Интерактивные методы обучения

Данная разработка содержит описание методов обучения, которые принято называть интерактивными.Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный студент как индивид, а группа взаимодействующих студентов, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов обучения на интеллекту...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Интерактивные методы обучения

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный студент как индивид, а группа взаимодействующих студентов, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов обучения на интеллектуальную активность студентов сильнее всего действует дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к озвученной, или, наоборот, вовсе противоположную.

Во время такого занятия от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно происходит пассивно, в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Интерактивные методы принесут наибольший эффект, не только обучающий, но и воспитательный, когда преподаватель будет влиять на обсуждение не только высказыванием научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего личностного отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции.

При интерактивных методах обучения совместная учебная деятельность студентов, благодаря участию самого преподавателя превращается в некую модель социального общения личностей в реальной творческой (продуктивной) деятельности, а не просто происходит взаимодействие деятельностей (обучающей и учебной).

К интерактивным методам обучения могут быть отнесены следующие:

а) эвристическая беседа, б) метод дискуссии, в) «мозговая атака», г) метод «круглого стола»,
д) метод «деловой игры», е) конкурсы практических работ с их обсуждением,
ж) метод Наполеона, з) метод обсуждения ситуации.

Цель интерактивных методов обучения: развитие элементов компетенции: коммуникативность

- Формировать навыки совместной работы в группе, коллективе ради достижения поставленной цели.

- Овладеть навыками выполнения различных социальных ролей в трудовом коллективе: лидера, подчиненного, коллеги и других.

- Воспитывать и развивать способность к деловому партнерству.

- Овладеть навыками ведения переговоров: (диалог, монолог бизнес-язык).

- Развивать способность к активному взаимодействию и сотрудничеству с другими субъектами.

- Воспитывать способность к соблюдению этических норм общения, к разрешению конфликтов и смягчению разногласий.

- Воспитывать умения слушать других людей и принимать во внимание то, что говорят другие.

- Развивать способность позитивного восприятия предложений других и способность самому вносить предложения.

- Проявлять общительность.

- Овладеть навыками взаимодействия с участниками группы.

- Умение доказывать свою точку зрения и принимать чужую.

- Умение анализировать, перерабатывать, воспроизводить информацию.

а) Эвристическая беседа

Это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. В беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, догадками, предположениями, различными вариантами промежуточных решений, когда студенты ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление ..

б) Метод учебной дискуссии.

Специально запрограммированное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа, постепенно переходя в дискуссию.

Дискуссия - это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же в ходе разговора.
Мнения дискутирующих - это порождение мыслительной активности спорящих, мысли доказуемые, аргументированные, а не просто мнения, неизвестно откуда появившиеся. Дискуссия порождает мышление, а оно ведет к рождению неординарных и разных, а потому спорных мыслей.

Метод дискуссии может применяться на семинарах, на практических и лабораторных занятиях,

в) «Мозговая атака».

Суть метода заключается в поиске ответа студентами на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих нужных и ненужных ассоциаций. Затем из всего конгломерата записанных мнений путем внимательного анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости и замыслу организатора мозговой атаки, и используются для дальнейшего углубленного обсуждения по существу вопроса.

Золотое правило мозговой атаки - ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей, вплоть до несуразных. Такая психологическая свобода позволяет вести себя раскованно, не стесняться «глупых мыслей», не бояться ставить себя в неловкое положение неудачной репликой, показаться смешным. В такой обстановке рождаются самые невероятные, поистине сумасшедшие идеи, многие из которых, правда, никуда не годятся (по крайней мере, для решения данной проблемы), но неожиданно возникает то, что надо. Вот ради этого и затевается мозговая атака.

Метод «BRAINWRITING» или «6-3-5».

Данный метод является разновидностью метода мозгового штурма, а также применяется для стихийного рождения креативных идей в группе.

Суть метода состоит в том, что студенты делятся на группы по 6 человек для обсуждения предложенной преподавателем проблемы. Правило метода состоит в том, что каждый участник группы в течение 5 минут формулирует 3 идеи на три листа. После истечения 5 мин эти листы передаются почасовой стрелке следующему участнику, который добавляет свои замечания на каждом листе. В итоге группа получает 18 листов и около 108 идей по рассматриваемой проблеме. Ряд идей при этом совпадет.

Такая выработка идей осуществляется в течение 30 мин, затем, при помощи преподавателя- модератора осуществляется совместное обсуждение всех представленных идей и фильтрация наиболее ценных из них, по итогам которой группа готовит наглядную презентацию.

г) Учебная деловая игра.

Лучшим способом решения проблемных ситуаций в учебном процессе служит учебная деловая игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения в условиях, имитирующих реальность.

В учебной игре сочетаются два разных принципа обучения:

- принцип моделирования будущей профессиональной деятельности;

- принцип наличия проблемы

В центре игрового моделирования будущей профессиональной деятельности оказывается построение имитационной модели, которая одновременно воплощает наиболее характерные признаки и свойства реального объекта и наиболее полно отражает существенные стороны изучаемых дисциплин. В деловой игре процесс решения задачи является поисковым, исследовательским.

Требования к учебным деловым играм:

- должны быть определены и известные студенту формируемые компетенции;

- задача должна быть актуальной, для ее решения нужны базовые знания, воображение и творческие способности студентов:

- задача должна быть достаточно сложной, но доступной для решения, она должна побуждать к использованию имеющихся знаний и поиску новых принципов, фактов, методов решения.

Деятельность преподавателя в учебной деловой игре сводится к ее планированию, организации и руководству. Цель игровой деятельности студентов триедина: - получение знаний и навыков, - оценка себя в играемой роли, - победа в соревновании.

Деловые игры надежное средство пробуждения интереса студентов к профессиональной деятельности.

Деловая игра есть также своеобразная практика, и нарабатываемый в ней ОПЫТ достаточно близок к профессиональной работе и реальной жизни.

д) Метод круглого стола

Метод круглого стола используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах.

Цель: формирование элементов учебно-познавательной компетенции. Можно применять этот метод в рамках студенческой учебно - методической конференции с участием студентов и преподавателей.

Главное выбрать общую тему, входящую в программу разных дисциплин и требующую более глубокого, всестороннего рассмотрения.

Условие круглого стола - это осознание необходимости разностороннего, разноаспектного рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь.

е) Метод Наполеона

Цель метода:

- изменить исходную позицию участников семинара;

- направить размышления в новое русло;

- вытеснить устаревшее видение и стереотипы.

Метод Наполеона используется для поиска новых идей, перевоплощения и изменения исходной точки зрения. Важную роль в этом процессе играет моделирование развития той или иной ситуации в обозримом будущем, с применением методов стратегического планирования.

Участники проекта в игровой ситуации ставят себя на место заказчика; поставщика, потребителя; исполнителя и пытаются выработать эффективные направления решения проблемы.

При этом существует группа оппонентов, которая указывает на определенные препятствия в принятии тех или иных решений.

Для того чтобы в творческом процессе добиться максимального раскрытия темы, участники играют роли не только известных личностей, но разнообразные второстепенные роли.

Задачи преподавателя-модератора в ведении групповой дискуссии состоят в следующем:

  • модератор контролирует процесс общения в группе, которая решает определенную поставленную перед ней задачу;

  • модератор управляет процессом коммуникации в группе согласно правилам игры, он вмешивается в процесс в случае нарушения правил;

  • модератор не должен влиять на смысловое содержание игры, он занимает нейтральную позицию, его задача состоит в достижении группового результата;

  • модератор помогает структурно работать распределять обязанности в группе, согласовывает суждения с планом семинара.

Данный метод полезен для того, чтобы исследовать и анализировать интересы тех, кто непосредственно или косвенно причастен к рассматриваемой проблеме (особенно в том случае, когда нет возможности вовлечь их в дискуссию). С этой целью участники семинара ставят себя на место других людей и пытаются ответить на вопрос: «Как бы я действовал на его месте»?

ж) Метод обсуждения ситуации

В соответствии с данным методом, участникам семинара заранее раздается текст с описанием конкретной ситуации (кейс). В ходе семинара участникам ставятся определенные вопросы, задачи по данному кейсу, которые необходимо решить, используя различные методы визуализации. Визуализация предполагает размещение на доске карточек в соответствии с определенной логикой решения поставленной проблемы.

Карточки кратко характеризуют суть группового решения. При этом применяются следующие принципы:

  • 1 -2 ключевых слов на карточке;

  • идея доведена до самой короткой формулировки;

  • телеграфный стиль;

  • печатные буквы;

  • возможность прочитать карточку с расстояния 5 метров;

  • для создания карточек используется разноцветная бумага и разноцветные маркеры.

Использование перечисленных и других методов в преподавании в учебном заведении позволяет, с одной стороны, познакомить студентов с новейшими методами проект-менеджмента, а с другой стороны, повысить активность студентов на семинарских занятиях, обеспечить включенность всех членов учебной группы в активное обсуждение проблем и, тем самым, способствовать повышению качества образовательного процесса.



© 2010-2022