Программа группы продлённого дня

Программа группы продлённого дня позволит создать во второй половине дня условия для учащихся младшего школьного возраста, где у них будет возможность выразить себя, познать окружающий мир и получить опыт позитивного общения. Цель: повысить образовательный, нравственно-культурный, духовный и физический уровень детей путем рациональной организации их деятельности во второй половине дня и привлечения учащихся к дополнительному образованию. Программа дает возможность комплексно решать образовательн...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

«Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора школы

от 02.09.2014г. № 113/7 -ПД



Образовательная

Программа

«Солнышко»


группы продлённого дня

рассчитана на детей 6-7 лет

срок реализации 1 год


Составители:

Абрамова Г.Л., заместитель дир. по УВР

Богданова Г.И., воспитатель группы продлённого дня


СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР

___________ /_____________/

____________2014г.


Перевоз

2014 г.



1. Пояснительная записка

Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.

Главная задача воспитателя - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.

Каждый ребенок - это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка.

Воспитательное пространство группы продленного дня - не имеет четко очерченных рамок. Творческий подход позволит создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в рамках реализации ФГОС НОО система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

2. Актуальность программы

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя, воспитателя и родителей.
Организация группы продлённого дня поможет в решении проблемы адаптации первоклассников к школе. Воспитатель нацелен на том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта. Для этого группа продлённого создаёт условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь; поддерживает доброжелательную атмосферу как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

Помочь детям в адаптации к школе могут сказки, поэтому Программа предусматривает чтение сказок, т.к. сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам будет легче осознавать свои поступки, переживать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников.

Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по - своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.

Для максимального развития личности учащихся в рамках работы группы продлённого дня в школе разработана образовательная Программа «Солнышко» (далее Программа), рассчитанная на детей 6-7 лет, со сроком реализации 1 год. В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию деятельности учащихся первых классов во второй половине дня.

Настоящая Программа разработана на основе:

-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,

-Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989г.,

-Конституции РФ от 12.12.1993г.,

-СанПин 2.4.5.2409 - 08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»,

-Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения Перевозского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»,

-Положения о группе продлённого дня

и других локальных актов, регламентирующими образовательную деятельность.

В основу разработанной Программы положены следующие принципы:

  • Системность.

  • Доступность.

  • Научность.

  • Создание развивающей ситуации

  • Занимательность.

  • Сознательность и активность.

  • Наглядность

  • Связь теории с практикой

  • Преемственность.

  • Природосообразность

3. Цель и задачи Программы


Цель:

повысить образовательный, нравственно-культурный, духовный и физический уровень детей путем рациональной организации их деятельности во второй половине дня и привлечения учащихся к дополнительному образованию.

Задачи:

1. На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создание достойных условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей; организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в группе; создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.

2.Оказание помощи каждому учащемуся в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.

3.Способствовать повышению престижа интеллектуальной деятельности; формирование у учащихся умения целенаправленно мобилизовать свой интеллектуальный потенциал, использовать на практике имеющиеся личностные, предметные, метапредметные умения в изменяющихся условиях; вовлекать детей в сферу дополнительного образования.

4. В работе с семьёй направить усилия на максимальное сближение интересов родителей и школы в вопросах формирования и гармоничного развития личности учащихся; привлечение родителей учеников группы к сотрудничеству по всем направлениям деятельности данного сообщества.

4. Основные направления работы


Важно не только обеспечить условия и режим работы группы продлённого дня, отвечающие возрастным особенностям учащихся, но и активно содействовать приспособлению детей к воздействию различных факторов, развивать и совершенствовать функциональные и психологические возможности, способности к обучению и труду, укреплять здоровье. Продленный день, являясь наиболее распространенной формой общественного воспитания, дает возможность комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

С этой целью родителям (законным представителям) было предложены 7 направлений внеурочной деятельности с целью гармонично го развития личности.

Программа группы продлённого дня

По результатам анкетирования родителями (законными представителями) были определены 5 следующих направлений:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Общеинтеллектуальное

  • Духовно-нравственное

  • Общекультурное

  • Социальное


Каждое из направлений имеет свой методический аспект:

1. Спортивно-оздоровительное

-формирование и развитие валеологической культуры ребенка. Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни;

-формирование интереса и уважения к народным традициям, обычаям и культуре разных народов, приобщение к традициям; знакомство с играми разных народов;

-формирование у учащихся культуры сохранения, защиты и совершенствования своего здоровья, собственной «я» позиции к данной проблеме; формирование понимания значимости физического и психического здоровья человека как в настоящем, так и для будущего самоутверждения.

2. Общеинтеллектуальное

-становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств;

-формирование ценностного отношения к знаниям, книге, процессу познания;

-формирование отношения к объектам окружающего мира и к труду как социальной ценности;

-развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности;

-формирование представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека, о роли и месте» Я» в этой среде; воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами; введение учащихся в проблему охраны окружающей среды от загрязнения, разрушения, истощения; о месте «я» и «мы» в решении этой проблемы;

-формирование первичных умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике; воспитание уважительного отношения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;

-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательной деятельности - детей, родителей (законных представителей), воспитателя; создание условий для сближения интересов родителей (законных представителей) и воспитателя в вопросах формирования развитой личности ребенка.


  1. Общекультурное

-овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;

-получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура);

-обогащение личного опыта общения детей;

- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;

-овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

4. Духовно- нравственное

-развитие системы духовно-патриотического воспитания учащихся, создание условий для формирования и становления целостной личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, гражданина и патриота своей Родины;

-совершенствование духовно-патриотического воспитания учащихся, формирование личности гражданина-патриота;

-формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;

-сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;

-приобщение учащихся к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;

-формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе;

-возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

-воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;

-воспитание коллективизма и ответственности.

5. Социальное.

-приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

-формирование позитивных отношений учащегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие учещегося с другими одноклассниками, т.е. в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает);

-получение учащимся опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.

Результатом работы по данным направлениям является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя такие составные части, как:

Г - гражданственность

А - артистизм

Р - разумность

М - мировоззрение

О - организованность

Н - нравственность

И - интеллект

Я - личность, которыми и должен обладать каждый ребёнок.

5. Основные формы организации деятельности

Формы работы: конкурсы, викторины, выставки творческих работ, экскурсии, беседы, часы общения, праздники, КТД, презентации, практикумы, физкультминутки, интеллектуальные игры, игры - путешествия, игры на внимание и память, игры-конкурсы, игры-соревнования, спортивные соревнования, диспуты, встречи с интересными людьми, проектная деятельность учащихся, индивидуальные консультации.

Используя данные направления, учитывая основные воспитательные цели и задачи, поставленные на 2014-2015 учебный год, создана недельная циклограмма расписания занятий ГПД

Дни недели

Занятия по направлениям

Направление

Питание

Понедельник

День библиотеки. Чтение художественной литературы

Общекультурное Духовно- нравственное

Ежедневно:


-обед

13.00 - 13.30


-полдник

15.30. -16.00.

Вторник

Занятие объединения «Планета знаний»

Общеинтеллектуальное

Среда

Изобразительная деятельность

Духовно- нравственное

Общекультурное

Четверг

Час беседы. Беседы по этике, экологии, ОБЖ.

Социальное

Пятница

Клубные часы. Подвижные игры, соревнования, викторины, конкурсы.

Спортивно-оздоровительное

В режиме группы продленного дня складываются наиболее благоприятные условия для построения педагогически целесообразной системы внеурочной работы, учитывающей возраст, индивидуальные особенности, интересы и склонности каждого ребёнка, а также расположение близлежащих образовательных учреждений.



Школьная библиотека

Школьный медработник

Объединение «Планета знаний»

Программа группы продлённого дня

Программа группы продлённого дня

Фок «Чайка»

ДШИ

Программа группы продлённого дняПрограмма группы продлённого дняПрограмма группы продлённого дня

Районная детская библиотекаПрограмма группы продлённого дня

Программа группы продлённого дня

Программа группы продлённого дняПрограмма группы продлённого дняПрограмма группы продлённого дняСемья

Программа группы продлённого дняучащегося

МБОУ ДЮЦ

РДК

(кинотеатр)

Объединение «Волшебная кисть»


Режим работы: 5 дней в неделю

6. План воспитательной работы группы продлённого дня


№п/п

Содержание работы

Кол-во

часов

Дата

1 четверть

1

Игра «Давайте познакомимся». Чтение сказки «Сивка-бурка»

1


2

Занятие объединения «Планета знаний». Как мы будем учиться.

1


3

Рисование осенних листьев. Упражнение «Палитра осени»

1


4

ОБЖ. Правила перехода перекрестка.

1


5

Прогулка на свежем воздухе. Сбор гербария.

1


6

Чтение белорусской народной сказки «Лёгкий хлеб»

1


7

Занятие объединения. Школьные правила вежливости.

1


8

Лепка из пластилина «Наш огород».

1


9

Эколог. беседа « Что такое лес и что он нам дает»

1


10

Час загадок и скороговорок.

1


11

Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

1


12

Занятие объединения . Режим дня школьника.

1


13

Рисование. Моя любимая игрушка.

1


14

ОБЖ. Путешествие в страну дорожных знаков.

1


15

Просмотр мультфильмов.

1


16

Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер».

1


17

Занятие объединения. Ты- ученик.

1


18

Аппликация из цветной бумаги «Светофор».

1


19

Эколог. беседа. Почему желтеют листья?

1


20

Игра «Кто хочет стать сказочником ?»

1


21

Чтение сказки Д. Мамина- Сибиряка «Серая Шейка»

1


22

Занятие объединения. Экскурсия в природу. Осень.

1


23

Рисование героев сказки Д. Мамина- Сибиряка

1


24

ОБЖ Огонь-друг и враг человека.

1


25

Игра «Волшебные слова и добрые поступки»

1


26

Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

1


27

Занятие объединения. Осенние посиделки.

1


28

Рисование на тему «Урожай наш так хорош, лучше в мире не найдешь».

1


29

Беседа «Каждой вещи- свое место»

1


30

Игра « В гостях у сказки»

1


31

Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»

1


32

Занятие объединения. Что за словом?

1


33

Аппликация «Бабочка».

1


34

Игра - турнир по экологии «Что? Где? Когда?»

1


35

Час загадок. Загадки о природе и ее явлениях.

1


36

Чтение стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»

1


37

Занятие объединения. Путешествие в «Угадайку»

1


38

Рисование умывальника-начальника из рассказа К.И. Чуковского «Мойдодыр»

1


39

«Друзья Вода и Мыло»- игровая программа.

1


40

Экскурсия в природу. Игра «Погода»

1


41

Чтение сказки «Доктор Айболит»

1


42

Занятие объединения. Органы чувств- главные помощники человека.

1


43

Рисование предметов личной гигиены.

1


44

Игра - путешествие «Идем к Царевне Лебедь»

1


45

Просмотр мультфильмов.

1


2 четверть

46

Чтение русской народной сказки «Каша из топора»

1


47

Занятие объединения. Органы чувств- главные помощники человека.

1


48

Аппликация «Утята»

1


49

Беседа «Простые правила этикета. Приглашение к столу»

1


50

Викторина « В мире много сказок»

1


51

Чтение сказки «Лиса и журавль»

1


52

Занятие объединения . Память и ум- помощники человека.

1


53

Лепка праздничного стола «Ждем гостей»

1


54

Урок здоровья. Здоровый сон.

1


55

Литературная игра «Сказочный дом моделей».

1


56

Чтение русской народной сказки «Три медведя».

1


57

Занятие объединения. Жить- с книгою дружить.

1


58

Рисование персонажей из сказки «Три медведя»

1


59

Урок здоровья. Мое настроение.

1


60

Прогулка. Наблюдение за птицами. Беседа «Мы - друзья птиц»

1


61

Чтение стихотворения К.И. Чуковского «Телефон».

1


62

Занятие объединения. Наблюдение за зимней природой на участке школы.

1


63

Лепка снеговика из пластилина.

1


64

Урок здоровья. Если хочешь быть здоров. Правила закаливания

1


65

Прогулка. Конкурс « Самый красивый снеговик»

1


66

Чтение сказки К.Чуковского «12 месяцев»

1


67

Занятие объединения. Зимушка-зима.

1


68

Рисование «Елочка- красавица»

1


69

Экологическая беседа «Сбережем елочку»

1


70

Вечер веселых игр и конкурсов.

1


71

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

1


72

Занятие объединения. Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.

1


73

Рисование зимних узоров.

1


74

Урок здоровья «Осторожно, мороз!»

1


75

Экскурсия в школьную библиотеку.

1


76

Чтение сказки «Два Мороза»

1


77

Занятие объединения. Что окружает нас дома и что может быть опасным.

1


78

Рисование елочных игрушек.

1


79,8

Мастерская Деда Мороза.

2


81

Занятие объединения. Без друга в жизни туго. Мои друзья.

1


82

Новогоднее представление

1


3 четверть

83

Чтение сказки «Зимовье зверей»

1


84

Занятие объединения. Мы- пешеходы.

1


85

Рисование диких животных.

1


86

Экологическая беседа «Кто как зимует?»

1


87

«В гостях у сказки» - викторина.

1


88

Чтение сказки «По щучьему велению».

1


89

Занятие объединения. Что такое профессия? Какие бывают профессии.

1


90

Рисование на тему : «Зимний денек»

1


91

Игра «Этикет»

1


92

Прогулка на свежем воздухе. Игры в снежки.

1


93

Чтение сказки В.П.Катаева «Цветик- семицветик»

1


94

Занятие объединения. Из чего что сделано.

1


95

Аппликация из кружков

1


96

«Жители лесного царства, зеленого государства»- познавательная программа.

1


97

Игра «Поле чудес».

1


98

Чтение сказки бр. Гримм «Бременские музыканты »

1


99

Занятие объединения. Свойства воды.

1


100

Лепка лесных животных.

1


101

Урок здоровья. Вредные привычки.

1


102

Прогулка на свежем воздухе. Игра «Кто дальше?»

1


103

Чтение русской народной сказки «Царевна- лягушка»

1


104

Занятие объединения. «Водица- царица. Три состояния воды.»

1


105

Беседа «Наша Армия»

1


106

Изготовление аппликации к 23 февраля

1


107

Конкурс «А ну- ка, мальчики!»

1


108

Занятие объединения. Транспорт. Мы- пассажиры.

1


109

Рисование зимних деревьев

1


110

Чтение .А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

1


111

Клубный час «Да здравствует вежливость и доброта»

1


112

Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»

1


113

Занятие объединения. Мой путь от дома до школы.

1


114

Изготовление подарка для мамы.

1


115

А ну-ка, девочки!

1


116

Игра «Кто хочет стать сказочником?»

1


117

Занятие объединения. Живое и неживое.

1


118

Чтение рассказа В. Чаплиной «Крылатый будильник»

1


119

Рисование «Птицы на кормушке»

1


120

Прогулка. Дидактическая игра «Птицы на кормушке»

1


121

Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

1


122

Занятие объединения. Какие бывают растения? Какие бывают животные?

1


123

Аппликация «Моя улица»

1


124

Урок здоровья. Мой друг- зубная щетка.

1


125

Игра «Умники и умницы»

1


4 четверть

126

Чтение рассказов В. Осеевой «Три товарища», «На катке»

1


127

Экология. Правила поведения в природе.

1


128

Эстафеты на свежем воздухе

1


129

Чтение рассказа о Ю.А.Гагарине.

1


130

Занятие объединения. Строение тела человека.

1


131

Аппликация «Ракета»

1


132

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями.»

1


133

Беседа о дне космонавтики.

1


134

Чтение рассказа Л.Толстого «Лев и собачка».

1


135

Занятие объединения. Собака-верный друг человека.

1


136

ИЗО. «Мой домашний питомец»

1


137

Этика отношений. Мой класс-мои друзья.

1


138

А ну-ка, мальчики!

1


139

Чтение сказки Гаршина «Лягушка- путешественница»

1


140

Занятие объединения . Наблюдение за весенними изменениями в природе.

1


141

Иллюстрирование сказки Гаршина.

1


142

Экологическая беседа «Откуда берется и куда девается мусор»

1


143

Трудовой десант. Убираем площадку.

1


144

Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»

1


145

Занятие объединения. Пробуждение земли. Встреча весны.

1


146

Рисование весеннего леса

1


147

Беседа «Гигиена жилища»

1


148

Занятие объединения. Правила поведения в природе.

1


149

Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»

1


150

Беседа о Дне Победы « Не забыть нам этой даты».

1


151

ИЗО. Праздничный салют

1


152

Занятие объединения. Земля-наш дом.

1


153

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Инсценировка сказки.

1


154

Экологическая беседа. Деревья твоего двора.

1


155

Веселые старты.

1


156

Беседа « Здравствуй, лето!» Чтение рассказов Н. Носова.



157

Занятие объединения. Веселое лето.

1


158

Поделки оригами.

1


159

Урок здоровья «Береги глаза»

1


160

Игры в детском городке.

1


161

Чтение рассказов В.Осеевой «Почему?», «Добрая хозяюшка.



162

Итоговое занятие объединения. КВН «Времена года».

1


163

ИЗО «Скоро лето!»

1


164,

165

Игры на площадке школы. Беседа о летних каникулах

2



7. Ожидаемые результаты Программы

  1. Повышение у учащихся и их родителей престижа знаний, интеллектуального труда; повышение качества обучения учащихся.

  2. Развитие интереса к изучаемым дисциплинам, развитие индивидуальности и самостоятельности учащихся.

  3. Формирование у учащихся полезных привычек, гражданской позиции, толерантности, объективного подхода к себе и к окружающим, ответственности за свои поступки.

8. Литература


  1. Левчук С.В./ Воспитательная работа в группе продлённого дня /издательство МОСКВА 2010г

  2. Л.В.Мищенкова / Творческие игры и развивающие упражнения для группы продлённого дня 1-4классы/ издательство УЧИТЕЛЬ 2012г

  3. В.М.Пашнина и др. / Занятия в группе продлённого дня. 1-4классы/ издательство УЧИТЕЛЬ 2012г

  4. Н.А.Касаткина /Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня/ издательство УЧИТЕЛЬ 2008 г

  5. И.В.Курбенко /Прогулки и экскурсии в режиме группы продлённого дня/ издательство УЧИТЕЛЬ 2013г

  6. Л.А.Обухова и др. /Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы/издательство ОО ВАКО 2011г

  7. О.С.Гладышева /Уроки здоровья и основы безопасности жизни/издательство Нижний Новгород Нижегородский институт развития образования 2010г


© 2010-2022