• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Статья Метапредметность и пространство выбора в организации смены в летнем лагере школы с углубленным изучением иностранных языков

Статья Метапредметность и пространство выбора в организации смены в летнем лагере школы с углубленным изучением иностранных языков

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.Ю. Керимова,

заместитель директора

по воспитательной работе

МАОУ «СОШ №22» г. Перми



Метапредметность и пространство выбора

в организации летнего досуга обучающихся

Какое волшебное слово - «Каникулы»! Для школьников оно означает и отдых от уроков, напряжения и нагрузок учебного года, а так же возможность посвятить время любимым занятиям и развлечениям. Но, даже вне учебной деятельности, на каникулах, ребенок продолжает формироваться и реализовать себя как личность, не перестает учиться принимать решения, добывать новые знания, делать выбор и нести ответственность за него. Это означает, что требования ФГОС второго поколения к личностным и метапредметным результатам применимы и в организации летнего досуга обучающихся.

«Отдых после умственного труда не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело» - это высказывание К.Д. Ушинского как нельзя лучше соответствует концепции лагеря досуга и отдыха «Детство» МАОУ «СОШ №22» г. Перми. На протяжении последних трех лет все смены лагеря не похожи одна на другую: это и профильная французская «Bonjour, monsieur Le Francais!», и смена, посвященная юбилею Перми « Salut, Пермь!». Особенной стала и смена «Леголенд» лета-2014.

Предпосылками появления программы смены «Леголенд» стал опыт участия школы в проекте ММОШ «Основная школа - пространство выбора», участие автора статьи в семинарах сетевого института ПРэСТО и в его метапредметном лагере «Вперед, в будущее!».

В этой связи очевидно, что летняя смена в ЛДО - это благоприятное условие для формирования навыков инициативной, самостоятельной, ответственной деятельности учащегося. И эта задача может эффективно решаться при создании такого пространства выбора, в котором дети учатся принимать решения, от которых зависит их комфорт и настроение, удовлетворение от деятельности, успешность в самореализации во время пребывания в летнем лагере.

Как формировалось пространство выбора в нашем лагере - речь об этом пойдет далее. А теперь вернемся к метапредметности в организации летнего отдыха детей в условиях летнего школьного лагеря. Напомню, что метапредметность позволяет обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира и помочь ребёнку овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

И, что очень важно, метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности и позволяет формировать целостную картину мира в сознании ребёнка.

А мир современного ребенка - пермского школьника 8-12 лет, который провел июнь 2014 года в лагере досуга и отдыха «Детство» школы №22 смены «Леголенд» - это уже не мир чебурашек и веселых человечков, а сложный, как лего, лабиринт из гаджетов, героев компьютерных игр и мультфильмов. Пожалуй, не найти ни одного ребенка, который бы ни разу не собирал из разноцветных кирпичиков лего здания, машины, крепости, города и так далее. «Играй хорошо»- так с датского переводится это коротенькое слово, известное сегодня каждому ребенку. Лего признано самой значимой игрушкой двадцатого века. Поэтому и концептуальная идея смены «Леголенд» заключалась в том, что лего - это, прежде всего, обучение ребенка умению решать технические задачи, это развитие творческого воображения, умений моделировать и конструировать. Другой важной идеей, которая нашла отражение в реализации смены «Леголенд», стал принцип модульности и окружающего мира, и организации деятельности, и мышления. Идея, в общем-то, простая, поскольку креативность - это не что иное, как создание связей между уже известными вещами; синтезируя, связав эти вещи на основе своего опыта, у человека получается что-то новое. И у детей происходит то же самое.

С целью создания пространства выбора для творческой самореализации детям были предложены 8 модулей: лего-конструирование, лего-моделирование, лего-лепка, «Ла-ла-лего» (пение и сочинение песен), лего-дэнс, шахматы, теннис, лего-эврика, минилего. Руководили модулями педагоги школы, кстати, не только учителя младшей ступени, но и основной школы. А в модуле «Лего-дэнс» для обучения «хип-хопу» и вальсу были приглашены к сотрудничеству педагоги пермского танцевального центра «Престиж».

В течение смены дети решали для себя различные задачи: какой модуль я хочу сегодня выбрать, что мне сегодня интересно, чему я хочу научиться? Пространство выбора создавало условия для обеспечения результата смены: создания своего Леголенда - выставки собственного уникального города, кварталы которого, дома, объекты, сооружения , жители и обитатели создавались ребятами во время работы в модулях.

Эта игровая модель - «Город Лего» - соответствовала целевой установке Программы смены «Леголенд»; она была понятна и интересна детям, позволила каждому из 80 ребят найти свою нишу в деятельности и проявить себя.

Итогом смены и демонстрацией результатов каждого ребенка стала выставка «Город Лего», которая была торжественно открыта перерезанием алой ленты. Каждый отряд (смена предполагала 6 отрядов, каждый из которых носил название по основным цветам кирпичиков лего - «красные», «желтые», «синие» и т.д.). Благодаря своим гидам - экскурсоводам, каждый отряд проводил экскурсии по своему кварталу города, знакомя с его жителями, которых ребята создали на занятиях лего-лепкой и лего - конструированием.

Несомненно, что для реализации развивающих задач смены - развития деловых качеств ребенка, таких как самостоятельность, активность, для формирования потребности в саморазвитии, требуется особый импульс под названием «мотивация». В нашем случае стимулирующими внешними факторами, побуждающими детей к участию в деятельности, к достижению успеха стали две вещи - традиция «Герой дня» и награждение по итогам смены.

Общественное признание - отличная мотивация и сильнейший стимул, не правда ли? Ежедневно на утренней линейке каждый отряд называл своего героя ( или героев) прошедшего дня. Им мог быть тот, кто провел что-либо интересное, кто оказал помощь другим - например, поделился зонтиком, помог нести тяжелые сумки, тот, кто вывел свой отряд в лидеры в спортивных состязаниях и т.д. С героями дня знакомился весь лагерь, герои удостаивались аплодисментов, его имя на стенде лагеря мог прочитать любой посетитель школы - разве это не прекрасная мотивация?!

Другим серьёзным стимулом к самореализации стало то, что дети с начала смены знали об особых знаках отличия, которыми будут награждены по итогам смены. Такими знаками стали специально разработанные для школьного лагеря значки смены «Леголенд»: значок «Лего-мозг», «Лего-сила», «Лего-креатив» и «Лего-актив». Несложно догадаться за заслуги в каких видах деятельности ребенок мог получить этот особый знак! Стоит ли говорить о том, что конкуренция среди ребят была серьёзная!

В целях создания для детей пространства не только выбора, но и возможностей для самореализации и проявления личностных качеств, формирования культуры целеполагания, в смене «Леголенд» был апробирован проект «Я хочу, могу и сделаю». В свободной форме ребята предлагали, что они хотят сделать (провести, организовать) для всего лагеря (отряда), сообщали, что им нужно для подготовки, определяли сроки проведения. Так по ребячьей инициативе и их организации был проведён День подвижных игр, футбольный чемпионат лагеря, интеллектуальный баттл. Роль педагогов - воспитателей заключалась в данном случае лишь в тъюторском сопровождении этих краткосрочных детских проектов.

Опыт смены «Леголенд» показал, что метапредметность оказывается необходимой в зоне социальных интересов детей, когда есть необходимость заинтересовать других, принять участие в жизни других детей, уметь сотрудничать и помогать.

Любая программа, как и смена в лагере, предполагает результат. Летний пришкольный лагерь хорош тем, что внешний результат отслеживается легко, как, например, результат оздоровления. А как мы отследили личностные результаты детей, степень их удовлетворенности своей деятельностью и самореализации? В течение смены педагоги-воспитатели работали с «Картой достижений ребёнка», в которой ежедневно отслеживалась его основная деятельность: кто он сегодня? Организатор дела, участник дела, активный исполнитель, генератор идей, наблюдатель? Результаты оказались довольно интересными, они оказались важными при подведении итогов смены, при награждении значками.

За два дня до окончания смены каждому ребёнку было предложено заполнить «Паспорт моих достижений». Дети должны были заполнить графы «Какие модули я посещал», «Чему я научился», « Чему я теперь могу научить другого», « Какие модули мне понравились больше всего». Анализ позволил сделать выводы о высокой степени удовлетворённости детей своими результатами: научились играть в теннис, пионербол, лепить в новой технике, которой обучались в модуле, научились танцевать хип-хоп и так далее. Позитивными оказались достижения другого рода, которые были отмечены в дневниках: «Моё достижение - не играть шесть часов в телефон», « Я первый раз сам приготовил и провёл в отряде викторину», «Я впервые была на бале».

Кстати, о бале. Ключевым делом смены, кроме выставки «Город ЛЕГО», был и проект заключительного ЛЕГО-бала. Итоговым результатом занятий ребят в модулях «Ла-ла-ЛЕГО» и «ЛЕГО-Дэнс» стали их песни собственного сочинения, а также разученные танцы. И, поскольку это был ЛЕГО-бал, он также прошёл в стилистике ЛЕГО.

Таким образом, моделируя и конструируя свою деятельность, личностные отношения, выбирая и применяя школьные и социальные знания, провели свой июнь ребята в смене «Леголенд». Думается, что то пространство выбора, которое было создано в летнем лагере «Детство» школы №22 города Перми, позволило детям узнать вкус творчества, без которого немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждения самоуважения и личностной самореализации.

© 2010-2022