- Преподавателю
- Директору, завучу
- Проект Мониторинг качества педагогической деятельности
Проект Мониторинг качества педагогической деятельности
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кушмиль Л.А. |
Дата | 20.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
П Р О Е К Т
Автор
КУШМИЛЬ
ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПРОБЛЕМЫ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Перед школой стоит, и всегда стояла, проблема в повышении качества образования, в достижении необходимого качества образования и т.п.
Таким образом, вопрос систематического контроля над качеством образовательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действия учителя в сравнении с другими учителями, и успешность усвоения предмета учащимися различных параллелей. А опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не дает возможности объективно оценить деятельность, как учителя, так и ученика.
Естественно, что надо сначала дать определение этого самого «качества», а затем, уже, отталкиваясь от него, строить дальнейшую работу.
Термин «качество образования» в современной педагогической литературе толкуется по-разному.
-
В работах В. П. Панасюка качество школьного образования рассматривается как совокупность его свойств, которая обуславливает его способность выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психологических и физических свойств.
-
В широко известной книге С. Е. Шишова « Мониторинг качества образования в школе» качество образования рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества. Качество образования обуславливается совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержания образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав.
Возьму за основу последнее определение.
Таким образом, целью моего проекта будет разработать систему мониторинга качества образования, а точнее одной из его составляющих - качества педагогической деятельности.
Само понятие мониторинга представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, т.к. не имеет точного однозначного толкования.
Наиболее общим образом мониторинг можно определить как « постоянное наблюдение за каким-либо процессом, с целью выявления желаемого результата».
Само понятие «мониторинг» появилось в России после Чернобыльской катастрофы и привилось в русском языке. Английское слово monitoring от латинского monitor (предостерегающий) означает контроль. Однако, в отличие от общепринятого понимания контроля, педагогический мониторинг представляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающую непрерывное слежение за их состоянием, а также дающую возможность прогнозировать развитие педагогических систем.
Остановлюсь на следующем определении:
Мониторинг качества образования - механизм контроля и слежения за качеством образования, позволяющий выяснить тенденции в развитии системы образования, а также последствия принятых в этой области решений.
Мониторинговая карта школы имеет 6 объектов:
-
Учащиеся
-
Учителя
-
Социум микрорайона
-
Родители
-
Администрация
-
Материально-техническое методическое обеспечение
Одно из главных действующих лиц в образовательном процессе - учитель.
Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса - одно из важнейших звеньев системы управления школой. Правильно выбранная система управления кадрами - основа успешной работы школьного управленца.
Одним из направлений в работе с педагогическими кадрами является процесс оценивания результатов труда учителя.
Идея изучения результатов деятельности как школы в целом, так и отдельных участников педагогического процесса в частности, в достаточной мере освещена в современной литературе. Однако предлагаемые технологии зачастую требуют многочисленных финансовых и временных затрат, излишне затеоретизированы. Тем не менее, проведение диагностики педагогической деятельности и ее оценка - неотъемлемая часть управления.
Всем известно, что можно оценить, с одной стороны, сам процесс какой-либо деятельности, с другой - его результат. Система оценки различных частей педагогического процесса отработана в каждой школе: анализируя посещенный урок, мы даем оценку его эффективности по системе В.П. Симонова; в ходе аттестации учителя ИПК дает оценку уровня его квалификации и т.д.
Но кто системно оценивает результат профессиональной деятельности учителя? Кто дает ему возможность сравнить его результат с результатом работы его коллег? Кто и что даст ему стимул к самосовершенствованию? Кто поможет учителю проследить изменения эффективно его работы от полугодия к полугодию, от года в год?
Именно эти вопросы послужили стимулом к созданию системы мониторинга профессионального мастерства учителя.
Проблема определения профессиональной компетенции учителя стало объектом спора и разногласий между психологами, физиологами и т.д. Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность учителя».
Согласно словарю С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области».
А.К.Макарова считает профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. При этом компетентность учителя определяется также соответствием в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества - с другой.
А.П.Акимов трактует профессиональную компетентность учителя как сумму знаний, умений, навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, - в узком смысле слова, и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой - в широком.
Таким образом, выделяют несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя:
-
Процессуальный ( Н.В. Кузьмина):
а) исследование качества подготовки к учебно-воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты);
б) исследование деятельности учителя в ходе к учебно-воспитательного процесса ( коммуникабельный и организаторский компоненты)
в) исследование контрольно-диагностической деятельности учителя ( рефлексивный компонент).
Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса (анализ урока).
-
Личностный подход ( В.С.Шувалов, Е.И.Рогов и др.):
а) оценка знаний и умений учителя;
б) Мотивационный компонент;
в) профессионально значимые личностные качества учителя.
Методы исследования: наблюдение, диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя.
-
Процессуально-личностный (комплексный) подход (А.К.Маркова):
а) исследование педагогических умений учителя ( процессуальных);
б) исследование результатов труда учителя (обученности и воспитанности школьников);
Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса, оценка и самооценка профессионально значимых качеств личности учителя, диагностика результатов обучения.
-
Результативный подход - исследование результативности учебно-воспитательного процесса ( И.Н.Лернер, М.Н. Скаткин):
а) Степень усвоения учащимися содержания учебных программ;
б) приобретение учащимися опыта репродуктивной и творческой деятельности в области учебного предмета;
в) изменение эмоционально-ценностных отношений учащихся к содержанию учебного предмета и деятельности в соответствующей области.
Методы исследования: педагогическая диагностика, анализ учебных программ и внеклассной работы учителя, психодиагностика, анализ внешней деятельности учителя.
ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА.
Возьму за основу комплексный подход к изучению профессиональной компетенции учителя.
Выделю критерии, по которым будет идти оценка.
-
Профессиональные умения педагога (анализ урока).
-
Результативность работы учителя по предмету.
-
Результативность внеклассной работы учителя по предмету.
-
Результативность методической деятельности учителя.
-
Результативность внеклассной работы.
-
Рейтинг учителя у администрации.
Складывая, все пять критериев, мы можем подсчитать рейтинг учителя.
Таким образом, мы выходим на балльный уровень, у нас появляется измеритель - пусть не совсем точный (как и во всех социальных технологиях), но уже сравнимый (даже кривой линейкой я могу определить размеры двух столов и сравнить их).
У нас появиться оценочный аппарат для администрации школы и для каждого отдельного учителя.
Рассмотрим, какие параметры включает в себя каждый критерий.
-
Процессуальные умения педагога (Рур.)
Процессуальные умения учителя оцениваются через анализ урока. Результаты наблюдений за успешностью деятельности и оценки, используемых на уроках методических приемов заносятся в индивидуальные методические карты каждого педагога.
Вот примерный перечень вопросов, содержащихся в методической карте:
Знание
- своего предмета;
- психологии школьников, способность понимать их состояние.
Умения
- определить цели урока (познавательные, воспитательные, развивающие);
- планировать свою деятельность и деятельность класса;
- излагать материал;
- выбирать методику, соответствующую цели урока;
- осуществлять индивидуальный и дифференцируемый подход и оказывать индивидуальную помощь;
- осуществлять связь с жизнью, показать практическую значимость изучаемого материала;
- обобщать материал;
- вызывать интерес у школьников;
- анализировать свою и ученическую деятельность;
- использовать оборудование и наглядность;
- управлять классом, поддерживать дисциплину и внимание;
- развивать творческие способности учащихся;
- диагностировать индивидуальные особенности школьников и учитывать их;
- адаптировать материал к возможностям учащихся;
- создавать проблемные ситуации;
- достоверно оценивать деятельность учеников;
- распределять время урока;
- ставить вопросы и задания, наблюдать;
- показывать личный пример;
- устанавливать доброжелательные отношения с учащимися;
- управлять собой и своим настроением;
-выявлять пробелы, предупреждать и ликвидировать их;
- слушать ученика;
- делать выводы;
- быть точным;
- учить ребят логическим приемам и навыкам самообразовательной работы;
- формировать личностные качества учащихся;
- использовать общественное мнение класса для воздействия на ученика;
- подключать родителей к решению педагогических задач;
За каждый параметр, наблюдающийся на уроке и используемый на высоком уровне, начисляем 1 балл, если он отсутствовал или его применение было недостаточным, то отнимаем 1 балл.
-
Результативность работы учителя по предмету (Рпр.)
Состоит из суммы следующих параметров:
-
Разность между средним баллом учащихся по совокупности основных предметов и средним баллом по предмету, который ведет данный учитель (Бср.)
-
Количество итоговых двоек (N)
-
Коэффициент сложности по предметам:
Математика - 1,1; иностранный язык и информатика - 1; физика и химия - 0,9; русский язык и литература - 0,8; история, география и биология - 0,6; физическое воспитание и ОБЖ - 0,5; технология - 0,4; черчение - 0,4; ИЗО - 0,2; музыка - 0,1 (Ксл.)
Расчетная формула: Рпр. = Бср. + Ксл. - 0,2N.
-
Результативность внеклассной работы учителя по предмету (Рвн.)
Здесь каждому параметру присваиваем определенное количество баллов.
-
Призовые места учащихся на школьных олимпиадах, конкурсах и т.д. ( 1 место - 2 балла, 2 место - 1 балл, 3 место - 0,5 балла (Ршо.);
-
Призовые места учащихся на районных (3 балла), городских (4 балла), областных (5 баллов) олимпиадах, соревнованиях и т.п. (Рго.);
-
Проведение учителем внеклассных мероприятий по предмету в рамках параллели учащихся или всей школы 9до 3 баллов) (Мпр.).
Расчетная формула: Рвн. =Ршо. + Рго. + Мпр.
-
Результативность методической деятельности учителя (Рм.)
-
Участие учителя в конкурсе «Учитель года» и т.п. (до 7 баллов) (Р1);
-
Разработка методических материалов с рецензией ИПК (до 5 баллов) (Р2);
-
Выступление учителя на педсоветах, семинарах и т.д. и представления соответствующих материалов. ( до 4 баллов) (Р3);
-
Предоставление учителем материалов на методическую выставку ( до 3 баллов) (Р4);
-
Обобщение опыта по инициативе учителя ( до 3 баллов) (Р5);
-
Опубликованные методические материалы (до 3 баллов) (Р6);
Расчетная формула: Рм. =Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5 + Р6.
-
Результативность внеклассной работы (Ркр.).
-
Участие учителя в конкурсе «Самая классная Классная» (до 5 баллов) (К1);
-
Проведение учителем открытого внеклассного мероприятия в рамках одного класса (до 3 баллов) (К2);
-
Проведение внеклассного мероприятия в рамках параллели или всей школы (до 3 баллов) (К3);
-
Выступление учителя на педсоветах, семинарах и т.д. по вопросам воспитательной работы ( до 3 баллов) (К4);
-
Рейтинг классного руководителя у родителей ( до 3 баллов) (К5).
Расчетная формула: Ркр. =К1 + К2 + К3 + К4 + К5.
-
Рейтинг учителя у адмиинстрации (Радм.):
-
Оформление документации (до 3 баллов) (А1);
-
Дежурство по школе в соответствии с Положением о дежурстве ( от -1 до +1 балла) (А2);
-
Соблюдение трудовой дисциплины в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка (от -1 до +1 балла) (А3);
-
Соблюдение санитарного состояния и сохранности кабинета (от -1 до +1 балла) (А4);
-
Отсутствие обоснованных жалоб со стороны родителей и учащихся (от -1 до +1 балла) (А5);
-
Своевременное выполнение поручений (от -1 до +1 балла) (А6);
Расчетная формула: Радм. =А1 +А2 +А3 +А4 +А5 +А6.
ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ. ЭТАМЫ ВНЕДРЕНИЯ
Очень важно, чтобы данная система была обсуждена в коллективе и вызвала его положительный отклик, мотивировала учителя на поиск решений выявленных с помощью данной технологии проблем, ориентировала на дальнейшее саморазвитие.
Процесс сбора информации.
Процесс сбора информации упрощается благодаря наличию следующего диагностического инструментария: диагностических карт, анкет, опросников, методического паспорта.
Данные для его заполнения предоставляют сами учителя в процессе собеседования по результатам четверти и полугодия и обрабатываются завучами.
Так из диагностической карты учителя - предметника мы получаем данные о среднем балле и количестве выставленных учителем двоек по предмету по итогам четверти или полугодия. Из диагностической карты методической работы мы имеем информацию о призовых местах учащихся на олимпиадах, конкурсах различного ранга, о проведении внеклассных мероприятий по предмету, о выступлениях учителей и т.п.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ТРУДА УЧИТЕЛЯ № 1
Учитель:________________________
Предмет:________________________
Категория, разряд:_________________
По итогам ______четверти 2007-2008 уч.года
Класс_____________
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
количество
%
количество
%
количество
%
количество
%
Всего в классе
«5»
«4»
«3»
«2»
Средний балл
Число повысивших успеваемость
Число понизивших успеваемость
ФИ учеников, снизивших успеваемость
ФИ учеников, повысивших успеваемость
Выводы и предложения по улучшению успеваемости.
Учитель______________________________
Предмет
Класс
Количество учащихся
«5» - «4»
«3»
«2»
Н/а по предмету
Уровень успеваемости
Качества знаний
Средний балл
итого
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ № 2
1. Учитель:_______________________
2. Тема самообразования:_______________________________
3. Срок подведения итогов по данной теме:______________________
4. Каким опытом работы Вы можете поделиться:_________________________________________________
5. Открытые уроки, классные часы, мероприятия:
№ п/п
дата
предмет
класс
тема
Цель проведения
Отметка завуча
6 Ваше личное участие в школьных мероприятиях ( заседаниях МО, педсоветах, выставках, предметных неделях и т.д.)
№ пп
Дата
Название мероприятия
Форма участия
Вид сданной документации
Отметка завуча
7. Участие учащихся в школьных мероприятиях по вашему предмету:
№ пп
Дата
Тип мероприятия
Классы
Количество учащихся
Занятые места
Фамилии детей, занявших призовые места
8. Участие учащихся во внешкольных мероприятиях по вашему предмету:
№ пп
Дата
Тип мероприятия
Место проведения
Классы
Количество учащихся
Занятые места
Фамилии детей, занявших призовые места
9. Лучшие ученики по вашему предмету:___________________________
10. Ваши трудности в педагогической работе:_______________________
11. Чья и в какой форме нужна помощь:____________________________
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА ТРУДА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ № 3
-
Учитель:______________________________
-
Проведенные вами открытые внеклассные мероприятия:
№ пп
Дата
Тип мероприятия
Тема
Цель проведения
Отметка завуча
-
Ваше личное участие в школьных мероприятиях по вопросам воспитания:
№ пп
Дата
Название мероприятия
Форма участия
Вид сданной документации
Отметка завуча
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
-
Назначил ли классный руководитель вашего класса стабильный родительский день, когда Вы можете с ним встретиться, проводит ли регулярную работу в этот день? (2 балла за положительный ответ);
-
Удобен ли этот день для посещений? (2 балла за положительный ответ);
-
Сколько собраний или родительских дней Вы посетили в этом году? (Количество баллов определяется так: общая сумма посещенных каждым родителем собраний делиться на количество родителей в классе и умножается на 3);
-
Оцените по пятибалльной шкале, как много полезной информации о ребенке для помощи ему или налаживания с ним отношений Вы получили? (балл определяется как среднеарифметическое от поставленных родителями оценок);
-
Насколько вы удовлетворены личностью и работой руководителя Вашего класса? (По каждому пункту поставить оценку от 0 до 5 баллов);
-
Эрудицией, знаниями в области педагогики и психологии;
-
Знанием особенностей вашего ребенка;
-
Отношением к работе;
-
Отношением к Вашему ребенку;
-
Отношением к Вам.
-
Количество полученных баллов суммируется, делиться на количество анкетируемых и умножается на 2.
Процесс хранения и обработки:
На каждого учителя заведем так называемый методический паспорт, Это либо толстая тетрадь либо файл в компьютере.
В карте за полугодие и за год подсчитываются баллы по каждому из выбранных критериев.
Методический паспорт учителя не должен быть «тайной за семью печатями».
Еще одна деталь в методическом паспорте, 3 последние станицы отведены таким параметрам:
-
Что рекомендовать к внедрению;
-
Над чем работать;
-
Что рекомендованною
На основе этих личных индивидуальных документов составляется методический паспорт школы: по вертикали - те же параметры, по горизонтали - учителя и их недостатки.
Завуч наглядно видит картину: скажем у шести учителей по какому-то параметру минус, у одного постоянные плюсы. Вот и определился руководитель коррекционной группы, У завуча появились помощники.
Также составляется сводная ведомость рейтинга учителей школы. Здесь важным является форма подачи результатов коллективу. В сводной таблице напротив фамилии учителя помимо итогового рейтинга должны быть показаны значения по каждому критерию, а также перечислены классы, в которых работает учитель. Это позволит учителю видеть свои успехи и резервы.
РЕЙТИНГ УЧИТЕЛЕЙ ПО ИТОГАМ 1 -го ПОЛУГОДИЯ 2007- 2008 УЧЕБНОГО ГОДА
№ пп
ФИО учителя
Классы, в которых работает учитель
Рур. Процессуальные умения
Рпр. Результативность работы по предмету
Рвн. Результативность внекл. работы по предмету
Рм. Результативность метадической работы
Ркр. Результативность работы кл. руководителя
Радм. Рейтинг у администрации
Ритог Итоговый рейтинг
10
4,7
4
8
6
6
38,7
8
5,2
6
5
8
4
36,2
Можно по результатам вышеприведенной таблицы составить еще одну «Рейтинг учителей по МО»
РЕЙТИНГ УЧИТЕЛЕЙ ПО МО
№ пп
МО учителей
Среднее значение рейтинга
Математика
Русский язык и математика
Иностранный язык
Перспективы развития и распространения проекта:
Предложенная система мониторинга профессиональной деятельности учителей позволяет учителю:
-
Реально представить результаты своего труда и его место в коллективе;
-
Увидеть свои резервы;
-
Иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию, профессиональному росту
Эта технология также позволяет администрации школы:
-
Осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителей;
-
Совершенствовать систему стимулирования учителей на индивидуальной основе;
-
Накопить обширный аналитический материал о каждом педагоге, для предотвращения конфликтной ситуации в период его аттестации.
-
Провести самоанализ работы по руководству педагогическими кадрами.
Данная система, как и любая другая, не идеальна. Но значительным ее преимуществом является универсальность. То есть коллектив другой школы, изучив эту систему, может внести свои изменения и дополнения в содержание любого из ее критериев, основываясь на присущих этой школе особенностях.
7 4 3 8 7 1 6 8
2 6 5 2 4 6 9 1
3 2 6 8 9 2 8 1
7 4 5 1 4 6 3 7
2 3 4 8 6 4 1 5
5 7 9 1 9 2 7 3
5 9 3 6 7 5 7 9
8 2 4 2 6 8 3 4
7 4 3 8 7 1 6 8
2 6 5 2 4 6 9 1
3 2 6 8 9 2 8 1
7 4 5 1 4 6 3 7
7 4 3 8 7 1 6 8
2 6 5 2 4 6 9 1
3 2 6 8 9 2 8 1
7 4 5 1 4 6 3 7
2 3 4 8 6 4 1 5
5 7 9 1 9 2 7 3
5 9 3 6 7 5 7 9
8 2 4 2 6 8 3 4
2 3 4 8 6 4 1 5
5 7 9 1 9 2 7 3
5 9 3 6 7 5 7 9
8 2 4 2 6 8 3 4
Класс
Классный руководитель
Пропущено по болезни
В среднем на 1 ученика
5а
5б
5в
5г
5д
6а
6б
6в
6г
6д
7а
7б
7в
8а
8б
8в
9а
9б
9в
10а
10б
11а
11б
Итого
24