Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся обеспечивает:

-пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересован-ного отношения к собственному здоровью);

- формирование установки на использование здорового питания;

-использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

-применение рекомендуемого врачами режима дня;

-формирование знаний о негативных факторах риска здоровью детей (пониженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

-формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

Ключевые понятия

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия (по определению Устава Всемирной Организации здравоохранения).

Здоровый образ жизни - это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), способствующее эмоциональному благополучию, профилактике болезней и несчастных случаев.

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о

факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996).

Ценности - это положительные значения объектов материального и духовного мира,

закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению.

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным

функционированием всех его органов и систем.

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.

Физкультура - овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и

оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу

прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещѐ и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.

Гигиена - это наука о сохранении и укреплении здоровья людей.

Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует

сохранению и укреплению здоровья человека.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования в МБОУ СОШ №29 сформирована с учѐтом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

-факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

-чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

-активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьѐзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребѐнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью

Цель программы:

Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Создание единого образовательного пространства нравственного, духовного,

экологического пространства в рамках "семья-школа"

Задачи программы:

  • Сформировать знания о позитивных факторах, влияющих на здоровье (здоровое питание, занятия физической культурой и спортом, режим дня).

  • Сформировать знания о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

  • Сформировать навыки осознанного выбора поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

  • Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, связанным с особенностями роста и развития, состоянием здоровья.

  • Сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе.

Актуальность

Самое драгоценное у человека - здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой, алкоголизмом родителей и.т.д.

Известно, что кризис здоровья детей, подростков и молодѐжи в России угрожает национальной безопасности, экономическому и социальному развитию, обороноспособности

страны. Масштабы и последствия нарушения здоровья новых поколений огромны. Эти проблемы лежат в сфере жизненных интересов общества, семьи, личности. Состояние здоровья детей и подростков по оценкам специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% от генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одному требованию - быть здоровым. Здесь немаловажным яв-ляется понятие «экология здоровья».

Стандарт второго поколения определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в

качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей и родителей.

Основные принципы создания программы:

1. Учет индивидуальных возможностей и способностей школьников.

2. Учет возрастных особенностей обучающихся

3. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

4.Обеспечение мотивации образовательной деятельности.

5.Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.

6.Рациональная организация двигательной активности

7.Обеспечение адекватного восстановления сил.

Цель:

1.Создание единого образовательного пространства нравственного, духовного, экологического пространства в рамках "семья-школа"

2.Разработать единые принципы организации экологичного образовательного пространства как одно из необходимых условий формирования экологической культуры

3.Формирование экологической культуры

Задачи:

- Создать условия для устойчивого развития личности в рамках "семья-школа."

- Мотивировать людей, живущих и работающих в ближайшем окружении, к участию в решении экологических проблем.

- Выяснить механизм работы органов власти, занимающихся экологией ближайшего окружения.

- Создать модель отношений между субъектами, заинтересованными в решении экологических проблем.

- Изучить экологические потребности членов школьного коллектива и скорректировать их с уче-том экологической культуры школы.

- Реализовать экологические потребности населения в преобразовании ближайшей окружающей среды.

- Создать систему ценностей на основе единых понятий и представлений об экологической куль-туре (определить нормы и правила, модели поведения).

- Разработать формы и методы формирования экологической культуры (ритуалы, значащие события (имеющие интерпритацию), обряды, традиции.

- Внедрить (реализовать) проекты, как часть программы с целью выработки устойчивого экологического поведения.

- Определить индикаторы эффективности внедрения данной программы (мониторинг).

- Корректировать содержание программы и процесс ее реализации в зависимости от полученных результатов.

Характеристика здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

МБОУ СОШ № 29 работает в II смены. Режим работы школы определяется шестидневной

рабочей неделей, кроме 1-х классов. На каждом уроке проводятся динамические паузы.

Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из инвариантной и вариативной частей, не превышает величину недельной образовательной нагрузки.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, развивающимися играми. Четвертые уроки проводятся в нестандартной форме);

- в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока не менее 40 минут каждый);

- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 25 минут;

Количество уроков по дням недели в начальном звене не превышает пяти.

В целях обеспечения процесса адаптации учащихся1 -х классов продолжительность уроков составляет 35 минут при общем количестве 4 урока. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимальной до-пустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов 4 урока и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры (плавание);

- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков;

При составлении расписания занятий учитывалось выполнение следующих требований:

1. Создание оптимальных условий для обеспечения высокоэффективного труда обучающихся, при этом:

- обеспечивался учет гигиены умственного труда учащихся разных возрастных категорий, дневной и недельной динамики их работоспособности;

- учитывалась сложность учебных предметов для восприятия обучающимися во взаимосвязи с эффективностью их работоспособности в течение каждого отдельного рабочего дня и рабочей н-дели в целом.

2.Создание оптимальных условий для обеспечения единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

3.Создание высокого уровня эффективности труда учителя, недопущение снижения его работоспособности как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели, для этого:

- в расписании уроков предусматривались «окна» для организации взаимопосещения уроков преподавателями с целью обмена педагогическим опытом, для работы учителя в качестве классного руководителя, на случай замены заболевшего учителя;

- учитывался психологический настрой учителя при чередовании параллелей и классов в течение дня и всей рабочей недели.

-учитывались материально-технические условия учреждения, для этого всем обучающимся и учителям предоставлены равные возможности для занятий в специализированных учебных кабинетах, спортивном зале, плавательном бассейне.

Расписание объединений дополнительного образования составлено в соответствии с учѐтом расписания уроков обучающихся. Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением объединений дополнительного образования запланирован перерыв для отдыха не менее часа.

Начало занятий не ранее 8:00 часов, а их окончание - не позднее 19:00 часов. Занятия школьников спланированы через день, что исключает перегрузку обучающихся. Предусмотрен перерыв между занятиями различных групп. Продолжительность занятий зависит от возрастных особенностей обучающихся, и не превышает 1,5 часа. После 30-45 минут занятий запланирован перерыв длительностью 10 минут. Продолжительность занятий первоклассников составляет 35-40 минут в соответствии с нормами СанПиН.

В школе имеются условия для медицинского обслуживания. Для осуществления медицинской деятельности согласно перечню медицинских услуг используется медицинский кабинет и процедурный кабинет . Медицинское обслуживание обучающихся обеспечивается медицинским персоналом, который закреплѐн органом здравоохранения за школой и наряду с администрацией и педагогическими работниками несѐт ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Налажено сотрудничество с поликлиникой № 4: периодически проводятся лектории по сохранению и укреплению здоровья, как педагогов, так и обучающихся.

Созданы условия для организации горячего питания обучающихся: имеется обеденный зал

на 230 посадочных мест и помещения для хранения и приготовления пищи.

Следует отметить, что организация охраны, питания и медицинского обслуживания участников образовательного процесса функционирует слаженно и бесперебойно, находится в постоянном развитии, подвергается созидательному контролю со стороны органов государственного и общественного управления.

МБОУ СОШ № 29 имеет 31 учебный кабинет, бассейн, автогородок, лыжная база, музей Боевой Славы, кабинет БОС, тир, мастерская деревообработки и мастерская металлообработки; кабинеты обслуживающего труда и кулинарии; актовый зал на 150 мест; 2 кабинета информатики; 2 спортивных зала; столовая; библиотека с читальным залом, книгохранилище; специализированные кабинеты (кабинет физики, химии, биологии и ОБЖ); методический кабинет; медицинский и процедурный кабинет; кабинеты психолога и логопеда; кабинеты для групп продленного дня и внеурочной деятельности; кабинет музыки, спортивная площадка; кабинет безопасности дорожного движения, спортивное поле с искусственным покрытием.

В МБОУ СОШ № 29 в рамках внутреннего мониторинга качества образования действует мониторинг физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодѐжи. В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Широко используются в образовательном учреждении методики, адекватные здоровьесберегающему подходу к обучению - уроки смены деятельности, утренние зарядки, динамические паузы, организованные игровые перемены, 3-й час физкультуры, коврики для профилактики плоскостопия, физкультминутки, соблюдается питьевой режим, режим освещенности.

Особое внимание уделяется пропаганде здоровых привычек, профилактике вредных привычек, простудных заболеваний, заболеваний социального характера, формированию ценности здоровья.

Для проведения просветительской работы по вопросам профилактики вредных привычек, ВИЧ-СПИДа, по вопросам сохранения здоровья и здорового образа жизни, физического и полового раз-вития, осуществляется взаимодействие со службами города: «Центром медицинской профилактики», «Центром социальной помощи семье и детям Юнона», МГБ №3

Образовательное учреждение работает в постоянном контакте с ОБ ДПС ГИБДД УВД г.Сургута. Сотрудниками ГИБДД регулярно проводятся занятия по профилактике дорожно- транспортного травматизма.

Социально-психологическое сопровождение осуществляют: социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед.

Объектами деятельности социального педагога становятся дети, которые имеют проблемы в учебе и поведении, и дети, нуждающиеся в особом отношении и внимании.

Деятельность учителя-логопеда направлена на оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.

Ежегодно МБОУ СОШ №29 в рамках программы оздоровления организует лагерь с дневным пребыванием детей. Статистика свидетельствует о стабильности запроса родителей такой формы организации отдыха детей на каникулах.

Направления реализации программы

Направление формиро-вания здорового образа

жизни

Ценностные установки

Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного

образа жизни

Формирование ценностного отношения к

здоровью и здоровому

образу жизни

Здоровье физическое, стрем-ление к здоровому образу

жизни, здоровье нравственное,

психологическое, нервно-психическое и социально-психическое

1.У обучающихся сформировано отношение к своему здоровью, здоровью

близких и окружающих людей

2.Обучающиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном

здоровье человека

3.Обучающиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

4.Обучающиеся имеют первоначальные представления о роли здоровья человека, его образования, труда и твор- чества

5.Обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

Создание здоровье-сберегающей инфра-структуры образова-тельного учреждения

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

-Укрепление материально-технической базы; комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздорови-тельную работу с обучающимися (учитель-логопед, учителя физической культуры, психолог, медицинский ра-ботник)

Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным воз-можностям и особенностям обучающихся; индивидуализация обучения

(учѐт индивидуальных особенностей

развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным

программам начального общего образования

Рациональная организация образовательного

процесса

Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объѐму учебной и внеучебной нагрузки (вы-полнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения.

Организация физкуль-турно-оздоровительной

работы

Положительное отношение к двигательной активности и

совершенствование физиче-ского состояния

Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на

уроках физкультуры, в секциях)

-Рациональная и соответствующая ор-ганизация уроков физической культуры

и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего

образования

Реализация дополни-тельных образовательных программ

Ценность здоровья и здорового образа жизни

Эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формиро-вание ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включѐнных в учебный про-цесс

Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания

Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных

соревнований, дней здоровья, занятий

по профилактике вредных привычек.

Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания

Направление формирования здорового

образа жизни

Задачи формирования здорового

образа жизни

Виды и формы здоровьесберегающих

мероприятий

Формирование ценностного отношения к

здоровью и здоровому образу жизни

1.Пробуждение в детях желания заботиться о своѐм здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному

здоровью)

2.Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, ро-дителей к здоровью детей

Классные часы, беседы (урочная, внеклассная);

спортивные секции, туристические походы, встречи со спортсменами, тренерами (внеклассная);

урок физической культуры (урочная);

спортивные соревнования, игровые программы (внеклассная);

здоровьесберегающие технологии

(урочная, внеклассная).

Создание здоровье-сберегающей инфра-структуры образовательного учреждения

Организация качественного

горячего питания обучающихся

2.Оснащение кабинетов (в том

числе медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарѐм (медицинским,

спортивным, игровым)

Укрепление материально-технической

базы; комплектование необходимого и

квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздорови-тельную работу с обучающимися (учитель-логопед, учителя физической

культуры, психолог, медицинский работник, учитель плавания, классный

руководитель, учитель -предметник).

Рациональная организация образовательного процесса

Повышение эффективности

учебного процесса, снижение

чрезмерного функционального

напряжения и утомления, созда-ние условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха

2.Обеспечение возможности

обучающихся осуществлять

учебную и внеучебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными воз-можностями

Использование методов и методик

обучения, адекватных возрастным воз-можностям и особенностям обучаю-щихся; индивидуализация обучения

(учѐт индивидуальных особенностей

развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным

программам начального общего образования здоровьесберегающие технологии

(урочная, внеклассная).

Реализация дополни-тельных образовательных программ

Включение каждого обучающегося в здоровьесберегающую деятельность

Проведение дней здоровья, конкурсов, праздников; Организация занятий с обучающимися начального общего образования по оз-доровительному и спортивному плаванию в рамках дополнительного образования;

-Легкоатлетический кросс «Золотая осень»;

-День здоровья в плавательном бассейне;

-Первенство школы по баскетболу;

-Соревнования по водному поло;

-Первенство школы по волейболу;

-Комплексная эстафета по плаванию;

-Губернаторские состязания;

Просветительская ра-бота с родителями

(законными предста-вителями)

Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы

Лекции, семинары, консультации, курсы по вопросам роста и развития ребѐнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на

здоровье детей; - привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздо-ровительных мероприятий и спортивных соревнований («Папа, мама, я -

спортивная семья», спортивно-туристический праздник «Золотая

осень», творческий конкурс «Наша дружная здоровая семья»); - создание библиотечки детского здоровья, дос-тупной для родителей; -проведение ро-дительского лектория; -консультации логопеда, психолога, педагогов, фельдшера.

Формирование эколо-гической культуры

Изучение экологических по-требностей членов школьного

коллектива.

Реализация экологических потребностей социума в преобразовании ближайшей окружающей среды.

Создание системы ценностей на

основе единых понятий и представлений об экологической

культуре (определить нормы и правила, модели поведения)

Разработка форм и методов

формированияэкологической

культуры.

Внедрение (реализация) проектов, как части программы с целью выработки устойчивого

экологического поведения

Экологические проекты:

«Еѐ величество - ель!»

Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (дети, родители,

педагоги); показать важность и ценность елей на Земле, пополнение знаний о разновидностях дерева.

«Мой питомец»

Цель: формирование у обучающихся

представлений о домашних питомцах

как общекультурной ценности;

использование природоведческих зна-ний в заботе о своем питомце;

привлечение родительского сообщества к участию в основных мероприятиях

проекта.

Мониторинг эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся.

Основные результаты формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жиз-ни обучающихся не подлежат итоговой оценке индивидуальных достижений учащихся, однако оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: суждения родителей, самооценочные суждения детей.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения:

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

-элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Модель здоровья школьника

Здоровье физическое:

Совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье социальное:

Моральное самообеспечение, адекватная оценка своего «я», самоопределение.

Здоровье психическое:

Высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к действию.

Главное условие для успешного решения оздоровительной программы - воспитание соответствующей культуры у педагога и ученика:

- культуры физической (управление движением);

- культуры физиологической (управление процессами в теле);

- культуры психологической (управление своими ощущениями, внутренним состоянием);

- культуры интеллектуальной (управление мыслительным процессом и размышлениями).


© 2010-2022