Справка по функциональной грамотности

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование функциональной грамотности учащихся как ключевое направление государственной образовательной политики

Цель: рассмотреть основные направления работы школы по реализации Национального плана по формированию функциональной грамотности школьников.

Объект: Национальный план по формированию функциональной грамотности школьников, таксономия Блума.

Метод:изучение документации, анализ

Функциональная грамотность человека рассматривается не только как важное средство достижения личных целей, но и как предпосылка сознательного участия в общественной жизни общества. При этом функциональная неграмотность выражается к неспособности личности эффективно использовать навыки чтения, письма, вычислительные навыки в повседневной жизни. Функционально неграмотный взрослый человек не может адекватно выполнять основные задачи, такие как заполнение заявления при приеме на работу, не понимает суть подписанного им договора при получении кредита, не разбирается в общественно-политической ситуации в стране и мире, не понимает письменные инструкции, не может выделять главное при чтении газетных статей, не знает, как поступить в чрезвычайной ситуации, а путешествуя, не может пользоваться словарем. Функциональная неграмотность резко ограничивает использование человеком информационно-коммуникационных технологий, таких как эффективное владение персональным компьютером, средствами Интернет, мобильным телефоном.

Исходя из этого в исследованиях, проводимых организацией экономического сотрудничества и развития ОЭСР, функциональная грамотность чтения учащихся 15-летнего возраста оценивается через умения, овладение которыми свидетельствует о рефлексивном осмыслении самой различной информации. Осмысление текста в учебном задании на уроке - это нахождение информации; интерпретация информации; рефлексия на содержание материала или его форму и оценка заданного учебного материала.

Для развития вышеназванных умений, а так же для формирования основ логического, критического и конструктивного мышления учащихся казахстанских школ учителям необходимо изменить традиционные подходы к обучению и преподаванию, активно внедряя при этом эффективные формы и методы обучения, которые в перспективе обеспечат успешность достижения учениками результатов в обучении.

Способность учащихся понимать письменные тексты разных типов, назначения и формальных структур различной информации можно развить посредством использования системы разнообразных заданий, которые направлены не столько на заучивание фактического материала, сколько на обучение работе обучающихся с различными видами информации, анализу источников, формированию практических навыков. Выполняя такие задания, ученик каждый раз заново, разными способами связывает имеющиеся знания с новой информацией, создает собственную версию описанной в задании ситуации. Часто для подобного «связывания» необходимо привлечение личного опыта школьника, инициативное использование дополнительной (известной ученику из других источников) информации. Фактически каждое такое задание - некоторая ситуация, случай, требующий собственного решения.

Процесс развития функциональной грамотности учащихся длителен и сложен. Для решения данной задачи учителю необходимо:

  • изучить аспекты ключевых компетенций, определенных Национальным планом действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников;

  • научиться определять проблему ученика при работе с информацией, которая заключается в непонимании смысла текста, неумении его «прочитать»;

  • учителю при этом самому необходимо приобрести навыки различения типов заданий на разные уровни понимания текста, отбора и адаптации текстов разных видов и жанров для создания интерактивных упражнений с учетом возрастных особенностей учеников;

  • овладеть конкретным практическим приемам по составлению заданий, направленных на развитие функциональной грамотности.

При формулировании задания можно руководствоваться несложным правилом - задания (действия) начинаются с глагола, далее следует условие, затем представление. Это связано с тем, что Б. Блум исходил в своей таксономии из следующих положений:

  • деятельность любого рода ассоциируется с определенными действиями, которые, в свою очередь, специфицируются определенными ключевыми словами - глаголами, глагольными выражениями, вопросами;

  • задания на выполнение действий, соответствующих некоторой определенной деятельности, содержат ключевые слова, характеризующие данную деятельность;

  • задания на выполнение действий, соответствующих некоторой определенной деятельности, являются средством подготовки обучаемого к данной деятельности, а способность выполнения этих заданий - мерой оценки его подготовленности к данной деятельности;

  • умственная деятельность является деятельностью особого рода, где заданиями являются вопросы, задачи, упражнения, тесты на проверку знаний

  • умственная деятельность реализуется на базе умственных умений человека и характеризуется ключевыми словами, использование которых в заданиях обучаемому является средством подготовки и оценки подготовленности к умственной деятельности.

Для оценки умения находить информацию используются задания, при выполнении которых учащемуся требуется «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.

Для оценки умения интерпретировать текст учащимся предлагается сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Для оценки рефлексии на содержание или форму текста необходимо, чтобы учащийся, выполняя задание, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения.

Рекомендации:

  1. Утвердить план школы по формированию функциональной грамотности.

  2. Довести до сведения руководителей методических объединений информацию по данному вопросу.

  3. Создать творческую группу «Формирование функциональной грамотности в системе урока»..

ЗД УВР: Нуршанова А.К.

© 2010-2022