Доклад Организация исследовательской деятельности учащихся

               В современной образовательной среде  все больше говорится о важности задачи включения научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс. Научно-исследовательская работа позволяет каждому учащемуся испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской деятельности учащихся.

В современной образовательной среде все больше говорится о важности задачи включения научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательный процесс. Научно-исследовательская работа позволяет каждому учащемуся испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога - создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельность - мощное средство, позволяющее увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования.

Но на сегодняшний день весьма сложной является задача включения учащихся в организуемую в школе научно-исследовательскую деятельность. Во-первых, включиться в новую для него деятельность учащийся может лишь в том случае, если ему предоставляется возможность участвовать в ней в качестве одного из её субъектов. Во-вторых, эта деятельность, в особенности на её начальных этапах, должна быть направлена на достижение вполне определённых, понятных учащемуся целей, на решение конкретных задач. В-третьих, деятельность, в которую включается учащийся, должна восприниматься им как социально значимая. Кратко остановлюсь на основных этапах выполнения ИР учащимися.

Этап 1. Мотивация ИР

Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные выводы и выгоды. Обычно учащиеся впервые сталкиваются с научными исследованиями, и абстрактные обещания здесь неуместны.

Этап 2. Выбор направлений исследований

Это наиболее сложный этап. Основные требования - новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершённость будущей работы. Объём исследований должен быть небольшим, чтобы детский творческий коллектив завершил их в сроки, ограниченные одним учебным годом.

Этап 3. Постановка задачи

На этом этапе ИP сначала фиксируется достигнутый настоящий уровень знаний - состояние вопроса и желаемая конкретная цель. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных и сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований. Список литературы не может превышать 5-7 источников .

Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных

На этой стадии проводятся непосредственные наблюдения, эксперименты, и их результаты фиксируются. Иногда привлекаются опубликованные в литературе данные. В отличие от традиционных методик НИИ - главное здесь не результат, а пройденный детьми путь.

Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез

Обсуждение необходимо для того, чтобы предположения и догадки облечь в форму гипотез, подлежащих проверке. Итак, гипотезы сопоставляются с данными экспериментов или фактами, подтверждаются или опровергаются, становятся утверждениями, которые формулируются как результат исследований.

Этап 6. Оформление результатов работы

Результаты работы оформляются в виде сообщения (доклада), а задача учителя - отредактировать «детский текст».

Этап 7. Представление исследовательской работы

Некоторые учителя считают, что достаточно выучить подготовленный текст доклада, и успех на конференции обеспечен. Но это не так. Часто приходится наблюдать, как серьёзные по содержанию работы не попадают в пятёрку лучших из-за того, что не представляются должным образом. Основную причину мы видим в том, что дети оказались психологически не готовы к борьбе и победе. Считаю очень полезным предварительное представление исследовательской работы сначала в своей школе, а затем только- на районной конференции. Этот этап не просто тренировка, а своего рода рекламная кампания, программирование авторов работы на успех - они должны быть уверены в предстоящей победе на конференции.

В своей работе с детьми я руководствуюсь изложенными выше принципами, и достигнутые результаты нас радуют. Так, например, в 2002 году ученик 5 класса Нигматуллин Владик занял 1 место, в 2013 году ученица 6 класса Фаррахова Розалина заняла 2 место на районном конкурсе исследовательских работ в рамках МАН, участвовали на республиканском конкурсе исследовательских работ «Конституция глазами школьника», стали победителями 1 тура, а на втором этапе вошли в восьмерку лучших. Анализ научно-исследовательских работ учащихся, наблюдение за их исследовательской деятельностью свидетельствуют о развитии познавательных функций школьников, об освоении опыта творческой деятельности, умении грамотно и компетентно излагать результаты исследований. Под руководством учителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания учащегося. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет реализовать право на получение качественного и современного образования, реализовать их жизненные цели.



© 2010-2022