Конспект на тему Личностный рост обучающихся как цель и результат педагогического процесса

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Высоковская СОШ»





Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы, нам не

хватает только одного: научиться

жить на земле, как люди.

Б . Шоу)





Конспект на тему Личностный рост обучающихся как цель и результат педагогического процесса




Конспект на тему Личностный рост обучающихся как цель и результат педагогического процесса


Заместитель директора по УВР: Тихонова Н.А.



2013


Цель:

Осмысление и принятие педагогами школы новых целей и задач школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС по формированию базовых компетентнций как одного из условий социализации личности школьника и повышения профессионального мастерства педагога.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и структуру личностных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.

  2. Изучить требования ФГОС по формированию личностных универсальных учебных действий

  3. Осмысление педагогическим коллективом необходимости и возможности перевода образования с предметных знаний и умений на развитие ключевых компетенций учащихся

  4. Повышение научной составляющей профессиональной компетенции педагогов школы.

План проведения

  1. «Формирование ключевых компетенций учащихся - основное требование модернизации образования.

(Тихонова Н.А.)

  1. Формирование универсальных учебных действий (УУД) - условие достижения стандартов в образовательном процессе. ( Дамрина А.И.)

  2. Системно-деятельностный подход как средство формирования УУД

(Семёнов В.Г.).

  1. Диагностика УУД (Гращенкова Н.Н.).

  2. Рефлексия. Решение педагогического совета.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ УЧАЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим сегодня как некогда актуально говорить о новых, иных результатах обучения. (СЛ1)Тема педсовета «Личностный рост обучающихся как цель и результат педагогического процесса». Актуальность данной темы продиктована временем, требованиям ФГОС и необходимостью адаптироваться в быстро меняющимся мире. Тип педсовета - обучающий, поэтому если вы сегодня впервые что- то услышите, это нормально и естественно. (СЛ2)Цель педсовета: повышение компетентности педагогов в направлении формирования, отслеживания и оценки личностных УУД. Задачи:

  1. Рассмотреть понятие и структуру основных видов личностных универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.

  2. Изучить требования ФГОС к личностным результатам освоения основной образовательной программы.

  3. Осмысление педагогическим коллективом развивающего потенциала новых образовательных стандартов для личностного развития обучающихся.

  4. Рассмотреть пути формирования и особенности оценки личностных УУД.

В ходе педсовета будет использована технология развития критического мышления. В структуру данной технологии входит три этапа (фазы): вызов, осмысление, рефлексия. Фиксировать все свои мысли, наработки, приобретённые знания нам поможет маршрутный лист педсовета.

(В ходе педсовета фиксируете новую информацию кратко: схематично, знаками, символами)

Маршрутный лист

Знал

Узнал

Хочу узнать

Первый этап: «Вызов»

Что такое личностные универсальные учебные действия? Как их формировать? Отслеживать? Оценивать? Участники педсовета заполняют графу «Знал» в маршрутном листе Зачитываются ответы (выборочно).

(СЛ3)Второй этап: «Осмысление»

Участникам педсовета предлагается послушать доклады:

  1. Личностный рост обучающихся как цель и результат педагогического процесса (Тихонова Н.А.)

  2. Развитие мотивации учебной деятельности (Дамрина А.И.)

  3. Развитие Я-концепции и идентичности личности при изучении предметов гуманитарного цикла.(Степанова Т.В.)

  4. Индивидуальная работа и индивидуальный подход как одно из основных условий личностного роста обучающихся.(Петров А.П.)

  5. Роль предметов художественно-эстетического цикла в становлении личности обучающихся.(Ефименко Е.П.)

  6. Влияние учебной деятельности на развитие умственных способностей (Гращенкова Н.Н.).

Третий этап: «Рефлексия». Заполнение графы «Хочу узнать».Решение педагогического совета

Системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия - к мысли. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования: личностным, метапредметным, предметным. (СЛ4) В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания.

(СЛ5)Самоопределение - определение человеком своего места в обществе, выбор ценностных ориентиров. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Второй тип - это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей. (СЛ6)В целевом разделе ООП ООО описаны планируемые результаты формирования личностных УУД. Там сказано, что в рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового обра­за жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

(СЛ7)В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, принятие ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

(СЛ8)В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разpешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

(СЛ9) Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, cпособности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Сформировать выше перечисленные УУД можно через развитие личностных качеств ребёнка. По А.В. Хуторскому они делятся на:

  • Когнитивные качества

  • Креативные качества

  • Оргдеятелыюстиые (методологические) качества

К когнитивнымотносятся:

  • физиологические (умение видеть, слышать, осязать, обонять, чувствовать на вкус);

  • интеллектуальные (любознательность, эрудированность, сообразительность, , аналитичность, увлеченность);

  • склонность к эксперименту, умение задавать вопросы, видеть противоречия, делать выводы и обобщения, нестандартность мышления;

  • умения понять и оценить иную точку зрения, вступить в содержательный диалог;

  • владение базовыми знаниями, умениями и навыками;

  • способность воплощения добываемых знаний в духовные, материальные и деятельностные формы.

К креативным:

  • эмоционально-образные качества: вдохновленность, одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; воображение, фантазия, образность;

  • инициативность, изобретательность, смекалка, неординарность, самобытность;

  • раскованность мыслей, чувств, движений в сочетании с умением выдерживать нормы поведения;

  • реализация своих творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих работ, участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.

К оргдеятелыюстиым (методологическим):

  • знание своих индивидуальных особенностей, черт характера;

  • осознание и умение объяснить цели своих учебных занятий;

  • упорство в доведении дела до конца, умение ставить цели, целеустремленность;

  • умение выполнить намеченный план, осознать полученный результат, сравнить его с результатами одноклассников;

  • умения формулировать правила деятельности, прогнозировать ее результаты;

  • сравнение результатов с целями; самоанализ, самооценка;

  • способность взаимодействия с товарищами, взрослыми, умение отстаивать свои идеи;

  • способность организовать деятельность группы.

Данные группы качеств предлагается считать минимальным комплексным набором ориентиров для обеспечения личностного роста учащихся. Последнее достижимо благодаря тому, что перечисленные качества ученика имеют внешнее проявление через соответствующие виды деятельности.

Совершенно особо следует остановиться на духовно-нравственном росте. Это душевная щедрость, отклик на нужды людей, дар чуткости, дар внимания, заботы о другом человеке. Эти качества все мы хотели бы видеть в наших детях, но развивать их достаточно трудно. Нравственное становление ребенка происходит не только в школе, где педагоги особо ценят и хранят отношения доброты, прощения, терпения, смирения, но и, в большей степени, в семьях, где сами родители должны подавать пример высоконравственных взаимоотношений.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. (СЛ10)Нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Учёные считают, что личность представляет собой систему наследственно заданных разнонаправленных стремлений. Все стремления имеют изначально полярную природу. Каждому из них противостоит противоположное по направлению стремление (например: стремление жить - стремление умереть). Полярность свойств проявляется и в психике человека, об этом говорили еще китайские мыслители, усматривая двойственную сущность в любом проявлении природы, частью которой и является человек.

Фундамент личности - личностный потенциал - это система наследственных, нереализованных стремлений. Человек с момента своего зарождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: он развивается, обучается, воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад. (СЛ11)От семьи и школы и общества зависит к чему будет стремиться человек: продолжению жизни или саморазрушению; высокой самооценке, уверенности в себе или к заниженной самооценке, неуверенности; к свободе, самостоятельности, опоре на себя или к зависимости, опоре на других; будет стремиться к самореализации или вести пассивный образ жизни.

В процессе жизнедеятельности может изменяться актуальность любых жизненных стремлений, поскольку «отрицательные» факторы личности также стремятся к своей реализации; и тогда положительный полюс может смениться на отрицательный (особенно в ситуациях хронической дезадаптации личности, систематическом ее неуспехе). В такой ситуации блокируется процесс самореализации, и говорить о личностном росте не приходится.

Ни один процесс развития не состоит исключительно только из роста и совершенствования. Существует ряд факторов, блокирующих активность личности и тормозящих ее рост.

(СЛ12)Это психофизиологические факторы - особенности строения и функционирования центральной нервной системы, тип темперамента, скорость протекания познавательных психических процессов, а также социальные факторы, к которым относятся:

- личностные и социальные установки, сформированные с помощью взрослых и включающие накопленные в ходе развития нравственные и этические нормы социального поведения;

- сформированные личностные комплексы (вины, неполноценности); повышенная личностная и ситуативная тревожность (и, как следствие, ожидание неприятностей, постоянное нервно-психическое напряжение);

- наличие страхов, связанных с публичным высказыванием своих суждений, возможным неприятием другими людьми этих суждений;

- истеричный склад характера, мешающий адекватному восприятию и оценке своего поведения и взаимоотношений с окружающими.

Все вышеперечисленные факторы приобретаются в процессе воспитания и обучения. (СЛ13) Поэтому главная цель школы - создать наиболее благоприятные условия для раскрытия и реализации того потенциала, который заложен в человеке.

Развитие человека в школе как личности и объекта деятельности - это обязательно развитие:

- интеллекта;

- эмоциональной сферы;

- устойчивости к стрессам;

- уверенности в себе и самопринятия;

- позитивного отношения к миру и принятия других;

- самостоятельности, ответственности;

- мотивации, самоактуализации, самосовершенствования.

(СЛ14)В связи с этим в учебной деятельности педагог должен:

- создавать оптимальные условия для реализации каждым учеником своих потенциальных возможностей;

- стимулировать включение в поисковый процесс не только логических механизмов, но и интуиции, озарения, предвосхищения;

- стимулировать потребность личности в творчестве;

- быть эмоционально гибким, так как учитель с высоким уровнем развития эмоциональной гибкости обогащает педагогическое взаимодействие, формирует у учащихся чувство психологической защищенности, обеспечивает достижение высокой продуктивности педагогической деятельности.

Совершенно очевидно, что развитие определенных личност­ных качеств является значимой целью воспитания учаще­гося. Подчеркивая необходимость и ценность воспитательного процесса, следует сказать о том, что человек является не только объектом психолого-педагогических воздействий, объектом воспитания, но и обязательно - субъектом самовоспитания. Любой эффективный воспитательный момент всегда предполагает запуск процессов активного саморазвития и самокоррекции личности.

Таким образом, задачей учебно-воспитательного процесса как раз и является запуск механизма субьектности воспитания. Адекватная и правильная самооценка побуждает ребенка к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, а также к избавлению от недостатков.

(СЛ15)В формировании личностных УУД особую роль играет диагностический компонент педагогической деятельности. Классификации В. Д. Крутецкого и Н. В. Кузьминой содержат различные параметры оценки педагогических способностей. Это способность передавать учащимся учебный материал, способность проникать во внутренний мир ученика, способность ярко и четко выражать свои мысли и чувства, способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на ученика, педагогическое воображение (имеется в виду предвидение последствий своих действий. В последнее время особое внимание уделяется еще одной педагогической способности - владению диагностическим компонентом педагогической деятельности. Диагностический компонент педагогической деятельности в современной школе обеспечивает решение ряда педагогических задач, таких как:

- прогнозирование и анализ результатов деятельности;

- владение техникой наблюдений и тестирования;

- изучение и учет учебных возможностей и психологических особенностей учащихся;

- изучение семейньих условий и других компонентов среды воспитания;

- выявление причин затруднений в учебе, пробелов в знаниях;

- соотнесение своих знаний, умений и опыта с потребностями конкретных педагогических ситуаций; наличие чувства эмпатии, проявляющегося в быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в индивидуальность каждого учащегося;

- особая чувствительность к изменениям, происходящим в субъекте педагогической деятельности под влиянием различных воздействий, понимание причин, вызвавших эти изменения.

В отличии от существующих ранее психологической и педагогической диагностикой стандарты второго поколения предполагают использование практико-ориентированной психодиагностики. Считается, что сегодня педагоги являются практическими диагностами, их диагностические заключения носят интуитивный характер, трудно поддающийся научной оценке и распространению. Поэтому практико-ориентированная диагностика, проводимая учителями совместно с психологом, представляется ценной как в теоретическом, так и в практическом плане. Необходимо, чтобы педагог имел инструментарий, позволяющий постоянно наблюдать за эволюцией задатков и способностей, темперамента и характера, интересов и склонностей ребенка, его жизненных целей и ориентации. Для работы такого уровня одних наблюдений учителей в учебно-воспитательном процессе недостаточно. С целью отслеживания динамики личностного роста учащихся в течение года должны проводятся психологические диагностические срезы, результаты которых должны заноситься в психолого-педагогическую карту развития ученика, имеющую следующие разделы:

- общая характеристика волевой сферы учащегося (целеустремленность, настойчивость, выдержка, инициативность, организованность, дисциплинированность);

- устная речь, письменная речь;

- наблюдаемые способности (гуманитарные, математиче­ские, естественнонаучные, эстетические, технические, двигательные);

-техника чтения;

- изучение мыслительной деятельности на уроках.

Кроме заполнения карт развития, педагогам предлагается заполнение бланка психолого-педагогической характеристики школьников и ведение дневника наблюдения за учащимися. В пункте 1.3.2. ООП ООО Особенности оценки личностных результатов сказано, что Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

(СЛ16) Основным объектом оценки личностных результатов служит сформиро-ванность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

(СЛ17)В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

(СЛ18)В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественнополезной деятельности;

3) прилежании и ответственности за результаты обучения;

4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образова-тельной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средства-ми различных предметов в рамках системы общего образования.

Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся. ( Рекомендации по оценке динамики формирования личностных результатов будут опубликованы в пособии издательства «Просвещение» «Оценка динамики образовательных достижений в основной школе»). (СЛ19)Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования - аттестата об основном общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, с учётом которой осуществляется приём в профильные классы старшей школы. В характеристике обучающегося:

• отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

• даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающихся.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.

(СЛ20)В конце выступления хочется сказать, что по большому счёту ничего принципиально нового в новых стандартах не изобретено ещё великий Иоганн Генрих Песталоцци в XIX веке сказал «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи»

Решение педсовета от 20.01.2014 «Личностный рост обучающихся как цель и результат педагогического процесса»:

  1. Продолжить систематическую целенаправленную работу по формированию личностных УУД, обеспечивая переход на стандарты второго поколения. (Отв.: педагогический коллектив школы)

  2. При планировании и проведении уроков использовать развивающие методы обучения, индивидуальный подход, рассмотренные на педсовете модели деятельности учителя по формированию личностных УУД обучающихся. (Отв.: педагогический коллектив школы)

  3. Разработать инструментарий мониторинга личностных УУД:

  • Положение об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов ООП (Отв.: Заместитель директора по УВР).

  • Положение о внеурочной деятельности обучающихся (Отв.: Заместитель директора по ВР).

  • Положение о портфолио обучающегося (Рабочая группа в составе: Гращенкова Н.Н. - учитель начальных классов; Дамрина А.И. . - учитель начальных классов; Ермакова И.А. - классный руководитель 5 класса).


© 2010-2022