Здоровьесберегающие технологии в работе школы

Образовательное учреждение прежде всего – ШКОЛА ЗДОРовья . Мы ориентируем свою деятельность на личность ребенка и создание в школе условий для развития его индивидуальных способностей и внутреннего духовного мира, поддержание здоровья. На школьные годы приходится период интенсивного и целенаправленного развития и формирования физического, духовного, интеллектуального и социального потенциала. В нашей школе проводится комплекс различных мероприятий по укреплению здоровья обучающихся и их родителе...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии в работе школыМуниципальное образовательное учреждение

Новопокровская средняя общеобразовательная школа

Ветлужского района Нижегородской области



«Здоровьесберегающие технологии в работе школы»









МОУ Новопокровская СОШ

Каталова Наталья Владимировна

зам.директора по УВР,

учитель иностранного языка









2013 год



Десять десятых нашего счастья зависит от здоровья.

А.Шопенгауэр



Сохранение и укрепление здоровья - серьезная проблема общества. Здоровье не купишь - его разум подарит.

В наше время приоритетным становится не просто физическое развитие школьника, приобретение им различных умений и навыков, а формирование культуры личности, воспитание потребности в здоровом образе жизни, ориентация на сознательное укрепление здоровья путем повседневных занятий физическими упражнениями. На школьные годы приходится период интенсивного и целенаправленного развития и формирования физического, духовного, интеллектуального и социального потенциала человека. Школа на селе позиционируется как активная образовательная среда социума.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Новопокровская средняя общеобразовательная школа Ветлужского района Нижегородской области, прежде всего - ШКОЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Мы ориентируем свою деятельность на личность ребенка и создание в школе условий для развития его индивидуальных способностей и внутреннего духовного мира, поддержание здоровья.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здоровой и безопасной среды для всех участников образовательного процесса. К «сохраняющей среде» мы относим санитарно-гигиенические требования к содержанию здания и помещений (Приложение 1); своевременная аттестация рабочих мест (Приложение 2); организация качественного питания (Приложение 3). Ежедневно каждый учащийся получает горячий завтрак. 3 блюдо всегда витаминизировано, так как учащиеся за лето заготавливают сухофрукты, смородину. В этом году закупили шиповник. В настоящее время полностью обновлена мебель в учебных кабинетах школы. Администрация школы постоянно отслеживает соответствие санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов. Классы содержатся в чистоте, регулярно проветриваются, соблюдается оптимальный световой и воздушно-тепловой режим. Расписание уроков в начальной школе предусматривает динамическую паузу после третьего урока. Ее основная цель - обеспечить необходимую двигательную активность школьников на свежем воздухе. Понятно, что здоровье детей существенно зависит от того, за какой партой он сидит, как много он сидит, как освещается его рабочее место, каков доступ свежего воздуха в классную комнату, как он питается в процессе нахождения в школе, как составлено расписание занятий, какой ручкой он пишет, сколько времени он проводит за компьютером, как организован его отдых во время перерывов между уроками и т.д.. Однако если обеспечить только нормальные санитарно-физиологические условия, но не обратить внимание на дидактические и воспитательные факторы, то проблему сохранения здоровья детей в школе мы не решим.

Новое время диктует новые подходы к вопросам сохранения и укрепления здоровья человека. Второй год педагогический коллектив школы работает над единой методической темой «Обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса на основе эффективного использования современных технологий». Уже изучены и применяются на практике наиболее распространенные технологии, такие как критическое мышление, метод проектов, здоровьесберегающие технологии (Приложение 4). Разработаны и внедрены в практику программы самообразования педагогов, отвечающие запросам времени (Приложение 5). Данная методическая работа позволила нам по-новому взглянуть на содержание, формы и методы работы.

Накопленным опытом мы делимся с коллегами на районных методических объединениях учителей-предметников (Приложение 6). На базе школы на протяжении ряда лет проводит районные семинары, на которых представляем работу учреждения по здоровьесбережению (Приложение 7), гражданско-патриотическому воспитанию школьников (Приложение 8).

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам. Здоровьесберегающий урок - это урок, на протяжении которого учитель в состоянии обеспечить доброжелательную, творческую атмосферу, высокую работоспособность учащихся, профилактику раннего и выраженного утомления, поддержание внимания и интереса у учеников. (Приложение 9) Среди форм проведения уроков в нашей школе чаще встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и другие. Каждый учитель соблюдает физиологические основы учебно-воспитательного режима, производит гигиеническую оценку условий и технологий обучения, реализует индивидуально-личностный подход к оценке знаний. (Приложение 10)

Целенаправленная деятельность по охране здоровья ведется и во внеурочное время. С переходом на новые ФГОС и увеличением часов внеурочной деятельности в начальной школе разработаны и реализуются программы спортивно-оздоровительной направленности, охватывающие всех обучающихся. (Приложение 11) Учителями начальных классов и педагогами дополнительного образования разрабатывается и проводится множество мероприятий оздоровительной направленности. (Приложение 12).

На базе школы работают разнообразные кружки и секции. (Приложение 13) Благодаря учителю физкультуры Бусыгиной Н.Н. учащиеся школы достойно выступают на различных соревнованиях и занимают призовые места. (Приложение 14). Начиная с 2008 года, успешно функционирует и расширяет свои ряды военно-патриотический клуб «Факел». (Приложение 15). Факел - это союз ребят и взрослых, объединившихся вокруг поисковой, краеведческой, военно-спортивной, патриотической деятельности - важного средства приобщения к героической истории Родины, к культуре и нравственным ценностям нашего народа, к формированию активной гражданской позиции и здорового образа жизни. Главная идея военно-патриотического клуба «Факел» - воспитание достойного гражданина Отчизны, будущего защитника Отечества.

Главная цель воспитательной системы школы «Растим патриотов» - воспитание творчески развитой социально-ориентированной личности, способной к самореализации, максимальное развитие личности ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры:

  • Здоровье (физическое, психическое, социальное)

  • Семью

  • Отечество

  • Культуру (интеллектуальную и духовную).

Программа воспитательной работы каждого класса ориентирована на образ выпускника, где прописаны нравственный, познавательный, коммуникативный, эстетический и физический потенциалы, как главные целевые ориентиры в работе с учащимися на разных ступенях обучения. (Приложение 16, 17).

В воспитательном плане важны классные часы, конкурсы рисунков, беседы на тему охраны и сбережения здоровья. (Приложение 18) В копилке школьного методического объединения классных руководителей собран богатейший материал за несколько лет.

Высока активность учащихся в организации своего досуга. В 2009 году ученик 9 класса Бусыгин Михаил разработал «Карту интересных дел», предложив варианты интересного и полезного проведения свободного времени. (Приложение 19) Ежегодно проводится школьный конкурс «Лучший класс» (Приложение 20).

Ежегодно реализуется программа организации профилактической, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. (Приложение 21)

Большая работа ведется социальным педагогом. Реализуется план работы по профилактике правонарушений и асоциального поведения среди учащихся.(Приложение 22) Ребята с удовольствием участвуют в различных акциях и проектах. У нас полностью решена проблема с курением. С 2004 года в школе никто не курит.

На протяжении большого количества лет проводится школьная спартакиада, которая охватывает всех учащихся. (Приложение 23) Традиционными являются соревнования по футболу, волейболу, настольному теннису. Перед каждым мероприятием проводится инструктаж по технике безопасности.

В школе регулярно проводятся общешкольные Дни здоровья с привлечением всех детей и преподавателей. (Приложение 24) Ежегодно осенью проводится месячник «За здоровый образ жизни». (Приложение 25) Активно сотрудничаем с отделом Спорта и Молодежной политики администрации Ветлужского муниципального района. В частности в Сельских играх на протяжении 3-х лет занимали призовые места. (Приложение 26)

В школе организована система просветительской и методической работы с учащимися, направленная на повышение уровня знаний по проблемам охраны и укрепления здоровья. Проводим лекции, семинары, круглые столы, тематические недели. (Приложение 27)

Ежегодно дети посещают школьный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. Программы оздоровительного лагеря всегда имеют тематическую направленность. (Приложение 28)

Огромная работа по пропаганде здорового образа жизни ведется с родителями. Это тематические родительские собрания (Приложение 29, 30), где родители, как и ученики, проходят инструктажи по правилам безопасности на дороге, на льду, во время проведения массовых мероприятий (Приложение 31). В свободное время совместно с родителями и детьми организуются спортивные мероприятия под девизом «За здоровый образ жизни». (Приложение 32)

На основании распоряжения Правительства Нижегородской области от 15 мая 2012 года №975-р «О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на 2012-2013 гг» родительским комитетом организован родительский патруль. Цель родительского патруля - осуществление контроля соблюдения правопорядка на территориях, определенных для патрулирования, предупреждение безнадзорности несовершеннолетних. (Приложение 33)

Традиционными и увлекательными для детей стали социальные проекты различной направленности. (Приложение 34) Реализованы социальные проекты: «Пусть страна гордится нами, мы площадку строим сами!», «Безопасная дорога в школу», «Пусть не вырастет трава забвения».

Научно-исследовательская деятельность учащихся затрагивает проблему здоровьесбережения. Ученики школы ежегодно участвуют в районной научно-практической конференции по краеведению, экологии, ОБЖ, технологии, представляя свои работы. (Приложение 35)

Сегодня мы еще не в конце пути, но и не в начале. Есть опыт, есть проблемы и ошибки. Нам есть над чем работать. Ясно одно, что изменение взгляда учительства на цели образования привело к пониманию прямо пропорциональной зависимости качественной организации работы школы и качества здоровья всех участников образовательного процесса.

© 2010-2022