Статья Профильное обучение в агрошколе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профильное обучение в аргрошколе.

Среднее (полное) общее образование - завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при введении профильного обучения, которое является «системой специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению позволяет

- обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

- создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

- установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

- обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Целью профильной ориентации является оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании версий продолжения обучения профильных и непрофильных классах старшей школы, учреждениях профессионального образования. Профильная ориентация способствует принятию ими решения о выборе направления дальнейшего обучения и созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределения в целом.

В процессе введения профильного обучения в старшую ступень общеобразовательной школы ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в т.ч. с учетом реальных потребностей рынка труда обработкой гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Основные цели, которые предстоит решить в процессе реализации профильного обучения:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального высшего образования.

«Профильное обучение позволит за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При введении профильного обучения существенно расширяют возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, при этом обеспечивается углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования».

Выявление средств профессиональной ориентации, которые могут быть адаптированы к задачам профильной ориентации, по-новому ставит задачу сотрудничества представителей служб занятости, психологов, педагогов, руководителей школы и работников органов управления образования, причем не столько формального сотрудничества, а появления их самоорганизующегося сообщества. Особую актуальность приобретает взаимодействие всех вышеперечисленных специалистов с родителями учащиеся предпрофильных классов, поскольку именно их влияние на ориентацию учащиеся окажется одним из наиболее важных факторов, как позитивного характера, так и фактора, ограничивающего принятие школьником личной ответственности за содержание своего образования.

Примерными критериями готовности учащихся 9 классов к выбору профиля обучения в старшей школе могут выступать:

- выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями после школьного образования;

- представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения;

- информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;

- наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профильном обучении.

Подготовку учащихся к ситуациям выбора профиля обучения можно разделить на следующие условные этапы:

- пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса) - выявление образовательного запроса учащихся;

- основной (в период обучения в 9 классе) - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, и принятия решения в различных общеобразовательных ситуациях;

- завершающий (при окончании 9 классах) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе, анализ востребованных рабочих специальностей на рынке труда. На каждом этапе используются соответствующие содержанию формы и методы.

На пропедевтическом этапе профильной ориентации в ходе презентаций «образовательной карты» территории осуществляется общее знакомство учащихся с типами учреждений профессионального образованию, агротехнологической направленности включающее следующие информационные блоки:

- характеристика уровней и перспектив профессионального образования;

- ограничения и риски, связанные с приобретением профессионального образования в учреждениях профессионального образования различного типа и уровня;

- демонстрация примеров конкретных учебных заведений различных типов и уровней, выпускники которых востребованы на рынке труда данного региона;

- знакомство с наиболее «яркими» биографическими примерами, свидетельствующими о путях достижения профессионального успеха бывших выпускников школы оставшихся на селе.

В процессе работы с «образовательной картой» территории необходимо использование различных форм и методов с учетом доступности ресурсов социо-культурной среды реальные и виртуальные экскурсии, просмотр видеофильмов, самостоятельная работа с источниками информации на бумажных и магнитных носителях, посещение «Дней открытых дверей и др.), изучение школьниками возможностей и путей предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательном учреждении, дополнительного образования.

Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей и педагогов осуществляется с помощью анкетирования, тестирования, собеседований проведение фокус-групп, других методов. К ней предъявляются следующие требования:

- возможность применения ее средств в экспресс режиме;

- «прозрачность» и доступность как процедуры, так и интерпретации результатов для педагогов и родителей;

- в случае использования профориентационных средств - возможность их адаптации к задачам профильной ориентации;

- отслеживание результативности предпрофильной подготовки «на входе» (в конце 8 или начале 9 класса) и «на выходе» (в конце 9 класса) при помощи повторного использования единого банка диагностических процедур.

Таким образом, пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки. (условно «хочу»)

На основном этапе реализуется содержательные линии предпрофильного курса: (условно «могу»): обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения; реализуются «пробы выбора профиля обучения» - серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля.

«Пробы выбора профиля обучения» проектируются в соответствии с предлагаемыми различными учебными заведениями общего, дополнительного и профессионального образования профильными и элективными курсами, независимо от конкретного профиля.

Проба выбора профиля обучения - это законченный цикл или серия эвристических вопросов и заданий, направленных на приобретение школьниками практического опыта познавательной деятельности, согласованной с содержанием конкретного профиля.

Профиль агротехнологический подразумевает введение элективных курсов агро- направленности, практических занятий, на которых теоритический материал имеет конкретный курс закрепления, определения тех знаний и применение их в контексте навыков и умений, возможных в реализации для себя, семьи, своего хозяйства.

На заключительном этапе профильной ориентации предусматривается:

- повторное использование диагностических материалов (или отдельных их элементов, которые были использованы на пропедевтическом этапе, диагностика «на выходе»;

- работа с «матрицами» («схемами» альтернативного выбора, позволяющими формулировать, ранжировать и наглядно, «количественно» соотносить аргументы «за и против» совершаемого выбора профиля (например, школьные предметы, интересующие учащегося, успеваемость по ним; мнение родителей; сертифицированные и не сертифицированные личные достижения учащихся в основном и дополнительном образовании; советы учителей, рекомендации психологов; перспективность или престижность варианта выбора, территориальная близость места будущей учебы, материальное положение, состояние здоровья, чувствительность к эмоциональному климату на месте учебы и т.д.).

В документах Министерства образования в старшем звене общеобразовательной школы для экспериментальной отработки предлагаются следующие профили: физико-математический, естественнонаучный, социально-экономический, гуманитарный, филологический, информационно-технологический, агро-технологический, оборонно-технический, художественный, универсальный.

Проблема выбора профиля являются непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Один из профиля на старшей ступени образования агротехнологический профиль. Одним из важнейших компонентов этого направления является готовность к профессиональному труду, осознание роли труда в обеспечении собственной успешности, правильный выбор профессии, готовность к постоянному профессиональному развитию и непрерывному образованию. Особая роль отводится подготовке кадров для сельского производства, грамотных фермеров, хозяев приусадебного подворья, что задает ключевой ориентир для развития сельской школы.

Базовые курсы в системе профильного обучения составляют фундамент общей подготовки учащихся и включает в себя: математику, историю, русский и иностранные языки, физическую культуру, а также интегрированные курсы обществоведения или естествознания.

Профильные общеобразовательные предметы позволят на повышенном уровне сложности изучить предметы, определяющие направленность профиля обучения. Содержание профильных и базовых предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Элективные курсы позволяют поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартом уровне или служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.

Старший школьный возраст, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет, что соответствует возрасту учеников 9 - 11 классов школы.

Характерной особенностью старшего школьника являются резко избирательное отношение к профессиям. Некоторые профессии высоко оцениваются подавляющим большинством старшеклассников, социальный престиж этих профессий в глазах школьников очень велик. У других социальный престиж чрезвычайно низок.

Под влиянием чего происходит выбор профессии? Каковы мотивы этого выбора? По данным ряда исследований, 40-50% опрошенных девятиклассников мотивируют выбор будущей профессии интересом к тому или иному учебному предмету. Многие учащиеся выбирают нужные народному хозяйству профессии, но не соотносят требования этих профессий, но не соотносят требования этих профессий со своими индивидуальными особенностями, способностями. Большая часть старших школьников указывает в качестве мотива выбора профессии на свои способности (о которых они судят по успеваемости, успешности во внешкольных занятиях и т.д.). Немалое количество учащихся указывают и на такие мотивы, как наличие семейных традиций, мотивов материально-бытовой обеспеченности, пример друзей. Иногда мотивами бывают близость места работы или вуза от дома, «красивая форма» или то, что «сюда легче устроиться».

Психологические исследования выявили типичные ошибки, которые допускают выпускники школ при выборе профессий: 1) предрассудки в оценке «престижности» профессии; 2) оценка профессии по глобальному и неопределенному представлению о ней (часто отождествляют профессию с учебным предметом); 3) перенос положительные или отрицательные отношения к человеку - представителю той или иной профессии - на соответствующую профессию; 4) увлеченность внешней стороной профессии при игнорировании ее будничной, повседневной стороны; 5) выбор профессии под влиянием товарищей, «за компанию».

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие ребенка, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания.

Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов.

Первый этап - это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, известных учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения и т.д.). другая черта этого этапа - неадекватное, часто неопределенное, ситуативное представление о собственном ресурсе и возможностях его развития, к тому же связанное с неумением сопоставить его с условиями и требованиями профессиональной деятельности. Характерен для учащихся - младшего возраста неустойчивое по своим профессиональным намерениям выбор, когда не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже.

Наступает время взросления, и этап первичного выбора сменяется этапом профессионального самоопределения. На этом этапе ученик должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов.

Обычно учащиеся с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс и результаты.

Под интересом в психологии понимается избирательная направленность личности на определенную область познания на деятельности. Под склонностью же понимается потребность личности в определенной деятельности. Часто именно с интереса к какому-либо виду деятельности начинает формироваться склонность к ней. Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному и систематическому занятию определенным видам деятельности, что может найти стремление заниматься в кружках, секциях, посвящать свободное время любимому делу.

Для изучения интересов личности в целях профконсультации могут использоваться специальные анкеты, опросники, анализ библиотечные формуляры. Однако одних данных об интересах и склонностях явно недостаточно для выбора профессии, ведь одни и те же склонности могут соотноситься с разными профессиями (техника - инженер, наладчик станков, учитель).

Проведение профконсультаций с учащимися 10 - 11 классов имеют свою специфику. Так, многие учащиеся 9 классов должны еще до окончания средней школы выбрать профессию. Согласно проведенному опросу, большинство девятиклассников (54%) собираются покинуть школу, остальные или хотят идти в 10 кл.(37,5%), или(5,5%) не имеют определенных планов на будущее. [7, 269]

Однако необходимо понимать, что именно система профильного обучения позволяет реализовать ресурс свободы, расширяет поле выбора для каждого ребенка, приближает образование к реальным потребностям жизни, к характеру общественного запроса, делает шаги к выравниванию образовательных возможностей различных слоев общества, делает систему образования открытой, предоставляя ей большую самостоятельность и, что в условиях перехода к постиндустриальному, информационному обществу, ускорения темпов его раз-вития, эта система неизбежно должна меняться. Оставаться в том виде, в кото-ром она существует сейчас - значит отстать еще на 50 лет не только в сфере об-разования, но и потянуть за собой экономику, политику, культуру.

Для того чтобы эта работа велась эффективно, прежде всего, нужно позаботиться о том, чтобы педагогические кадры получили соответствующую подготовку, имели все необходимые средства для введения новшеств: учебники, программы элективных курсов предпрофильного и профильного обучения, методические рекомендации, технические средства и другие, качественная составляющая которых напрямую зависит и от времени, отводимого на их отработку.

Педагог станет активным участником освоения нового, если будет уверен: в достижимости результата, в получении ожидаемых последствий при достижении этого результата, в полезности (привлекательности) этих последствий.


© 2010-2022