Доклад по теме Становление учительства в Калмыкии

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Становление учительства в Калмыкии

в I половине XX в.

Нармаева И.М.

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»


Основополагающими в истории педагогики Калмыкии являются научно-биографические очерки и статьи, посвященные замечательным педагогам Николаю Николаевичу Пальмову, Татьяне Дмитриевне Юрковой, Церену Петкиевичу Петкиеву, которые стоят у истоков развития народного образования в Калмыкии. Их педагогическая деятельность, их неоценимый вклад в становление и развитие просвещения калмыцкого народа, их незабвенные имена навеки останутся в памяти народной благодаря глубоким научным исследованиям ученых-педагогов Ташнинова Н.Ш., Мукаевой О.Д., Немичева И.С., Килганова В.И., Ефремовой В.Ф. и т.д.

Научная историография еще не раз будет возвращаться к изучению педагогического творчества первых зачинателей и организаторов школьного и профессионального образования в Калмыкии. Они заложили основы, вслед за ними их ученики и последователи продолжили начатое ими дело просвещения.

Учитель - это великое призвание: обучать народ - значит делать его лучше; просвещать народ - значит повышать его нравственность; делать его грамотным - значит цивилизовать его. Эту благородную миссию выполняет в обществе учитель, которому поручено его судьбой и профессией связать поколения людей бесценной нитью знаний и разума во имя прогресса, во имя накопленных человечеством мысли и опыта.

В Калмыцком языке само слово учитель (Багш) относится к образу Будды, достигшего Просветления. Багш - личность просвещённая, несущая свет знания, учения, обладающая добродетелью. Истинно глубокое понимание просвещения звучит в высказывании замечательного педагога А. С. Макаренко: «Главное в жизни не самое знание, а та гармония, которая получается, когда знания хорошо уложены в душе, та философия, которая определяет человека». Три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова.

Процесс становления учительства в Калмыкии - это благородный труд всего сообщества учителей республики, это большая жизнь, в которой «труды и дни» каждого рядового учителя - неотъемлемая и значимая часть общего дела во благо просвещения народа. В Калмыкии массовое приобщение к знаниям, распространение всеобщего обучения началось в 20-е-30-е г.г. ХХ в.

Однако следует отметить, что ещё в дореволюционное время закладывались основы профессионального образования, формировалась интеллектуальная прослойка калмыцкого общества, многие представители которой, получив образование в школах, гимназиях, университетах царской России, продолжали свою профессиональную деятельность и в советский период.

Калмыцкая земля уже в то далёкое время славилась именами образованных людей, такими как Номто Очиров, Джап Кутузов, Дорджи Джаваев, Джога Эрдниев, Лиджи Карвин, Ефим Чонов, Очир Чонкушов, Булгун Шарманжиева и многие другие. Они представляют собой «первоцвет» просвещённости, национальную калмыцкую интеллигенцию. Именно они своей высокой культурой, грамотностью заложили основу устремлённости к просвещению, так как являлись образцом учёного человека для окружающих.

Расположение Калмыкии вблизи губернских городов Ставрополья, Ростова, Сальска, полиэтническое окружение, бытовое общение калмыцкого населения с жителями ближайших русских городов и сёл способствовало знакомству с русским языком и раннему проникновению русской культуры в калмыцкую степь.

Революция 1917г, установление советской власти, строительство государства нового типа выдвинули задачу обеспечения республики квалифицированными кадрами, особенно коренной национальности. В 1920 г. первый общекалмыцкий съезд Советов рассмотрел вопрос о развитии народного образования, признал необходимым создание в Калмыцкой области специального учебного заведения по подготовке учительских кадров.

По решению Наркомпроса РСФСР от 26 октября 1920г. при Калмыцком облоно были организованы двухгодичные педагогические курсы в г. Астрахани для подготовки учителей начальных классов. Затем Постановлением Совета курсов от 9 июля 1921г., утверждённым облисполкомом и Калмыцким отделом народного образования, Министерством просвещения РСФСР педагогические курсы были преобразованы в педагогический техникум.

Для многих известных в республике учителей, учёных, писателей, журналистов Астраханский педтехникум с 1920-1940-е годы - «начало начал» в процессе приобщения к знаниям, к высокой культуре, к профессионализму. Большой вклад в становление и развитие Астраханского педтехникума был сделан Николаем Николаевичем Пальмовым - учёным-калмыковедом, организатором исторической науки, архивного и музейного дела в Калмыкии.

Всю жизнь посвятил любимой профессии Сельвин Л.Ф., выпускник Астраханского педтехникума, заслуженный учитель Калмыцкой АССР, отличник народного просвещения РСФСР. Достойную жизнь прожил Лиджи Федотович: после окончания педтехникума был назначен директором Башантинского детского дома, окружив беспризорных детей заботой и вниманием. Затем в разные годы был директором I-ой Ики-Чоносовской начальной школы, Чоносовской средней школы-интерната в Яшалтинском районе, заместителем директора Калмыцкого педагогического института, директором Черноземельской средней школы. Л.Ф. Сельвин - участник самых значительных сражений Великой Отечественной войны, в которых решалась судьба Отечества: защищал Сталинград, освобождал города Орёл, Киев. Остро и трагично воспринял известие, что родной народ вывезли в холодных, промёрзших вагонах в далёкую Сибирь. Но мужество и внутренняя сила помогли Сельвину Л. Ф. пережить такое унижение. Он найдет свою семью и вернется к мирному и благородному труду учителя в ссылке и после возвращения в родную Калмыкию. Сельвин Л. Ф. прожил долгую счастливую жизнь творческого человека, щедро отдавшего все свои силы, ум и талант человека, учителя, воспитателя, воина-защитника, мудрого наставника молодым.

В жестокие годы репрессий, проявив редкую волю и целеустремленность, получит высшее образование Мукаева Очир Джогаевна. Но сначала она с отличием закончит калмыцкое педучилище, а в 1943 г. вся её семья будет выслана в Сибирь. Очир Джогаевна навсегда запомнит наставления отца, что знания, прежде всего, означают духовную независимость, без которой немыслимо человеческое достоинство. В 1944г. она поступит на историко-филологический факультет Томского пединститута. После окончания третьего курса неожиданно выяснится, что Очир - спецпереселенка. Было принято решение об отчислении. Учёбу Очир Джогаевна продолжит в Казахстанском пединституте, где её зачислят сразу на четвёртый курс.

24 февраля исполнилось два года, как нет с нами Очир Джогаевны Мукаевой, профессора Калмыцкого госуниверситета, доктора педагогических наук, ученого-этнопедагога, внесшего неоценимый вклад в развитие национального языка, культуры. Очир Джогаевна была удивительно мудрым и талантливым ученым, исследованиями она занималась до последних дней. О своей судьбе и творческом пути она написала в своей последней книге «Народа достойная дочь». Дочь трижды репрессированного зайсанга, она наперекор судьбе смогла не только выжить, но и достичь высот в науке. Ее характер, стремление к жизни ярко характеризуют слова президента Калмыцкого госуниверситета Германа Борликова: «Очир Джогаевна мужала в борьбе за жизнь, за право быть человеком, личностью. Все звания и награды первой женщины - калмычки, профессора, доктора наук были не подарком, преподнесенным ей на блюдечке, они были добыты трудом и испытаниями, интеллектом, который постоянно совершенствовался».

Одной из выпускниц педтехникума 1931г. была Мухлынова Лидия Петровна - заслуженный учитель КАССР. С 1932 по 1935 гг. она работала заведующей начальной школы Власовского сельсовета Азово-Черноморского края. С 1935 по 1936 гг. - учительница неполной средней школы села Башанта, с 1936 по 1937г. - преподавала в селе Чонос Западного района КАССР.

Её супруг, Цеденов Кузьма Лаврентьевич, - заслуженный учитель КАССР и РСФСР, кавалер ордена Трудового Красного знамени, также закончил Астраханский педтехникум в 1928г., работал в школе Западного улуса, заочно поступил на исторический факультет Волгоградского пединститута. Молодые супруги жили при школе, все свои знания, силы отдавали воспитанию детей. Во время депортации семья пережила суровые испытания: умерли две маленькие дочери, один за другим ушли из жизни пятеро братьев и сестёр, мать Кузьмы Лаврентьевича. Перенести горе и страдания супругам Цеденовым помогала любимая работа. В посёлке «308-й километр» в Хакасии, куда они попали, Кузьму Лаврентьевича сразу же назначили директором школы, а Лидия Петровна стала преподавать в начальных классах и параллельно вести географию, биологию. В этой школе Цеденовы проработали до 1956 г. Затем была Киргизия и возвращение на Родину. Кузьма Лаврентьевич проработал в должности завроно Приозёрного района (ныне Кетченеровский) до 65 лет. Лидия Петровна преподавала в школе. По сей день добрым словом преподаватели старшего и среднего поколения, вспоминают педагогов, Цеденова Кузьму Лаврентьевича и Мухлынову Лидию Петровну, которые внесли огромный личный вклад в становление народного образования Хакасии, Киргизии и Республики Калмыкия.

Для подготовки учителей средних школ в 1929 г. было открыто отделение калмыцкого языка, литературы, истории при Саратовском государственном университете им. Н. Г. Чернышевского. Это отделение положило начало высшему педагогическому образованию в Калмыкии. В 1933г. по окончании семилетней школы в университет был направлен Манджиев Пётр Манджиевич, простой крестьянский парень, рано осиротевший, из-за болезни вынужденный оставить учёбу. В 1934г. Пётр Манджиевич поступает на 4-х месячные курсы подготовки в ВУЗ г. Астрахани. В 1938г. после окончания отделения калмыцкого языка и литературы Астраханского педагогического института им. С. М. Кирова, он был направлен работать в Ики-Бухусовскую школу. В июне 1940 г. призывается в армию, воюет в Финляндии. Затем поступает в Чкаловскую авиационную школу, которую закончил в 1943 г. Штурман-бомбардировщик, Пётр Манджиевич воевал на Западном, Ленинградском, Белорусском и Забайкальском фронтах. По окончании войны служил в Китае, на Украине. После демобилизации в 1950 г. вернулся к семье, которая проживала в г. Алзамай Иркутской области. Много сил и энергии отдал Пётр Манджиевич своей любимой работе - преподаванию. Сначала он был назначен директором школы в г. Алзамай, после возвращения в Калмыкию работал директором Чкаловской семилетней школы (1957-1959 г.г.), Цаган-Нурской средней школы. Манджиева Петра Манджиевича назначили заведующим районо Юстинского района, проработав на этой должности три года, он попросился опять на работу в школу. До 1977 г. преподавал в родной Красносельской школе Малодербетовского района. Манджиев П. М. - Отличник народного просвещения РСФСР, имеет благодарности Верховного Совета КАССР, народного образования, награды - Орден Отечественной войны I степени, медали «За взятие Берлина», «За победу над Японией».

Неисчислимое множество тружеников - учителей, чьи жизни и профессиональные судьбы вписаны скромной строкой в науку общей жизни, в науку времени, проложили ступеньку для тех, кто шёл за ними.

Вспоминаются слова К. Паустовского о том, что «…у нас в России самый с виду непримечательный и скромный человек может оказаться на поверку человеком очень незаурядным и значительным».

В разные периоды становления и развития просвещения в Калмыкии их было много, рядовых тружеников педагогического труда, о которых история педагогики должна сказать своё благодарное слово.










7


© 2010-2022