- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа Менеджмент в образовании
Программа Менеджмент в образовании
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костикова А.Н. |
Дата | 17.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа дистанционного курса
«Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» Автор: Костикова Александра Николаевна, методист, ЦДЮТ, методист 1 категории, учитель высшей категории
Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент».
Цель: ознакомление специалистов, имеющих высшее педагогическое образование с основными понятиями и направлениями образовательного менеджмента, с его типовыми задачами и подходами к их решению.
Задачи:
- понимание сущности образовательного менеджмента и его места в системе управления организацией;
- изучение основных направлений образовательного менеджмента и их особенностей;
- определение задач образовательного менеджмента и методов их решения.
Категории обучающихся:
Специалисты системы образования, имеющие начальное профессиональное, среднее специальное или высшее образование.
Прогнозируемы результаты:
- знание основных понятий, методов и инструментов теории моделирования организаций;
- знание основных информационных технологий в области управления образования;
- умение проводить моделирование образовательного процесса;
- владение навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;
- владение информационными технологиями для прогнозирования и управления образованием;
- владение активными методами преподавания управленческих дисциплин.
В результате изучения курса, обучающиеся должны иметь представление:
- о месте образовательного менеджмента в системе управления организацией;
- о проблемах образовательного менеджмента как специфических проблемах управления;
- о сфере деятельности образовательного менеджера;
- об основных подходах к организации управления;
- о методологиях и стандартах в области управления.
знать:
- Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты;
- основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров;
- правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования;
- основные методы решения задач образовательного менеджмента;
- основные цели и задачи планирования образовательного менеджмента;
- основные типы организационных структур образовательного менеджмента.
уметь:
- составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных систем;
- использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами;
- организовывать ведение делопроизводства органов управления образованием;
- выполнять анализ состояния существующей образовательной системы;
- составлять календарный план создания/развития образовательного менеджмента и организовывать процесс его реализации;
- выполнять оценку экономической эффективности образовательного менеджмента.
Аннотация курса
Образовательный менеджмент является новой отраслью знаний, возникшей на стыке различных направлений менеджмента.
Для успешного усвоения материала по дисциплине «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» обучающимися должны быть прослушаны такие специальные дисциплины как: «Менеджмент в сфере образования», «Образовательный маркетинг», « Сущность и основные принципы управления образовательными системами», «Методы управления образовательными учреждениями», « Основы управления персоналом», « Делопроизводство в кадровой службе», «Информационные технологии в образовательной деятельности».
Программой дисциплины «Образовательный менеджмент или менеджмент в образовании» предусмотрено чтение лекций он-лайн, а также выполнение обучающимися заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, а также подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.
Лекционные занятия
Лекционные занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении лекционных занятий, посвященных вопросам, которые связанны с рассмотрением, как теоретических вопросов изучения дисциплины, так и практических приемов работы может быть использовано специальное оборудование (персональный компьютер и сеть Интернет).
Практические занятия
Практические занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении практических занятий для выполнения ряда индивидуальных заданий обучающимся необходим свободный доступ к глобальной сети Интернет.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа (16 часов, из них: по 2 часа на каждый модуль, 2 часа на написание итоговой работы) подразумевает подготовку обучающихся к лекционным и практическим занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных программой литературных и Интернет - источ¬ников, а также других информационных источников, закрепление теоретических знаний и практических навыков, подготовку к прохождению тестов по усвоению пройденного материала.
Самостоятельная работа также является дополнением к лекционному курсу и практическим работам, позволит расширить и углубить знания с помощью самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов.
Текущий, промежуточный и итоговый контроль:
Текущий, промежуточный и итоговый контроль (28 часов) осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей системой оценки успеваемости обучающихся.
Изучение модуля завершается зачетом или дифференцированным зачетом, который включает проверку теоретических знаний обучающихся и приобретенных практических навыков работы. Обязательным условием получения, обучающимися зачета, является выполнение всех практических работ и наличие необходимого количества баллов по текущему контролю.
Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Основное содержание программы
Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:
Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании:
-Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли;
-Инфраструктура менеджмента;
-Социофакторы и этика менеджмента в образовании;
-Природа и состав функций менеджмента.
Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента:
-Организационные отношения в системе менеджмента, формы организации;
-Мотивация деятельности.
Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента:
-Моделирование ситуаций и разработка решений;
-Динамика групп и лидерство, управление человеком и управление группой; -Руководство: власть и партнерство;
-Стиль и имидж менеджера;
-Конфликтность;
-Факторы эффективности менеджмента.
Модуль 2. Образовательный маркетинг:
Тема 1. Сущность образовательного маркетинга:
-Сущность образовательного маркетинга;
-Предпосылки образовательного маркетинга.
Тема 2. Современная концепция маркетинга:
-Услуга (товар) в маркетинговой деятельности;
-Комплексное исследование рынка образовательных услуг;
-Методические основы исследования рынка;
-Оценка возможностей рынка;
-Формирование политики выбора услуг и рыночной стратегии;
-Роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуги рыночной новизны;
-Разработка ценовой политики, продвижение услуги, сбыт и сервис в маркетинговой деятельности, формирование спроса и стимулирование сбыта.
Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании:
- Специфика образовательных услуг;
- Что такое маркетинговая служба школы;
- Функции маркетинговой службы школы.
Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:
Тема 1. Управление функционированием и развитием образовательных систем:
-Образовательная система как объект управления;
-Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению;
- Понятие управления. Система управления. Функции управления;
-Содержание функций управления образовательными системами;
-Эффективность управления образовательной системой;
-Планирование функционирования образовательных систем;
-Базовые организационные структуры систем управления образованием;
-Органы управления образованием;
-Контроль в управлении образованием.
Тема 2. Мониторинг качества образования:
-Организационные структуры управления развитием образования в регионе и муниципальном округе;
-Построение региональной системы осуществления государственной аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных учреждений;
-Планирование и экспертиза эффективности введения инноваций в образовании;
-Эффективность управленческих нововведений.
Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами:
- Функции целевых комплексных программ;
- Типы целевых комплексных программ;
- Механизм разработки и реализации целевых комплексных программ.
Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:
Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями:
-Зарождение и развитие научных подходов к управлению образовательными учреждениями;
-Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением;
-Образовательное учреждение как объект управления. Типы и виды образовательных учреждений;
-Планирование функционирования и развития образовательного учреждения;
-Организация управления функционированием и развитием образовательных учреждений;
-Мотивация организационного поведения;
-Методы стимулирования трудовой активности кадров в образовательных учреждениях;
-Оценка эффективности деятельности педагогических кадров.
Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением:
-Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и исполнения решений;
-Основные стратегии развития образовательных учреждений;
-Организационные структуры управления развитием образовательных учреждений.
Тема 3. Инновационный процесс и его этапы:
-Оценка и выбор инноваций, планирование, апробация и освоение нововведений, оценка результатов инновационного процесса;
-Мотивация кадров при осуществлении нововведений;
-Системное управление развитием образовательного учреждения;
-Целевая программа развития как инструмент управления.
Модуль 5. Основы управления персоналом:
Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции:
-Задачи управления персоналом в образовании. Органы и структура службы управления персоналом в муниципальных и региональных системах образования. Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовании. Анализ и планирование развития кадрового потенциала образовательных систем. Перемещения в системе образования, работа с резервом, планирование деловой карьеры. Методы подбора и профориентации педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Профессиональная и организационная адаптация кадров. Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в системах образования. Обучение новым технологиям. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Системы стимулирования труда педагогических и управленческих кадров. Конфликты в трудовом коллективе: методы предупреждения и разрешения конфликтов.
Тема 3. Оценка эффективности систем управления персоналом в образовании:
- Методы оценки эффективности системы управления персоналом;
- Исследование системы управления персоналом;
- Показатели эффективности систем управления персоналом в образовании.
Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:
Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам:
-Содержание, значение делопроизводства;
-Службы документации и секретарской службы.
Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды:
-Организация документооборота, работа с документами;
-Дела: номенклатура дел, формирование дел;
-Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства.
Тема 3. Деловая переписка:
- Общие требования к деловой переписке;
- Основные требования к тексту письма;
- Виды деловых писем;
- Особенности делового письма.
Модуль 7. Информационные технологии в образовательной деятельности:
Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием:
-Назначение и области применения ЭВМ в образовании и управлении образовательными системами;
-Компьютерный мониторинг качества образования;
-Компьютерный банк инноваций.
Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений:
-Информационные технологии нормативно-правового обеспечения работы образовательных учреждений.
Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании:
-Программно-методическое обеспечение информационных технологий.
Объем программы 72 часа
Общее количество часов
Лекционная часть
Самостоятельная работа
Практическая работа
Контроль
72
21
16
7
28
Учебный план
Наименование разделов, модулей,
тем
Всего часов
Из них
Контроль
лекции
самостоятельная работа
практическая работа
количество часов
форма
контроля
Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:
10
3
2
1
4
Зачет
Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании;
1
1
Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента;
1
1
Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 2. Образовательный маркетинг:
10
3
2
1
4
Диф. зачет
Тема 1. Сущность образовательного маркетинга;
1
1
Тема 2. Современная концепция маркетинга;
1
1
Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:
10
3
2
1
4
Диф.
зачет
Тема 1. Управление функционированием и развитием образовательных систем;
1
1
Тема 2. Мониторинг качества образования;
1
1
Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:
10
3
2
1
4
Зачет
Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями;
1
1
Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением;
1
1
Тема 3. Инновационный процесс и его этапы.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 5. Основы управления персоналом:
10
3
2
1
4
Диф.
зачет
Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции;
1
1
Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании;
1
1
Тема 3. Оценка
эффективности систем
управления персоналом в
системе образования.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:
10
3
2
1
4
Зачет
Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам;
1
1
Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды;
1
1
Тема 3. Деловая переписка.
1
1
Итоговое тестирование
1
Модуль 7. Информационные технологии в образовательной деятельности:
10
3
2
1
4
Диф.
зачет
Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием;
1
1
Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений;
1
1
Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании.
1
1
Итоговое тестирование
1
Итоговая практическая работа или тестирование
2
2
Всего:
72
21
16
7
28
Требования к оснащению рабочего места обучающегося
(если будут использоваться программы, которые требуют дополнительного оснащения ПК)
Компонент
Требования
Операционная
система
Windows 7 и выше
Доступ в
Интернет
браузер Mozilla Firefox, возможность доступа в сеть Интернет
Редактор слайдов
MS PowerPoint
Компьютер и
процессор
Intel Pentium(или аналогичный AMD Athlon) или выше
Оперативная
память
2 Гб
Жесткий диск
120 Гб
Дисплей
19"
Принтер, сканер
По мере поступления заданий (если требуется)
Средства связи
Skype, электронная почта