• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕКЦИЙ НОУ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ № 2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕКЦИЙ НОУ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ № 2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА

    Формирование общих и профессиональных компетенций посредством включения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность является одной из приоритетных задач образовательного учреждения. В статье рассматривается структура, цели научно-исследовательской деятельности; понятие «готовности к деятельности». Излагаются основные компоненты и условия готовности педагога к исследовательской деятельности.    Ключевые слова:научно-исследовательская деятельность, готовность, готовность педагога к исс...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК 377.001

О.В. Петухова, заместитель директора по УПР, г.Челябинск, e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕКЦИЙ НОУ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ № 2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА

Формирование общих и профессиональных компетенций посредством включения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность является одной из приоритетных задач образовательного учреждения. В статье рассматривается структура, цели научно-исследовательской деятельности; понятие «готовности к деятельности». Излагаются основные компоненты и условия готовности педагога к исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, готовность, готовность педагога к исследовательской деятельности, условия для формирования готовности педагога к исследовательской деятельности

Современная концепция модернизации образования на период до 2020 года предполагает карди­нальное реформирование традиционной педагогической системы профессионального образования, должно формировать но­вую систему профессиональных компетенций, включая опыт творческой дея­тельности и личной ответственности обучающихся [3].

Таким образом, задача любого образовательного учреждения - формиро­вание общих и профессиональных компетенций возможно посредством включения обучающихся в научно-исследовательскую деятельность. Это одна из целей сис­темы организационно-педагогических мероприятий, проводимых на протяжении последних лет в нашем училище и охватывающая всех участников образовательного процесса.

В качестве исходного понимания деятельности как предмета исследования мы примем концептуальную модель, разработанную А.Н. Леонтьевым. С этой позиции деятельность понимается как «…единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире» [4].

В структуре человеческой деятельности А.Н. Леонтьев выделил следующие составляющие: потребность, мотив, цель, условия достижения цели, действия, операции. Эти шесть компонентов образуют две триады: 1) потребности - мотивы - цели: 2) действия - операции - условия.

Таким образом, быть готовым к профессиональной деятельности - значит обладать качествами, необходимыми для выполнения реальных функций специалиста.

Научно-исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [2].

Структура научно-исследовательской деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов:

мотив - совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, направленных на предмет исследования;

цель - получение объективно нового знания о реальности и формирование способов действия по овладению этим знанием;

объект - выделенный для изучения фрагмент материальной или духовной действительности;

предмет - совокупность устанавливаемых свойств объекта;

процесс - последовательность действий, протекающих в соответствии с логикой научного исследования;

продукт - объективно новое знание о действительности.

Рассмотрим такие понятия как «готовность», «готовность к деятельности».

Научную категорию «готовность» исследовали такие ученые как М.И. Дьяченко, Ф.И. Иващенко, Л.А. Кандыбович, Я.Л. Коломенский,А.Т. и.др.

Готовность в прямом смысле означает два значения. Первое это согласие сделать что-нибудь, во втором же, как состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [5]. С нашей точки зрения, в первом определении речь идет о добровольном и осознанном решении, направленном на деятельность, во втором же определении используется как состояние, присутствие которого обеспечит выполнение решения.

В контексте личностно ориентированной парадигмы образования, готовность к деятельности можно представить в качестве образовательной компетенции, которую А.В.Хуторской характеризует как "совокупность взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимую для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности" [6].

Готовность педагога к исследовательской деятельности , рассматривается как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности , систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач [1].

Готовность может быть:

-эстетическая

-коммуникативная

-организационно - педагогическая

-социально-педагогическая

-методическая

-стимулирующая (педагогу необходимо получить не только моральное

удовлетворение от проделанной работы, но и материальные блага)

-мотивационная

- готовность к определённому виду профессиональной деятельности;

- желание и готовность педагогов руководить отдельным видом деятельности.

Организация исследовательской деятельности обучающихся понимается нами как творческий и управленческий процесс подготовки, методического и ресурсного обеспечения, проведения научных исследований и реализации их результатов.

Цели исследовательской деятельности строятся на мотивационно-потребностном, когнитивном, деятельностно-практическом аспектах. Это:

1) формирование эмоционально-ценностного отношения к любой ситуации;

2) овладение систематизированными знаниями, осознание социальной и личной значимости исследовательской деятельности, стремление и умение разрешать проблемные ситуации;

3) выработка умений распознавать, обследовать и разрешать проблемные ситуации, на основе мыслительных операций репродуктивного, продуктивного и эвристического типа.

В научной литературе предлагаются следующие уровни готовности учителя к исследовательской деятельности:

Таблица 1. Шкала для интегральной оценки уровня готовности к исследовательской деятельности

Уровень (ранг) готовности

Признаки уровня

9

Все компоненты готовности к исследовательской деятельности находятся на высоком уровне

8

Три компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на высоком уровне, а один - на среднем

7

Два компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на высоком уровне, а два других - на среднем

6

Один компонент готовности к исследовательской деятельности находится на высоком уровне, а три других - на среднем

5

Все компоненты готовности к исследовательской деятельности находятся на среднем уровне

4

Один компонент готовности к исследовательской деятельности находится на низком уровне, а три других - на более высоком

3

Два компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на низком уровне, а два других - на более высоком

2

Три компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на низком уровне, а один - на более высоком

1

Все компоненты готовности к исследовательской деятельности находятся на низком уровне

0

Хотя бы один компонент готовности к исследовательской деятельности не сформирован

Из таблицы видно, что процесс формирования у педагогов готовности к исследовательской деятельности предполагает качественный переход от низкого уровня к более высокому. Такой переход невозможен при ассоциативно-репродуктивной форме обучения, он требует обучения в активных, деятельностных формах. Это значит, что руководство секцией НОУ является именно такой формой углублённого обучения и эта шкала вполне применима к педагогам профессиональной школы и, в частности, к руководителям НОУ.

А также аспекты готовности педагога к исследовательской деятельности.

Готовность педагога к исследовательской деятельности и руководству исследовательской деятельностью обучающихся определяется сформированностью мотивационно-ценностного, методологического, технологического и рефлексивного компонентов.

Мотивационно-ценностный компонент подготовленности учителя выражается в понимании исследовательской деятельности как самого эффективного способа получения новых знаний, высокой оценке её воспитательных возможностей.

Сформированность методологического компонента показывает владение концептуальными и теоретическими основами исследовательской деятельности, ориентацией в современных подходах к решению педагогических проблем, наличием собственной педагогической философии, позиции.

Технологический компонент готовности учителя к исследовательской деятельности определяет умение выбирать проблему и тему исследования, составлять программу экспериментальной и поисковой исследовательской деятельности, владение диагностикой и методикой отслеживания результатов экспериментальной работы и других элементов технологии исследовательской деятельности.

Рефлексивный компонент готовности к исследовательской деятельности педагога составляет способность к самоанализу своей деятельности и возникающих педагогических проблем, к постановке на их основе целей и задач исследовательской деятельности.

Рассмотрев подробно понятийно-терминологическое поле остановимся на мотивационной готовности педагога к исследовательской деятельности.

А именно, это может быть:

-мотивация по результату, когда педагог ориентируется на результат деятельности;

-мотивация по процессу педагогической деятельности;

-мотивация на оценку коллег, рецензента работы и др. лиц;

-мотивация во избежание неприятностей, например, заместителя директора, курирующего его работу.

Исследовательская работа руководителей НОУ позволяет открыть способности обучающихся в предметной области и побуждает самооткрытие собственных способностей и возможна как первая ступень к самореализации личности. Исследовательская деятельность, не возникает в училище сама по себе. Для её осуществления необходимы определённые условия. Мы хотим поделиться своим опытом в этом направлении. Раскроем конкретные организационно-педагогические условия формирования готовности педагога к исследовательской деятельности, которые создаются в образовательном процессе нашего училища для руководителей секций НОУ.

1. Организационные условия включают в себя следующие направления:

А) У педагога должна быть сформирована готовность провести научное исследование с конкретным обучающимся. Если направление, тема не будут интересны, хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться. Поэтому выбор ученика и темы научно-исследовательской работы происходит постепенно: надо выбрать такого ученика, который смог бы, всецело раскрыть проблему исследования. Для этого педагог наблюдает за учениками на занятиях, проводит анкетирование по интересам обучающихся, беседует в неофициальной обстановке, где ребята наиболее откровенны и раскрепощены.

Б) Прежде всего, это исследование должен уметь сделать руководитель, а потом уже ученик. Как можно руководить исследовательской деятельностью, если не представлять себе всю структуру работы, не знать методики, не уметь определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности. Их формирование происходит на занятиях секций НОУ, на уроках данного преподавателя, во внеурочной деятельности педагога (экскурсии в музеи, посещение нетрадиционных уроков в других учебных центрах и т.д.).

В) Педагог должен получить удовлетворение от своей деятельности и от работы ученика (группы учеников). На начальных этапах организации исследовательской деятельности необходимо формирование коммуникативных свойств (умений работать в группе, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать с руководителем, обсуждать ход исследования, публично выступать, отстаивать свою точку зрения, участвовать в дискуссии со слушателями). Для этого проводятся уроки-дебаты, дискуссии по темам интересным не только для преподавателя, но и для обучающихся.

Г) Педагог должен быть обеспечен материально-техническими средствами: АРМом преподавателя, цифровой техникой (видеокамера, фотоаппарат), канцтоварами (бумагой, папками, дисками), доступом к архивным документам, организация работы в музеях

2. Педагогические условия:

-использование возможностей проблемного обучения в формировании научно-исследовательской деятельности ;

- активизация научно-исследовательской деятельности посредством проблемной ситуации;

- оптимальное сочетание проблемного и традиционного обучения.

  1. Методические условия.

- в соответствии с планом методической работы училища проводится учёба педагогов по руководству секции НОУ;

- в последнее время стало актуальным взаимопосещение, взаимопомощь, взаимоконтроль между секциями. Это проявляется и в оформлении работ, и в организации методов исследования, и в публичном выступлении. Другими словами, это можно назвать «свежий взгляд со стороны»;

- проведение 1 этапа внутри училища (перед группами, между секциями);

- контроль за работой секций со стороны заместителя директора, курирующего это направление (своевременное заполнение отчётной документации по работе секций НОУ, посещение занятий секций, собеседование с обучающимися, которые прошли на областной этап конкурса НОУ, решение организационных вопросов) представлен в таблице 2 (фрагмент):

Таблица 2. Контроль за работой секций в ПУ № 2 в 2010-2011 уч. году

№ п/п

название секции

Краеведение


I

Литературоведение


II

Естественнонаучные дисциплины

III

направления контроля

руководитель

Зимовец В.А.

руководитель

Авдякова О.Н.

руководитель

Головина Н.А.

1

публичное выступление руководителя на методсовещании

февраль

«Методы сбора и обработки исторического и краеведческого материала при написании исследовательской работы по НОУ»

март

«Формирование навыков устной речи обучающихся при подготовке к выступлению на конкурсе НОУ»

апрель

«Нестандартные формы проведения занятий секции естественнонаучных дисциплин»

2

публичные выступления обучающихся в группах, секциях НОУ (кол-во, где)

6

в группах № 103, 101, 102, на занятиях секций I, II, III

3

на занятиях секций I, II, III

6

в группах № 201, 202, 203, на занятиях секций I, II, III

3

своевременность заполнения отчётной документации

в конце каждого месяца

замечаний нет

замечаний нет

замечаний нет

4. Социально-психологические условия

-поддержка со стороны руководства, педагогов училища;

-выбор индивидуального стиля общения с обучающимися в секции НОУ. «Личностно-индивидуальная» установка педагога и её реализация в виде партнерской модели взаимодействия выступает необходимым элементом исследовательской деятельности, создают возможность становления исследовательской компетентности.

Остановимся, например, на организационных условиях готовности нашего училища к проведению областного научно-практического конкурса НОУ учреждений профессионального образования в стенах нашего учреждения. Руководством и коллективом училища проводится огромная организационная работа по проведению такого масштабного мероприятия совместно с МО и Н Челябинской области и ЧИРПО. Организационные моменты состоят из:

-взаимодействие со специалистами МО и Н, ЧИРПО, ДЮТТ (ответственные: заместители директора, обсуждение программы проведения мероприятия и другое);

-организация регистрации участников секций НОУ (ответственные: заместитель директора по УПР, преподаватели, мастера);

-организация питания в столовой, питьевого режима (ответственные: заместитель директора по УПР, сотрудники столовой);

-подготовка кабинетов для выступления на областном этапе конкурса, компьютерного сопровождения (ответственные: заместитель директора по ТО, преподаватели);

-торжественная часть в актовом зале: выступление представителей МО и Н, ЧИРПО, директора училища, самоуправления училища (ответственный: заместитель директора по УВР);

-поддержание соответствующих санитарных условий (технический персонал).

Поэтому областная научно-практическая конференция НОУ проходит в стенах нашего училища организованно и слаженно, о чём говорят отзывы и представителей МО и Н, ЧИРПО, ДЮТТ, и участников конкурса.

Приведём результаты деятельности руководителей секций НОУ ПУ № 2 за последние 2 года:

Таблица 3. Результаты деятельности руководителей секций НОУ ПУ № 2

учебный год

тема работы

ФИО обучающегося

ФИО руководителя

Результат в областном конкурсе НОУ, рекомендации

2009-2010

Аэродинамика зданий

Савин Вячеслав, Кувайцев Артём

1 курс

Петухова О.В.

1 место

рекомендована к участию в региональных и всероссийских конкурсах и конференциях

Связь времён и поколений (вклад ПУ № 2 в Великую Победу)

Киселёва Евгения

2 курс

Зимовец В.А.

2 место

рекомендована к участию в региональных и всероссийских конкурсах и конференциях

Лексико-семантические и словообразовательные характеристики эргонимов

Белостоцкая Марина,

Кучукова Лиля

1 курс

Авдякова О.Н.

2 место

рекомендована к участию в региональных и всероссийских конкурсах и конференциях

2010-2011

«Жизнь и судьба» (исследование педагогического мастерства мастера «Золотые руки» Кузнецова С.П.)

Брюханов Андрей,

Фёдоров Константин

1 курс

Зимовец В.А.

3 место

«Панаевский» цикл Н.А. Некрасова и проблемы циклизации русской лирики

Белостоцкая Марина, 2 курс

Авдякова О.Н.

рекомендована к участию в региональных и всероссийских конкурсах и конференциях

Заместителем директора, курирующего деятельность руководителей секций НОУ, составляется мониторинговая карта по определению уровня готовности педагогов к исследовательской деятельности. По результатам тестирования даются рекомендации, кто из педагогических кадров готов к проведению исследовательской деятельности, а кому ещё необходимо повышать квалификацию.

Таблица 4. Уровень готовности педагогических кадров к исследовательской деятельности

ФИО

уровень (ранг готовности педагога к исследовательской деятельности)

Рекомендации

сентябрь

июнь

Авдякова О.Н.

7

8

руководство секцией литературоведение

Билик Н.Л.

2

3

Головина Н.А.

6

7

Серёгина Е.В.

5

6

Криничная О.В.

6

7

Загородская В.А.

3

4

Зеткин О.В.

3

4

Петухова О.В.

7

8

руководство секцией естественнонаучных дисциплин

Петришина Ю.Н.

6

7

Алябьева Е.А.

4

5

Зимовец В.А.

7

8

руководство секцией краеведения

Для наглядности представим диаграмму на рис.1

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЕКЦИЙ НОУ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ № 2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА

Рис.1 Уровень готовности педагога к исследовательской деятельности

Итак, формирование готовности руководителей секций НОУ к исследовательской деятельности в нашем училище включает в себя мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний и исследовательских умений. У педагогов сформирована коммуникативная, организационно-педагогическая, методическая и мотивационная готовность к исследовательской деятельности. На следующий год необходимо обратить особое внимание на формирование:

1) эстетической готовности (оформление презентаций)

2) социально-педагогической готовности

-работа руководителей секций НОУ с трудными обучающимися;

-расширение внешних связей (привлечение к сотрудничеству научных руководителей ВУЗов, работников музеев, предприятий, лабораторий).

Библиографический список

  1. Брызгалова, С. И. Введение в научно-педагогическое исследование [Текст] : учеб. пособие. - Калининград : Изд-во КГУ, 2003. - 151с.

  2. Горовая, В. И., Тарасова, С. И. Подготовка учителя к

исследовательской деятельности [Текст] / В.И. Горовая, С.И. Тарасова, - М. : Илекса, 2002. - 120с.

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития

Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение

Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р / base. consultant.ru

  1. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Академия, 2004. - 352с.

  2. Муравьев, Е. М. Психолого-педагогические условия подготовки

учителя к исследовательской работе : дис. ... канд. пед. наук [Текст] /

Е.М. Муравьев. - М., 1996. - 100с.

  1. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования : ученик в обновляющейся школе [Текст] : сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М., 2002. - с.135-157

В редакционную коллегию журнала

«Профессиональное образование:

теория, практика, инновации»

Петухова О.В.


Прошу опубликовать статью «Формирование готовности руководителей секций НОУ к исследовательской деятельности в профессиональном училище № 2 г. Челябинска» в Вашем журнале, в разделе .

Данные об авторе:

- петухова Ольга Владимировна - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 2 г. Челябинск, заместитель директора по учебно-производственной работе, мастер «Золотые руки»;

-тел. 8(351) 254-91-28;

-e-mail: [email protected];

-454 078 г. Челябинск, ул. Южный бульвар, д.26-а, кв. 47

09.06.2011 Петухова О.В.


© 2010-2022