Статья Имидж института повышения квалификации

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИМИДЖ ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА

Аннотация: Статья может оказать методическую помощь руководителям и специалистам системы повышения квалификации в разработке мероприятий по созданию позитивного медиа образа. Содержит теоретические основы и механизмы формирования имиджа

Ключевые слова: система повышения квалификации, позитивный медиа образ, медиаполе, корпоративная культура, индикатор качества услуг.

Басенова Эльмира Сагинбаевна, начальник отдела по связям с общественностью и издательской деятельности,

Дубровина Инна Геннадьевна, начальник отдела мониторинга и анализа филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации по Акмолинской области»

В контексте современных требований к уровню конкурентоспособности, учреждения в системе повышения квалификации нуждаются в укреплении своих позиций, усилении конкурентных преимуществ. На формирование конкурентоспособности учреждения оказывают влияние не только сильные позиции в содержательном поле деятельности, но и такой компонент, как позитивный медиа образ организации, который складывается, в том числе на основе сформированного имиджа. Позитивный имидж, как правило, способствует повышению престижа, а, следовательно, авторитета и влияния. Он также является существенным фактором, обеспечивающим высокий рейтинг, что очень важно в насыщенной разнообразной информацией деятельности.

О том, насколько эта тема является актуальной и практически значимой в условиях конкурентной борьбы, говорить излишне. Во времена рыночной экономики жизнеспособными оказываются только конкурентоспособные учреждения и организации. Применительно к организациям в системе повышения квалификации речь идет об обеспечении высокого качества образовательных услуг. Как только эта деятельность приобретает устойчивый характер, учреждение начинает работать над созданием собственного имиджа.

В чем же суть понятия «имидж»? Современный толковый словарь трактует его (от лат. imago - «изображение, образ») как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие в целях популяризации и рекламы. Обратим внимание на несколько ключевых слов, объясняющих это понятие. «Целенаправленность», применительно к имиджу, это то, что возможно планировать и создавать. «Эмоционально-психологическое воздействие», значит, имидж «работает» с чувствами и эмоциями субъектов, а не только с их логикой. «Воздействие на кого-либо», в данном контексте необходимо отчетливо представлять, кем являются те субъекты, на которых направлено воздействие.

Применительно к учреждению в системе повышения квалификации понятие имидж можно интерпретировать следующим образом: формируемый образ института повышения квалификации направлен на создание у педагогических работников учреждений образования устойчивого представления как об организации, предоставляющей качественные образовательные услуги на высоком профессиональном уровне.

С понятием имиджа тесно связана и репутация организации, которая складывается из нескольких составляющих и удерживается в массовом сознании долгие годы. Отличие имиджа от репутации заключается в том, что вторая является итогом построения первого, его логическим продолжением. Таким образом, выстраивая позитивный имидж, институт повышения квалификации способствует формированию и укреплению собственной положительной репутации в системе образования. Уровень и качество распространения и укрепления имиджа и репутации учреждения зависит от активности, последовательности и качества деятельности в той среде, в которой оно себя позиционирует.

В семантической структуре образа каждого конкретного учреждения, желающего занимать выигрышные позиции в медиа поле, должны быть, в том числе индивидуальные, персонифицированные характерологические компоненты, позволяющие выделить объект из ряда организаций-конкурентов, а также оригинальная цепочка взаимосвязей и взаимовлияний в конкурентной среде.

Мероприятия, связанные с формированием имиджа учреждения, условно можно разделить на внутренние и внешние действия. К внутренним действиям можно отнести, например, повышение организационной (корпоративной) культуры. Сюда может входить создание символики, изменение качества взаимоотношений между субъектами профессионального взаимодействия, обучение этике деловых отношений и т.д. Важно помнить, что открытость и демократичность учреждения в системе повышения квалификации напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит та деятельность, которую она собирается «открывать» для других. Среди внешних действий можно выделить, например, трансляцию целей и задач деятельности института повышения квалификации для внешних потребителей его услуг - педагогов, учреждений образования, социальных партнеров, СМИ. Реализация внешних действий происходит посредством создания медиа текстов в СМИ, на интернет - порталах, сайтах. Конкретное воплощение это может найти в создании и регулярном пополнении необходимой и актуальной информацией сайта учреждения, опубликовании различных методических материалов, научных статей, участии в крупномасштабных проектах, исследованиях - во всех мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс.

Формирование позитивного медиа имиджа организации, позиционирующей себя как инновационная, можно представить рядом структурных компонентов, из которых мы выделили наиболее значимые составляющие: лидер (руководитель) + кадровый потенциал + материально-техническая база учреждения. Рассмотрим каждый компонент более подробно на примере формирования имиджа АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации Акмолинской области».

Известно, что позитивный образ руководителя имеет свои составляющие. К ним относятся личностные психологические особенности, такие, как характер, моральные и нравственные качества, культура. В формировании позитивного образа руководителя играют роль и его социальные характеристики (биография, образование, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности и др.). Не менее значимы и профессиональные качества (знание стратегии развития, экономических и правовых основ функционирования организации, технологий воспитания и обучения). Анализ медиа текстов, сопровождающих инновационную деятельность филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации по Акмолинской области», показал, что в сознании общественности они формируют образ руководителя как лидера, стратега, инициирующего масштабные проекты, значимые в области приоритетных направлений развития образования; реализующего в сотрудничестве с административными структурами региона единый комплекс мероприятий для их реализации, предусматривающий, прежде всего, творческий подход к созданию мощного кадрового потенциала института.

В отечественной и международной периодике высоко оценивается политика руководителя Акмолинского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» по привлечению международных партнеров для совместного участия в таких масштабных проектах, как, например, «Образование взрослых», «Международная ярмарка педагогических инноваций в образовании и системе повышения квалификации», «EU TEMPUS I - WEB project». Способность к нестандартным, но взвешенным решениям, прогностический подход руководителя института обусловили появление и закрепление международных проектов на отечественной почве образования, информация о проведении которых регулярно появляется в СМИ.

Другой составляющей позитивного медиа имиджа института является качество образовательных услуг в системе повышения квалификации педагогических работников, как существенный вклад в повышение качества образования региона. Эффективности деятельности способствуют не только профессионализм коллектива, но и ясное видение целей образования и воспитания, сформулированное в миссии института, его взаимодействие с различными социальными институтами, партнерство в реализации идей и проектов.

«Институт повышения квалификации Акмолинской области» представляет собой открытую образовательную систему, которая находится в тесной взаимосвязи с социумом. И в этом взаимодействии происходит взаимное обогащение и влияние, когда, с одной стороны, деятельность института определяет дальнейшее развитие социума, а с другой стороны, социальный заказ определяет цели и направления деятельности института. В этой связи следует отметить освещение в СМИ мероприятий в рамках сотрудничества с районными/городскими отделами образования (выездные курсы, консультации, методические семинары, вебинары, конференции и другие), публикацию статей, конкурсных работ учителей и отзывов слушателей курсов повышения квалификации. В средствах массовой информации регулярно освещается деятельность Акмолинского института в сфере развития партнёрских отношений с государственными структурами, общественными объединениями. Особенно хочется отметить в этом плане резонанс от освещения в СМИ результативности деятельности Центра образования взрослых, организованного на базе института и являющегося частью международного проекта. Центр образования взрослых на базе Акмолинского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» - единственный в регионе проект в образовательной среде, направленный на духовное, интеллектуальное развитие взрослых, их социализацию, стимулирование физического и психологического благополучия людей «третьего возраста».

Вышеперечисленное не может не повлиять на формирование положительного имиджа института в образовательной среде и социуме в целом. Проведение масштабных образовательных мероприятий для педагогов области также имеет существенный резонанс среди общественности, так как направлено оно на повышение имиджа педагога. Ярким тому примером может служить Международная ярмарка педагогических инноваций в образовании и системе повышения квалификации, ставшая на протяжении пяти лет одним из значимых событий в педагогической среде региона. Педагоги, участвующие в ежегодной Ярмарке, организуемой Акмолинским институтом, получают мощный стимул для профессионального творчества, внедрения инноваций, обмена педагогическим опытом не только с коллегами нашего региона, но и России, ближнего зарубежья. События Ярмарки широко освещаются в СМИ, поскольку это единственное масштабное мероприятие, в котором одновременно принимают участие до полутора тысяч педагогов. Стимулируя свободное общение педагогов, Ярмарка способствует обмену и продвижению идей, дает заряд творческой энергии педагогам. Таким же значимым мероприятием для педагогов стал инициируемый три года назад нашим институтом Международный форум «Образование взрослых». Адаптировав на Акмолинской земле идею образования через всю жизнь, активно реализуемую в странах постсоветского пространства, форум уже третий год несет с собой идею объединения усилий общества и педагогов в деле поддержания связей между поколениями. Заслуга в претворении идей международных проектов, реализации их на отечественной почве, пропагандировании в системе образования региона, республики принадлежит в первую очередь руководителю Акмолинского института, как лидеру, обладающему стратегическим мышлением и видением перспектив развития института.

Если задача успешного руководителя, как лидера, видеть перспективы развития, прогнозировать внедрение инноваций, то задача коллектива - на высоком профессиональном уровне реализовывать поставленные задачи, идти к намеченным целям. Составляющими образа успешного сотрудника являются профессиональная квалификация, высокая профессиональная компетентность, в том числе педагогическая, социальная и управленческая, а также личностные и психологические качества и свойства, внешний облик. Позитивный образ успешного института повышения квалификации - это не только высокая профессиональная компетентность преподавательского состава, но и доброжелательное отношение коллектива к педагогам, слушателям курсов повышения квалификации, выверенная логистика образовательной деятельности, своевременное квалифицированное обслуживание технического персонала и другие составляющие.

Работа в Акмолинском институте в этом направлении имеет первостепенное значение и построена на серьезной управленческой основе. Организация системного комплексного мониторинга деятельности филиала лежит в основе принятия управленческих решений, направленных на повышение качества предоставляемых образовательных услуг. Вся проводимая работа по мониторингу качества и эффективности деятельности института завершается принятием управленческих решений, которые варьируются в зависимости от поставленных целей: от коррекции выполняемых задач, выбора оптимальных образовательных целей и средств их реализации до прогнозирования тенденций в развитии системы повышения квалификации.

С периодичностью один раз в полгода в рамках комплексного анализа деятельности проводится и анализ соответствия имиджа института желаемому результату. Обязательным условием эффективности и качества деятельности института является представление итогов комплексного мониторинга коллективу в форме открытого доклада. Информация о деятельности института в форме аналитических записок, отчетов и др. в открытом доступе размещается на сайте, публикуется в форме научных статей в материалах научно-практических конференций, статей в периодических изданиях и СМИ. Наш опыт подсказывает, что заинтересованность самого субъекта в построении позитивного имиджа производит приятное впечатление на окружающих и является эффективным средством в обретении хорошей репутации в социуме, а значит, положительно сказывается на деятельности института: происходит взаимообогащение и заинтересованное участие.

Еще одна составляющая формирования имиджа учреждения - внешняя атрибутика, которая подразумевает наличие фирменного стиля: символика, собственный сайт в сети Интернет. Безусловно, в настоящее время эта медиа составляющая играет важную роль в позиционировании любого учреждения. Наш институт особое внимание уделяет, в том числе внешней символике. Над центральным входом здания, где размещается Акмолинский институт повышения квалификации, размещается визуально бросающееся в глаза прохожих название нашего филиала - «ӨРЛЕУ». В этом, на наш взгляд, также заключается работа на формирование имиджа организации, название которой должно быть на слуху даже у людей, далеких от образования. Институт имеет собственный сайт, эмблему, при проведении мероприятий используются баннеры с изображением собственной символики и символики вышестоящей организации, филиалом которой мы являемся. Преподаватели института создают собственные сайты, каждый по своему направлению деятельности, организуют сетевые сообщества, напрямую общаясь с заинтересованными лицами, слушателями курсов, педагогами области, что, несомненно, позитивно сказывается на имидже организации, так как говорит о личной заинтересованности преподавателей в результатах своей работы.

Процесс поиска «своего лица» учреждения может занять много времени, но это того стоит! Ведь здесь важно помнить, что любой член педагогического сообщества является своеобразной частичкой, которая будет нести в мир информацию о целом, а значит, от того, насколько люди разделяют общие цели и осознают средства их достижения, зависит личный успех каждого из них.

Устойчивый позитивный имидж можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и дополнительный ресурс управления и развития учебного заведения. Имидж может стать своеобразным мерилом степени модернизации и инновационности всего учреждения, оценки перспективности его начинаний, зрелости и профессионализма коллектива, степени своевременности методического продукта и креативности проводимой методической работы.



© 2010-2022