- Преподавателю
- Директору, завучу
- СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Максимова Т.Я. |
Дата | 13.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ
ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ
Максимова Татьяна Яковлевна
заместитель директора по УР
высшей квалиф. Категории
О важности изучения математики говорили многие известные учёные. Так Р. Фейнман писал: «Математика − орудие для размышления. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим. … Таким образом, математика позволяет сформировать определенные формы мышления, необходимые для изучения окружающего нас мира». Великий педагог-математик Дьёрдь Пойа однажды задался вопросом: «Что означает владение математикой?». Ответ его был таков: «Это есть умение решать задачи, причём не только и не столько стандартные, но и требующие независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Б.В. Гнеденко отмечал, что поиск решения нестандартной математической задачи является неотъемлемой составляющей развития способностей и духа творческого горения. Б.Н. Делоне сравнивал олимпиадную задачу и научное открытие так: «Для решения олимпиадной задачи требуется 5 часов, а для получения крупного научного результата требует затраты 5000 часов».
Для доказательства важности участия школьников в математических олимпиадах, а также обучения их методам решения нестандартных математических заданий олимпиадного уровня, можно и дальше использовать в качестве аргументов цитаты известных учёных-педагогов и математиков. Но самым важным аргументом в пользу данного утверждения выступает педагогическая практика, опытом которой делятся с вами наши педагоги.
Среди основных целей проведения математических олимпиад выделяют:
● развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
● формирование у учащихся потребности и познавательного интереса к изучению математики;
● выявление талантливых учащихся;
● создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
● распространение научных знаний среди учащихся.
Созданная в лицее научно-практическая лаборатория физико-математического развития учащихся является формой дополнительного образования лицеистов, направленной на создание условий физико-технического и математического развития учащихся, включающей создание индивидуальных учебных планов, обновление содержания, методов и организационных форм технической и математической подготовки лицеистов. Целью лаборатории является формирование у учащихся устойчивого интереса к самостоятельной творческой активности, навыкам научно-исследовательской деятельности, решения олимпиадных задач. К основным задачам, решаемым лабораторией, относят:
● формирование у учащихся потребности и познавательного интереса к изучению физико-математических дисциплин;
● развитие их математических способностей;
● подготовка выпускника к самоопределению, самообразованию в дальнейшей профессиональной деятельности.
В работе лаборатории физико-математического развития учащихся выделяют два основных направления: работа во время урока и внеурочная деятельность учащихся. Так в начальной школе основные направления работы лаборатории могут быть представлены в виде следующей схемы.
Математическая подготовка
в начальной школе
Работа на уроке математики
Внеурочная работа
по математике
Программа
«Школа 2000»
Кружок «Олимпионик», «ИМАТОН»
Летняя школа
«Я − исследователь»
Олимпиады и конкурсы
Программа развития логического мышления
Схема 1. Направления работы лаборатории физико-математического развития учащихся в начальной школе.
Многообразие форм работы лаборатории с учащимися включает в себя:
● Кружки: «Олимпионик», «Иматон», «Математическая карусель», «Школа олимпийского резерва», «Школа нестандартного мышления».
● Турнир юных физиков (г.Москва).
● Конкурс «Юный конструктор-исследователь» (ПоЦАКО).
● Открытый Кубок Нижнего Новгорода по математике (ВШЭ).
● Всероссийский конкурс «Интернет - карусель».
● Международный математический конкурс «Кенгуру».
● Участие в работе заочных школ (ЗФТШ, Высшая школа экономики, «Авангард»).
● Заочные олимпиады РосАтом, МФТИ, «Будущие исследователи − будущее науки» ННГУ.
● Научно-практические конференции «Я − исследователь», «Открытие», конкурс В.И. Вернадского.
● Олимпиада абитуриентов «Кадры XXI века».
● Летняя математическая школа.
Ежегодно во время летних каникул для учащихся, проявляющих к изучению математики повышенный интерес, организуется работа летней математической школы, основные цели которой:
● прививать и поддерживать интерес к математике;
● способствовать расширению и углублению математических знаний;
● развивать творческие способности одаренных учащихся;
● подготовить учащихся к успешному выступлению на олимпиадах;
● развивать навыки публичного выступления;
● развивать навыки индивидуальной и коллективной работы.
Результативность работы лаборатории физико-математического развития учащихся прослеживается успешностью учащихся лицея на математических олимпиадах. Сравнительный анализ результатов лицеистов на Муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике в г. Арзамас показан в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1.
Учебный год
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Регион
1998−1999
1 победитель
1 победитель
1 призер
1 призер
1 победитель
1 призер
1999−2000
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
2000−2001
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
1 победитель
2 призера
3 место
11 класс
2001−2002
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
3 место
11 класс
2002−2003
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
3 место
10 класс
2003−2004
1 победитель
1 призер
1 победитель
2 призера
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
2004−2005
1 победитель
1 победитель
1 призер
1 победитель
2 призера
1 призер
2005−2006
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
1 победитель
2 призера
1 победитель
2 призера
2006−2007
1 победитель
1 победитель
1 призер
1 победитель
2 призера
1 победитель
1 призер
2 место
8 и 11 классы
2007−2008
1 победитель
1 призер
1 победитель
3 призера
1 победитель
2 призера
1 победитель
2 призера
призер
9 класс
Таблица 2.
Учебный год
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Регион
2008 − 2009
1 победитель
1 победитель
1 победитель
2 призера
1 победитель
2 призера
победитель
10 класс
2009
−
2010
1 победитель
2 призера
1 победитель
2 призера
1 победитель
1 победитель
призер
11 класс
2010
−
2011
1 победитель
2 призера
1 победитель
2 призера
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
1 призер
2011
−
2012
1 победитель
1 призер
1 победитель
2 призера
1 победитель
1 призер
1 победитель
1 призер
1 победитель
2 призера
2012
−
2013
2 призера
1 победитель
1 призер
1 победитель
3 призера
Таблица 3.
Учебный год
Количество победителей
Количество призеров
Всего
1998 − 1999
4
3
7
1999 − 2000
3
2
5
2000 − 2001
4
4
8
2001 − 2002
4
3
7
2002 − 2003
4
4
8
2003 − 2004
4
5
9
2004 − 2005
4
5
9
2005 − 2006
4
6
10
2006 − 2007
3
5
8
2007 − 2008
4
8
12
2008 − 2009
4
4
8
2009 − 2010
4
5
9
2010 − 2011
4
6
10
2011 − 2012
5
7
12
2012 − 2013
2
6
8