Доклад по теме Успешный учитель

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Успешный учитель - успешный ученик

Успешный учитель…Успешный ученик…Взаимодействие - взаимопонимание - сотрудничество.

Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно. Р. Киплинг

В вовремя подготовки к педсовету нами была проведена анкета среди учащихся 8-11 классов о том что значит качественное образование. мне хотелось познакомить вас с анализом анкет учащихся (39 чел).

Вопрос 1. Как ты понимаешь: «Что такое качество знаний?»

  • Качество знаний - это не только обладание информацией, но и её понимание, умение её использовать-33 чел

  • Когда в классе много отличников и хорошистов-10 чел;

  • Количество «4» и «5» получаемых учащимися-5чел;

  • Как полученные знания можно применить на практике-12 чел;

  • Знания соответствуют поставленной оценке (разбудят ночью, зададут вопрос, и ты без замедления ответишь на него)-8 чел;

  • Качество знаний - это их глубина (качественные знания надолго остаются в памяти) - 10 чел;

  • То, что тебе пригодится в будущем -10 чел;

  • Оценки, успеваемость, стремление ученика получить положительные оценки;

  • Качество знаний, как стремление, старание учиться-5 чел;

Вопрос 2. От желания учителя или желания ученика в большей степени зависит качество знаний учащихся?

Желание ученика-22 чел

Равноценно- 17 чел

Желание учителя - 0

Вопрос 3. Какие действия должен предпринять учитель, чтобы качество знаний, твои оценки стали лучше?

  • Учитель должен знать подход к каждому ученику и объяснять материал интересно и понятно, хорошо, доступно -21 чел;

  • У учителя должно быть хорошее образование, он должен хорошо ко всем относиться, уроки должны быть интересными для каждого -14 чел;

  • Помогать ученику, если что-то не получается, давать советы, рекомендации-12 чел;

  • Поставить себя так, чтобы интересно было его слушать и посещать его уроки-9 чел;

  • Постоянно спрашивать. Обращать внимание на мои недостатки в знаниях-7 чел;

Вопрос 4: Какие действия должен предпринять лично ты сам, твое качество знаний, твои оценки стали лучше?

  • Прилагать больше усилий к выполнению домашнего задания, принимать более активное участие в ходе уроков-22 чел;

  • Должен набраться спокойствия и сил, ведь учеба - это труд, который очень трудный-15 чел.

  • Быть более целеустремленным-10 чел;

  • Больше заниматься самостоятельно; попросить помощи у учителей или родителей, если что-то не понятно; не списывать, закреплять пройденный материал -10 чел;

  • Не отвлекаться на уроках (слушать внимательно, не прогуливать; не кричать на уроках, не мешать вести урок, не срывать урок)-9 чел;

Вопрос 5: Тебе предлагают посещать индивидуальные консультации по предметам. На них ты можешь разобрать непонятные моменты по разным темам урока. Будешь ли ты посещать данные консультации?

Да

Нет

Не знаю

31

8

0

Как говорят: «Устами младенца глаголит истина». Может быть стоит к чему-то прислушаться.

Сухомлинский: «Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха».

Школа = Учитель + Ученик. Успешность школы главным образом зависит от успешности Учителя и Ученика. Но в чём заключается их «успешность»? Какими качествами должен обладать успешный Ученик? Ученик должен получать удовольствие от учёбы. Когда мы удовлетворены - мы счастливы. Когда мы счастливы - мы достигаем желаемого. Достигнув желаемого - мы успешны.

Согласно Толковому словарю В. Даля под успехом понимается: достижение целей, решение задачи; удача. Успех, успешность, спорина в деле, в работе; удача, удачное старанье, достиженье желаемого. Успех- это умение добиваться поставленных целей, получая от этого удовольствие.

Результаты опроса среди старшеклассников на тему: «В чём проявляется успех ученика»: уверенный в себе, имеет хорошие отметки, внушает доверие учителям, имеет взаимопонимание с учителями, пользуется в классе популярностью, морально-устойчивый человек и хорошо учится, ответственный, дисциплинированный, учится с удовольствием, коммуникабелен, трудолюбивый.

Чтобы быть успешным учеником нужно:

  • Уметь добывать знания. Учиться с удовольствием.

  • Иметь цель и знать, как её достичь. Быть уверенным в себе.

  • Уметь управлять саморазвитием. Быть организованным. Ценить время.

  • Быть трудолюбивым. Развивать свои способности.

  • Участвовать и побеждать в олимпиадах и конкурсах. Уметь писать эссе и рефераты, разрабатывать проекты.

  • Уметь работать с Интернетом. Владеть навыками работы на компьютере.

Для того чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности, тех ценностей, той модели, того портрета, к которому хотелось бы стремиться. Задача данного педсовета состоит в том, чтобы определить для нашего педагогического коллектива, с учетом имеющихся условий, наиболее значимые критерии успешности педагогической деятельности.

Обоснование выбора темы

Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить (Лизинский В. М.).

Учителя в формулу «знания - умения - навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. И задача этого педсовета - не оценить того или иного учителя, а в процессе обсуждения выявить, что нужно для того, чтобы учитель работал успешно и качественно.

Результатами работы любого учителя являются:

• Знания, умения и навыки.

• Воспитанность.

• Здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

А материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети. И учителя (как врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибок, ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим педагоги должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это.

Условно все критерии можно разделить на три группы:

• педагогические;

• психологические;

• личностные.

задание для учителей, 1 этап

Задание учителям. Перед вами лежат листы бумаги, на которых вы должны нарисовать такую схему, которую вы видите на экране. Они называются словесные паутины, корзины идей, кластеры. Наверное, что когда я назвала тему обсуждаемого вопроса, у вас возникли какие-то ассоциации, вы подумали о чем-то, вспомнили из своего жизненного опыта. Я попрошу Вас за то же время (1-2 минуты) заполнить эти словесные паутинки, вписав в ячейки критерии, характеризующие педагогическую деятельность учителя, из тех, что пришло вам в голову или вспомнилось, количество не ограничено.

Уважаемые коллеги, перед вами текст " . У вас 5 минут, чтобы прочитать текст, извлечь из него информацию и заполнить еще одну словесную паутину, опираясь на полученные из текста знания. В паутине могут появиться фразы, словосочетания, а не только отдельные слова.

Метод кластера

Работа в группах

Педагогические критерии успешности учителя

О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий - это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти, по итоговым контрольным работам. Результаты таких наблюдений учителям знакомы не понаслышке, большинство учителей систематически осуществляют работу по мониторингу предметных достижений.

Второй критерий - уровень сформированности общеучебных умений и навыков (УУН или метапредметные). Это:

• учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

• учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

• учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)

Третий критерий - состояние исследовательской работы и работы по самообразованию.

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерий - образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания. (Исследования показывают, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должны владеть специалисты. Появился специальный термин «период полураспада компетентности» - промежуток, в течении которого уровень компетентности уменьшается в 2 раза. В среднем для педагогов он составляет 4 года, а для учителей экологии, социальных дисциплин информационных технологий - 2,5- 3 года. В связи с этим возникает проблема своевременного «заштопывания образовательных дыр» - необходимость образования на протяжении всей жизни).

Пятый критерий - способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

• размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал);

• размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) - рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Шестой критерий - инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование, - писал в свое время Добролюбов, - это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.

Первый критерий - интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.

«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего - создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

Как сохранять и поддержать любознательность ребенка?

Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

Второй критерий - сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться - долг ребенка. Конечно, первоклассник, второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?

Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.

Формальное преподавание - это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

«Науку, - писал Герцен, - надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же: чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его; нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося (обучение в деятельности).

Третий критерий - взаимоотношения в системе «учитель - ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений, по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее - к подражанию и самообучению.

С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

Четвертый критерий - учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность. Учитель не должен спрашивать учеников - поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

• как на уроке создана установка быть внимательным;

• как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);

• как организована смена видов деятельности на уроке:

• как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

• как организована активность учащихся на уроке;

• как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие - эмоциональный, третьи - вербальный, четвертые - движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности будут способствовать заучиванию текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.).

Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на лиц с более низкими способностями, а для учеников с высокими мнемическими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:

• быстро запоминающие и медленно забывающие;

• быстро запоминающие и быстро забывающие;

• медленно запоминающие и медленно забывающие;

• медленно запоминающие и быстро забывающие.

Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить - ученики, способные быстро запомнить материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?

Личностные критерии успешности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

- интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

- адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

- доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

- уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение - с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение - с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение - с самим собой - саморазвитие - время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

4. Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение - то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Выступление групп

Выбор приоритетных критериев успешности для конкретного педагогического коллектива.

Для согласования и выбора приоритетных критериев успешности для нашего коллектива предлагаю Вам оценить выбранные словесные критерии. Для этого Вам следует поставить напротив каждого критерия одну из четырех цифр, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения: 0 - незначимый критерий; 1 - менее значимый критерий; 2 - значимый критерий; 3 - наиболее значимый критерий.

Результаты анкет оценит экспертная комиссия

Педагогическая деятельность:

Уровень обученности ЗУН.

2,69

Уровень сформированности ОУУН.

3,38

Инновационная работа.

2

Самообразование, исследовательская работа.

2,61

Образование, квалификация.

2,61

Самоанализ, самодиагностика.

2,46



Психолого-педагогическое общение:

Интерес, мотивация.

2,53

Сознательное обучение.

2,53

Отношение "учитель - ученик".

2,92

Учёт индивидуальных особенностей ученика.

2,61

Личность учителя:

Эмоциональность.

2,61

Выразительность речи.

2,84

Творческое начало личности.

2,61

Организаторские способности.

2,69

Чувство юмора.

2,53

Настойчивость, дисциплинированность.

2,92



Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Синквейн - очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат.

Правила написания синквейна:

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  • Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

  • Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

  • Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы или понятия в первой строке.







Тема нашего педагогического совета была обусловлена теми основными задачами, которые сегодня стоят перед педагогами, строящими новую школу - успешный ребёнок. А успешного ученика может воспитать успешный учитель, который обладает теми качествами, компетенциями, о которых мы сегодня говорили. Поэтому ключевая фигура в новой школе - новый учитель, но он не может появиться сам собой: нужны коллективные усилия, нужна грамотная системная методическая работа с учителем «извне» и «изнутри» педколлектива. И совершенно очевидно, что нужна целенаправленная работа самих педагогов по управлению своим профессиональным ростом.

Заканчивая наш сегодняшний разговор, послушайте одну интересную притчу.

Когда-то давно жил на свете маленький Ручеѐк. Он спускался с гор в красивую

зелѐную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался:

"А куда же бежать дальше". Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеѐк

испугался. Но тут он услышал Голос: "Смелее! Не останавливайся на достигнутом,

впереди ещѐ много интересного!" Но Ручеѐк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать

большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск. Тогда

Голос снова заговорил: "Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом

деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти

правильную дорогу! Беги дальше! И Ручеѐк решился. Он побежал по пустыне. Ему было

очень плохо. Незнакомые места и изнуряющая жара с каждым днѐм забирали его силы. И

через несколько дней он высох...

Но вот испарившиеся маленькие капельки встретились высоко в небе. Они

объединились в одно большое облако и поплыли дальше над пустыней. Долго плыло

облако над пустыней, пока не добралось до моря. И вот Ручеѐк пролился в море

многочисленными маленькими капельками дождя. Теперь он слился с огромным морем.

Мягко качаясь на волнах, он улыбался себе. Раньше, когда он жил в долине, он не мог даже

мечтать о таком. Ручеѐк подумал: "Я несколько раз изменил форму и только сейчас мне

кажется, что я наконец-то стал самим собой!" Не бойся изменений и никогда не

останавливайся на достигнутом! Жизнь настолько многогранна, что никогда не знаешь,

что может ждать впереди. Главное - быть уверенным в себе и не бояться принимать

решения!









Педагогические критерии успешности учителя

О работе учителя, во-первых, судят по конечному результату, поэтому первый критерий - это уровень обученности наших учеников. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце учебной четверти, по итоговым контрольным работам. Результаты таких наблюдений учителям знакомы не понаслышке, большинство учителей систематически осуществляют работу по мониторингу предметных достижений.

Второй критерий - уровень сформированности общеучебных умений и навыков (УУН или метапредметные). Это:

• учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);

• учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и т. п.);

• учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля и т. п.)

Третий критерий - состояние исследовательской работы и работы по самообразованию.

«Учитель - это человек, который учится всю жизнь...» Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

Четвертый критерий - образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания. (Исследования показывают, что ежегодно обновляется 5% теоретических и 20% профессиональных знаний, которыми должны владеть специалисты. Появился специальный термин «период полураспада компетентности» - промежуток, в течении которого уровень компетентности уменьшается в 2 раза. В среднем для педагогов он составляет 4 года, а для учителей экологии, социальных дисциплин информационных технологий - 2,5- 3 года. В связи с этим возникает проблема своевременного «заштопывания образовательных дыр» - необходимость образования на протяжении всей жизни).

Пятый критерий - способность к самоанализу, рефлексии. Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают. Эти размышления можно разделить на два вида:

• размышления, претворенные в действие (т. е. придумал и сделал);

• размышление по поводу совершенных действий (т. е. анализ совершенного) - рефлексия.

Эти два процесса очень важны, поскольку они дают возможность быть занятым поиском новых идей, импровизировать, используя новшества, соответствующие современным направлениям работы в образовании.

Шестой критерий - инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.





Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование, - писал в свое время Добролюбов, - это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Рассмотрим вопрос об успешности учения, его зависимости от того смысла, который имеет для ребенка изучаемое им.

Первый критерий - интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями.

«Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего - создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

Как сохранять и поддержать любознательность ребенка?

Всем хорошо известно, что по мере школьного обучения дети теряют любопытство, становятся менее любознательными. Это один из самых тревожных показателей школьного неблагополучия.

Второй критерий - сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться - долг ребенка. Конечно, первоклассник, второклассник знает, зачем он учится. Но разве это заставляет его внимательно слушать учителя и тщательно выполнять домашние задания?

Нет, это не так. Реально его побуждают учиться другие мотивы: может быть, он просто хочет научиться читать, писать и считать; может, он хочет получать пятерки; может быть, он хочет поддержать свою репутацию в семье, в классе, в глазах учителя. Значит, недостаточно, чтобы ребенок усвоил объективное значение данного учебного предмета, нужно, чтобы он соответственным образом и внутренне отнесся к изучаемому: нужно воспитать у него требуемое отношение к учению.

Формальное преподавание - это и есть такое преподавание, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.

«Науку, - писал Герцен, - надобно прожить, чтобы не формально усвоить ее». И в учении то же: чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его; нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося (обучение в деятельности).

Третий критерий - взаимоотношения в системе «учитель - ученик». В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотивации учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Ситуация сотрудничества ученика с учителем и другими учащимися обеспечивает реализацию всего богатства межличностных отношений, по мере того как ученик усваивает новое предметное содержание. Формы сотрудничества: от совместного, разделенного с учителем действия, далее - к подражанию и самообучению.

С первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду, обусловленному движением от элементарного, операционно-технического уровня ко все более высоким уровням функционирования деятельности.

Четвертый критерий - учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность. Учитель не должен спрашивать учеников - поняли его или нет, а должен читать это по их лицам и понимать:

• как на уроке создана установка быть внимательным;

• как использованы внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.);

• как организована смена видов деятельности на уроке:

• как учитываются возрастные особенности внимания школьников;

• как организована активность учащихся на уроке;

• как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания.

Известно, что между учениками существуют значительные различия в показателях продуктивности отдельных видов памяти: одни легко запоминают образный материал, другие - эмоциональный, третьи - вербальный, четвертые - движения. Эти различия проявляются в успешности учебной деятельности, и учитель должен учитывать их в своей работе. Так, нельзя подходить с одними требованиями к оценке успехов учеников по разным дисциплинам. Высокие вербальные способности будут способствовать заучиванию текстов (стихотворений, иностранных слов, географических названий и т. д.).

Если урок предполагает заучивание какого-либо материала, то время, отводимое на заучивание какого-либо материала, должно быть индивидуальным. Нужно ориентироваться на лиц с более низкими способностями, а для учеников с высокими мнемическими способностями должны быть предусмотрены дополнительные задания. В противном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда часть учеников выключаются из активной работы, у них возникает чувство неудовлетворенности, теряется интерес к уроку.

Установлено, что объем запоминания не связан линейной зависимостью с прочностью сохранения. Как известно, все люди делятся на 4 группы:

• быстро запоминающие и медленно забывающие;

• быстро запоминающие и быстро забывающие;

• медленно запоминающие и медленно забывающие;

• медленно запоминающие и быстро забывающие.

Например, учитель после объяснения материала очень часто переходит к повторению и опросу по этому материалу. За активную работу ученики получают отметки. Кто будет в этой ситуации находиться в более выгодных условиях? Нетрудно ответить - ученики, способные быстро запомнить материал. Но хорошо, если они его прочно усвоили, а если он скоро забудется?






Личностные критерии успешности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

- интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;

- адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;

- доброжелательность реакции учителя на возбуждение;

- уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»:

Общение - с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение - с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение - с самим собой - саморазвитие - время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Одностишие: Я и творить, и натворить умею.

4. Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Одностишие: Я горы вмиг с ребятами сверну (еще бы знать зачем). Планировать могу, могу и делать.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение - то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

Одностишие: Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.



© 2010-2022