- Преподавателю
- Директору, завучу
- Прогрмма по здоровьесбережению Здоровье
Прогрмма по здоровьесбережению Здоровье
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артемьев С.А. |
Дата | 07.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа № 2
МОБУ ЧСОШ №2
Заместитель директора по ВР Артемьева Н.Н.
Программа «Здоровье»
деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни на 2011-2016 учебный год
1. Аналитическое обоснование
программы
Предметом острой тревоги в современном обществе стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического здоровья детей.
Необходимость преодоления этой тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения и нации в целом все более осознается как актуальная задача государства, общества и всех его социальных институтов.
Здоровье детей школьного возраста зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении.
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание.
Еще в начале ХХ века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф.Эрисман внес понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей. К этим болезням им было отнесена близорукость (нарушение зрения), а также сколиоз (боковое нарушение позвоночника) и анемия (низкий уровень гемоглобина в крови). В современных условиях «школьные болезни» сохраняются, хотя их структура изменилась.
У наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе.
К другим заболеваниям, часто возникающим у школьников, относятся нарушение зрения, болезни костно-мышечной системы.
У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост.
Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Именно поэтому разработанная нами программа «Здоровье» направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий.
В её реализации задействованы все службы школы: администрация, педагоги, психолог, медицинские работники и технический персонал.
2. Основания для разработки программы:
-
Конвенция ООН о Правах Ребенка;
-
Закон РФ «Об образовании»;
3. Цель и задачи программы:
Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя, из конкретной ситуации в школе и в соответствии с постановленной целью можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.
Задачи:
-
Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.
-
Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
-
Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
-
Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
-
Организовать просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
4. Основные принципы реализации программы
- административное, научно-методическое обеспечение всех этапов и направлений деятельности;
- мониторинг и оценка эффективности промежуточных этапов реализации Программы, своевременное внесение коррективов;
- создание соответствующего психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
- мотивация учителя на сбережение и формирование личного здоровья, формирование позиции учителя не как проводника, а как носителя знаний;
- максимальное использование детского потенциала и готовности детей к собственным действиям в защиту здоровья, побуждение и поддержка детской инициативы;
- качество среды обитания школьников в целях создания условий достижения здоровья, гармоничного развития детей согласно их биологическому возрасту.
5. Основные направления программы.
- Учебно-воспитательная работа - применение педагогических технологий, методик, отбор учебного материала в контексте сохранения здоровья детей.
- Диагностическая работа - комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся; системный анализ состояния здоровья детей и уровня оздоровительной работы в школе с целью своевременной коррекции.
- Профилактическая и коррекционная работа - корректировка школьного банка информации о состоянии психического и физического здоровья детей; предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса.
- Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа - изучение и внедрение передового социального, педагогического опыта по оздоровлению детей; скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное внедрение в учебный процесс.
- Информационно-просветительная работа - пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная.
6. Участники программы:
-
Учащиеся
-
классные руководители
-
учителя-предметники
-
врачи-специалисты ЦРБ
-
школьный психолог
-
родители
7. Ожидаемые конечные результаты:
Реализация мероприятий программы позволит:
-
сохранить репродуктивное здоровье учащихся;
-
внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное и внеурочное время;
-
постоянно корректировать учебные нагрузки в соответствии с состоянием здоровья детей;
-
помочь социально адаптироваться (средствами образования) детям с проблемами в развитии и ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-
сформировать осознанное отношение детей и их родителей, членов педагогического коллектива к состоянию здоровья через пропаганду здорового образа жизни.
8. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение
Задачи и направления
Формы взаимодействия
Районная поликлиника
профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное
лечение.
медосмотры, медицинская
помощь, проведение лекториев и бесед медработниками
ГИБДД
предупреждение детского травматизма
лекции, беседы, ролевые игры для учащихся
9. Основные мероприятия программы «Здоровье»
1 этап
Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и
состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика
Мероприятия
Срок
Класс
Ответственный
1.
Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп
сентябрь
1-11
ЦРБ
Кл. руководители,
учителя физкультуры
2.
Профосмотры детей в условиях школы
В течение года
1-11
ЦРБ
3.
Анализ случаев травматизма в школе
В течение года
1-11
Зам. директора
по ВР
4.
Анализ посещаемости и пропусков занятий
по болезни
В течение
года
1-11
Зам. директора по УР
Кл. руководители.
Мониторинг психофизического здоровья учащихся
В теч.
года
1.
Тестирование в рамках программы оценки психофизического состояния и функционирования возможностей
организма человека
В течение
года
1-11
Зам. директора
по ВР
2.
Психологический мониторинг здоровья учащихся:
-
тест на адаптацию в нач. школе,
средней школе;
-
тест на тревожность
Сентябрь-
январь
1, 3, 5,
10
Психолог
Контроль за соблюдением санитарно - гигиенического
режима в школьном учреждении
1.
Эстетическое оформление класса и школы.
В течение
года
1-11
Директор школы
Классные руководители
2.
Рациональное расписание уроков, не допускающее
перегрузок (соблюдение требований СанПиНа
В течение
года
1-11
Зам. дир. по УВР
3.
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим
требованиям:
-
проветривание;
-
освещение;
-
уборка
-
ген. уборка
Ежедневно
Ежедневно
Раз в месяц
Все
поме-
щения
Зам. директора
по АХЧ,
зам. дир по УР,
зам.дир по ВР
4.
Диагностика загруженности учащихся домашними занятиями
В течение
года
Зам. дир. по УВР
5.
Организация активного отдыха на переменах.
Постоянно
1- 6
Кл. руководители
Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний
1.
Прививки детей согласно приказам Минздрава
В течение
года
1-11
ЦРБ
2.
Профилактическая работа во время эпидемий.
В течение
года
1-11
ЦРБ
Зам.директора по ВР
3.
Профилактическая работа через беседы, уголки
здоровья, полезные советы
В течение
года
1-11
ЦРБ
Классные руководители
Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга
1.
Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры.
В течение
года
1-11
Учителя
физкультуры
2.
Организация школьных соревнований и участие школьников в районных и областных соревнованиях
В течение
года
1-11
Кл. руководители,
учителя физ-ры
3.
Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий.
В течение
года
1-11
Зам. дир. по ВР
Кл. руководители
4.
Работа спортивных секций
В течение года
1-11
Учителя физкультуры
5.
Организация и проведение конкурсов: «Самый спортивный класс»
В течение года
1-11
5-11
Учителя физкультуры,
ОДК
Профилактика травматизма
1.
Занятия по правилам дорожного движения
(выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)
В течение
года
1-11
Зам. дир. по ВР,
Кл. руководители
2.
Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ, ПДД
По программе
1-11
Преподаватель ОБЖ, учителя нач. классов
3.
Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности
В течение года
1-11
Директор школы,
Кл. руководители
Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек
1.
Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, ПДД и биологии
В течение
года
1-11
Преподаватели ОБЖ,
биологии, нач. классов
2.
Тематические классные часы (Приложение 1)
В течение
года
1-11
Кл. руководители
3.
Тематические родительские собрания (Приложение 2)
В течение
года
1-11
Кл. руководители,
Зам. дир. по ВР
4.
Встречи с сотрудниками ЦРБ
В течение года
8-11
Зам. дир. по ВР
5.
Конкурсы, викторины (Приложение 3)
По
плану
5-11
Зам. дир. по ВР
Кл. руководители
6.
Посещение бассейна, катка, лыжной базы
По желанию и по плану
2-11
Кл. руководители
II этап
На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» 2011-2016 будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на следующий учебный год.
10. Координация и контроль реализации программы
Контроль над реализацией программы осуществляет администрация школы.
Администрация:
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы, вносит предложения по его коррекции;
- осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы;
- координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по развитию системы оздоровления детей и подростков.
Заключение
Данная программа «Здоровье» рассчитана на 5 лет и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
В учебном году следует уделять особое внимание решению следующих задач:
-
отработка системы выполнения уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
-
создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
-
просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей, а также углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематические классные часы
1 - 4 классы
-
Режим дня.
-
Закаливание организма.
-
Культура поведения в общественных местах.
-
Культура поведения за столом.
-
Культура питания.
-
Мой друг - Мойдодыр.
-
Культура одежды
-
Профилактика простудных заболеваний.
-
Береги здоровье смолоду.
5 - 8 классы
-
Режим дня.
-
Что такое здоровье?
-
Способы укрепления здоровья.
-
Культура питания.
-
Культура одежды.
-
Гигиена мальчика и девочки.
-
Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.
-
О вредных привычках.
-
О вреде никотина.
-
О вреде алкоголя.
-
Имя беды - наркотик.
-
Покончить с грубостью.
-
Определение здорового образа жизни.
9 - 11 классы
-
Береги здоровье смолоду.
-
О вкусах не спорят, о манерах надо знать.
-
Гармония тела.
-
Роль спорта в жизни человека.
-
Как одеваться: стильно, модно, удобно?
-
Система питания старшеклассника.
-
Культура гигиены девушки.
-
Культура гигиены юноши.
-
Покончить с грубостью.
-
Победить зло.
-
Стресс.
-
Традиции и табакокурение.
-
Исторические аспекты винопития на Руси.
-
Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.
-
Почему принимают наркотики.
-
Когда возникает интерес к наркотикам.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Тематика родительских собраний
-
Психологические особенности учащегося (по возрастам).
-
Режим дня и гигиенические нормы.
-
Режим питания.
-
Встреча с инспектором ПДН
-
Лекции специалистов ЦРБ.
-
Семейные конфликты (ведет психолог).
-
Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конкурсы, викторины
1.Конкурсы рисунков:
-
«Осторожно, дети!»;
-
«Я за здоровый образ жизни!»;
2.Конкукрс плакатов:
-
«Жизнь без наркотиков»;
-
«Нет вредным привычкам»
3.Викторины:
-
«Красный, желтый, зеленый»;
-
«Кушайте на здоровье»
4.Ролевая игра «Суд над табаком».
5.Веселые старты.
6.Спортивные соревнования «Моя спортивная семья».
7.Товарищеские встречи по разным видам спорта.