Программа Менеджмент в образовании

Что такое менеджмент и нужен ли он образованию? Вы знаете мнения разделились, некоторые говорят да, а некоторым все равно. А как Вы считаете ? Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как: 1) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дистанционного курса

«Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» Автор: Костикова Александра Николаевна, методист, ЦДЮТ, методист 1 категории, учитель высшей категории

Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент».

Цель: ознакомление специалистов, имеющих высшее педагогическое образование с основными понятиями и направлениями образовательного менеджмента, с его типовыми задачами и подходами к их решению.

Задачи:

- понимание сущности образовательного менеджмента и его места в системе управления организацией;

- изучение основных направлений образовательного менеджмента и их особенностей;

- определение задач образовательного менеджмента и методов их решения.

Категории обучающихся:

Специалисты системы образования, имеющие начальное профессиональное, среднее специальное или высшее образование.

Прогнозируемы результаты:

- знание основных понятий, методов и инструментов теории моделирования организаций;

- знание основных информационных технологий в области управления образования;

- умение проводить моделирование образовательного процесса;

- владение навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

- владение информационными технологиями для прогнозирования и управления образованием;

- владение активными методами преподавания управленческих дисциплин.

В результате изучения курса, обучающиеся должны иметь представление:

- о месте образовательного менеджмента в системе управления организацией;

- о проблемах образовательного менеджмента как специфических проблемах управления;

- о сфере деятельности образовательного менеджера;

- об основных подходах к организации управления;

- о методологиях и стандартах в области управления.

знать:

- Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты;

- основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров;

- правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования;

- основные методы решения задач образовательного менеджмента;

- основные цели и задачи планирования образовательного менеджмента;

- основные типы организационных структур образовательного менеджмента.

уметь:

- составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных систем;

- использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами;

- организовывать ведение делопроизводства органов управления образованием;

- выполнять анализ состояния существующей образовательной системы;

- составлять календарный план создания/развития образовательного менеджмента и организовывать процесс его реализации;

- выполнять оценку экономической эффективности образовательного менеджмента.

Аннотация курса

Образовательный менеджмент является новой отраслью знаний, возникшей на стыке различных направлений менеджмента.

Для успешного усвоения материала по дисциплине «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» обучающимися должны быть прослушаны такие специальные дисциплины как: «Менеджмент в сфере образования», «Образовательный маркетинг», « Сущность и основные принципы управления образовательными системами», «Методы управления образовательными учреждениями», « Основы управления персоналом», « Делопроизводство в кадровой службе», «Информационные технологии в образовательной деятельности».

Программой дисциплины «Образовательный менеджмент или менеджмент в образовании» предусмотрено чтение лекций он-лайн, а также выполнение обучающимися заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, а также подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.

Лекционные занятия

Лекционные занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении лекционных занятий, посвященных вопросам, которые связанны с рассмотрением, как теоретических вопросов изучения дисциплины, так и практических приемов работы может быть использовано специальное оборудование (персональный компьютер и сеть Интернет).

Практические занятия

Практические занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении практических занятий для выполнения ряда индивидуальных заданий обучающимся необходим свободный доступ к глобальной сети Интернет.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа (16 часов, из них: по 2 часа на каждый модуль, 2 часа на написание итоговой работы) подразумевает подготовку обучающихся к лекционным и практическим занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных программой литературных и Интернет - источ¬ников, а также других информационных источников, закрепление теоретических знаний и практических навыков, подготовку к прохождению тестов по усвоению пройденного материала.

Самостоятельная работа также является дополнением к лекционному курсу и практическим работам, позволит расширить и углубить знания с помощью самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль:

Текущий, промежуточный и итоговый контроль (28 часов) осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей системой оценки успеваемости обучающихся.

Изучение модуля завершается зачетом или дифференцированным зачетом, который включает проверку теоретических знаний обучающихся и приобретенных практических навыков работы. Обязательным условием получения, обучающимися зачета, является выполнение всех практических работ и наличие необходимого количества баллов по текущему контролю.

Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Основное содержание программы

Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании:
-Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли;

-Инфраструктура менеджмента;

-Социофакторы и этика менеджмента в образовании;

-Природа и состав функций менеджмента.

Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента:

-Организационные отношения в системе менеджмента, формы организации;

-Мотивация деятельности.

Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента:

-Моделирование ситуаций и разработка решений;

-Динамика групп и лидерство, управление человеком и управление группой; -Руководство: власть и партнерство;

-Стиль и имидж менеджера;

-Конфликтность;

-Факторы эффективности менеджмента.

Модуль 2. Образовательный маркетинг:

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга:

-Сущность образовательного маркетинга;

-Предпосылки образовательного маркетинга.

Тема 2. Современная концепция маркетинга:

-Услуга (товар) в маркетинговой деятельности;

-Комплексное исследование рынка образовательных услуг;

-Методические основы исследования рынка;

-Оценка возможностей рынка;

-Формирование политики выбора услуг и рыночной стратегии;

-Роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуги рыночной новизны;

-Разработка ценовой политики, продвижение услуги, сбыт и сервис в маркетинговой деятельности, формирование спроса и стимулирование сбыта.

Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании:

- Специфика образовательных услуг;

- Что такое маркетинговая служба школы;

- Функции маркетинговой службы школы.

Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:

Тема 1. Управление функционированием и развитием образовательных систем:

-Образовательная система как объект управления;

-Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению;

- Понятие управления. Система управления. Функции управления;

-Содержание функций управления образовательными системами;

-Эффективность управления образовательной системой;

-Планирование функционирования образовательных систем;

-Базовые организационные структуры систем управления образованием;

-Органы управления образованием;

-Контроль в управлении образованием.

Тема 2. Мониторинг качества образования:

-Организационные структуры управления развитием образования в регионе и муниципальном округе;

-Построение региональной системы осуществления государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений;

-Планирование и экспертиза эффективности введения инноваций в образовании;

-Эффективность управленческих нововведений.

Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами:

- Функции целевых комплексных программ;

- Типы целевых комплексных программ;

- Механизм разработки и реализации целевых комплексных программ.

Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями:

-Зарождение и развитие научных подходов к управлению образовательными учреждениями;

-Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением;

-Образовательное учреждение как объект управления. Типы и виды образовательных учреждений;

-Планирование функционирования и развития образовательного учреждения;

-Организация управления функционированием и развитием образовательных учреждений;

-Мотивация организационного поведения;

-Методы стимулирования трудовой активности кадров в образовательных учреждениях;

-Оценка эффективности деятельности педагогических кадров.

Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением:

-Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и исполнения решений;

-Основные стратегии развития образовательных учреждений;

-Организационные структуры управления развитием образовательных учреждений.

Тема 3. Инновационный процесс и его этапы:

-Оценка и выбор инноваций, планирование, апробация и освоение нововведений, оценка результатов инновационного процесса;

-Мотивация кадров при осуществлении нововведений;

-Системное управление развитием образовательного учреждения;

-Целевая программа развития как инструмент управления.

Модуль 5. Основы управления персоналом:

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции:

-Задачи управления персоналом в образовании. Органы и структура службы управления персоналом в муниципальных и региональных системах образования. Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовании. Анализ и планирование развития кадрового потенциала образовательных систем. Перемещения в системе образования, работа с резервом, планирование деловой карьеры. Методы подбора и профориентации педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Профессиональная и организационная адаптация кадров. Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в системах образования. Обучение новым технологиям. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Системы стимулирования труда педагогических и управленческих кадров. Конфликты в трудовом коллективе: методы предупреждения и разрешения конфликтов.

Тема 3. Оценка эффективности систем управления персоналом в образовании:

- Методы оценки эффективности системы управления персоналом;

- Исследование системы управления персоналом;

- Показатели эффективности систем управления персоналом в образовании.

Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам:

-Содержание, значение делопроизводства;

-Службы документации и секретарской службы.

Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды:

-Организация документооборота, работа с документами;

-Дела: номенклатура дел, формирование дел;

-Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства.

Тема 3. Деловая переписка:

- Общие требования к деловой переписке;

- Основные требования к тексту письма;

- Виды деловых писем;

- Особенности делового письма.

Модуль 7. Информационные технологии в образовательной деятельности:

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием:

-Назначение и области применения ЭВМ в образовании и управлении образовательными системами;

-Компьютерный мониторинг качества образования;

-Компьютерный банк инноваций.

Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений:

-Информационные технологии нормативно-правового обеспечения работы образовательных учреждений.

Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании:

-Программно-методическое обеспечение информационных технологий.

Объем программы 72 часа

Общее количество часов

Лекционная часть

Самостоятельная работа

Практическая работа

Контроль

72

21

16

7

28

Учебный план

Наименование разделов, модулей,

тем

Всего часов

Из них

Контроль

лекции

самостоятельная работа

практическая работа

количество часов

форма

контроля

Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании;


1



1


Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента;


1



1


Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента.


1



1


Итоговое тестирование





1


Модуль 2. Образовательный маркетинг:

10

3

2

1

4

Диф. зачет

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга;


1



1


Тема 2. Современная концепция маркетинга;


1



1


Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании.


1



1


Итоговое тестирование





1


Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Управление функционированием и развитием образовательных систем;


1



1


Тема 2. Мониторинг качества образования;


1



1


Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами.


1



1


Итоговое тестирование





1


Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями;


1



1


Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением;


1



1


Тема 3. Инновационный процесс и его этапы.


1



1


Итоговое тестирование





1


Модуль 5. Основы управления персоналом:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции;


1



1


Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании;


1



1


Тема 3. Оценка

эффективности систем

управления персоналом в

системе образования.


1



1


Итоговое тестирование





1


Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам;


1



1


Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды;


1



1


Тема 3. Деловая переписка.


1



1


Итоговое тестирование





1


Модуль 7. Информационные технологии в образовательной деятельности:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием;


1



1


Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений;


1



1


Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании.


1



1


Итоговое тестирование





1


Итоговая практическая работа или тестирование

2


2




Всего:

72

21

16

7

28




Требования к оснащению рабочего места обучающегося

(если будут использоваться программы, которые требуют дополнительного оснащения ПК)

Компонент

Требования

Операционная

система

Windows 7 и выше

Доступ в

Интернет

браузер Mozilla Firefox, возможность доступа в сеть Интернет

Редактор слайдов

MS PowerPoint

Компьютер и

процессор

Intel Pentium(или аналогичный AMD Athlon) или выше

Оперативная

память

2 Гб

Жесткий диск

120 Гб

Дисплей

19"

Принтер, сканер

По мере поступления заданий (если требуется)

Средства связи

Skype, электронная почта



© 2010-2022