ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ




ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ








ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Сущность контроля знаний, методы и формы контроля






СОСТАВИТЕЛЬ: МАЛИНОВСКАЯ Н.В.








г. КАЛИНИНГРАД



СОДЕРЖАНИЕ


  1. СУЩНОСТЬ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 3

  2. ЧТО СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ ПОД ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ СТУДЕНТА 4

  3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ТЕХНОЛОГИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 6

  4. ПРИНЦИПЫ И ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ 7

  5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ 11

  6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ТЕКУЩИЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 15

  7. ЛИТЕРАТУРА 24

Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

УЧИТЕЛЬ БЫЛ ЛАСКОВ, НО СТРОГ, ВНУШИТЕЛЕН, НО НЕ СВИРЕП, ПОЧТИТЕЛЕН, НО СПОКОЕН.

КонфуцийПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ



Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения.

Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы завершения ступени и завершения ступени обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимся, который должен соответствовать образовательному стандарту поданной программе, предмета.

Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больше объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой, как педагогическая диагностика, т.е. процесс, в ходе которого:

  • производятся измерения уровня, усвоения знаний, некоторых сторон воспитанности ;

  • обработка и анализ полученных знаний;

  • обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения;

  • вводы об эффективности работы учителя и всего образовательного учреждения в целом.

Контроль - это , с одной стороны, административно-формальная процедура проверки работы педагогов и учебного процесса; с другой стороны, контроль является важнейшей составной частью обучения и способствует формированию и развитию обратной связи с обучаемыми.

Содержание контроля далее рассмотрим последующим направлениям:

  • функции контроля

  • виды контроля

  • методы и формы контроля

  • измерительная шкала знаний

  • требования к контролю

Методы и формы контроля.

Методы контроля - это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. Если понимать контроль широко как педагогическую диагностику, то методы проверки можно понимать шире, как методы научного исследования педагогического процесса.

Современная диагностика выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тексты, наблюдение.

Методы устного контроля - это беседа, рассказ ученика, объяснения, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр.

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это наиболее полное, системное изложение) и или вопросно-ответная форма-беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа учащегося. Устный контроль как текущий проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме.

Письменный контроль (контрольная работа, изложение, диктант, реферат) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку условия, поскольку требует комплекса знаний и умение ученика. В письменной работе ученика нужно показать и теоретические знания и умения применять их для решения конкретных задач, проблем, кроме того, выявляется степень владения письменной речью, умению логично, адекватно проблеме выстаивать, составлять свой текст и изменять его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Выполнение практических работ можно считать эффективным, но мало применяемым способ проверки результатов обучения. Имеется ввиду прежде всего проведение учеником лабораторных опытов, создание изделий, решение задач.

Принципы контроля:


  1. Непрерывность.

  2. Объективность.

  3. Преемственность.

  4. Обязательность.

  5. Системность.

Требования к контролю знаний:


  1. Качество и глубина знаний.

  2. Учет индивидуальных способностей студентов.

  3. Использование разнообразных видов и методов проверки знаний студентов.

  4. Объективность оценки знаний студентов.

  5. Единство требований к уровню знаний студентов всех преподавателей колледжа.

  6. Создание в процессе контроля знаний доброжелательной обстановки.

Показатели сформированности знаний.

Владение понятиями:


  • Узнавание и определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование определений ,понятий)

  • Раскрытие объема понятий (характеристика номенклатуры объектов и явлений, обобщенных понятием и их классификация)

  • Раскрытие содержания понятия (характеристика существенных признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием)

  • Установление логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных терминологических схем)

  • Характеристика действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических и интеллектуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия).

Владение фактами:


  • Знание фактов (описание фактов, отнесение их к контексту изучаемого материала, времени и др.)

  • Установление логики взаимосвязи между фактами (выделение иерархических и ассоциативных отношений между ними).

Владение научной проблематикой:


  • Узнавание научных проблем в контексте обучения

  • Формулирование проблемы, исходя из представлений о той или иной проблемной ситуации

  • Наличие представлений о возможных путях решения данной проблемы.

Владение теориями:


  • Узнавание теории (соотнесение теории с контекстом изученного материала)

  • Раскрытие содержания теории (характеристика основных положений, доказательств, выводов)

  • Характеристика действий, осуществляемых на основе теории (представления о ее практических приложениях, прогностических возможностях и др.)

Владение закономерностями и правилами:


  • Узнавание правила, закономерности (соотнесение с контекстом изученного материала)

  • Формулирование закономерностей, правила

  • Раскрытие содержания правила, закономерности (характеристика сущности, условий и границ проявления, применения)

  • Характеристика действий, связанных с применением правила закономерности.

Владение методами и процедурами:


  • Узнавание методы, процедуры в контексте изученного материала

  • Раскрытие содержания метода, процедуры (характеристика действий и операций, составляющих сущность метода, процедуры и логической последовательности их применения)

  • Характеристика условий применения методы, процедуры.

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ



Сравнительная характеристика различных видов опроса учащихся


Вид опроса учащихся

Преимущества

Недостатки

У доски

  • Обдумывает ответ

  • Ответы слушают все

  • Максимально контролируется и корректируется ответ

  • Учатся правильно говорить перед аудиторией

  • Мала накопляемость оценок

  • Трудность организовать работу группы

  • Не все умеют говорить перед учащимися

С места

  • Можно опросить больше учащихся

  • Экономия времени

  • Меньше стесняются отвечать

При плохом контроле пользуются конспектами (учебниками)

Фронтально

Опрос максимальный при минимальном времени

Вопросы небольшие

Технический диктант

Учатся кратко и четко записывать

Трудно сформулировать вопрос

Экзамен

  • Глубина знаний

  • Индивидуальный подход

  • Больше времени на обдумывание ответа

Не умеют использовать наглядные пособия

Контрольная работа

Учатся письменно изложить ответ на вопрос, достаточный для проверки материала

  • Только пишут, не развивают речь

  • Ответ не корректируется

Семинар

  • Устный опрос максимального числа учащихся

  • Максимальная активность

Трудно организовать работу всей группы

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ


ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ


ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ


ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ


ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Вида значений

Группы

Темы

Формы опросаПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Расписание

Квалификация преподавателя

Плана работы

Проводить или не

проводить опрос решает

преподавательПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ




Показатели сформированности умений

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Заученных знаний недостаточно, для того чтобы самому учить людей. Непременно надо прислушиваться к тому, что спрашивают ученики.

КонфуцийПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Диагностическими показателями владения умениями обычно являются конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в конспекте обучения. Вместе с тем в структуре любого действия можно выделить общие элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного умения. Владение этими элементами может служить объективными показателями сформированности явления:


  • Построение алгоритма (последовательности) операций выполнения конкретных действий в структуре умения

  • Выполнения комплекса действий; составляющих данное умение

  • Моделирование (планирование) практического выполнения действий, составляющих данное умение

  • Анализ результатов выполнения действий, оставляющих умение в сопоставлении с целью деятельности

Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В отечественной дидактике принята 4-х бальная система отметок:

«5» - владеет в полной норме (отлично)
«4» - владеет достаточно (хорошо)

«3» - владеет недостаточно (удовлетворительно)

«2» - не владеет (неудовлетворительно)

Соответственно выделяют 4 уровня знаний:

I уровень - студент узнаёт объект (процесс, явление, способ действия) - оценка «3»

II уровень - студент может воспроизвести изученную информацию, решить типовую задачу - оценка «4»

III уровень - студент может выбрать правильную последовательность действий и их осуществить «4»(«5»)

IV уровень - студент способен выполнить творческую работу, содержащую элемент новизны - оценка «5»

В основу качества и уровня знаний входят:

  • Умение оперировать понятиями изучаемой дисциплины

  • Умение изобразить символами понятия и факты изучаемой дисциплины

  • Умения применять теоретические построения изучаемой дисциплины к решению реальных научных, технических, социальных задач

  • Умение самостоятельно мыслить

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХСЯ НА 4-Х УРОВНЯХ


Уровень

Оценка

В результате усвоения на этом уровне студент может

Характер ориентированных и использованных действий

Контрольные действия

Преподавателя

Студента

Характер контрольного задания, определяющего достижения уровня

Характер действия студентов в ходе выполнения контрольного задания

I - знакомство

3

Узнать изученные объекты, процессы, явления, способы действия

Изложить информацию, показать, объяснить

Послушать воспринять, понять, запомнить, настолько, чтобы узнать

Вопрос с предъявлением (описанием) объекта, процесса, явления, способа действия

Узнать объект (процесс, явление, способ действия)

II - воспроизведение

4

Воспроизводить изученную информацию, повторять усвоенные действия (операции)

То же провести закрепление, организовать самоподготовку к воспроизведению

То же и определить воспроизведение

Вопрос,

Предусматривающий устное или письменное воспроизведение информации, повторения действий (операции); типовая задача

Воспроизвести изученную информацию, выполнить усвоенные действия, решить типовые задачи

III - умение и навыки

5

Выполнить действия(операции), методика и форма (программа алгоритм), которых изучены при обучение, а содержание и условия - новые

То же провести упражнения, организовать тренировочные действия студентов

То же и приобрести опыт путем групповых или самостоятельн. тренировочных действий

Задание на выполнение практических или приближенных к практике действий, нетиповая задача

Выбрать целесообразную последовательность действий, правильно их осуществить

IV - творчество

6

Участвовать в выполнение исследований, решать творческие задачи, установить в рационализаторской или изобретательской работе

То же и по специальной методике провести обучение техническому творчеству

То же и пройти обучение оп специальной методике

Задание на исследовательскую рационализаторскую, изобретательскую работу

Выполнять продуктивную творческую деятельность, имеющую характер субъективной или объективной новизны

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ















ТРИ ВАЖНЕЙШИХ ТРЕБОВАНИЯК СОСТАВЛЕНИЮ КОНРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ:

В контрольных вопросах должны преобладать

проверяющие практические умения.

Всякий вопрос должен предполагать однозначный

ответ.

Контрольные вопросы должны исходить из

уровня усвоения учебного материала.ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ












ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И

Н

Нет практической направленности контроля знаний, умений и

навыков студентовПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ


Решение задач

Написание формул

Написание уравнений реакций

Качество продукции

Развитие области

Конкретная экономика цеха

Экологические проблемы

Узкие места и проблемы производстваПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Не практикуется решение

производственных ситуаций:

"Что произойдет?"

"Ваше мнение?"

"Ваше решение"

"Что нового вы внесли?"

Нет анализа применения теоретических знаний на практике.АВЫКОВ СТУДЕНТОВ

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
















Рекомендации по подготовке и проведению экзаменов

Цикл подготовки экзаменов включает в себя IV этапов:

I. Выбор методики и технологии проведения экзамена.

I I. Подготовка к экзамену.

I I I. Проведение экзамена и оценка знаний.

IV. Самоанализ экзамена.


I.Этап выбора методики и технологии проведения экзамена

Методы проведения экзаменов:


  1. В устной форме по билетам

  2. В письменной форме по билетам (вариантам)

  3. Малыми группами (презентация творческой групповой работы)

  4. Тестирование на компьютере

  5. письменное тестирование

  6. Комплексный, междисциплинарный экзамен

Устный экзамен:

  • Проводиться малыми группами по 5-6 человек, студенты одновременно осуществляют подготовку по билетам;

  • На подготовку каждому студенту отводится не менее 30 минут. В исключительном случае студент может воспользоваться правом взять билет не более 2 раз.

  • Оценки знаний студентов осуществляется по 5-ти бальной системе.

  • Оценка за экзамен отражается одновременно в журнале, ведомости, зачетке.

  • На экзамене студент может воспользоваться техникой, оборудованием, нормативно - справочной литературой, той, перечень, которой утверждена на заседании ПЦК.

Рекомендации по составлению билетов для текущего и итогового контроля знаний студентов.


  • Комплект билетов должен иметь: титульный лист, на котором указан номер протокола и дата утверждения данного комплекта. Количество билетов должно соответствовать числу студентов в группе, плюс 2-3 билета дополнительных.

  • Каждый билет состоит из 2-х теоретических вопросов, и 1-го практического. В содержание билетов, входят теоретическое и практическое содержание программы по дисциплине. Содержание теоретических вопросов формулируется с учетом регионального и федерального компонента, развития отрасли, межпредметные и внутрипредметных связей.

  • В содержание 3-его вопроса рекомендуется включить проблемные вопросы с элементами ситуаций, упражнения, задачи, кейс - ситуации, творческие задания комплексного, внутрипредметного, и межпредметного содержания (разработать программу, план, проанализировать ситуацию, разработать рекомендации)

  • Содержание задания по 3-ему вопросу должно быть направлено на проверку умений, навыков, компетенций. В соответствии с требованиями ГО. С квалификационной характеристикой специалиста

На проведение устного экзамена должно быть предусмотрено в среднем 1/3 учебного часа на каждого экзаменующегося. На подготовку к ответу отводится до 30 минут для каждого студента. Во время сдачи устных экзаменов в аудитории может находиться одновременно не более 6-8 человек, а при проведении устного междисциплинарного (комплексного) экзамена на подготовку отводится один академический час. На проведение письменных экзаменов предусматривается время не более трёх учебных часов на группу. Студенты, не выполнившие полностью письменные работы в отведенное время, сдают их незаконченными. На сдачу устного комплексного экзамена предусматривается не более половины академического часа на каждого студента.

Методический кейс по текущему контролю знаний студентов состоит:

  1. Билеты.

  2. Вопросы для подготовки к экзаменам.

  3. Примерные практические задания, рекомендации по их выполнению.

  4. Список литературы.

  5. Перечень информационно- раздаточных материалов в помощь студентам на экзамене.

Письменный экзамен

  • Количество билетов должно быть больше на 2-3 билета, чем количество студентов, если группа делиться на подгруппы, то на 2-3 билета больше, чем количество студентов в подгруппе;

  • В билете должно быть 2 теоретических вопроса и 1 практический;

  • Перед экзаменом проводится консультация: по правилам поведения студентов на экзамене, по оформлению работ, проводится ознакомление с критериями оценки знаний; даются ответы на вопросы студентов; рассматриваются наиболее сложные вопросы;

  • Примерное время проведения письменного комплексного экзамена- не менее 3-х часов;

  • Оценки сообщаются не позднее следующего дня.

Малыми группами

  • Студенты делятся на группы по 4-5 человек, не менее чем за 1 месяц до начала экзамена

  • Проводится консультация по выполнению заданий;

  • Каждой группе выдаётся практическое или творческое задание, при выполнении которого необходимо будет показать знания и умения по всем темам учебной программы. В том числе рекомендуется использовать межпредметные связи;

  • Общий объём письменной работы - 10-15 листов;

  • Экзамен проводится строго по расписанию и графику, каждой группе определяется точные дата и время экзамена, на который отводится не менее 40 минут;

  • Проводится в форме диалога за круглым столом;

  • Оценки сообщаются по итогам собеседования.

Тестирование

Различают следующие уровни тестов:

1 уровень - выборочные : вопросы и задания на а) опознание(альтернативные); б)различение - вопрос с несколькими ответами, из которых один или несколько правильны ; в) соотнесение - несколько вопросов и несколько правильных ответов на них.

2 уровень - на воспроизведение : вопросы и задания на : а)подстановку - текст или формула, чертёж, схема с пропусками слов, фраз, букв, чисел, линий, элементов и т.п., б)конструктивные - содержат предложение сформулировать закономерность, написать формулу, составить схему, выполнить чертёж, в) типовые задачи - условия, данные, собственно задание.

3 уровень - эвристические: задания, требующие самостоятельного преобразования знаний для решения нетиповых задач.

4 уровень - творческие: задания, требующие творческого применения знаний - на конструирования, рационализацию, модернизацию и т.д.

Тестирование на компьютере

  • Разработка тестов по вариантам, не менее 5-6 вариантов на группу;

  • Программирование тестов;

  • Консультация студентов перед экзаменом на компьютерном классе, проведение пробного экзамена;

  • Согласование расписания с занятостью компьютерных классов;

  • Проведение экзамена;

  • Сообщение оценок;

  • Анализ полученных результатов.

Письменное тестирование

  • Разработка тестов;

  • Консультация студентов по выполнению тестов;

  • Проведение тестирования;

  • Проверка тестов, оценка;

  • Анализ экзамена;

  • Сообщение оценок в устной форме всем студентам с указанием недостатков.

Рейтинговая система контроля

В ссузовской практике рейтинг - это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобальной шкале (например, 20-бальной или 100-бальной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания студента по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (семестр, год и т.д.)

В своей совокупности рейтинг подразделяется на различные виды, регулирующие порядок изучения учебной дисциплины и оценку ее усвоения.

В их числе:

• рейтинг по дисциплине, учитывающий текущую работу студента и его результаты на экзамене (зачете);

• совокупный семестровый рейтинг, отражающий успеваемость студента по всем предметам, изучаемым в данном семестре;

• заключительный рейтинг за цикл родственных дисциплин, изучаемых в течение определенного периода;

• интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость студента в целом в течение какого-то периода обучения.

Для удобства сравнения рейтинги рассчитываются по 100-бальной шкале. Для перевода рейтинга в четырех балльную оценку предлагается следующая шкала: от 1 до 49 - неудовлетворительно (2), от 50 до 69 - удовлетворительно (3), от 70 до 84 - хорошо (4), от 85 до 100 - отлично

На экзамене следует предусмотреть пакет дополнительных вопросов и задач (выходящих за рамки программы) за счет которых студент может и превзойти номинальный максимум на экзамене.

«Портфолио», как форма итогового контроля знаний

Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:

  • выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы, процесс решения проблем; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;

  • обеспечения обратной связи от студентов к преподавателю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений студента в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);

  • мотивации к необходимости и полезности контроля прежде всего самому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.

  • частого контроля, что заставляет студентов учиться интенсивнее.

Междисциплинарный экзамен

1. Экзаменационные материалы включают: перечень вопросов и заданий, равноценных по сложности, рекомендуемых студентам для подготовки.

2. Перечень вопросов и заданий доводится до сведения студентов. Междисциплинарный экзамен должен включать в себя не менее 2-х дисциплин, и не более 4-5 дисциплин.

3. Каждый преподаватель готовит перечень вопросов, теоретических и практических заданий по своей дисциплине.

4. Составляются общие билеты. Каждый билет должен состоять из ситуации, включающей теоретические проблемные вопросы практического характера, которые должны обеспечить контроль не только знаний, но и умений студента.

5. Перед экзаменом проводится консультация для студентов, каждым преподавателем отдельно по расписанию. Также преподаватель должен ознакомить студентов с критериями оценки знаний.

6. В процессе проведения экзамена, каждый преподаватель оценивает студента по своей дисциплине. Итоговая оценка (одна) за экзамен выставляется с учётом установленных критериев.

II. Этап подготовки к экзамену.

1. Составление перечня вопросов по своей дисциплине.

2. Составление перечня практических заданий и ситуаций.

3. Перечень вопросов и практических задач по темам, разделам разрабатывается преподавателем, обсуждается на цикловой комиссии (кафедре).

4. К экзаменационным материалам прилагается перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене.

5. Составление списка литературы для подготовки студентов к экзамену, подбор наглядных пособий.

6. Составление билетов, тематике проектов, творческих заданий.

7. Утверждение программы контроля зам. директора по учебной работе, за один месяц до экзамена.

Составление экзаменационных билетов, тестов, творческих заданий.

Экзаменационные билеты для проведения устных или письменных экзаменов включают 2-3 вопроса из разных разделов или тем, и одну задачу (производственную ситуацию). Число экзаменационных билетов должно быть больше числа студентов в экзаменующейся группе.

Экзаменационные билеты составляются на основе экзаменационных материалов. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины и охватывают её наиболее актуальные темы и разделы.

Формулировки вопросов должны быть чёткими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование.

Оценка знаний студентов.

I. Устные ответы оцениваются:

«5» - владеет учебным материалом в полном объёме, ответ полный, исчерпывающий, доказательный, изложение системно, речь грамотна, осуществляется связь с практикой, жизнью (отлично);

«4» - владеет учебным материалом в достаточной мере, ответ недостаточно полон, упущены некоторые характеристики, допущены неточности, которые, правда, исправлены при наводящих вопросах педагога, допущена некоторая бессистемность при ответе (хорошо);

«3» - владеет учебным материалом недостаточно, ответ заметно неполный, содержит значительные неточности, студент не всегда может обосновать ответ, изложение бессистемно, путано (удовлетворительно);

«2» - не владеет учебным материалом, самый неполный ответ, даны несколько характеристик, допущены грубые ошибки, которые не исправляются даже с помощью преподавателя (неудовлетворительно).

2. решение задач, ситуаций оценивается:

«5» - студент способен выполнить творческую работу, содержащую элемент новизны (отлично);

«4» - студент может воспроизвести изученную информацию, решить типовую задачу(хорошо);

«3» - студент узнает объект, процесс, явление, способ действия, может решить задачу по аналогии.

3. результаты тестирования знаний студентов оцениваются:

«5» - свыше 90-100% правильных ответов (отл);

«4» - от 80 до 90% правильных ответов (хор);

«3» - от 70 до 80% правильных ответов (удовл);

«2» - менее 70% правильных ответов ( неут)

IV. Этап самоанализа экзамена.

в структуру самоанализа входит

  • Выявление недостатков в знаниях и причин их появления, стимулирования самообразования;

  • установление положительных сторон в знаниях и умениях студентов

  • выявление отношения студентов к методике проведенного экзамена;

  • определение качества успеваемости;

  • определение среднего балла;

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ




Калининградский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации»




ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

ДПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮисциплина:

Специальность: ____________, курс__________, группа___________
Количество билетов: ________________________________________

Преподаватель: ____________________________________________






Калининград 200_г

ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Заседанием ПЦК Зам. директора

__________________________ по учебно-воспитательной работе

протокол N _______________ «_____» _______________ 200_г.

от «__»_____________ 200__г. Мотолянец Л. И.

__________________________

Председатель ПЦК



Калининградский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации»

ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

АНАЛИЗ

Экзамена по дисциплине


  1. Ф.И.О. преподавателя ______________________________________________


  1. Группа№ ________________ Кол-во студентов__________________________


  1. Дата_____________________ Кол-во билетов___________________________


  1. Соответствие вопросов билета содержанию программы и требованиям ГОСТ

______________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Соответствие оформления билетов требованиям делопроизводства, ГОСТ

______________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Равнозначность билетов по сложности вопросов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Соблюдение принципов контроля знаний преподавателями:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

глубокая проверка знанийумений и навыков, (студенты (не) владеют понятиями, терминами, законами,(не) имеют прочные знания)

- выявление недостатков в знаниях и причин их появления, стимулирования самообразования

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

- установление положительных сторон в знаниях и умениях студентов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- рекомендации студентам по ликвидации пробелов в знания

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-постановка вопросов для проверки умений в комплексе применять теоретические и практические знания

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-использование в билетах ситуации с региональным компонентом практической значимостью и межпредметными связями.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- использование контроля знаний студентов по уровням сложности (1,2,3,4)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- объективность оценки знаний студентов (объективна, не объективна).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Поведение преподавателя:

    • Манера держать себя_______________________________________

(уверенный, спокойный, недостаточно тактичен)

______________________________________________________________________


  • Такт преподавателя ________________________________________

(тактичен, бестактичен, недостаточно тактичен)

  • Отношение преподавателя__________________________________

______________________________________________________________________

(в меру требовательное, слишком строгое, равнодушное)

  1. ОПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮбщие выводы и рекомендации

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О. Ф.И.О.

___________________ _________________

___________________ _________________

(преподавателя) (лица, осуществляющего анализ)

ЛИТЕРАТУРА


  1. Абдуллина О.А. общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для педагогических специальностей высших учебных заведений. М.: просвещение - 2008 год.

  2. Журнал: Среднее профессиональное образование - 2008/2009 год.



























































28

© 2010-2022