- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа группы продлённого дня
Программа группы продлённого дня
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абрамова Г.Л. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Перевозского муниципального района Нижегородской области
«Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
от 02.09.2014г. № 113/7 -ПД
Образовательная
Программа
«Солнышко»
группы продлённого дня
рассчитана на детей 6-7 лет
срок реализации 1 год
Составители:
Абрамова Г.Л., заместитель дир. по УВР
Богданова Г.И., воспитатель группы продлённого дня
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
___________ /_____________/
____________2014г.
Перевоз
2014 г.
1. Пояснительная записка
Воспитательное пространство ГПД - это, во-первых, сама среда, в которой оказываются младшие школьники после уроков, во-вторых, это специально организованный образ жизни детей в данной среде: их деятельность, отношения, события, с ними происходящие.
Главная задача воспитателя - это создание атмосферы взаимопонимания, взаимовыручки, уважения и любви, что является основой комфорта, уюта, спокойствия, самореализации личности каждого ребенка.
Каждый ребенок - это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка.
Воспитательное пространство группы продленного дня - не имеет четко очерченных рамок. Творческий подход позволит создать во второй половине дня такие условия, чтобы дети младшего школьного возраста получили возможность выразить себя, познать окружающий мир и получили опыт позитивного общения.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в рамках реализации ФГОС НОО система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
2. Актуальность программы
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя, воспитателя и родителей.
Организация группы продлённого дня поможет в решении проблемы адаптации первоклассников к школе. Воспитатель нацелен на том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта. Для этого группа продлённого создаёт условия для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь; поддерживает доброжелательную атмосферу как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
Помочь детям в адаптации к школе могут сказки, поэтому Программа предусматривает чтение сказок, т.к. сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам будет легче осознавать свои поступки, переживать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников.
Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда и не всем детям дают возможность реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Но эта возможность есть. Микроклимат группы продленного дня идеально подходит для этого. Ведь каждый ребенок талантлив по - своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
Для максимального развития личности учащихся в рамках работы группы продлённого дня в школе разработана образовательная Программа «Солнышко» (далее Программа), рассчитанная на детей 6-7 лет, со сроком реализации 1 год. В Программе отражены цели и задачи, направленные на рациональную организацию деятельности учащихся первых классов во второй половине дня.
Настоящая Программа разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»,
-Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989г.,
-Конституции РФ от 12.12.1993г.,
-СанПин 2.4.5.2409 - 08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»,
-Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения Перевозского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа г. Перевоза»,
-Положения о группе продлённого дня
и других локальных актов, регламентирующими образовательную деятельность.
В основу разработанной Программы положены следующие принципы:
-
Системность.
-
Доступность.
-
Научность.
-
Создание развивающей ситуации
-
Занимательность.
-
Сознательность и активность.
-
Наглядность
-
Связь теории с практикой
-
Преемственность.
-
Природосообразность
3. Цель и задачи Программы
Цель:
повысить образовательный, нравственно-культурный, духовный и физический уровень детей путем рациональной организации их деятельности во второй половине дня и привлечения учащихся к дополнительному образованию.
Задачи:
1. На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создание достойных условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей; организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей в группе; создание благоприятного нравственно-психологического климата, здоровых межличностных отношений в коллективе.
2.Оказание помощи каждому учащемуся в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.
3.Способствовать повышению престижа интеллектуальной деятельности; формирование у учащихся умения целенаправленно мобилизовать свой интеллектуальный потенциал, использовать на практике имеющиеся личностные, предметные, метапредметные умения в изменяющихся условиях; вовлекать детей в сферу дополнительного образования.
4. В работе с семьёй направить усилия на максимальное сближение интересов родителей и школы в вопросах формирования и гармоничного развития личности учащихся; привлечение родителей учеников группы к сотрудничеству по всем направлениям деятельности данного сообщества.
4. Основные направления работы
Важно не только обеспечить условия и режим работы группы продлённого дня, отвечающие возрастным особенностям учащихся, но и активно содействовать приспособлению детей к воздействию различных факторов, развивать и совершенствовать функциональные и психологические возможности, способности к обучению и труду, укреплять здоровье. Продленный день, являясь наиболее распространенной формой общественного воспитания, дает возможность комплексно решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
С этой целью родителям (законным представителям) было предложены 7 направлений внеурочной деятельности с целью гармонично го развития личности.
По результатам анкетирования родителями (законными представителями) были определены 5 следующих направлений:
-
Спортивно-оздоровительное
-
Общеинтеллектуальное
-
Духовно-нравственное
-
Общекультурное
-
Социальное
Каждое из направлений имеет свой методический аспект:
1. Спортивно-оздоровительное
-формирование и развитие валеологической культуры ребенка. Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни;
-формирование интереса и уважения к народным традициям, обычаям и культуре разных народов, приобщение к традициям; знакомство с играми разных народов;
-формирование у учащихся культуры сохранения, защиты и совершенствования своего здоровья, собственной «я» позиции к данной проблеме; формирование понимания значимости физического и психического здоровья человека как в настоящем, так и для будущего самоутверждения.
2. Общеинтеллектуальное
-становление, развитие, воспитание в ребенке Благородного Человека путем раскрытия его личностных качеств;
-формирование ценностного отношения к знаниям, книге, процессу познания;
-формирование отношения к объектам окружающего мира и к труду как социальной ценности;
-развитие устойчивого интереса к познанию природы, формирование экологической и эстетической культуры личности;
-формирование представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека, о роли и месте» Я» в этой среде; воспитание эстетического, нравственного и практического отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами; введение учащихся в проблему охраны окружающей среды от загрязнения, разрушения, истощения; о месте «я» и «мы» в решении этой проблемы;
-формирование первичных умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей, о технике; воспитание уважительного отношения к людям труда, понимания значения труда в жизни человека;
-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательной деятельности - детей, родителей (законных представителей), воспитателя; создание условий для сближения интересов родителей (законных представителей) и воспитателя в вопросах формирования развитой личности ребенка.
-
Общекультурное
-овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;
-получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура);
-обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
-овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
4. Духовно- нравственное
-развитие системы духовно-патриотического воспитания учащихся, создание условий для формирования и становления целостной личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, гражданина и патриота своей Родины;
-совершенствование духовно-патриотического воспитания учащихся, формирование личности гражданина-патриота;
-формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;
-сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;
-приобщение учащихся к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;
-формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе;
-возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
-воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;
-воспитание коллективизма и ответственности.
5. Социальное.
-приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
-формирование позитивных отношений учащегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие учещегося с другими одноклассниками, т.е. в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает);
-получение учащимся опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
Результатом работы по данным направлениям является гармонично развитая личность. Понятие «ГАРМОНИЯ» включает в себя такие составные части, как:
Г - гражданственность
А - артистизм
Р - разумность
М - мировоззрение
О - организованность
Н - нравственность
И - интеллект
Я - личность, которыми и должен обладать каждый ребёнок.
5. Основные формы организации деятельности
Формы работы: конкурсы, викторины, выставки творческих работ, экскурсии, беседы, часы общения, праздники, КТД, презентации, практикумы, физкультминутки, интеллектуальные игры, игры - путешествия, игры на внимание и память, игры-конкурсы, игры-соревнования, спортивные соревнования, диспуты, встречи с интересными людьми, проектная деятельность учащихся, индивидуальные консультации.
Используя данные направления, учитывая основные воспитательные цели и задачи, поставленные на 2014-2015 учебный год, создана недельная циклограмма расписания занятий ГПД
Дни недели
Занятия по направлениям
Направление
Питание
Понедельник
День библиотеки. Чтение художественной литературы
Общекультурное Духовно- нравственное
Ежедневно:
-обед
13.00 - 13.30
-полдник
15.30. -16.00.
Вторник
Занятие объединения «Планета знаний»
Общеинтеллектуальное
Среда
Изобразительная деятельность
Духовно- нравственное
Общекультурное
Четверг
Час беседы. Беседы по этике, экологии, ОБЖ.
Социальное
Пятница
Клубные часы. Подвижные игры, соревнования, викторины, конкурсы.
Спортивно-оздоровительное
В режиме группы продленного дня складываются наиболее благоприятные условия для построения педагогически целесообразной системы внеурочной работы, учитывающей возраст, индивидуальные особенности, интересы и склонности каждого ребёнка, а также расположение близлежащих образовательных учреждений.
Школьная библиотека
Школьный медработник
Объединение «Планета знаний»
Фок «Чайка»
ДШИ
Районная детская библиотека
Семья
учащегося
МБОУ ДЮЦ
РДК
(кинотеатр)
Объединение «Волшебная кисть»
Режим работы: 5 дней в неделю
6. План воспитательной работы группы продлённого дня
№п/п
Содержание работы
Кол-во
часов
Дата
1 четверть
1
Игра «Давайте познакомимся». Чтение сказки «Сивка-бурка»
1
2
Занятие объединения «Планета знаний». Как мы будем учиться.
1
3
Рисование осенних листьев. Упражнение «Палитра осени»
1
4
ОБЖ. Правила перехода перекрестка.
1
5
Прогулка на свежем воздухе. Сбор гербария.
1
6
Чтение белорусской народной сказки «Лёгкий хлеб»
1
7
Занятие объединения. Школьные правила вежливости.
1
8
Лепка из пластилина «Наш огород».
1
9
Эколог. беседа « Что такое лес и что он нам дает»
1
10
Час загадок и скороговорок.
1
11
Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
1
12
Занятие объединения . Режим дня школьника.
1
13
Рисование. Моя любимая игрушка.
1
14
ОБЖ. Путешествие в страну дорожных знаков.
1
15
Просмотр мультфильмов.
1
16
Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа - милиционер».
1
17
Занятие объединения. Ты- ученик.
1
18
Аппликация из цветной бумаги «Светофор».
1
19
Эколог. беседа. Почему желтеют листья?
1
20
Игра «Кто хочет стать сказочником ?»
1
21
Чтение сказки Д. Мамина- Сибиряка «Серая Шейка»
1
22
Занятие объединения. Экскурсия в природу. Осень.
1
23
Рисование героев сказки Д. Мамина- Сибиряка
1
24
ОБЖ Огонь-друг и враг человека.
1
25
Игра «Волшебные слова и добрые поступки»
1
26
Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
1
27
Занятие объединения. Осенние посиделки.
1
28
Рисование на тему «Урожай наш так хорош, лучше в мире не найдешь».
1
29
Беседа «Каждой вещи- свое место»
1
30
Игра « В гостях у сказки»
1
31
Чтение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»
1
32
Занятие объединения. Что за словом?
1
33
Аппликация «Бабочка».
1
34
Игра - турнир по экологии «Что? Где? Когда?»
1
35
Час загадок. Загадки о природе и ее явлениях.
1
36
Чтение стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»
1
37
Занятие объединения. Путешествие в «Угадайку»
1
38
Рисование умывальника-начальника из рассказа К.И. Чуковского «Мойдодыр»
1
39
«Друзья Вода и Мыло»- игровая программа.
1
40
Экскурсия в природу. Игра «Погода»
1
41
Чтение сказки «Доктор Айболит»
1
42
Занятие объединения. Органы чувств- главные помощники человека.
1
43
Рисование предметов личной гигиены.
1
44
Игра - путешествие «Идем к Царевне Лебедь»
1
45
Просмотр мультфильмов.
1
2 четверть
46
Чтение русской народной сказки «Каша из топора»
1
47
Занятие объединения. Органы чувств- главные помощники человека.
1
48
Аппликация «Утята»
1
49
Беседа «Простые правила этикета. Приглашение к столу»
1
50
Викторина « В мире много сказок»
1
51
Чтение сказки «Лиса и журавль»
1
52
Занятие объединения . Память и ум- помощники человека.
1
53
Лепка праздничного стола «Ждем гостей»
1
54
Урок здоровья. Здоровый сон.
1
55
Литературная игра «Сказочный дом моделей».
1
56
Чтение русской народной сказки «Три медведя».
1
57
Занятие объединения. Жить- с книгою дружить.
1
58
Рисование персонажей из сказки «Три медведя»
1
59
Урок здоровья. Мое настроение.
1
60
Прогулка. Наблюдение за птицами. Беседа «Мы - друзья птиц»
1
61
Чтение стихотворения К.И. Чуковского «Телефон».
1
62
Занятие объединения. Наблюдение за зимней природой на участке школы.
1
63
Лепка снеговика из пластилина.
1
64
Урок здоровья. Если хочешь быть здоров. Правила закаливания
1
65
Прогулка. Конкурс « Самый красивый снеговик»
1
66
Чтение сказки К.Чуковского «12 месяцев»
1
67
Занятие объединения. Зимушка-зима.
1
68
Рисование «Елочка- красавица»
1
69
Экологическая беседа «Сбережем елочку»
1
70
Вечер веселых игр и конкурсов.
1
71
Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева»
1
72
Занятие объединения. Наша дружная семья. Мои обязанности в семье.
1
73
Рисование зимних узоров.
1
74
Урок здоровья «Осторожно, мороз!»
1
75
Экскурсия в школьную библиотеку.
1
76
Чтение сказки «Два Мороза»
1
77
Занятие объединения. Что окружает нас дома и что может быть опасным.
1
78
Рисование елочных игрушек.
1
79,8
Мастерская Деда Мороза.
2
81
Занятие объединения. Без друга в жизни туго. Мои друзья.
1
82
Новогоднее представление
1
3 четверть
83
Чтение сказки «Зимовье зверей»
1
84
Занятие объединения. Мы- пешеходы.
1
85
Рисование диких животных.
1
86
Экологическая беседа «Кто как зимует?»
1
87
«В гостях у сказки» - викторина.
1
88
Чтение сказки «По щучьему велению».
1
89
Занятие объединения. Что такое профессия? Какие бывают профессии.
1
90
Рисование на тему : «Зимний денек»
1
91
Игра «Этикет»
1
92
Прогулка на свежем воздухе. Игры в снежки.
1
93
Чтение сказки В.П.Катаева «Цветик- семицветик»
1
94
Занятие объединения. Из чего что сделано.
1
95
Аппликация из кружков
1
96
«Жители лесного царства, зеленого государства»- познавательная программа.
1
97
Игра «Поле чудес».
1
98
Чтение сказки бр. Гримм «Бременские музыканты »
1
99
Занятие объединения. Свойства воды.
1
100
Лепка лесных животных.
1
101
Урок здоровья. Вредные привычки.
1
102
Прогулка на свежем воздухе. Игра «Кто дальше?»
1
103
Чтение русской народной сказки «Царевна- лягушка»
1
104
Занятие объединения. «Водица- царица. Три состояния воды.»
1
105
Беседа «Наша Армия»
1
106
Изготовление аппликации к 23 февраля
1
107
Конкурс «А ну- ка, мальчики!»
1
108
Занятие объединения. Транспорт. Мы- пассажиры.
1
109
Рисование зимних деревьев
1
110
Чтение .А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
1
111
Клубный час «Да здравствует вежливость и доброта»
1
112
Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?»
1
113
Занятие объединения. Мой путь от дома до школы.
1
114
Изготовление подарка для мамы.
1
115
А ну-ка, девочки!
1
116
Игра «Кто хочет стать сказочником?»
1
117
Занятие объединения. Живое и неживое.
1
118
Чтение рассказа В. Чаплиной «Крылатый будильник»
1
119
Рисование «Птицы на кормушке»
1
120
Прогулка. Дидактическая игра «Птицы на кормушке»
1
121
Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»
1
122
Занятие объединения. Какие бывают растения? Какие бывают животные?
1
123
Аппликация «Моя улица»
1
124
Урок здоровья. Мой друг- зубная щетка.
1
125
Игра «Умники и умницы»
1
4 четверть
126
Чтение рассказов В. Осеевой «Три товарища», «На катке»
1
127
Экология. Правила поведения в природе.
1
128
Эстафеты на свежем воздухе
1
129
Чтение рассказа о Ю.А.Гагарине.
1
130
Занятие объединения. Строение тела человека.
1
131
Аппликация «Ракета»
1
132
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями.»
1
133
Беседа о дне космонавтики.
1
134
Чтение рассказа Л.Толстого «Лев и собачка».
1
135
Занятие объединения. Собака-верный друг человека.
1
136
ИЗО. «Мой домашний питомец»
1
137
Этика отношений. Мой класс-мои друзья.
1
138
А ну-ка, мальчики!
1
139
Чтение сказки Гаршина «Лягушка- путешественница»
1
140
Занятие объединения . Наблюдение за весенними изменениями в природе.
1
141
Иллюстрирование сказки Гаршина.
1
142
Экологическая беседа «Откуда берется и куда девается мусор»
1
143
Трудовой десант. Убираем площадку.
1
144
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
1
145
Занятие объединения. Пробуждение земли. Встреча весны.
1
146
Рисование весеннего леса
1
147
Беседа «Гигиена жилища»
1
148
Занятие объединения. Правила поведения в природе.
1
149
Чтение сказки Ш.Перро «Красная Шапочка»
1
150
Беседа о Дне Победы « Не забыть нам этой даты».
1
151
ИЗО. Праздничный салют
1
152
Занятие объединения. Земля-наш дом.
1
153
Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко». Инсценировка сказки.
1
154
Экологическая беседа. Деревья твоего двора.
1
155
Веселые старты.
1
156
Беседа « Здравствуй, лето!» Чтение рассказов Н. Носова.
157
Занятие объединения. Веселое лето.
1
158
Поделки оригами.
1
159
Урок здоровья «Береги глаза»
1
160
Игры в детском городке.
1
161
Чтение рассказов В.Осеевой «Почему?», «Добрая хозяюшка.
162
Итоговое занятие объединения. КВН «Времена года».
1
163
ИЗО «Скоро лето!»
1
164,
165
Игры на площадке школы. Беседа о летних каникулах
2
7. Ожидаемые результаты Программы
-
Повышение у учащихся и их родителей престижа знаний, интеллектуального труда; повышение качества обучения учащихся.
-
Развитие интереса к изучаемым дисциплинам, развитие индивидуальности и самостоятельности учащихся.
-
Формирование у учащихся полезных привычек, гражданской позиции, толерантности, объективного подхода к себе и к окружающим, ответственности за свои поступки.
8. Литература
-
Левчук С.В./ Воспитательная работа в группе продлённого дня /издательство МОСКВА 2010г
-
Л.В.Мищенкова / Творческие игры и развивающие упражнения для группы продлённого дня 1-4классы/ издательство УЧИТЕЛЬ 2012г
-
В.М.Пашнина и др. / Занятия в группе продлённого дня. 1-4классы/ издательство УЧИТЕЛЬ 2012г
-
Н.А.Касаткина /Учебно-воспитательные занятия в группе продлённого дня/ издательство УЧИТЕЛЬ 2008 г
-
И.В.Курбенко /Прогулки и экскурсии в режиме группы продлённого дня/ издательство УЧИТЕЛЬ 2013г
-
Л.А.Обухова и др. /Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы/издательство ОО ВАКО 2011г
-
О.С.Гладышева /Уроки здоровья и основы безопасности жизни/издательство Нижний Новгород Нижегородский институт развития образования 2010г