Особенности организации агропрофильного образования в Арктической школе

Раздел Завучу
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности организации агропрофильного образования в Арктической школе

В данной статье Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алеко-Кюельская средняя общеобразовательная школа - агрофермерского профиля» представляет работу по реализации учебно-воспитательного процесса по агротехнологическому направлению.

Приказом МО РС (Я) № 01-08/572 от 16 апреля 2001г. образовательное учреждение было реорганизовано в общеобразовательную среднюю агрофермерскую школу в связи с участием в крупномасштабном Федеральном эксперименте по теме « Совершенствование структуры и содержания общего среднего образования».

С целью реализации агро образования в ОУ в качестве внеаудиторной деятельности для учащихся 5-11 классов организованы курсы агротехнологической направленности. Таким образом, ведутся такие курсы как: «Основы животноводства», «Добыча и обработка пушных зверей», «Основы коневодства», «Основы швейного дела из местных материалов», «Трактороведение», «Основы предпринимательского дела», «Верховая езда», «Основы столярного дела», «Основы подледной рыбалки», «Кулинария».

Для более эффективной работы введена система гендерного обучения по некоторым видам внеаудиторной деятельности. Таким образом, для девушек организуются такие виды деятельности:

  • Благодаря тесному сотрудничеству школы с КП РС(Я) «Конный завод Алеко-Кюельский» у учащихся (8-11кл.) есть возможность получать практические навыки по содержанию, разведению КРС. Так как на сегодняшний день очень мало семей в селе имеют КРС, это очень хорошая возможность привить такие практические знания с юных лет.

  • На курсах «Основы швейного дела из местных материалов» девушки постигают основы и особенности швейного дела из местного материала (конского волоса, шкуры ондатры). Все выполненные работы составляют обширную коллекцию школьного музея;

  • В школьной столовой организуются практические занятия по курсам «Кулинария», где девушкам предоставляется возможность применить на практике полученные теоретические знания;

Для юношей также организованы различные виды деятельности:

  • на курсах «Столярное дело» учащиеся 5-7 классов обучаются основам обработки, заготовки бытовых материалов из древесины.

  • Во время осенних каникул на базе ОУ в участке «Омук Куолэ» организуется практика для юношей 8-9-10 классов по основам подледной рыбалки, тем самым обеспечивается разнообразность ассортимента меню школьного питания. За 10 дней юноши получают знания по заготовке и ремонту рыболовных снастей и основам подледной рыбалки. Основную часть улова юноши оставляют себе, а оставшуюся часть сдают в школьную столовую.

  • С марта месяца начинаются практические занятия по курсам «Добыча и обработка пушных зверей», где юноши обучаются основам заготовки, ремонту, установки подводных ловушек для ондатр. Полученный улов юноши обрабатывают и сдают шкуры в школьную мастерскую, далее девушки занимаются дальнейшей обработкой и заготовкой выставочных материалов для школьного музея.

Так как, на сегодняшний день по каким-либо причинам имеются семьи, где дети воспитываются без отца, организация такой внеаудиторной деятельности с практическим направлением имеет очень положительный результат для воспитания будущего хозяина семьи с приобретенными практическими навыками национального промысла и ремесла северных Саха.

Также с 2014 года введен новый курс «Верховая езда». Так как у ОУ имеется табун лошадей для всех учащихся с 8-11 класс организован данный курс. Цель данного курса - практические занятия по верховой езде. Учащиеся получают знания по седланию, технике безопасности, управлению во время верховой езды.

Летняя занятость учащихся

Особое внимание школа уделяет организации летнего оздоровления и отдыха детей. Наряду с оздоровительным лагерем на базе ОУ для школьников младшего возраста организуется приусадебный лагерь, кирпичный лагерь и ЛТО.

В отличие от центральных улусов РС(Я) овощеводство в нашем улусе имеет значительные отличия. Для выращивания корнеплодов необходимо соорудить так называемые коробки на расстоянии 20-40см от уровня земли, во избежание влияния вечной мерзлоты на урожай. Благодаря тому, что школа располагает пришкольным участком, дети приусадебного лагеря учатся ухаживать за растениями, узнают какие виды растений могут выращиваться в короткий промежуток нашего лета и, конечно же, организуют поливку картофельных полей. Собранный осенью урожай корнеплода полностью направляется для разнообразия меню школьной столовой. С каждым годом сооружаются дополнительные коробки для увеличения объема урожая. А выращенные растения дополняют эстетическое оформление кабинетов школы. Это перспектива дальнейшего развития растениеводства и овощеводства в школе.

В таблице представлен объем урожая за три года.

год

план

фактически

2012

100 кг.

89кг.

2013

100 кг.

87 кг.

2014

100 кг.

100 кг.

В кирпичном лагере учащиеся узнают основы изготовления кирпичей из местного материала и тем самым помогают сельскому населению по обеспечению необходимыми материалами для кирпичных печей. Вырученные средства полностью направляются для выплаты заработной платы учащихся. Но, к сожалению, организация данного лагеря становится не рентабельным, так как население уже подключается к центральному отоплению ЖКХ.

Лагерь труда отдыха.

Самым трудоемким, конечно же, является лагерь труда и отдыха по заготовке кормов для сельскохозяйственных животных. За время пребывания в лагере ЛТО юноши 8-10 классов обучаются основам заготовки сена в арктических условиях.

Перспектива развития наслега связана с укреплением сельского хозяйства, с созданием крепких крестьянских, личных подсобных хозяйств, с внедрением малого и среднего предпринимательства в селе. Большие проблемы на пути развития подсобного хозяйства в селе Алеко-Кюель это:

1. Недостаточность заготовки корма для скота в летний период. Основными причинами которого являются:

а) отсутствие с/х техники у частных лиц;

б) плохие климатические условия;

в) недостаточная подготовленность жителей: их неумение выполнять крестьянский труд, сокращение личных подсобных хозяйств, недостаточная информированность и слабый уровень знаний сельских жителей в области экономики, юриспруденции, неумение вести и контролировать бюджет хозяйств, неумение составлять бизнес-планы, организовывать сбыт крестьянской продукции;

2. Проблемы, связанные с транспортировкой сена в зимний период. В наслеге функционирует одна из больших племенных хозяйств в республике - Казенное предприятие РС(Я) «Конный завод Алеко-Кюельский», которое содержит более 1000 голов лошадей и более 300 голов КРС. Конечно, предприятие всеми имеющимися силами старается обеспечивать население транспортом для перевозки сена, но этого, к сожалению, все равно не хватает.

Поэтому организация ЛТО по заготовке кормов для сельскохозяйственных животных имеет большую социально-экономическую значимость. Заготовленная продукция распределяется следующим образом:10 т. ежегодно выделяется для содержания подсобного хозяйства школы (табун лошадей), оставшаяся часть реализуется сельскому населению.

Вырученные средства обеспечивают заработную плату учащимся ЛТО. Для достижения плана, организации дисциплины труда заработная плата учащимся выплачивается в зависимости от объема заготовленной продукции в процентном соотношении (5000 руб. - 100%). Остальные вырученные средства направляются для обновления базы ЛТО, ремонта с/х техники, а также доставки груза автозимником из г. Якутска.

В таблице представлен объем работы по заготовке с/х продукции за 3 года.

год

план

фактически

причина отклонения от плана

2012

100т.

92т.

плохие погодные условия

2013

100т.

91т

плохие погодные условия

2014

100т.

42т.

плохие погодные условия, малое кол-во учащихся юношей в 8-10 классе.

Подсобное хозяйство

Школа имеет подсобное хозяйство в виде табуна лошадей. Имеется территория для летнего, а также зимнего стойбища. В настоящее время имеется 11 голов лошадей, из них 5 кобыл, 1 жеребец, 2 трехлетки, 2 жеребенка и 1 ездовая. Весь период летнего времени несколько учащихся помогают по работе содержания скота в качестве пастухов. Во время учебного процесса (март-май) учащиеся на базе зимнего стойбища проходят практические занятия по агрокурсу «Верховая езда».

Каждую осень 1 жеребенок забивается на мясо для школьной столовой. С 2015 года планируется расширение подсобного хозяйства, а именно содержание и разведение кур, для реализации яиц сельскому населению. Так как куриные яйца очень востребованный продукт питания в нашем селе. На этот товар, спрос всегда превышает предложение.

Заключение.

Таким образом, реализация агропрофильного образования в Арктической школе в полной мере отвечает требованиям социального заказа, подготовки самостоятельных граждан с приобретенными теоретическими и особенно практическими навыками жизни на селе. А наличие агрошколы в селе имеет большую значимость для социально-экономического развития села и улуса в целом.

© 2010-2022