Творческий отчет деятельности школьных музеев Сарапульского района Экспресс Памяти

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экспресс Памяти

Автор: Н.Ижболина

Звучит «забойная» молодежная музыка. На сцену выходят ребята с мобильными телефонами. Озвучивают все, что получают по телефону: звонки, СМСки, информацию…в звуки телефонов врывается звук метронома и бьющегося сердца.

Звучит песня «Я зарастаю памятью». Выходит Память. На сцене стоп-кадр.

Память:

Я - Память! Я несу в себе века! Во мне живет Гомер и Маркс, и Ленин. Я - Соль Земли, я - правая рука Отчизни и по отчему веленью её солдатом доложна я быть. Мне эта роль недешево досталась, я не имею права уступить и отступить с позиций, хоть на малость! Мой ум и сердце, и любовь, и труд во имя тех, кто в братских спит могилах. Во мне дни скорби Память не сотрут, тех материнских слез, что в сердце стыли.

Я - Память!

Дети перекидываются репликами:

Моя память на все гегабайты загружена предстоящим ЕГЭ

А моя память уже загружена моим новым телефоном на ….кб.

Мне вчера родоки новый моноблок купили на ….геков.

Память: А что же помнит ваше сердце?

(Стук сердца)

Ответ ребят: вспоминают свои случаи.

Память: Но если мы не будем помнить то, что происходило давно и не с нами, если мы потеряем память, мы сами исчезнем на Земле.

Ребята: как это исчезнем? И нас не будет? И мы не будем радловаться жизни?

Нет, сэтим надо что-то делать. А давайте вспомним, что у нас есть вспомнить…(отрывки того, что хранится в семьх ребят)

Память: Я предлагаю всем отправиться в путешествие на экспрессе Памяти в историю тех мест, где вы родились. Согласны? (ответ ребят)

Ребята: так это надо сделать немедленно.

Поспешим на вокзал. (передвижение)

Объявление «Уважаемые пассажиры! Исторический экспресс «Дороги Памяти» отправляется с первой платформы. Будьте внимательны. Не забудьте взять с собой песню, дорожные рюкзаки, гитары, полевые дневники - поехали!»

Гудок поезда. Звук поезда. Дети строятся «вагончиками» друг за другом, исполняя движение вагончиков.

Память: уважаемые пассажиры. Наше путешествие проходит по исторической территории Удмуртской Республики - Сарапульскому району, который отмечает в 2014 году свое 90-летие. Будьте внимательны! Мы побываем в 10 населенных пунктах Сарапулського района, которые представляют историческую ценность. Вам есть, что поведать миру!

Звучит музыка песни «Граница», сменяется лирической музыкой.

Стоит моё село, кругом поля

И урожаем славиться земля

Здесь мы живём, работаем, мечтая,

В Сарапульском районе проживаем.

Ах, Шевырялово, село моё родное

Живём от Камы мы не далеко

Народ трудолюбив и очень скромен

И образцовое у нас село.

В.М.Пушкарева

Узнаете, ребята. Это село Шевырялово. В годы Великой Отечественной войны здесь был сформирован 32 отдельный орденов Суворова, Кутузова III степени артиллерийский дивизион особой мощности Берлинского резерва Верховного совета.

Сценарий представления музея 32 артдивизиона.

(Выходят участники и читают. По ходу сценария демонстрируется презентация)

1 вед.: Карельский перешеек и Варшава,

Над Кюстрином и Выборгом дымы,

Катилась и гремела наша слава,

И жерла на Берлин наведены.

И не зря нас жгли ветра суровые

Хваткою солдатскою,

Дружбою силён

Ордена Суворова

Ордена Кутузова

Мощности особой 32-ой дивизион.

2 вед.: В селе Шевырялово на базе нашей школы находится Музей боевой славы 32 отдельного орденов Суворова, Кутузова III степени артиллерийского дивизиона особой мощности Берлинского резерва Верховного совета, открытый в 1982 году. В экспозиции находятся материалы, свидетельствующие о боевом пути 32-го артдивизиона: карты, фотографии, фронтовые письма, личные вещи и воспоминания бойцов-ветеранов…

1 вед.: Письмо с фронта от Русинова Александра Николаевича Смолину Михаилу Михайловичу в город Сарапул.

Привет с фронта

Здравствуйте дорогие родные Дядя Миша, тетя Душа, бабушка и сестренки Зина и Маня; Шлю я вам всем свой горячий фронтовой привет и массу наилучших пожеланий в вашей счастливой жизни. Спешу сообщить: Ваше письмо я получил 20 октября 42 года, за которое сердечно благодарю. Сейчас я дядя Миша, где я прожил 4 месяца - там меня нет, нахожусь сейчас на передовой и из своего грозного оружия бьем фрицев. Жизнь пока ничего, здоровье пока хорошее. Осень здесь стоит дождливая. Дядя Миша у меня есть просьба, мать мою, пока меня нет, чем-нибудь поддерживайте, я чем могу тем ей помогаю. Заботу о ней я проявляю. Пишите чаще я с нетерпениям жду ответа. Пишите о своем хозяйстве, здоровье о всех новостях. Ну пока до свиданья остаюсь жив и здоров чего и вам желаю. 22 октября 1942 г.

2 вед.: В музее вы найдете почетные грамоты, личные вещи Героя социалистического труда Афанасия Федоровича Пальшина; дипломы, благодарственные письма, альбомы, письма и фотографии участников локальных воин. Документы по истории школы и села (фотографии, грамоты). Предметы быта удмуртской избы. В нашем музее проводятся много экскурсий, которые посещают более 200 человек в год: учащиеся школы, детского сада, жители села и района. Организуются встречи с участниками локальных воин, детьми войны. Проводятся классные часы и внешкольные мероприятия.

1 вед.: Любовь к Родине незаметна. О ней не кричат на всех углах. Она рождается от щемящего чувства причастности к тому, что происходит до тебя, и будет проходить после. От веры, что история твоей школы, твоего народа, история нашей страны - твоя личная история. Вот почему так важен настоящий живой школьный музей.

Память: По вагонам! Наше путешествие продолжается.

Гудок поезда. Музыка, движения. Слайды.

В селе Уральский на улице имени Соскова Ивана Кузьмича, Героя Социалистического Труда, главного зоотехника Ордена Трудового Красного Знамени совхоза «Удмуртский» в доме № 2 находится Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Уральская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Павла Захаровича Субботина (фото №1).

19 мая 2006 года в школе открыт музей « Вехи истории». Организатором и хранителем музея является учитель географии Валеева Нина Владимировна.

Музей можно по праву считать центром патриотического воспитания школьников. Здесь регулярно проводятся: классные часы, экскурсии, занятия кружков и факультативов, круглые столы, встречи с интересными людьми (фото 2и 3).

Память - основа нравственности.

Память - основа культуры…

Хранить память, беречь память-

Это наш нравственный долг…

Память - наше богатство.

Хранить память, беречь память-

В этом назначение музеев.

В 2015 году вся страна будет праздновать 70 лет Победы в Великой Отечественной войне. В нашем музее, как дорогая реликвия, хранится газета «Комсомольская правда» от 9 мая 1945 года (фото № 4).

Одна из экспозиций музея посвящена землякам, защищавшим нашу Родину на фронтах Великой Отечественной (фото № 5).

Среди них Герой Советского Союза, Субботин Павел Захарович (фото № 6), чьё имя с 28 апреля 2010 года носит наша школа. На снимке (фото № 7) дочь Субботина Павла Захаровича открывает вывеску с новым именем школы.

Именно она подарила нашему музею послужной список, свидетельство о тяжёлом ранении, удостоверения о наградах, несколько фотографий отца (фото № 8,9). Документы о том, что Павлу Захаровичу 27 февраля 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза, хранятся в Музее истории и культуры Среднего Прикамья, но в нашем музее есть копии этих документов (фото №10,11). Есть также воспоминания его сослуживцев, которые отмечают талант командира, смелость и отвагу нашего земляка (фото №12). Жизненный путь Субботина Павла Захаровича неразрывно связан с историей Ижевской полиции. Именно оттуда в 1941 году он ушёл на фронт. Этот факт связал нас узами дружбы. С момента присвоения школе имени Героя у нас появились шефы - Министерство Внутренних дел Удмуртской Республики.

Много различных совместных мероприятий уже проведено нами, и одно из них значимое и ключевое состоялось 11 декабря 2013 года. На фасаде школы при входе появилась мемориальная доска Герою Советского Союза Субботину Павлу Захаровичу (фото № 13,14).

Руководитель музея и его актив являются организаторами многих школьных мероприятий по гражданско - патриотическому воспитанию. Дни памяти Павла Захаровича, экскурсии, игры - путешествия, лыжные гонки, «Зарница», почётный караул и многое другое .

Мы свято чтим память нашего земляка и гордимся тем, что школа носит имя Героя Советского Союза Субботина Павла Захаровича (фото № 15).

(Поём куплет из школьного гимна)

Пронеслась над страной война,

Горем всех, напоив сполна,

Только мужеству вечный поклон,

Носит школа героя имя,

И прославит делами своими,

Чтобы нами всегда мог гордится он.

Припев: Уральская школа - начало пути!

Нам вместе с тобою по жизни идти,

Мы школой своею гордимся всегда,

Её не забудем мы никогда, нет никогда!

Видеоролик о селе Сигаеве с песней в исполнении «Горлинки» , первый куплет.

С текстом идет презентация

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!


  1. Мы - актив народного музея боевой славы имени 40-го артдивизиона Сигаевской средней школы.


  1. 9 мая 1981 года в школе был открыт музей боевой славы имени 40-го артдивизиона.


  1. Организатор и руководитель в течение 20 лет - участник трудового фронта Великой Отечественной войны, заслуженный учитель Удмуртской Республики, автор книги «С чего начинается «Родина», Почётный гражданин Сарапульского района - Любовь Васильевна Мосунова.


  1. Много исследовательской и тимуровской работы проделали юные следопыты в школьном музее.


  1. Проехали по местам боёв 40- артдивизиона.


  1. Не раз принимали у себя в школе ветеранов дивизиона со всей России.


  1. В ……… году открыли мемориальную доску, посвящённую 40-му артдивизиону.


  1. В 1982 году открыли мемориальные доски на обелиске с именами односельчан погибших в годы гражданской войны и революции.


  1. За большую патриотическую работу по воспитанию подрастающего поколения музею боевой славы имени 40-го артдивизиона в 1989 году присвоено звание «народный».


  1. А в этом году народному музею боевой славы имени 40-го артдивизиона исполнилось 33 года.


  1. С 2000 года в музее новый руководитель Татьяна Германовна Шадрина, достойный преемник Любовь Васильевны Мосуновой.


  1. Под её руководством и при активной поддержке директора школы Людмилы Петровны Шероновой, музей по-прежнему является центром патриотического воспитания школы.


  1. Мы поддерживает традиции, заложенные учениками школы, нашими родителями, при основании музея.


  1. В музее проходят классные часы и встречи с интересными людьми.


  1. Организуются творческие выставки учеников, педагогов и гостей школы.


  1. В 2005 году установлена на здании школы мемориальная доска, посвящённая выпускнику школы Алексею Корнилову, погибшему при исполнении воинского долга в Чеченской республике.


  1. В 2010 году в результате ученического проекта «Стоит в селе памятник», на территорию школы перенесён, оставшийся бесхозным на улице села, памятник, посвящённый героям гражданской войны и революции, нашим односельчанам.


  1. В 2011 году активом школьного музея создан и подарен администрации села сайт «Село Сигаево».


  1. В 2012 году найдено новое имя в истории муниципального образования Сигаевское - Герой Советского Союза - Абдулла Файзурахманович Шагиев, проживавший в 80-е годы в деревне Мыльники.


  1. В 2013 году в результате ученического проекта «Школа - территория памяти» на территории школы посажена аллея памяти о 40-м артдивизионе и установлен памятник Герою Советского Союза Ивану Дмитриевичу Вечтомову.


  1. В 2010 году создан сайт народного музея боевой славы имени 40-го артдивизиона, который рекламирует деятельность музея по всем направлениям.


  1. В 2014 году на базе музея создан поисковый отряд «Артдивизион». В планах которого поисковая деятельность в местах боёв в Ленинградской области, подъём и перезахоронение солдат времён Великой Отечественной войны, пополнение фонда музея экспонатами периода 41-45 годов прошлого века.


  1. Вот такой, он наш школьный музей. Народный музей боевой славы имени 40-го артдивизиона.


  1. Приглашаем вас к нам в гости!

Стихи об усть -сарапулке

Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Вам говорим от души!

Активисты музея «Память»

Приветствовать всех пришли!

Здесь представляем мы сегодня

Музей Усть - Сарапульской школы.

Живем в Сарапульском районе,

Мы - часть Удмуртии! Звучит, как гордо!!!

Мы - часть России, часть истории…

Здесь мы живем и постигаем жизни суть…

Природа, люди… Всё нам дорого,

И знаем, выбрали мы верный путь!

Музей… Как много в этом слове для сердца детского слилось…

Как много в нем отозвалось…

Наш музей появился в 2004-том,

И с тех пор он живет, он живой организм,

Все у нас понимают, он нужен не мертвым,

Он нужен потомкам, нам нужен, живым!!!

Расскажем вам, чем мы живем и дышим!

Чем занимаемся мы все.

Музейная работа - это свыше,

Не каждый может заниматься ей!!!

Урок истории проводим мы в музее,

Экскурсии для младших «на ура!»

И ветераны наши молодеют,

Когда приходят к нам в музей… Тогда

Мы понимаем точно, как же это важно,

Как нужно это нам, деревне всей,

В истории страны и края важен каждый,

Здесь это начинаешь понимать быстрей!

Уроки Мужества - отдельная страница,

Иван Вечтомов - наш герой, герой страны!

И каждый им у нас гордится!

Достойны памяти отцов сыны!

В музее изучаем экспонаты,

Ведем учет и собираем экспозиции,

И это интересно так, ребята!

А знания, которые нам могут пригодиться!

Проводим встречи с интересными людьми,

(Их на Сарапульской земле немало),

Гордимся ими, ведь они смогли

Уже войти в историю, разве это мало?

Ведем исследования по различным направлениям,

Здесь интересы разные у всех:

«Мне нравится исследовать экспонаты-вещи»,

«А я узнаю лучше жизнь людей!»

А конкурсы чтецов, рисунков, песен!

И здесь музей нам двери открывает!

И хоть он небольшой, не тесно,

Там места всем желающим хватает!

Участвуем в различных мы проектах,

Благоустраиваем памятник защитников страны,

И все культурно-исторические объекты

В руках надежных: знаем я и ты!!!

Ну, вот и все, заканчивать пора,

Хотя про свой музей мы можем говорить без остановки!

Нам в жизни повезло и рады мы, друзья,

Актив музея «Память» имеет в жизни правильные установки!!!!

Мы актив музея Усть - Сарапульской школы

Память истории хранить всегда готовы!!

Песня

Как хорошо, что у нас,

Есть школьный музей,

С прошлым держим мы связь,

Память хранить умей!

И мы спешим сюда,

Здесь хорошо нам всегда,

В «Памяти» мы сохраним,

Истории прошлой года!

Память: И снова в путь нас ждет экспресс.

Ускорим памяти процесс.

Память:Экспресс с тобой нас мчит вперед, душе покоя не дает. И так, вперед!

Фотографии Мостового.

Это маленькая Родина моя

(слова и музыка А.Мокрушина)

Солнце светит величаво, освещая лес, дубравы

Вместе с тем родное, милое село.

Во лугах пряные травы, яркой осенью отавы,

Я считаю, мне безумно повезло.

Припев:

Мостовое, Мостовое, не Ижевск, не Бологое

Я в душе храню, нисколько не тая.

Мостовое, Мостовое сердцу очень дорогое,

Это маленькая Родина моя.

И Степное, и Бисарка, моей жизни контрамарка,

Здесь грибные за околицей места.

Это их, влюбленных счастье, белоснежное ненастье

Все бывает в жизни неспроста.

Припев

Будет все, пути-дороги и случайные тревоги,

И безумство от количества идей.

Верю в добрые поступки и случайные пост

Музей Мостовинской СОШ был открыт в 2000 году. Тогда в нем было всего несколько экспонатов. Сейчас в его витринах подлинные документы и вещи, реликвии истории. Основные направления работы музея:

1.Изучение истории Мостовинской средней школы

2. «Вахта памяти» - наши земляки в истории Великой Отечественной войны

3. Изучение истории родного села

4. Летопись Сарапульского района

5. История Удмуртского края

Один из редких предметов музея - это Почетная грамота, которую вручил С.М.Буденный 23 декабря 1949 года старшему конюху колхоза «Вторая пятилетка» Камбарского района Сухих Петру Федоровичу за хорошее содержание и сбережение лошадей «Лошадь Советской армии». Грамоту музею передал сын Петра Федоровича Павел Петрович, житель нашего села, ветеран Великой Отечественной войны. Когда началась Великая Отечественная война, в стране стали создаваться фонды лошадей, куда их отправляли из колхозов. В колхоз приезжала специальная комиссия, лошадей выводили на улицу и отбирали самых лучших. У каждой лошади был свой паспорт. Только в Удмуртии на фронт передали 110 тысяч лошадей. Грамоту конюх Сухих Петр Федорович получил после войны, он был единственным в районе, кому грамоту вручил сам легендарный С.М.Буденный.

В нашем селе работает «Музей под открытым небом», экскурсоводами которого являются активисты школьного музея. Самый интересный экспонат этого музея - храм Святой Троицы. В музее очень часто проходят встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, студентами, воинами запаса РФ и представителями разных профессий.

Память: здесь в Мостовом есть еще один музей, хозяева которого - самые маленькие житела села, граждане России.

Визитка краеведческого музея «Берегиня»

МБОУ школы-сада с. Мостовое

Сергеева Т.М. : Мы представляем краеведческий музей «Берегиня», школа-сад с. Мостовое



Не далеко и не близко,

А в Сарапульском районе,

Против неба - на земле,

Был открыт музей в селе.

Экспонаты собирали,

И музей сей создавали.

Стали думать и гадать,

Как же свой музей назвать?

Так и этак мы вершили,

Наконец вот так решили:

Краеведческий музей,

Будет назван «Берегиней».

Жители села в музей несли

Все предметы старины:

Крынки, чашки, утюги,

В общем, все, что уж могли.

Десять разделов в музее нашем,

С каждым днем он становится краше.

«История часов», «Предметы быта»…

Расскажут о древности… и что не забыто.

О жизни крестьян здесь можно узнать:

Про быт и тяжелый их труд

Вам поведают тут.

Экскурсоводы могут вам все рассказать

И обстановку Крестьянской избы показать.

А чтобы девушки не знали безделья,

Матушки учили их рукоделью.

Духовная жизнь и вера крестьян

О многом поведают вам.

«Никто не забыт, и ничто не забыто!» -

Раздел вам расскажет о том, как победа добыта.

И помнят еще ветераны

Отчизны кровавые раны.

«История школы» - раздел интересный

И материал здесь собран уместный.

С простого ликбеза все началось…

И многое школе с тех пор удалось.

Вся наша жизнь - дело рабочих рук,

Вы только взгляните вокруг:

Увидите, что золотые руки пахарей

Сельские поля вспашут поскорей.

На стол придет к нам хлеба каравай,

А сколько сил затрачено, ты только посчитай!

Каких только нет профессий в селе,

Слава, почет нашим людям везде!

Монеты старинные лежат под стеклом,

Мы их собирали почти всем селом.

Купюры достоинством есть большого

Мы бережем их от рук любого.

А сколько растений, сколько животных в нашем краю!

О них я в музее все узнаю.

Очень богата наша природа

О ней ведь когда-то мы знали немного…

Какие мы дела вершим?

В родной музей всегда спешим

И решаем на совете,

Кто за что у нас в ответе.

Ветеранам помогаем,

С Днем победы поздравляем.

Мы природу охраняем

И музей наш оформляем.

И, конечно же, друзья,

Без походов нам нельзя.

Лес родной - наш лучший друг,

Все любимое вокруг.

Приезжайте к нам скорей

В краеведческий музей!

Мы вас чаем напоим,

Пирогами угостим!

Кигбаево

Здравствуйте! Мы рады видеть вас в нашем музее истории села Кигбаево. Главная экспозиция нашего музея посвящена важнейшему периоду в истории XX века Великой Отечественной войне. Назвали мы её «Наша память, наша боль». До войны в Кигбаевский и позже объединенный с ними Мымрино - Бобровский с/с входило 12 больших и малых деревень. На фронты Великой Отечественной войны ушли 307 земляков, не вернулись 205 воинов. На 9 мая 2012 года в живых остался один ветеран, той страшной войны. Это Микешкин Григорий Петрович - сапёр, участник разгрома японских войск.

Танкистом ушел воевать предвоенный выпускник Кигбаевской неполной средней школы Коробейников Николай Григорьевич. До сих пор со слезами на глазах вспоминает его, и других не вернувшихся с войны ровесников, их одноклассница участница трудового фронта Коробейникова Раиса Андреевна: «За что поубивали наших мальчишек, за что. Ведь они даже с девочками не успели погулять. Жизни не видели. Проклятая война».

Танкист Николай Коробейников, героически сражавшийся с врагом, о чем сообщила одна фронтовая газета погиб в 1944 году, освобождая Эстонию. Погибли во вражеских застенках и кигбаевские учителя: Сомов Николай Николаевич и Третьяков Алексей Георгиевич. А вот Бараю Михаилу Александровичу и Мехоношину Петру Константиновичу повезло больше. Они с честью прошли дороги войны, израненные, но вернулись домой. Михаил Александрович воевал в партизанах дивизии Ковпака, был членом Украинского штаба партизанского движения. Петр Константинович первый директор Кигбаевской семилетки. Артиллеристом прошел войну от Сталининграда до Берлина. Стал кавалером пяти орденов, в том числе ордена «Александра Невского». Живым пульсом стучат сердца солдат отправивших домой коротенькие весточки с войны. Беспокоятся, получили ли родные командирский аттестат на получение продовольствия, выросли урожаи на полях, здоровы ли все, слышали или нет новую хорошую песню. Не хочется верить, что для многих это была последняя весть из той войны. А вот письмо солдата крестному, которого у нас принято было называть лёлё оно трогательное, нежное, щемящее.

Дома ждали дорогих защитников, думали о них, отдавали последние средства и силы на нужды фронта, отправляли посылки с незатейливым содержанием, собирали теплые вещи для солдат и деньги на постройку могучей техники способной разить врага. И работали, работали, работали на лесоповале и строительстве железной дороги, в полях и на фермах с рычагами непосильных механизмов старый и малый, только бы приблизить победу. Надсажались, голодали, увечились, но фронт кормили и одевали. Вот эта трактористка Коробейникова Августа Павловна на тракторе начала работать с 15 лет. Весной 1945 года работали на вспашке зяби, на песчаной почве колесный трактор увяз, Гутя пыталась подбросить под колесо тюльку, чтобы вытащить трактор, но работающий механизм увлек девушку под себя, изуродовал ногу. Она уверена, что спасло её только чудо. День Победы встретила в больнице, не имея сил даже радоваться. Шрамы и увечья до сих пор напоминают о тех годах.

Так кигбаевцы вместе со всеми добывали дорогую до бесценности победу. Мы стараемся запомнить это и сохранить память для потомков. Спасибо за внимание!






(Каждое приближение к населенному пункту сопутсвуется кадрами природы, словами, стихами, историческими объктами, датой первого упоминания о населенном пункте. Остановка. Ребята, члены актива каждого музея рассказывают о своем музее)

Нечкино: Кадры Нечкина, церкви, музея, экскурсий. На фоне песни про Нечкино Н.Ижболдиной, демонстрируется ролик о музее.

В конце дети читают по строчкам стихи Е.Исаева

Есть, есть он - 25 час,

Не в круглых сутках есть,

а в нас,

Есть в нашей памяти о тех,

Кто под траву ушел,

Под снег.

Ушел за свой последний след

Туда, где даже тени нет.

И все ж я уверяю вас,

Он в междучасье есть,

тот час,

есть в промежутке том,

куда -

что сутки! - целые года

вмещаются, как смысл в слова,

и где особенно жива,

и где особенно одна

земля от высших сфер до дна,

одна с утра и до утра.

От общей массы до ядра

Мельчайших атомов-частиц,

От скорбных до веселых лиц,

Одна

На миллиарды нас…

Все: Хранить мы будем этот час!

Исполняют песню «Гимн краеведов»









(На запас)

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да - вы скажете.

Неверно!

Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас.

За нас кричат.

Особенно ночами, когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой,

Когда

Прходят в город ветры полевые,

И с звездою говорит звезда, и памятники дышат, как живые.

Они кричат

И будят неас, живых, невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля

С пятью материками

Великая она летит во мгле,

Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.

Жилая вся.

И ходит по Земле

Босая Память - маленькая женщина.





© 2010-2022