Программа работы с родителями Семья

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Семья очень сильно влияет на взгляды ребенка, что учителю в одиночку трудно противостоять этому. Поэтому и возникает проблема- сплочение детского и родительского коллектива. А классный руководитель должен помочь родителям приобрести опыт в воспитании...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа работы с родителями СемьяРеспублика Саха (Якутия) Оймяконский улус (район)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Томторская средняя общеобразовательная школа

им. Н.М.Заболоцкого»

«Утверждено» директором

МБОУ «Томторская СОШ

им. Н.М.Заболоцкого»

Егоровой А.В. _____________

Рассмотрена на заседании педагогического совета От ____________________























2012 - 2015


Пояснительная записка

В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к " выходу" ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.

Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Воспитательный потенциал семьи - это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Родительскому комитету важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

На основании нормативных правовых документов наш педагогический коллектив стремится к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего с семьей. Актуальным оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах ребенка.

Отсюда следует вывод:

Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.

Работу с родителями условно можно разделить на две части:

  • родительские собрания по повышению педагогической и психологической культуры;

  • коррекционно - развивающие занятия по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель - ребёнок.


Сроки и деятельность по созданию и реализации программы

«Семья»

I этап - Организационный (2011 - 2012 год)

Цель: создать коллектив единомышленников из педагогов, учащихся, родителей, представителей общественности, пробудить активность у педагогов, учащихся, родителей, выработать единую стратегию деятельности.

Задачи, направления деятельности и ожидаемые результаты:

  1. Изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива

  2. Создание творческой группы из состава учащихся, учителей, родителей. Обсуждение, разработка и утверждение концепции программы «Союз семьи и школы».

  3. Изучение запросов учащихся и родителей, совместное определение структуры системы дополнительного образования.

  4. Изучение возможностей социума. Установление отношений с целью реализации программы с ДЮСШ, учреждениями дополнительного образования .

  5. Изучение и апробация диагностик для изучения удовлетворенности педагогов, родителей, учащихся деятельностью школы.

  6. Овладение новыми педагогическими технологиями воздействия на школьника.

  7. Совершенствование школьного самоуправления. Создание и объединение детей, родителей в творческие коллективы.

II этап - Практический (2012 - 2013; 2013-2014год)

Цель: определить основные направления, формы и виды деятельности, т.е стратегию и тактику развития и совершенствования программы работы с семьёй.

Задачи, направления деятельности и ожидаемые результаты:


  1. Создание условий для реализации программы «Семья», расширение системы дополнительного образования на базе школы.

  2. Работа школьного психолого-педагогического семинара по проблемам, возникающим в ходе реализации программы.

  3. Работа с родителями, общественными организациями, создание единого процесса, где естественным продолжением учебного процесса является внеклассная и внешкольная работа.

  4. Ежегодное изучение эффективности программы «Семья», информирование педагогов, учащихся, родителей о ходе и результатах деятельности школы.

  5. Развитие в коллективах, классах, в учащихся самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.

  6. Воспитательная работа проходит через все виды формы деятельности школы. Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Это связано с появлением новых курсов и программ, с формами и методами их организации с интеллектуальной атмосферой школы (игровые формы, олимпиады, смотры, конкурсы)

III этап - Заключительный (2014 - 2015 год)

Цель: обеспечить качественные результаты учебно-воспитательного процесса в условиях его вариативности и разнообразия педагогических технологий.

Правила работы:

  • к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;

  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо

  • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным

  • изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу

Основные пути реализации программы:

  • Составление характеристик семей обучающихся.

  • Организация диагностической работы по изучению семей.

  • Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.

  • Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

  • Внедрение и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

  • Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

  • Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.

  • Использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с детьми творчество, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

  • Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований; объединений родителей по семейным проблемам.

  • Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, библиотекаря, заместителей директора по воспитательной и учебной работе.

  • Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни.

  • Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

Взаимодействие школы и родителей через:

  • Приобщение родителей к педагогическому процессу.

  • Неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении.

  • Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой.

  • Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка.

  • Проявление понимания, терпимости в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.

  • Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Цель программы: повышение ответственности родителей в воспитании детей через взаимодействия со школой.

Задачи:

  • Привлечение родителей в воспитательной деятельности школы;

  • Организация открытой школы;

  • Создание координационного совета.

Основные направления:

  • Сотрудничество в управлении школой.

Цель: содействие родителей в выполнении социального заказа школой.

  • Работа с классными руководителями, психолого-социальной службой.

Цель: создание условий для личностного роста ребенка.

  • Проведение конференций, собраний по актуальным проблемам воспитания.

Цель: повышение мотивации родителей к самообразованию и обобщению опыта.

  • «Школа родителя».

Цель: повышение уровня родительской компетентности.

  • Работа «А5а субэтэ».

Цель: укрепление роли отца, повышение ответственности в воспитании детей.

  • Занятия клуба матерей «Кубэй».

Цель: повышение уровня значимости материнства, обмен опытом, помощь молодым матерям.

  • Индивидуальная работа с семьями.

Цель: развитие социальной инициативы семей.

  • Организация мероприятий, конкурсов, соревнований.

Цель: повышение авторитета родителей, массовой активности, укрепление связи со школой.

  • Пропаганда ЗОЖ.

Цель: формирование у детей, родителей, педагогов потребности ЗОЖ.

  • Спонсорство.

Цель: улучшение материально-технической базы школы, стимулирование учащихся, учителей, родителей.

  • Акции милосердия, помощь семьям.

Цель: благотворительная помощь и поддержка семей, находящихся в социально опасном положении.

  • Общественное воспитание.

Цель: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Исполнители мероприятий программы: Ученический, родительский и педагогический коллектив школы.

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями: Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.

Воспитательная функция семьи имеет:

  • Формирование мотивационно - ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).

  • Формирование образовательной сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).

  • Формирование эмоционально-волевой сферы.

Содержание работы:

  • Анализ социокультурной ситуации в 2 -м Борогонском наслеге, родительского запроса в образовании с участием депутатов наслежного Совета;

  • Разработка и внедрение социального проекта (Организаторы: родкомитет )

  • Добровольные родительские пожертвования.

  • Системная работа Совета Учреждения по рациональному расходованию бюджета.

Предполагаемый результат

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

  • Реализация личностно-профессионального роста педагогов;

  • Раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.

Механизм оценки результатов включает следующие критерии:

  • уровень педагогической компетентности родителей

  • уровень вовлеченности в реализацию программы учителей, родителей и учащихся школы

  • новые формы сотрудничества семьи и школы


Содержание работы по реализации программы



Ученик

Педагог

Родитель


Сотрудничество в управлении школой

-Участие в работе Совета Учреждения по рациональному расходованию бюджета;

-Целенаправленная работа ученического самоуправления «Северное сеяние»;

- участие в разработке законов, положений, Устава школы, дополнительного образования.

- Участие в работе педагогических советов, в Совете Учреждения;

-Участие в разработке нормативно-правовых документов школы

-Анализ социокультурной ситуации в с.Томтор, родительского запроса в образовании с участием депутатов наслежного Совета;

- Активная работа в Совете Учреждения;

- участие в разработке Устава, нормативно-правовых документов школы;

- Разработка и внедрение социального проекта (Организаторы: родкомитет)

- Добровольные родительские пожертвования.

Спонсорство

- Участие в конкурсах «Лучший класс года» т.д., по плану ВР

Назначение премий «Лучший классный руководитель», «Лучший класс начальных классов», «Лучший класс года».

-Стимулирование учителей, учащихся и родителей к творческой деятельности;

- Укрепление материально-технической базы школы

-Назначение премий учащимся и учителям, отличившимся родителям, семьям по итогам года;

-Проведение текущих ремонтов классных кабинетов;

-Проведение акций милосердия «Собери в школу», «Доброе сердце», «Поддержка юных талантов» для малообеспеченных, неполных семей.

- Проведение ярмарок;

-Спонсорство в мероприятиях;

-Поощрения лучших родительских активов школы.

Повышение уровня компетенции

- Классные часы совместно с родителями;

- Классные собрания с приглашением администрации, учителей-предметников;

-Научно-исследовательская деятельность;

-Краеведческие, научно-практические конференции;

-Интеллектуальные игры, конкурсы, проекты;

- Элективные курсы

- Музейные уроки

- Правовое просвещение с 1-11 кл.

-Информационные стенды «Знаешь ли ты свои права и обязанности», классные уголки и т.п.

-Работа в методических объединениях, научно-исследовательская деятельность;

- Школа молодого учителя;

- МО классных руководителей;

- Педконсилиумы, психологические консультации, семинары, НПК;

- обобщение опыта;

- проведение мастер классов;

-организация тематических родительских собраний с привлечением различных специалистов;

-использование информационно-иллюстрированных стендов, памяток, рекомендаций по воспитанию детей, видеоматериалов, мультимедийных в просвещении учащихся и родителей.

- Родительский психолого-педагогический лекторий, практикумы, тренинги;

- Родительские конференции,

-Индивидуальные консультации;

- Участие и помощь в научно-исследовательской деятельности учащихся;

- проведение уроков, классных часов, бесед;

- Организация «Школы родителей»

- Презентация опыта семейного воспитания;

Общественное воспитание

- участие в общественно-полезной деятельности школы, наслега, улуса;

- посещение кружков, секций, клубов по интересам;

- клуба старшеклассников,

-взаимодействие с ДЮСШ, ДМШИ, УДК, участковой больницей, администрацией наслега;

- шефство с ДОУ «Кэскил», Советом отцов, матерей, женсоветом.

- психолого-медико-педагогическое сопровождение;

- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасных ситуациях;

- вовлечение общественности наслега, специалистов ОВД, КДН, центра семьи и детства «Сайдам» к работе по профилактике и реабилитации несовершеннолетних;

- организация выходов на местное телевидение

- назначение общественных воспитателей из числа опытных родителей;

- родительский и педагогический патруль по охране общественного порядка среди несовершеннолетних;

- участие в комплексных операциях;

- адресная помощь семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;

- налаживание работы с неблагополучными семьями;

- обеспечение занятости детей общественно-полезной деятельностью, летнего отдыха;

Повышение авторитета отца

Совместные субботники,

- Участие в конкурсах «А5а уолунаан», «Сайдам дьиэ кэргэн», в спортивно-прикладной игре «А5а курэ5э» с участием отцов, в мероприятиях «Недели отцов»;

- творческая работа: сочинения, стихотворения, рисунки, фотовыставки, стенгазеты, видео зарисовки;

- демонстрация положительного опыта отцов в воспитании: встречи с отцами, реклама, изготовление планшетов, альбомов;

- изучение взаимоотношений отцов и детей, положительного опыта, влияния отцов на детей;

- организация тематических классных часов, родсобраний;

- создание благоприятной атмосферы общения;

- привлечение отцов к активному участию в жизни школы;

- организация проведения совместного досуга отцов и учащихся;

- накопление, обобщение и распространение достойного опыта, традиций, ценностных ориентаций отцов в воспитании;

- активная работа «А5а субэтэ»

- участие отцов в конкурсах «Бастын а5а», «А5а уолунаан», «А5а баЬылык»;

- организация соревнований по поколениям в разных видах спорта в школе и в наслеге;

- наставничество над детьми «группы риска»

Пропаганда ЗОЖ

- посещение спортивных секций школы и ДЮСШ;

- участие в школьных, наслежных, улусных соревнованиях,

- организация КТД по ЗОЖ;

- Участие в семейных конкурсах «Мама, папа и я - спортивная семья», «Чэгиэн дьиэ кэргэн»;

- Спортивные соревнования по волейболу, настольному теннису, шашкам, стрельбе из малокалиберной винтовки и т.д.;

- Конкурс «Чэбдик салгыннаах дьиэ кэргэн»;

- Акция «Мы за ЗОЖ»: конкурсы плакатов, сочинений, видеороликов, реклам и т.п.

- посещение спортивных секций;

- создание условий для формирования культуры сохранения собственного здоровья;

- способствование преодолению вредных привычек учащихся, коллег и родителей;

- мониторинг здоровья всех участников программы;

- организация мероприятий, пропагандирующих ЗОЖ;

- чествование семей;

- просвещение по данной теме;

- помощь и контроль за обеспечением условий для сохранения здоровья всех субъектов школы;

- привлечение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни;

- поощрение родителей, поддерживающих деятельность в данном направлении;

- организация совместных праздников, соревнований, спартакиад, разных мероприятий;

- организация конкурса «А5а уолунаан»

Неделя родителей:

«Веселые старты»;

«Мама, папа и я спортивная семья» и т.д

Организация досуга

- Посещение кружков, секций, студий, клубов по интересам;

- демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме;

- проявление инициативы по организации досуговой деятельности;

- участие в предметных неделях, совместных мероприятиях, праздниках: концертах, конкурсах и т.д.

- туристические походы, соревнования по туризму,

- совместный выход на природу;

- Военно-полевой поход к местности (зарница)

- изучение интересов и запросов учащихся и родителей в развитии талантов учащихся;

- создание кружков, секций, студий, клубов с учетом интересов, индивидуальных возможностей, возрастных особенностей учащихся и запросов родителей,;

- соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности

- сотрудничество с общественными организациями для воспитания стремления к полезному время провождению;

- посещение и участие во внеклассных мероприятиях;

- совместное планирование и общение по вопросу участия детей в досуговой деятельности;

- проведение силами родителей конкурсов, праздников, реализация проектов;

Конкурс «Ийэ кыыЬынаан»

Конкурс «А5а уолунаан»

Новогодний вечер;

Конкурса талантов


Перспективный план работы родительского комитета

Направления работы

Содержание

Срок

Ответственные

Привлечение родителей, семей к проблемам ОУ

Участие в приемке школы к учебному сезону. Обсуждение необходимой школе помощи, которую могут оказать родители

Август


Организация участия в мероприятиях:

  • Планирование работы родкомитета

Сентябрь


Родком,


  • Неделя матери;

Октябрь

Родком, кл.рук


  • День открытых дверей, посещение уроков, внеклассных мероприятий.

Ноябрь,

в течение года

  • Организация родителями новогоднего вечера: постановка сказок, аттракционы, кафе;

Декабрь

  • Неделя юношей «Хотугу Хоhуун»; «Игры Боотуров»

Февраль

Родком, учителя физкультуры,

  • Неделя девушек «Кыыс Куо»;

Март

Родком, кл.рук

  • Неделя отцов - конкурс «А5а уолунаан»;

Апрель

Совет отцов, админ. школы

  • Неделя семьи и детства: выход на природу всей школой

Май

Родители, учителя


  • Спонсорство родителей в школьных мероприятиях;

  • Родительский и педагогический патруль по охране общественного порядка;

  • Комплексная операция: акция «Подросток», «Забота» и т.д.

В течение года

Родители

Оказание различной помощи семье.

  • Родительские дни по решению проблем школьной жизни;

Еженедельно



По возможности

В течение года

По необходимости

Соц.педагог, родком.

Администрация,

наслега, соц.педагог

  • Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей

  • Организация психологической помощи;

Повышение педагогической культуры родителей.

  • Классные тематические родительские собрания;

4 раза в год

Кл. рук., психолог,

соц. педагог, мед.

работнк


  • Всеобуч родителей с привлечением различных специалистов;

1 раз в полугодие


  • Информационно-иллюстрированные стенды;

По мере возможности


  • Памятки, рекомендации по воспитанию детей;

Профилактика негативного семейного воспитания.

  • Индивидуальные встречи, беседы;

В течение года


Кл.рук., админис.

Соц.пед., психолог, Специалисты разл. орган.

Администрация наслега, КДН;

  • Рейды в семьи «проблемных» учащихся и неблагополучных родителей;

  • Консультационные дни специалистов;

  • Вызов на Совет по профилактике КДН;

По необходимости

«Школа родителя».

  • Индивидуальные консультации психолога;

По необходимости


Психолог

Родком


  • Участие в семейных конкурсах, спартакиадах;

  • Клуб матерей «Кубэй»;

  • Совет отцов «А5а субэтэ»

1 раз в квартал

Родком

Совет школы

Совместные мероприятия

  • Золотая осень

  • Неделя Матери

  • День Школы.

  • Новогодний Бал-маскарад.

  • Неделя юношей «Хотугу Хоhуун»; «Игры Боотуров».

  • «Смотр песни и строя».

  • Неделя девушек «Кыыс Куо»; конкурс «Ийэ кыыhынаан», конкурс «Кыыс Ньургун».

  • Неделя отцов - конкурс «А5а уолунаан»

  • Спортивные соревнования «Мама, папа и я - спортивная семья»

  • Чиряевские чтения

  • Эстафета, посвященная 9 маю.

  • Туристический слет

  • Общешкольное итоговое мероприятие.

Октябрь



Ноябрь

Декабрь



Февраль







Март







Апрель



Май

В течение учебного года

Индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании

Посещение неблагополучных семей

Проведение классных часов для обучающихся по актуальным темам

Проведение совместных совещаний с Педагогическим Советом школы

Проведение совместных совещаний с ученическим Советом самоуправления

Проведение собраний для родителей учеников, обучающихся по актуальным темам





© 2010-2022