Статья по теме Особенности изучения предмета истории с учащимися, находящимися на индивидуальной форме обучения

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности изучения истории с учащимися, находящимися на индивидуальной форме обучения.

Очень часто начало обучения в школе становится настоящим испытанием, как для школьника, так и для его родителей. Море детских слез и родительских нервов потрачены в попытках осилить не до конца понятый на уроке учебный материал и приготовить домашнее задание. Когда школьная программа упорно не поддается пониманию, ребенок смиряется со своим положением отстающего и теряет интерес к учебе. Все больше школ используют в своей работе индивидуально дифференцированный подход в обучении, основанный на особом подходе к каждому ученику. Но все же, количество учеников в классе таково, что при всем своем желании учитель не может уделить достаточное времени каждому. Многие дети не в состоянии обучаться наравне с остальными в силу своих психофизических особенностей: недостаточного развития речевого аппарата, нарушений зрения и слуха, аутичности и т.п. Родители же стремятся сначала решить проблемы со здоровьем, надеясь, что со временем ребенок наверстает учебный материал. Но в реальности выходит по-другому - пропустив основы, ребенок не в состоянии усвоить более сложные знания. Выходом в данной ситуации может служить перевод ребенка на индивидуальную форму обучения. Индивидуальное обучение аналогично обучению в школе, с той лишь разницей, что в данном случае внимание учителя полностью посвящено одному ученику, давая возможность более глубоко раскрыть предмет, больше времени уделив непонятному и не останавливаясь надолго на легко доступном. Получая знания один на один с преподавателем, ученик не стесняется задавать вопросы, более тщательно выполняет задания, не имея возможности спрятаться за спинами одноклассников, и в итоге получает более глубокие знания.

История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе для умственно отсталых детей.

Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических процессов и явлений, закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.

Историческая наука в Донбассе переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся.

Структурным принципом построения программы явился линейно-концентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле.

Обучение истории невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи обучающегося. Поэтому на уроках истории во время индивидуального обучения учитель учит повторять собственную речь, которая является образцом для обучающегося, вводит сопряженное, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с хронологическими событиями (числами, датами).

Обучающийся не может посещать специальную (коррекционную) общеобразовательную школу и нуждается в индивидуальном обучении в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного ребенка отличается от уровня развития обучающихся коррекционной школы непосредственно в учреждении.

Учащийся школы №101 Валерий П. обучается на основании решения ПМПК на индивидуальной форме обучения, обучение осуществляется по вспомогательной программе на период 2014 -2015 учебного года.

Валерий с большим трудом усваивает программный материал, нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает как новое.

Память кратковременная. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Знания усваиваются механически, быстро забываются.

Работоспособность у мальчика низкая, малопродуктивная, ребёнок крайне неусидчив. Быстро устаёт, начинает отвлекаться, требуется постоянная смена деятельности.

В работу включается неохотно, часто просто отказывается работать. Задания выполняет под контролем учителя, посильные упражнения самостоятельно. С интересом выполняет задания, проводимые в игровой форме.

Буквы знает, с затруднением читает двух-, трёхсложные слова. Темп чтения низкий. Знакомый текст рассказывает отдельными фразами.

Прочитанное учителем не пересказывает, передаёт по наводящим вопросам, учить наизусть не может. У учащегося не сформировано умение выделять основное и второстепенное в тексте.

Общий уровень развития не соответствует возрасту, в связи с этим обучение по предмету «История» ведется для общего ознакомления.

Коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

· коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;

· коррекция - развитие памяти;

· коррекция - развитие внимания;

· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Развитие различных видов мышления:

· развитие наглядно-образного мышления;

· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

· развитие умения сравнивать, анализировать;

· развитие умения выделять сходство и различие понятий;

· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;

· умение планировать деятельность.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Учитывая состояние здоровья и развития ребенка требования к результатам освоения предмета «история» предъявляются по минимально необходимому уровню оценивания.

Адаптированная образовательная программа по предмету «История» учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Она направлена на разносторонние развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

В данную программу внесены изменения в содержание, в связи с уменьшением количества часов для прохождения курса.

Учитывая вышеперечисленный психофизический уровень развития данного учащегося, задачей обучения курса является:

- дать общее представление об историческом прошлом нашей Отчизны, о великих деятелях и героях, о великих победах, о жизни наших предков; получение минимума знаний об историческом пути Донбасса и судьбах населяющих её народах.

Данная программа реализуется в течение 1 года, в количестве 34 часов в год и 1 часа в неделю.

В результате изучения предмета обучающийся должен достигнуть результатов согласно основных требований к умениям учащихся.

Тематический план составлен с учетом регионального компонента.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающегося осуществляется в ходе устных и письменных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями обучающегося. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце года проводится итоговый контроль знаний по изученным темам.

При минимально допустимом уровне оценивания учащийся должен уметь:

- пользоваться учебником;

- ориентироваться в иллюстрациях учебника;

- правильно и точно списывать исторические термины, понятия.

Учитель истории ДОШ №101 Горилко С.А.







© 2010-2022