Выступление на августовской конференции на тему: Лучшая модель методического сопровождения педагогов

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования в рамках модернизации. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм е...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования в рамках модернизации. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.

Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

С 2011 года начальная школа перешла на ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - это обширный комплекс материалов и документов, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих его внедрение. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта общего образования может обостриться противоречием, требующим своего разрешения: это противоречие между изменениями в профессиональной деятельности работников образования, вносимыми ФГОС, и уровнем их готовности к профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения. С целью устранения данного противоречия был разработан план методического сопровождения введения ФГОС НОО в МБОУ «Тарасинская СОШ»

План методической работы на 2013-2014 учебный год, обеспечивающий сопровождение процесса реализации ФГОС НОО

в 1, 2, 3-х классах

Цель: обеспечение методических условий для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

Задачи:

  1. Оказывать методическую помощь, обеспечивающую сопровождение процесса подготовки и реализации ФГОС НОО;

  2. Ориентировать педагогов на ценностные установки, цели, задачи, определенные государственным стандартом, отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированных на компетентностный подход;

  3. Минимизировать рисков, выявление трудностей и факторов, препятствующих своевременному и полному введению ФГОС НОО.

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Семинары

1

Семинар «Система оценки качества образования в школе»

Сентябрь

Зам. директора по МР, руководители ШМО, учителя

2

Семинар «Компетентностный подход в деятельности учителя - предметника, классного руководителя»

Октябрь

Зам. директора по МР

3

Семинар «Эффективность урока и внеклассного мероприятия как условие повышения качества образования»

Январь

Зам. директора по МР

Тематические педагогические советы

1

«Педагогическая ситуация, или каких учителей любят дети»

Август

Зам. директора

Учителя

2

«Компетентностный подход в образовании возможность повышения уровня качества образования»

Ноябрь

Зам. директора по МР

Учителя

3

«Компетентностный подход как способ достижения нового качества обучения»

Февраль, март

Зам. директора

Учителя

Административные (управленческие) педагогические советы

1

«Адаптация учащихся 1-й ступени» итоги контроля 1-х классов

Октябрь

Зам. директора по УВР

2

Контроль 2, 3-х классов

Ноябрь

Зам. директора по УВР

3

«Итоги второго полугодия. Допуск учащихся к итоговой аттестации»

Май

Зам. директора по УВР


Мониторинговая деятельность

1

Участие в региональном мониторинге результатов освоения ООП НОО:

- входная диагностика обучающихся 1, 2, 3-х классов;

- диагностика результатов освоения ООП НОО по итогам обучения в 1, 2,3-х классах

В течение года

Зам. директора по УВР

Аналитическая деятельность

1

Состояние преподавания в начальной школе (1- 4 классы)

В течение года

Зам. директора по УВР

2

Проведение совещаний о ходе реализации ФГОС НОО в ОУ:

- о ходе реализации ФГОС НОО по итогам I-ой четверти в 1, 2,3-х классах и возможностях введения элементов ФГОС НОО во всех классах начальной школы;

- о промежуточных итогах реализации ФГОС НОО в 1, 2,3-х классах;

- об итогах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО в 1, 2,3-х классах.

В течение года

Директор

Зам. директора по УВР

Экспертная деятельность

1

Рецензирование рабочих программ по предметам 1-4 классы на 2013-2014 учебный год:

- русский язык, литературное чтение

- математика, окружающий мир

- ИЗО, технология, музыкальное искусство

- внеурочная деятельность

Сентябрь

Зам. директора по УВР

Информационное обеспечение

1

Создание эффективной системы справочно-методической поддержки процесса реализации ФГОС НОО

В течение года

Зам. директора по УВР

2

Информирование родителей о реализации ФГОС НОО в МБОУ Тарасинская СОШ на родительских собраниях

Сентябрь (общешкольное)

Один раз в четверть (классное)

Директор

Классные руководители

Консалтинговое сопровождение

1

Консультирование педагогов по вопросам реализации ФГОС НОО

По запросу

Зам. директора по УВР

2

Совершенствование системы оценки качества образования в условиях реализации ФГОС НОО;

выработка единых критериев для оценки учащегося и для создания портфолио учителя и обучающегося.

Сентябрь

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов

3

Изучение методических рекомендаций по созданию условий для перехода начального звена ОУ на ФГОС

В течение года

Зам. иректора по УВР

Издательская деятельность

1

Создание методической копилки

В течение года

Зам. директора по УВР

2

Создание каталога ЦОР и ЭОР для учителей начальных классов

В течение года

Зам. директора по УВР

3

Приобретение учителями методической литературы по ФГОС

В течение года

Учителя начальной школы

Диссеминация положительного педагогического опыта

1

Изучение и обобщение педагогического опыта по внедрению в учебный процесс передовых педагогических технологий, по реализации стандартов второго поколения

В течение года

Зам. директора по УВР

Развитие системы поддержки талантливых детей

1

Привлечение детей к участию к проектной деятельности, олимпиадах разных уровней

В течение года

Учителя, классные руководители

На этапе введения ФГОС НОО коллектив школы столкнулся с множеством затруднений.

В связи с возникшими трудностями была определена главная цель методического сопровождения педагогов. - развить умения педагогов анализировать, осмысливать, проектировать образовательную деятельность. Результатом работы учителей в процессе подготовки и проведения семинаров, практикумов, проведения открытых уроков, занятий по внеурочной деятельности предполагалось достижение нового уровня готовности каждого педагога к проектированию самостоятельной познавательной деятельности школьника.
некоторые элементы новой модели образования -

* Отказ от традиционной модели «Учитель-рассказчик» в пользу модели, совместного исследования

* Отказ от традиционной модели «Обучения к предметам» в пользу «Научения компетенциям»

* Ключевые компетенции: а) работа в совремнных организациях (коммуникация, управление и творчество в группах равных и разных)

б) работа в мире избыточной информации

* Новая обучающая среда

Направлениями методической деятельности в условиях введения и реализации ФГОС являлись:

1. Внедрение требований ФГОС в практику школы.

2. Анализ и обобщение педагогического опыта в решении проблем введения ФГОС.

3. Текущая методическая помощь.

Модель методической деятельности предполагает создание среды, т.е. оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого отдельного учителя на основе его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.

Индивидуальный подход к учителю в процессе повышения уровня его компетентности способствует раскрытию потенциальных сил, возможностей, способностей и строится на сочетании принципов:

1. ориентация на достижение "зоны ближайшего развития" каждого педагога;

2. сочетания индивидуальных и групповых форм деятельности с педагогами как основы профессионального диалога;

3. использование методов стимулирования их творческого роста;

  1. непрерывность и преемственность методической деятельности (т.е. внедрение новых форм и сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы)

Начинали работу - весна 2011г. Проводились следующие мероприятия:

Пополнение материально- технической базы, разработка нормативно - правовой базы, организация творческой группы учителей начальной школы, была разработана Образовательная программа ФГОС НОО МБОУ «Тарасинская СОШ», составлен план методической работы, учителя прошли курсы повышения квалификации. С детьми: проводилась диагностика детей, идущих в 1 класс, был организован летний пришкольный лагерь, который посещали и дети, которые пойдут в 1 класс.

Cформировалась модель методической работы по сопровождению процесса введения и реализации ФГОС НОО.

В системе непрерывного образования на базе школы в условиях введения и реализации ФГОС ШМС (школьный методический совет) стал центром деятельности педагогического коллектива.

Функции школьного методического совета и методического объединения учителей начальных классов:

  1. Диагностическая (мониторинг, анализ педагогической деятельности);

  2. Информационная (информационная поддержка педагогов, формирование банка данных);

Организационная (подготовка к участию в конкурсах педагогического мастерства, распространение передового опыта, стимулирование труда педагогов)
4.Образовательная (внедрение и апробация современных технологий).

Согласно плану методического сопровождения введения ФГОС НОО были проведены на должном уровне мероприятия, обеспечившие введение ФГОС НОО.

Методическое сопровождение проводилось через различные виды методической работы с педагогами школы:

  • Планирование

  • Образовательные мероприятия (теория)

  • Образовательные мероприятия (практика)

  • Самоопределение педагогов

  • Сопровождение проф. развития педагогов

  • Мониторинг проф. изменений

  • Анализ проф. Деятельности

Были проведены

  • Педсовет «Профессиональная деятельность учителя начальных классов в условиях внедрения ФГОС НОО второго поколения», «Первые шаги по введению ФГОС НОО»

  • Семинары: 1.«Современный урок, его анализ», 2.«Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС», 3.«Система оценки достижения планируемых результатов»

  • Совещания: 1. «Приемы работы по формированию компетенций учащихся», 2.«Портфолио ученика»


Кроме теоретических вопросов, проводились образовательные мероприятия практического направления:

  1. Открытые уроки

  2. Практикумы

  3. Приёмы развития исследовательских, проектировочных умений учащихся
    4 .Участие в районном конкурсе «Формирование компетенций учащихся»
    5 .Открытые занятия психолога школы по формированию регулятивных, коммуникативных навыков детей»
    6.Рефлексия учителей

Положительным фактом повышения уровня методической работы являлось стимулирование педагогов, когда наряду с моральными факторами поощрения практиковались материальные вознаграждения за конкретные результаты методической деятельности: количество подготовленных методических разработок, открытых уроков, проведенных мастер-классов, участие в конкурсах и олимпиадах, привлечение к методической работе, распространение опыта. 1. Педагоги школы регулярно повышают уровень своей профессиональной компетенции. В школе создана необходимая образовательная среда, в которой одни учителя получили необходимый им педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала

Педагоги школы принимали участие в работе методического объединения начальных классов, в работе творческой группы по реализации ФГОС НОО в учебный процесс. Одной из основных тем работы ШМО была тема «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе». Методическая работа отличается разнообразием форм и методов ее организации. Участники МО знакомились с нормативно-методическим обеспечением образовательного процесса; проводили теоретические и практические семинары по использованию современных образовательных технологий, открытые уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационно-коммуникативных технологий; знакомились с новой системой учебно-методических комплектов; оказывали консультативную помощь; организовывали конкурсы различной направленности.
Также педагогические работники школы участвовали конкурсах:

  • Участие в районном конкурсе «Лучший кабинет начальных классов по ФГОС»

  • Участие педагогов в районном пед.чтении «Формирование УУД младших школьников в рамках введения ФГОС НОО»

  • Участие в семинаре г.Иркутска

  • Участие в конкурсе «Первый учитель»

Таким образом, создание и совершенствование в школе методического сопровождения, систематической помощи молодым специалистам, другим категориям педагогов, формирование нового типа учителя работает на предоставление качественных образовательных услуг, удовлетворение запросов участников образовательного процесса, а также на развитие школы, на её завтрашний день.

«Заинтересовать людей работой значит реализовать планы. Заинтересовать учителей профессиональном развитии - значит долго обеспечить успех в развитии всей образовательной организации»









© 2010-2022