Доклад Формирование ФОС как условие реализации требований ФГОС СПО в контроле готовности специалиста в педколледже

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анищенко И.Л.,

заместитель директора по Н-МР



Доклад по теме: «Формирование ФОС как условие реализации требований ФГОС СПО в контроле готовности специалиста в педколледже»

Педсовет «Требования ФГОС в контроле готовности специалиста

в педагогическом колледже»

Слайд

Содержание

1

Тема доклада

2

Переход к обучению на основе Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения в системе среднего профессионального образования заставил нас взглянуть по-новому и на сам образовательный процесс и на его документационное и методическое сопровождение.

Это связано, прежде всего, с изменением предмета стандартизации: основным компонентом ГОС СПО являлись требования к минимуму содержания обучения, т.е. определялся фиксированный объем учебного материала, обязательный для изложения преподавателем, разработка требований к результатам образования заключалась в их соотнесении с дидактическими единицами обязательного минимума содержания образования, обновление материала сводилось к замене «устаревших» дидактических единиц. Таким образом, реально действующие цели образования сводились к усвоению предметных знаний и умений, что не в достаточной степени позволяло выпускникам осваивать профессиональную деятельность.

Новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования основано на идеологии формирования содержания образования «от результата» и его системообразующим компонентом становятся характеристики профессиональной деятельности выпускников.

3

ФГОС СПО формулируют приоритеты подготовки специалиста, усиливая ориентацию на конечные результаты, в частности на формирование профессиональных и общих компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Широко декларируемый новым ФГОС компетентностный подход к подготовке специалиста, рассчитанный на его конкурентоспособность и востребованность на рынке труда, неизбежно повлёк за собой изменения, как в организации образовательного процесса, так и в системе контроля готовности будущего специалиста к определённому виду профессиональной деятельности.

4

Важно понимать, что компетенции, формируемые в рамках профессиональных модулей, тесно взаимосвязаны со знаниями и умениями, заложенными в содержание учебных дисциплин и междисциплинарных курсов. Поэтому, преподавателям УД и МДК необходимо чётко представлять эту взаимосвязь и тщательно подходить к отбору и использованию форм контроля на разных этапах обучения студентов. Практический опыт студенты приобретают при прохождении различных видов практики, предусмотренной содержанием профессионального модуля, что в целом позволяет нам выйти на контроль готовности будущего специалиста к выполнению определённого вида профессиональной деятельности.

5

В результате, первостепенное значение приобретает объективное оценивание готовности выпускника колледжа к профессиональной деятельности. Особое место в этом процессе принадлежит формированию ФОС, как наиболее ответственному и сложному этапу определенному требованиями ФГОС.

На слайде представлена одна из трактовок понятия ФОС (автор: Пастухова) … «Под фондом оценочных средств понимается комплект методических и контрольных материалов, предназначенных для оценивания знаний, умений, навыков и компетенций на разных стадиях обучения студентов, а также для аттестационных испытаний выпускников на соответствие (или несоответствие) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ОПОП». (И.П. Пастухова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования МГПИ).

В целом, же следует отметить, что фонд оценочных средств не только объединяет в комплекс систему оценки знаний, умений, сформированности компетенций по конкретным дисциплинам, практикам и модулям, подразумевая преемственность и последовательность различных форм контроля: от входного контроля до государственной итоговой аттестации, он, прежде всего, подразумевает формирование компетентностного подхода к образовательному процессу.

6

Компетентностная ориентация образовательных программ ФГОС СПО определяет необходимость изменения не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств контроля готовности обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований.

Поэтому, создавая фонды оценочных средств по специальностям, необходимо учитывать специфику разработки контрольного инструментария.

КИМы (ключевое слово «измерительные») используют во всех общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплинах, а также в МДК - поскольку результатом освоения их являются знания и умения, которые оцениваются количественно.

В этом вопросе образовательным сообществом накоплен огромный опыт, потому и основная задача в этом направлении - преодоление субъективности при оценке и использование адекватных современному уровню развития оценочных средств.

Компетентностно - ориентированные оценочные средства оценивают уровень квалификации качественно, оценка о соответствии предъявляемых компетенций квалификационным требованиям выносится квалифицированными экспертами. То, что оценивается качественно - готовность к виду профессиональной деятельности или сформированность компетенций - проверяется при помощи КОСов. Они представляют собой комплексные оценочные средства, состоящие из двух частей: КИМы и специфическая часть по оценке сформированности компетенций, используются на экзамене квалификационном по профессиональному модулю.

7

Таким образом, на современном этапе основной задачей оценочной деятельности становится не только то, в какой мере обучающиеся освоили формально - знаниевый компонент содержания образования, сколько выявление их способности использовать освоенное содержание для решения практических, познавательных, ценностно-ориентационных и коммуникативных задач. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации.

8

Отсюда вытекают и разные задачи контроля готовности будущего специалиста на разных этапах обучения. Оценивание освоения элементов компетенций через использование КИМов должно подвести к решению задачи оценки сформированности собственно общих и профессиональных компетенций в ходе промежуточной аттестации по ПМ и в ходе подготовки и защиты ВКР, как формы ГИА.

Важнейшим требованием ФГОС СПО является соответствие тематики ВКР содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.

Основополагающим принципом при оценивании сформированности компетенций должна стать их интегральная оценка. Она складывается из результатов освоения ПМ (сдача экзамена квалификационного), аттестационных листов по учебной и производственной практике, защиты ВКР и представлений эксперта.

9

Подводя итоги, следует отметить, что выполнение требований ФГОС СПО в контроле готовности специалиста педагогического колледжа, осуществимо при условии использования в образовательном процессе таких форм контроля, которые согласуются с содержанием, последовательностью и преемственностью в реализации всех структурных частей основной профессиональной образовательной программы по каждой конкретной специальности.

Грамотно отобранные и применяемые в образовательном процессе формы контроля, в свою очередь, будут работать на повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в колледже, что позволит нам выпускать востребованных и конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда.

10

Спасибо за внимание.

© 2010-2022