- Преподавателю
- Директору, завучу
- Анализ воспитательной работы в школе
Анализ воспитательной работы в школе
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Cемёнова Г.В. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Анализ воспитательной работы за 2010-2011 учебный год
МОУ «Богучаровская СОШ им. А.С. Хомякова»
Миссией школы является предоставление максимально широкого поля образовательных и воспитательных возможностей наибольшему числу учащихся, в соответствии с их личными потенциалами, образовательными потребностями, социокультурными нормами и ценностями.
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников - это идея успеха.
Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому.
Исходя из цели были продуманы задачи воспитательной работы:
- организовать разнообразные формы и содержание внеурочной деятельности детей;
- обеспечить возможности для индивидуальной самореализации ребёнка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
- реализовать комплекс программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов детей;
- организовать осмысление воспитанникам полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;
- организовать взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, общественностью района.
В основе воспитательной системы определены следующие направления деятельности, где каждый учащийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:
- духовно-нравственное;
- патриотическое;
- краеведческое;
- физическое;
- экологическое;
- трудовое;
- эстетическое.
Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, знания в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия.
Основной целью воспитательной работы является создание условий для раннего развития личности, для самовыражения и саморазвития учащихся. Под этим подразумевается формирование у учащихся таких целостных качеств как аккуратность, исполнительность, чувство долга, искренность, правдивость, доброжелательность, развитие их самостоятельности, общественной активности, воспитание, умения находить общий язык со своими сверстниками и взрослыми, поставить цель и добиваться её достижения, проявлять инициативу, развития организаторских способностей учащихся.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- воспитание общечеловеческих ценностей таких как: уважительное отношение учащихся к школе, друг другу и к себе, терпимость к взглядам другого человека, чуткость, отзывчивость. Воспитание ценности дружбы и товарищества; гражданско-патриотического воспитания учащихся;
- создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей, развитие художественного (эстетического) потенциала личности (организация праздников, конкурсов, творческих декад, работа кружков;
- организовать постоянную психолого-педагогическую поддержку для учащихся, учителей и родителей;
- поддерживать и расширять систему дополнительного образования в школе;
- разработать и обеспечить выполнение культурно-просветительского плана;
- воспитание трудолюбия;
- формирование потребностей здорового образа жизни. Создание условий для физического развития учащихся;
- участие в районных и областных конкурсах.
Ежегодно в школе проходит месячник оборонно-массовой работы. Основные мероприятия этого учебного года были приурочены достойной встрече 66-летия Победы в Великой Отечественной войне. Был разработан и утверждён план мероприятий, посвящённых годовщине Победы и 50-летию полёта человека в космос.
В феврале в день вывода советских войск с территории Афганистана была проведена общешкольная линейка, а 23 февраля - в д.Севрюково.
В феврале к празднику «День защитника Отечества» в школе были организованы спортивные соревнования «А ну-ка, мальчики!». И старшие, и младшие показали ловкость, силу, дисциплинированность, сноровку.
В декабре состоялось районное соревнование по программе ОБЖ «Колесо, колесо - безопасное оно» (3-е место). А также в декабре в школе были проведены уроки «Права человека», посвящённые 70-летию со дня принятия генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека, тематические классные часы «Я - гражданин России», интеллектуальные игры, заочные викторины, конкурсы по правовой тематике.
В 2010-2011 учебном году реализованы планы мероприятий по профилактике правонарушений, по профилактике употребления психоактивных веществ в молодёжной среде.
В соответствии с данной программой работа велась по следующим направлениям: организация массовых мероприятий, индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, работа с педагогическим коллективом.
В школе проводились единые тематические классные часы по профилактике курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании, коллективно-творческие дела, была проведена акция «Мы против наркотиков», просмотр и обсуждение видеофильмов, совместные мероприятия по профилактике вредных привычек среди подростков с библиотекой посёлка и Домом культуры.
В школе был случай употребления алкоголя (летом 2011 года). Незначительные проступки совершаются, наверно, как и везде, но они тут же фиксируются. Проводится работа с самими учащимися, классными руководителями, по необходимости привлекаются родители. Под постоянным контролем социального педагога, заместителей директора, классных руководителей находятся учащиеся, требующие особого внимания. Это отстающие ученики, ребята, у которых возникают какие-либо трудности в общении со сверстниками или взрослыми.
В этом учебном году велась большая работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни:
- школьные соревнования по волейболу и пионерболу;
- Спартакиада Ленинского района (лыжи, 2 место);
- районное соревнование по силовому многоборью (2 место);
- школьные соревнования «Весёлые старты», «А ну-ка, мальчики!»;
- зимний экстремальный кросс (3-е место);
- легкоатлетический кросс, посвящённый Дню района, районные соревнования по баскетболу (1 место);
- участие в туристических слётах и соревнованиях;
- школьная игра «Зарница».
В течение года в школе функционировали секции по физической культуре.
При работе с учащимися и родителями большое внимание уделялось проблеме физической подготовленности детей, недостаточной двигательной активности современных школьников, в связи с чем учителями физкультуры проводились беседы с родителями отдельных учащихся и выступления на родительских собраниях. Особая роль отводилась системе тематических классных часов, лекций, бесед, формирующих потребность в валеологических знаниях и умениях, создающих условия для организации здорового образа жизни.
ВЫВОДЫ: работа в этом направлении должна быть продолжена, т.к. проблемы здорового образа на сегодня актуальны.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности учащихся. 80% обучающихся охвачены дополнительным образованием. Это дети: из многочисленных семей, из неблагополучных семей, из неполных семей.
Увеличение в 2010-2011 учебном году охвата учащихся системой дополнительного образования и внеурочной деятельностью произошло благодаря:
- проведению социологического опроса учащихся и родителей;
- созданию банка данных по мотивированным и одарённым детям;
- улучшению материальной базы школы;
- введение информационно-коммуникативных технологий в систему дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности учащихся:
- предметные и тематические кружки;
- научная и проектно-исследовательская деятельность учащихся;
- спортивные секции.
Работа всех кружков способствует развитию творческих, познавательных, физических способностей детей. Она обеспечивает интерес и развитие, трудолюбие. Доброй традицией является совместная работа с Ленинской школой искусств.
В посёлке имеется сельская библиотека. Учащиеся школы являются её постоянными читателями. Сотрудники библиотеки подготавливают экскурсии, беседы для учащихся, проводят праздники для учащихся начальной школы, тематические вечера для учащихся 5-7 классов: «Строки, опалённые войной», День Святого Валентина, День сказок «Все книги в гости к нам, День птиц «Вестники радости и весны», День рождения «Мои любимые игрушки» к 105-летию со дня рождения А.Барто, День здоровья «Курение, как зло», День друзей «Да здравствует человек читающий», День краеведения «Тула Демидовская» к 335-летию со дня рождения Никиты Демидова, театрализованное представление «Встречаем Пасху» и «Масленица».
Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих способностей учащихся, их личному развитию и социализации.
Повышение уровня самооценки, проявление инициативы - это результат, к которому мы стремимся. К тому же у ребёнка меньше остаётся незанятого времени, значит, меньше времени он будет бесцельно слоняться по улицам, снижается риск попадания в неблагоприятные компании.
Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках школы проходит при проведении следующих праздников:
- праздник 1 сентября проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной линейке присутствуют учащиеся всех классов. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чём выражается шефская помощь и реализация их творческих способностей;
- концерт, посвящённый Дню учителя;
- праздник Осеннего букета, к которому готовят ребята буклеты и газеты;
- «Праздник осени», который проходит в тёплой, дружеской обстановке;
- праздник мам, посвящённый Дню матери проводили для своих мам и бабушек учащиеся 6-го класса. На празднике звучали стихи, песни о мамах, а закончился праздник весёлыми конкурсами, в которых участвовали и дети, и мамы;
- Новогодние утренники проходят весело и интересно. Это позволяет сблизиться друг с другом и наладить дальнейшее сотрудничество;
- очень ребятам нравится «Школьное Евровидение», в котором в этом году участвовали все классы школы. Классные руководители с ребятами готовили не только исполнение песен, но и инсценировку;
- празднование Дня 8 Марта - концерт талантливых и одарённых детей;
- праздник Последнего звонка и выпускные вечера для 9, 11 классов;
- для первоклассников совет школьного музея подготовил беседы и экскурсии по теме «История родной школы».
Наши ребята участвовали в различных конкурсах, как в школе, так и на уровне района и области.
Благодаря самоуправлению ребята стали самостоятельнее, активнее, стали чаще проявлять инициативу. Участвуя в различных проектах, дети стали более тесно сотрудничать друг с другом.
Для обеспечения успешной воспитательной работы в школе работает МО классных руководителей, проводятся семинары со школьным социальным педагогом и с педагогом-психологом, проходят педсоветы по проблемам воспитания. В школе работает 12 классных руководителей. У каждого есть свои способности в работе с классом, свои «излюбленные» темы, приёмы работы. В этом году классные руководители очень ответственно подошли к работе по составлению плана воспитательной работы класса. Учителями были выявлены проблемы, как отдельных учащихся, так и всего классного коллектива и выбрана основная цель воспитательной работы на год.
Активно работают учителя начальной школы, да это и объясняется тем, что они всё время находятся с детьми. А воспитание самых первых шагов в школе сказывается на дальнейшей жизни классного коллектива. Хорошую работу классных руководителей администрация школы всегда отмечает.
ВЫВОД: несмотря на всё хорошее, что можно отметить в работе классных руководителей, надо более чётко организовать систему проведения классных часов, изучение результативности воспитательной работы. Надо вести работу по накоплению опыта лучших классных руководителей. Есть предложения и у самих классных руководителей собирать свою школьную медиатеку лучших презентаций классных часов и внешкольных мероприятий, делиться наработанным опытом. И к этому мы стараемся прислушаться.
В течение прошедшего учебного года проведено 4 заседания МО классных руководителей. Члены МО посещали открытые классные часы и внеклассные мероприятия. Цель посещения открытых классных часов и внеклассных мероприятий членами МО:
- знакомство с формами проведения классных часов и внеклассных мероприятий, повышающих роль органов ученического самоуправления в классе;
- знакомство с формами проведения классных часов и внеклассных мероприятий и методами работы с учащимися, помогающими осуществлять принцип индивидуального подхода к учащимся в воспитании;
- знакомство с формами и методами проведения личностно-ориентированного классного часа или внеклассного мероприятия;
- многие классные руководители повышают своё мастерство путём знакомства с новинками педагогической литературы, передовым опытом, внедрения в свою работу новых форм и методов работы с детским коллективом.
Анализируя уже сложившуюся в школе систему воспитательной работы, следует отметить такие её компоненты, как:
- разработанный диагностический инструментарий для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка;
- созданную сеть кружков, спортивных секций;
- комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и в классах;
- включённость обучающихся в мероприятии районного, регионального масштабов.
ВЫВОДЫ: в целом, можно сказать, что задачи, поставленные на 2010-2011 учебный год выполнены:
- организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;
- все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;
- воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей в необходимости развития воспитательной системы школы в 2011-2012 учебном году необходимо решать следующие воспитательные задачи:
- усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- создание условий для самореализации личности каждого ученика;
- формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга;
- повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности;
- формирование у детей нравственной и правовой культуры;
- усилить работу с трудными подростками, состоящими на внутришкольном учёте и в детской комнате полиции.