- Преподавателю
- Директору, завучу
- Программа работы с родителями Семья
Программа работы с родителями Семья
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Винокурова М.Н. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Республика Саха (Якутия) Оймяконский улус (район)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томторская средняя общеобразовательная школа
им. Н.М.Заболоцкого»
«Утверждено» директором
МБОУ «Томторская СОШ
им. Н.М.Заболоцкого»
Егоровой А.В. _____________
Рассмотрена на заседании педагогического совета От ____________________
2012 - 2015
Пояснительная записка
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к " выходу" ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все образовательные учреждения уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Воспитательный потенциал семьи - это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психоэмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Родительскому комитету важно установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка. Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
На основании нормативных правовых документов наш педагогический коллектив стремится к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и, прежде всего с семьей. Актуальным оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах ребенка.
Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
-
родительские собрания по повышению педагогической и психологической культуры;
-
коррекционно - развивающие занятия по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель - ребёнок.
Сроки и деятельность по созданию и реализации программы
«Семья»
I этап - Организационный (2011 - 2012 год)
Цель: создать коллектив единомышленников из педагогов, учащихся, родителей, представителей общественности, пробудить активность у педагогов, учащихся, родителей, выработать единую стратегию деятельности.
Задачи, направления деятельности и ожидаемые результаты:
-
Изучение состава учащихся, выявление ученического и родительского актива
-
Создание творческой группы из состава учащихся, учителей, родителей. Обсуждение, разработка и утверждение концепции программы «Союз семьи и школы».
-
Изучение запросов учащихся и родителей, совместное определение структуры системы дополнительного образования.
-
Изучение возможностей социума. Установление отношений с целью реализации программы с ДЮСШ, учреждениями дополнительного образования .
-
Изучение и апробация диагностик для изучения удовлетворенности педагогов, родителей, учащихся деятельностью школы.
-
Овладение новыми педагогическими технологиями воздействия на школьника.
-
Совершенствование школьного самоуправления. Создание и объединение детей, родителей в творческие коллективы.
II этап - Практический (2012 - 2013; 2013-2014год)
Цель: определить основные направления, формы и виды деятельности, т.е стратегию и тактику развития и совершенствования программы работы с семьёй.
Задачи, направления деятельности и ожидаемые результаты:
-
Создание условий для реализации программы «Семья», расширение системы дополнительного образования на базе школы.
-
Работа школьного психолого-педагогического семинара по проблемам, возникающим в ходе реализации программы.
-
Работа с родителями, общественными организациями, создание единого процесса, где естественным продолжением учебного процесса является внеклассная и внешкольная работа.
-
Ежегодное изучение эффективности программы «Семья», информирование педагогов, учащихся, родителей о ходе и результатах деятельности школы.
-
Развитие в коллективах, классах, в учащихся самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества.
-
Воспитательная работа проходит через все виды формы деятельности школы. Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Это связано с появлением новых курсов и программ, с формами и методами их организации с интеллектуальной атмосферой школы (игровые формы, олимпиады, смотры, конкурсы)
III этап - Заключительный (2014 - 2015 год)
Цель: обеспечить качественные результаты учебно-воспитательного процесса в условиях его вариативности и разнообразия педагогических технологий.
Правила работы:
-
к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;
-
общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо
-
изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным
-
изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу
Основные пути реализации программы:
-
Составление характеристик семей обучающихся.
-
Организация диагностической работы по изучению семей.
-
Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
-
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
-
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
-
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
-
Внедрение и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
-
Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
-
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.
-
Использование различных форм сотрудничества с родителями отцами, вовлечение их в совместную с детьми творчество, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
-
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований; объединений родителей по семейным проблемам.
-
Активное включение в работу с семьей педагога-психолога, библиотекаря, заместителей директора по воспитательной и учебной работе.
-
Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни.
-
Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.
Взаимодействие школы и родителей через:
-
Приобщение родителей к педагогическому процессу.
-
Неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении.
-
Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой образовательного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой.
-
Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка.
-
Проявление понимания, терпимости в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
-
Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Цель программы: повышение ответственности родителей в воспитании детей через взаимодействия со школой.
Задачи:
-
Привлечение родителей в воспитательной деятельности школы;
-
Организация открытой школы;
-
Создание координационного совета.
Основные направления:
-
Сотрудничество в управлении школой.
Цель: содействие родителей в выполнении социального заказа школой.
-
Работа с классными руководителями, психолого-социальной службой.
Цель: создание условий для личностного роста ребенка.
-
Проведение конференций, собраний по актуальным проблемам воспитания.
Цель: повышение мотивации родителей к самообразованию и обобщению опыта.
-
«Школа родителя».
Цель: повышение уровня родительской компетентности.
-
Работа «А5а субэтэ».
Цель: укрепление роли отца, повышение ответственности в воспитании детей.
-
Занятия клуба матерей «Кубэй».
Цель: повышение уровня значимости материнства, обмен опытом, помощь молодым матерям.
-
Индивидуальная работа с семьями.
Цель: развитие социальной инициативы семей.
-
Организация мероприятий, конкурсов, соревнований.
Цель: повышение авторитета родителей, массовой активности, укрепление связи со школой.
-
Пропаганда ЗОЖ.
Цель: формирование у детей, родителей, педагогов потребности ЗОЖ.
-
Спонсорство.
Цель: улучшение материально-технической базы школы, стимулирование учащихся, учителей, родителей.
-
Акции милосердия, помощь семьям.
Цель: благотворительная помощь и поддержка семей, находящихся в социально опасном положении.
-
Общественное воспитание.
Цель: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Исполнители мероприятий программы: Ученический, родительский и педагогический коллектив школы.
Актуальность психолого-педагогической работы с родителями: Воспитательная функция семьи очень важна. Ребёнок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет:
-
Формирование мотивационно - ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
-
Формирование образовательной сферы (способностей, приобретение знаний, и т.д.).
-
Формирование эмоционально-волевой сферы.
Содержание работы:
-
Анализ социокультурной ситуации в 2 -м Борогонском наслеге, родительского запроса в образовании с участием депутатов наслежного Совета;
-
Разработка и внедрение социального проекта (Организаторы: родкомитет )
-
Добровольные родительские пожертвования.
-
Системная работа Совета Учреждения по рациональному расходованию бюджета.
Предполагаемый результат
-
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей;
-
Реализация личностно-профессионального роста педагогов;
-
Раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы.
Механизм оценки результатов включает следующие критерии:
-
уровень педагогической компетентности родителей
-
уровень вовлеченности в реализацию программы учителей, родителей и учащихся школы
-
новые формы сотрудничества семьи и школы
Содержание работы по реализации программы
Ученик
Педагог
Родитель
Сотрудничество в управлении школой
-Участие в работе Совета Учреждения по рациональному расходованию бюджета;
-Целенаправленная работа ученического самоуправления «Северное сеяние»;
- участие в разработке законов, положений, Устава школы, дополнительного образования.
- Участие в работе педагогических советов, в Совете Учреждения;
-Участие в разработке нормативно-правовых документов школы
-Анализ социокультурной ситуации в с.Томтор, родительского запроса в образовании с участием депутатов наслежного Совета;
- Активная работа в Совете Учреждения;
- участие в разработке Устава, нормативно-правовых документов школы;
- Разработка и внедрение социального проекта (Организаторы: родкомитет)
- Добровольные родительские пожертвования.
Спонсорство
- Участие в конкурсах «Лучший класс года» т.д., по плану ВР
Назначение премий «Лучший классный руководитель», «Лучший класс начальных классов», «Лучший класс года».
-Стимулирование учителей, учащихся и родителей к творческой деятельности;
- Укрепление материально-технической базы школы
-Назначение премий учащимся и учителям, отличившимся родителям, семьям по итогам года;
-Проведение текущих ремонтов классных кабинетов;
-Проведение акций милосердия «Собери в школу», «Доброе сердце», «Поддержка юных талантов» для малообеспеченных, неполных семей.
- Проведение ярмарок;
-Спонсорство в мероприятиях;
-Поощрения лучших родительских активов школы.
Повышение уровня компетенции
- Классные часы совместно с родителями;
- Классные собрания с приглашением администрации, учителей-предметников;
-Научно-исследовательская деятельность;
-Краеведческие, научно-практические конференции;
-Интеллектуальные игры, конкурсы, проекты;
- Элективные курсы
- Музейные уроки
- Правовое просвещение с 1-11 кл.
-Информационные стенды «Знаешь ли ты свои права и обязанности», классные уголки и т.п.
-Работа в методических объединениях, научно-исследовательская деятельность;
- Школа молодого учителя;
- МО классных руководителей;
- Педконсилиумы, психологические консультации, семинары, НПК;
- обобщение опыта;
- проведение мастер классов;
-организация тематических родительских собраний с привлечением различных специалистов;
-использование информационно-иллюстрированных стендов, памяток, рекомендаций по воспитанию детей, видеоматериалов, мультимедийных в просвещении учащихся и родителей.
- Родительский психолого-педагогический лекторий, практикумы, тренинги;
- Родительские конференции,
-Индивидуальные консультации;
- Участие и помощь в научно-исследовательской деятельности учащихся;
- проведение уроков, классных часов, бесед;
- Организация «Школы родителей»
- Презентация опыта семейного воспитания;
Общественное воспитание
- участие в общественно-полезной деятельности школы, наслега, улуса;
- посещение кружков, секций, клубов по интересам;
- клуба старшеклассников,
-взаимодействие с ДЮСШ, ДМШИ, УДК, участковой больницей, администрацией наслега;
- шефство с ДОУ «Кэскил», Советом отцов, матерей, женсоветом.
- психолого-медико-педагогическое сопровождение;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасных ситуациях;
- вовлечение общественности наслега, специалистов ОВД, КДН, центра семьи и детства «Сайдам» к работе по профилактике и реабилитации несовершеннолетних;
- организация выходов на местное телевидение
- назначение общественных воспитателей из числа опытных родителей;
- родительский и педагогический патруль по охране общественного порядка среди несовершеннолетних;
- участие в комплексных операциях;
- адресная помощь семьям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;
- налаживание работы с неблагополучными семьями;
- обеспечение занятости детей общественно-полезной деятельностью, летнего отдыха;
Повышение авторитета отца
Совместные субботники,
- Участие в конкурсах «А5а уолунаан», «Сайдам дьиэ кэргэн», в спортивно-прикладной игре «А5а курэ5э» с участием отцов, в мероприятиях «Недели отцов»;
- творческая работа: сочинения, стихотворения, рисунки, фотовыставки, стенгазеты, видео зарисовки;
- демонстрация положительного опыта отцов в воспитании: встречи с отцами, реклама, изготовление планшетов, альбомов;
- изучение взаимоотношений отцов и детей, положительного опыта, влияния отцов на детей;
- организация тематических классных часов, родсобраний;
- создание благоприятной атмосферы общения;
- привлечение отцов к активному участию в жизни школы;
- организация проведения совместного досуга отцов и учащихся;
- накопление, обобщение и распространение достойного опыта, традиций, ценностных ориентаций отцов в воспитании;
- активная работа «А5а субэтэ»
- участие отцов в конкурсах «Бастын а5а», «А5а уолунаан», «А5а баЬылык»;
- организация соревнований по поколениям в разных видах спорта в школе и в наслеге;
- наставничество над детьми «группы риска»
Пропаганда ЗОЖ
- посещение спортивных секций школы и ДЮСШ;
- участие в школьных, наслежных, улусных соревнованиях,
- организация КТД по ЗОЖ;
- Участие в семейных конкурсах «Мама, папа и я - спортивная семья», «Чэгиэн дьиэ кэргэн»;
- Спортивные соревнования по волейболу, настольному теннису, шашкам, стрельбе из малокалиберной винтовки и т.д.;
- Конкурс «Чэбдик салгыннаах дьиэ кэргэн»;
- Акция «Мы за ЗОЖ»: конкурсы плакатов, сочинений, видеороликов, реклам и т.п.
- посещение спортивных секций;
- создание условий для формирования культуры сохранения собственного здоровья;
- способствование преодолению вредных привычек учащихся, коллег и родителей;
- мониторинг здоровья всех участников программы;
- организация мероприятий, пропагандирующих ЗОЖ;
- чествование семей;
- просвещение по данной теме;
- помощь и контроль за обеспечением условий для сохранения здоровья всех субъектов школы;
- привлечение возможностей социума для создания условий по формированию здорового образа жизни;
- поощрение родителей, поддерживающих деятельность в данном направлении;
- организация совместных праздников, соревнований, спартакиад, разных мероприятий;
- организация конкурса «А5а уолунаан»
Неделя родителей:
«Веселые старты»;
«Мама, папа и я спортивная семья» и т.д
Организация досуга
- Посещение кружков, секций, студий, клубов по интересам;
- демонстрация достигнутых успехов учащихся в школе и социуме;
- проявление инициативы по организации досуговой деятельности;
- участие в предметных неделях, совместных мероприятиях, праздниках: концертах, конкурсах и т.д.
- туристические походы, соревнования по туризму,
- совместный выход на природу;
- Военно-полевой поход к местности (зарница)
- изучение интересов и запросов учащихся и родителей в развитии талантов учащихся;
- создание кружков, секций, студий, клубов с учетом интересов, индивидуальных возможностей, возрастных особенностей учащихся и запросов родителей,;
- соблюдение нравственных традиций и правовых норм в организации досуговой деятельности
- сотрудничество с общественными организациями для воспитания стремления к полезному время провождению;
- посещение и участие во внеклассных мероприятиях;
- совместное планирование и общение по вопросу участия детей в досуговой деятельности;
- проведение силами родителей конкурсов, праздников, реализация проектов;
Конкурс «Ийэ кыыЬынаан»
Конкурс «А5а уолунаан»
Новогодний вечер;
Конкурса талантов
Перспективный план работы родительского комитета
Направления работы
Содержание
Срок
Ответственные
Привлечение родителей, семей к проблемам ОУ
Участие в приемке школы к учебному сезону. Обсуждение необходимой школе помощи, которую могут оказать родители
Август
Организация участия в мероприятиях:
-
Планирование работы родкомитета
Сентябрь
Родком,
-
Неделя матери;
Октябрь
Родком, кл.рук
-
День открытых дверей, посещение уроков, внеклассных мероприятий.
Ноябрь,
в течение года
-
Организация родителями новогоднего вечера: постановка сказок, аттракционы, кафе;
Декабрь
-
Неделя юношей «Хотугу Хоhуун»; «Игры Боотуров»
Февраль
Родком, учителя физкультуры,
-
Неделя девушек «Кыыс Куо»;
Март
Родком, кл.рук
-
Неделя отцов - конкурс «А5а уолунаан»;
Апрель
Совет отцов, админ. школы
-
Неделя семьи и детства: выход на природу всей школой
Май
Родители, учителя
-
Спонсорство родителей в школьных мероприятиях;
-
Родительский и педагогический патруль по охране общественного порядка;
-
Комплексная операция: акция «Подросток», «Забота» и т.д.
В течение года
Родители
Оказание различной помощи семье.
-
Родительские дни по решению проблем школьной жизни;
Еженедельно
По возможности
В течение года
По необходимости
Соц.педагог, родком.
Администрация,
наслега, соц.педагог
-
Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей
-
Организация психологической помощи;
Повышение педагогической культуры родителей.
-
Классные тематические родительские собрания;
4 раза в год
Кл. рук., психолог,
соц. педагог, мед.
работнк
-
Всеобуч родителей с привлечением различных специалистов;
1 раз в полугодие
-
Информационно-иллюстрированные стенды;
По мере возможности
-
Памятки, рекомендации по воспитанию детей;
Профилактика негативного семейного воспитания.
-
Индивидуальные встречи, беседы;
В течение года
Кл.рук., админис.
Соц.пед., психолог, Специалисты разл. орган.
Администрация наслега, КДН;
-
Рейды в семьи «проблемных» учащихся и неблагополучных родителей;
-
Консультационные дни специалистов;
-
Вызов на Совет по профилактике КДН;
По необходимости
«Школа родителя».
-
Индивидуальные консультации психолога;
По необходимости
Психолог
Родком
-
Участие в семейных конкурсах, спартакиадах;
-
Клуб матерей «Кубэй»;
-
Совет отцов «А5а субэтэ»
1 раз в квартал
Родком
Совет школы
Совместные мероприятия
-
Золотая осень
-
Неделя Матери
-
День Школы.
-
Новогодний Бал-маскарад.
-
Неделя юношей «Хотугу Хоhуун»; «Игры Боотуров».
-
«Смотр песни и строя».
-
Неделя девушек «Кыыс Куо»; конкурс «Ийэ кыыhынаан», конкурс «Кыыс Ньургун».
-
Неделя отцов - конкурс «А5а уолунаан»
-
Спортивные соревнования «Мама, папа и я - спортивная семья»
-
Чиряевские чтения
-
Эстафета, посвященная 9 маю.
-
Туристический слет
-
Общешкольное итоговое мероприятие.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
В течение учебного года
Индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании
Посещение неблагополучных семей
Проведение классных часов для обучающихся по актуальным темам
Проведение совместных совещаний с Педагогическим Советом школы
Проведение совместных совещаний с ученическим Советом самоуправления
Проведение собраний для родителей учеников, обучающихся по актуальным темам