- Преподавателю
- Директору, завучу
- Внедрение инновационных технологий как инструмент повышения качества в образовании
Внедрение инновационных технологий как инструмент повышения качества в образовании
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанкин С.В. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внедрение инновационных технологий как инструмент повышения качества образования.
Степанкина Татьяна Евгеньевна учитель математики.
В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
В качестве условий достижения "нового современного качества образования" определены:
-
введение в действие государственных образовательных стандартов
-
оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
-
обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
-
использование современных педтехнологий в образовательном процессе.
Так что же такое "Хорошее качество образования"?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
-
с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
-
с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
-
с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей хорошее качество образования связано:
-
с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
-
со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
-
с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей хорошее качество образования связано:
-
с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
-
с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
-
со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
-
с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
Как же повысить качество образования?
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих качеств
-
качества образовательной программы;
-
качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
-
качества потенциала обучающихся;
-
качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
-
качества управления образовательными системами и процессами.
-
качества образовательных технологий;
Остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование проектной деятельности .
Современная модернизация образования направлена на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, её индивидуализацию.
Создание условий, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал - задача сегодняшнего дня.
Проектная деятельность школьников - одно из направлений личностно - ориентированного обучения.
Задача учителя в процессе личностно - ориентированного обучения заключается в выявлении избирательности ученика к содержанию, виду, форме учебного материала, процессу самореализации и виду деятельности.
Для каждого ученика определяются 3 основные линии развития:
1. Зона актуального развития (знания, умения, содержание субъективного опыта, отношение к учению).
2. Зона ближайшего развития (способность к усвоению знаний с помощью взрослого).
3. Зона самореализации (активность, самостоятельность, самооценка, отношение к учению).
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирует на интеграцию фактических знаний (порой и путём самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Учебный проект - это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.
Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее - обучение через деятельность.
Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.
Расширение способов работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное), проектирование, совместную деятельность, рефлексию, самообучение.
Виды проектов.
1. Моно предметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно - урочную систему.
2. Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
3. Надпредметный проект - вне предметный проект выполняется на стыке областей знаний, выходит за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности. Носит характер исследования
Условиями успешности проектной деятельности являются:
1. Чёткость и конкретность постановки цели проекта;
2. Определение планируемых результатов;
3. Констатация исходных данных.
Профессионализм учителя выражается в том, насколько уверенно может он спланировать работу учащихся над проектом, обеспечить удивление и мотивацию к труду, чтобы задание было не чрезмерно лёгким, не чрезмерно трудным и находилось в зоне ближайшего развития каждого ученика. Ремесло педагога состоит в том, чтобы уметь контролировать лишь ключевые моменты (этапы) выполнения проекта, работая по методу убывающих подсказок, делегируя право принятия решений учащемуся. Благодаря применению метода проектов наблюдается стабильный рост качества знаний. Я считаю, что каждому учителю, работающему по новым образовательным стандартам необходимо включить в свою работу метод проектирования.