террористическими актами и другими проявлениями межнационального противостояния.

Повышение уровня полиэтничности в сочетании с сохраняющимися проблемами социально-экономического жизнеустройства определенной части населения, проявляющиеся на фоне активизации национального самосознания, националистические настроения среди коренных жителей создают предпосылки для дестабилизации в обществе, детерминируют тенденции к обострению существующих социальных рисков.

Растущее осознание мировой общественностью обострения противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды, в которой живет и трудится человек, и неготовностью мирового сообщества к изменяющимся условиям жизни выдвинуло на первый план в контексте обоснования стратегических направлений развития образования создание условий для формирования и развития поликультурной компетентности подрастающей личности.

Рассмотрим ряд понятий, характеризующих сущность данного феномена.

Поликультурность - многообразие всевозможных культур свойство современного социокультурного пространства, среды, в которой живет и формируется личность.

Поликультурность (мультикультурность) личности - совокупность социально-психологических характеристик, обеспечивающих возможность мирного сосуществования субъектов как представителей различных культур в условиях демократического гетерогенного социума (И.Т. Сулейманов).

Компетентность - совокупность психологических качеств, обеспечивающих эффективность выполнения человеком определенной деятельности, готовность действовать в ситуациях неопределенности.

Поликультурная компетентность - интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, опыта поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в поликультурном обществе, реализующееся в способности решать задачи эффективного взаимодействия с представителями разных культур (национальностей, рас, верований, социальных групп), сохраняя свою социокультурную идентичность.

Анализ инновационного опыта функционирования российских гимназий в конце ХХ - начале XXI вв. дает основания опираться в разработке проблемы формирования поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования на следующие позиции.

Гимназия - вид общеобразовательного учреждения, в котором учебно-воспитательный процесс реализуется на основе программ полного среднего образования повышенного уровня гуманитарной направленности.

Гимназическое образование - среднее (полное) образование, основанное на принципах:

  • универсальности;

  • гуманитарности;

  • культуросообразности;

  • элитарности, которая заключается, в первую очередь в том, что уровень и качество подготовки выпускника гимназии должны быть на несколько порядков выше, чем в стандартной общеобразовательной школе;

  • демократичности;

  • герменевтичности;

  • поликультурности;

  • интеграции личностно-ориентированной и деятельностной парадигм обучения. Основная ценность образования понимается в данном случае не столько как сумма знаний, которую приобретает в стенах гимназии ученик, сколько как его компетентность в различных видах деятельности.

Миссия гимназии заключается в создании такого образовательного процесса, продуктом которого будет личность культурного, социально активного человека, образовательная подготовка которого основана на профильной подготовке в лингвистической, естественно-научной, финансово-экономической областях знаний. То есть по завершении обучения в гимназии учащиеся должны обладать совокупностью сформированных, воспитанных, приобретенных в стенах гимназии качеств: гуманитарный тип мышления; развитый интеллект, способность к длительному интеллектуальному труду; сформированное мировоззрение; построенная система ценностей, адекватная гуманистическим идеалам, толерантность; развитые рефлексивное сознание, умение учиться и коммуникационные и адаптивные способности; умение пользоваться свободой выбора, понимать свободу как ответственность; умение проектировать свою деятельность, создавать программу реализации проекта; культура мыслительной и речевой деятельности, отношений, эстетическая и правовая культура; встроенность в культурное пространство (оно должно быть узнаваемым, знакомым и обжитым); креативность, культуротворчество.

В образовательной среде гимназии есть еще одно важное свойство, связанное с особой ролью изучения иностранных языков, - то, что можно назвать лингвистической ориентацией гимназического образования, в котором столь значим процесс трансляции знаний, а средство трансляции - язык - рассматривается как объединяющее поле всей образовательной среды, как средство передачи мысли и средство понимания другого человека. В этом проявляется ярко выраженный гуманитарный характер и универсальность гимназического образования, которые должны быть реализованы при построении образовательной среды гимназии.

Выпускники гимназии, изучающие 2-3 языка, как правило, ориентированы на продолжение их совершенствования и профессиональную деятельность, связанную с активным их использованием в процессе межкультурного взаимодействия и сотрудничества. Все это делает насущно необходимым акцентирование внимания не только на вопросах межкультурного взаимодействия с представителями этнокультур нашей страны, но и других стран и народов.

Специфика гимназического образования порождает наряду с целым спектром достоинств и ряд проблем, которые требуют особого подхода при организации процесса формирования поликультурной компетентности учащихся.

1. Первая из них связана с элитарностью гимназического образования, которая достаточно хорошо осознается гимназистами и создает предпосылки для формирования интолерантного поведения, формирования чувства снобизма по отношению к учащимся негимназических классов и школ. В условиях современных гимназий часто рядом обучаются ученики гимназических и общеобразовательных классов. Учащиеся общеобразовательных классов не изучают в таком объеме и количестве иностранные языки и другие предметы, которые включены в содержание гимназического образования. Таким образом, перед педагогическим коллективом встает задача формирования поликультурной компетентности и той, и другой групп учащихся, и прежде всего - толерантного отношения друг к другу.

2. Вторая проблема возникает в связи с лингвистической ориентацией гимназического образования на интенсивное изучение иностранных языков. Как отмечают исследователи, изучая иностранные языки, культурные особенности иноязычных стран, учащиеся подчас начинают пренебрежительно относиться к родному языку, обычаям, нормам поведения, характерным для российского общества (Е.И. Пассов, А. Р. Мурасова и др.) Личность может «потеряться» среди приоритетов различных культур. Кроме того, многочисленные социологические исследования свидетельствуют о кризисе культурной идентичности современной молодежи, о снижении ее интереса к отечественной культуре, а также о приоритете материальных ценностей над духовными. Проблема сохранения своей культурной идентичности является важнейшей социально-культурной задачей современного российского общества. Особенно актуальна проблема культурного самоопределения гимназистов, т.к. они часто не учитывают то, что язык является одним из самых значимых явлений культуры. Таким образом, приоритетным аспектом формирования поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования должно быть формирование этнокультурной и национальной составляющих социокультурной идентичности, обеспечивающих становление гимназиста как патриота своей Родины, носителя собственной культуры и равноправного субъекта международного межкультурного взаимодействия.

Мы выделяем следующие структурные компоненты поликультурной компетентности гимназиста: мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческо-деятельностный; а также даем их содержательные характеристики. Поскольку, согласно Концепции поликультурного образования, базовым учреждением поликультурного образования является одиннадцатилетняя школа с тремя ступенями - начального (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и полного общего (10-11 классы) образования, перед нами встала задача определения содержательного наполнения каждого компонента поликультурной компетентности гимназиста на всех трех ступенях.

При этом, очевидно, на первой ступени (1-4 классы) речь должна идти о формировании основ поликультурной компетентности.

В наиболее общем виде структурные компоненты поликультурной компетентности выглядят следующим образом:

  • когнитивный - сформированность системы поликультурных знаний, обеспечивающих межкультурное взаимодействие личности на принципах толерантности и сохранение социокультурной идентичности в поликультурном обществе;

  • мотивационно-ценностный - сложившаяся система мотивационно-ценностных образований: мотивов, ценностей, интересов, потребностей, регулирующих повседневную жизнь и деятельность личности в поликультурном обществе;

  • поведенческо-деятельностный - сформированность поликультурных умений и навыков, опыта позитивного взаимодействия с представителями разных культур, соблюдение социальных норм и правил поведения в поликультурном обществе, а также сохранения норм и традиций своего этноса и нации, не противоречащих общепринятым в данном обществе.

Литература

  1. Сулейманов, И.Т. Становление и развитие поликультурного образования в Германии: автореф. дис….канд.пед.наук [Текст] / И.Т. Сулейманов. - Ульяновск, 2010. - 26 с.

  2. Пассов, Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования [Текст] / Е.И. Пассов. - Мн.: Лексис, 2003. - 184 с. - ISBN П-КОМ-ИНО-2003.

  3. Письмак, Г.А. Современные направления гимназического образования в России [Электронный ресурс] / Г.А. Письмак. - Режим доступа: art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2008/pismak_24_08_2008.htm

4. Никитина Н.Н., Михайлова М.А.: Формирование поликультурной компетентности личности в условиях гимназического образования: теоретическая разработка.- Ульяновск, 2012. - 36 с.



© 2010-2022