Пути повышения мотивации педагогических работников образовательной организации

        Успешная мотивация персонала - залог успеха учреждения и формирования сплоченного коллектива, возможность избегания напряжённости и несправедливости.          В данной статье предложены пути повышения мотивации профессиональной деятельности педагогических работников образовательной организации.          Выделины условия успешного мотивирования и стимулирования педагогов школы. Пути развития корпоративной культуры школы.          Приведены рекомендации для руководителя образовательной орг...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пути повышения мотивации профессиональной деятельности

педагогических работников.



Психолого-педагогические основы мотивации свидетельствуют о том, что мотивационный компонент сознания личности весьма изменчив и зависит от внутренних и внешних стимулов. Лишь целенаправленное стимулирование изменчивости мотивационного компонента сознания педагога способствует формированию у него мотивации профессиональной деятельности.

Успешная мотивация персонала - залог успеха учреждения и формирования сплоченного коллектива, возможность избегания напряжённости и несправедливости. В этом во многом проявляются профессионализм и искусство хорошего руководителя. А хороший руководитель должен использовать не только собственный опыт, интуицию, но и учитывать наработки учёных и практический опыт талантливых менеджеров прошлого.

Понимание и применение на практике системы мотивации профессиональной деятельности педагогических работников приведет не только к общему повышению эффективности организации, но и к удовлетворенности работой самих сотрудников, улучшению психологического климата, общего настроя преподавателей. И как следствие, опять же, улучшение качества труда.

Грамотный руководитель должен четко знать, что не все сотрудники мотивированы одинаково. Поэтому он должен точно распознавать актуальные мотивы каждого из своих педагогов и стараться по возможности удовлетворить потребности каждого. Но управлять следует не самими педагогами, а отношениями в коллективе.

Преподаватели изначально мотивированы на педагогический труд, поэтому необходимо создание в организации благоприятных условий для самомотивации личности в направлении раскрытия индивидуального творческого потенциала на почве как профессионального, так и личностного развития для повышения качества управления мотивацией и максимально эффективного использования кадрового потенциала.

Руководителю всегда надо помнить, что и в самую совершенную систему мотивации со временем придется вносить изменения. Необходим регулярный мониторинг системы мотивации труда.

Все виды нематериального стимулирования и мотивации существуют разрознено и не согласованно. Нет единой системы нематериального стимулирования. Поэтому в основе путей повышения мотивации работников лежит создание единой системы нематериального стимулирования.

Существует три основных направления усовершенствования мотивации персонала:

1) поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;

2) развитие системы управления конфликтами;

3) формирование и развитие организационной культуры.

Мы выделили условия успешного мотивирования и стимулирования педагогов школы:

1. Четкое определение целей и задач новых процессов, своевременное информирование педагогического коллектива.

2. Обратная связь с педагогами, учет их мнений.

3. Важный стимул для педагогов - их ответственность за результаты своих действий, свобода при выполнений задач, прозрачность и измеримость результатов.

4. Привлечение педагогов к руководству и организации процессов, происходящих в образовании.

5. Возможность для проявления скрытых знаний, способностей и возможностей каждого педагога (пусть они поймут, что смогут проявит себя с новой стороны).

6. Механизм оценки заслуг каждого педагога и учета результатов новых действий.

7. Акцентирование внимания на лучших результатах педагогов (школа должна знать своих «героев»).

8. Регулярное нематериальное поощрение.

9. Определение сроков и процедур обмена результатами деятельности (публикации, «круглые столы», семинары, конференции и др.).

10. Атмосфера доверия, возможности для расширения личных и профессиональных контактов в организации.

11. Извлечение положительного опыта из неудач.

12. Наличие элементов игры в работе (конкурсы, игры, рейтинги). Можно сформулировать следующие мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней.

Система мотивации на уровне учреждения должна гарантировать:

- занятость всех работников трудом; предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;

- согласованность уровня оплаты с результатами труда;

- создание условий безопасности труда;

- поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.

Психологический климат считается комфортным при следующих условиях:

1) все заняты интересным делом;

2) каждый знает своё место в организации;

3) каждый доволен своим местом в организации;

4) компетенции сотрудников не пересекаются;

5) нет острых разногласий;

6) присутствует атмосфера взаимопомощи.

Улучшению психологического климата в коллективе способствует развитие корпоративной культуры школы.

Пути развития корпоративной культуры школы:

1) Создание в коллективе такого настроения, чтобы образовательный процесс был эффективным.

2) Сплочение педагогического коллектива путем налаживания межличностных и профессиональных отношений. Управлять надо не людьми, а отношениями. Управление должно быть основано на доброжелательности, уважении и понимании. С этой целью проводится социологическое исследование и строится программа управления межличностными отношениями.

3) Работа психологической службы. Необходимо вовремя и грамотно предупреждать и разрешать конфликты в коллективе, помогать преподавателям решать проблемы как профессионального, так и личного характера, строить деловое общение с педагогами в соответствии с их индивидуальными особенностями и ситуацией.

4) Работа профсоюзного комитета трудового коллектива. Проведение корпоративных мероприятий для укрепления корпоративного духа, поддержки традиций, создания атмосферы взаимопонимания и доверия внутри коллектива.

5) Моральное поощрение преподавателей в виде похвалы, благодарности, грамоты, публикации, отправление на престижные курсы, стажировку и т. п.

Руководителю необходимо в управлении педагогическим коллективе использовать принципы повышения мотивации:

1. Обращайтесь со своими подчиненными как с личностями.

Большинство учителей ценят возможность высказать свои идеи и выслушать мнение о себе со стороны руководителя. Это повышает у них чувство включенности в выполняемую работу, самоуважение и ощущение собственной значимости.

2. Привлекайте педагогов к активному участию в делах организации.

Люди, которые принимают участие в постановке целей и задач организации, разработке проектов и программ, трудятся более напряженно, стремятся достичь успеха, потому что это те программы, которые они создавали сами. Они сами ставили цели, а не руководитель навязывал их.

3. Сделайте работу интересной, старайтесь минимизировать скуку и рутину в задании.

В учительском труде есть немало однообразных, монотонных дел: написание планов, проверка тетрадей, заполнение журналов и т.п. Потеря интереса к работе, связанная с однообразием, может привести к разного рода проблемам. Возможные подходы - это обогащение труда за счет внедрения нового содержания образования, перспективных методик, делегирования управленческих полномочий. Устанавливайте для своих подчиненных достаточно сложные, интересные, но достижимые цели.

4. Поощряйте сотрудничество и групповую работу.

Это позволяет создать и укрепить командный дух и повысить эффективность работы как отдельных объединений (ШМО, проблемных групп), так и в целом школы.

5. Предоставляйте учителям возможности для роста.

Это может проявляться в том, что учителю будет поручена более сложная работа, он может быть отправлен на курсы повышения квалификации. Можно делегировать ему больше ответственности за выполнение определенной работы. Активно ищите возможности для развития своих подчиненных. Ставьте их в ситуации, которые предъявляют высокие требования, давайте им задания, требующие дальнейшего роста профессионального уровня.

6. Информируйте учителей о перспективах работы, объясняя им, что делается и почему это должно быть сделано именно так.

Обратная связь повышает мотивацию к улучшениям в работе. Поставьте перед коллективом общую цель и постарайтесь создать такую атмосферу, когда педагоги будут работать единой командой по достижению данной цели. Постоянно предоставляйте информацию сотрудникам о том, как они работают, о достигнутом прогрессе, о возникающих проблемах.

7. Свяжите поощрение с достигнутыми результатами.

Мотивация педагогов будет выше, если они будут предварительно проинформированы, что они должны делать, чтобы получить вознаграждение, и какое вознаграждение их ждет. Причем, поощрение должно быть соизмеримо с достигнутым результатом.


6


© 2010-2022