- Преподавателю
- Директору, завучу
- Положение Портфолио обучающихся начальных классов
Положение Портфолио обучающихся начальных классов
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рубанова Е.А. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 69 с углубленным изучением отдельных предметов»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы № 69
_________ Е.А. Пухарева
« » 20 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о Портфолио обучающихся начальных классов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).
1.2. Настоящее положение разработано в рамках перехода на ФГОС начального общего образования второго поколения и определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в период его обучения в начальных классах.
1.3. Портфолио является формой представления индивидуальных достижений учащегося, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
1.4. Портфолио ученика - это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга учащихся.
1.5. Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, отвечающих требованиям стандарта к основным результатам начального образования, для подготовки карты представления ученика при переходе на следующий уровень обучения.
2. Цели и задачи составления Портфолио
2.1. Цель Портфолио - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития учащегося, его прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
2.2. Основными задачами составления Портфолио являются:
- поддерживать и поощрять высокую учебную мотивацию обучающихся;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой;
- активно вовлекать учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
2.3. Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период
времени.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания
от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
3. Порядок формирования Портфолио
3.1. Портфолио учащегося начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
3.2. Период составления портфолио - 1-4 года (1-4 классы начального общего образования).
3.3. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое ознакомление родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.
3.4. Портфолио хранится в ОУ в течение всего пребывания учащегося в нем. При переводе учащегося в другое образовательной учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) учащегося.
3.5. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования, администрация школы, родители (законные представители).
Участниками работы над портфолио являются сами учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования и администрация школы.
Одним из основных условий составления Портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между всеми участниками и четкое распределение обязанностей между ними.
Обязанности учащегося:
-
Оформляет Портфолио в соответствии с принятой в школе структурой.
-
Аккуратно ежемесячно ведет в Портфолио необходимые записи, в большей степени самостоятельно.
-
Систематически пополняет в соответствующие разделы материалы, отражающие успехи и достижения в учебной и внеурочной деятельности; по желанию использует собственные элементы оформления (не противоречащие общей структуре и правилам оформления Портфолио) , отражающие его индивидуальность.
-
Производит оценку своих достижений и возможностей, планирует свою дальнейшую деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию
-
При необходимости обращается за помощью к взрослым (классному руководителю, родителям и т.д.)
Обязанности родителей:
-
Помогают ребенку в оформлении Портфолио в соответствии с принятой структурой
-
Постоянно осуществляют контроль за пополнением соответствующих разделов Портфолио.
-
Совместно с ребенком отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
-
Участвуют в заполнении соответствующих разделов Портфолио; несут ответственность за информацию, размещаемую в Портфолио.
Обязанности классного руководителя:
-
Направляет всю работу учащихся по ведению Портфолио, консультирует, помогает, дает советы учащимся и родителям; объясняет правила ведения и заполнения Портфолио.
-
Выполняет роль посредника между всеми участниками работы над Портфолио, обеспечивает постоянное сотрудничество и взаимодействие.
-
Осуществляет контроль за заполнением соответствующих разделов Портфолио учащихся.
-
Совместно с учащимся отслеживает и оценивает динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживает его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
-
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
Обязанности учителей-предметников, педагогов дополнительного образования:
-
Учителя-предметники тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют классному руководителю всю необходимую информацию об успехах и достижениях учащихся по предметам, предметным неделям, предметно-направленным конкурсам и т.д., несут ответственность за предоставленную информацию; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Портфолио.
Обязанности педагогов дополнительного образования и других педагогов, осуществляющих воспитательную работу с младшими школьниками.
-
Педагоги дополнительного образования и другие педагоги школы, осуществляющие воспитательную работу с младшими школьниками, тесно сотрудничают с классным руководителем, предоставляют ему всю необходимую информацию о достижениях учащихся по своим направлениям деятельности; несут ответственность за достоверность представленной информации; помогают классному руководителю заполнять соответствующие разделы Портфолио.
-
Готовят итоговые документы для поощрения учащихся (грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, благодарности и т.д.)
-
Совместно с учащимся отслеживают и оценивают динамику его индивидуального развития и личностного роста, поддерживают его образовательную и творческую активность и самостоятельность.
Обязанности администрации:
-
Директор осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы школы в рамках ФГОС.
-
Заместители директора по УВР, ВР, НМР осуществляют контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио
4. Структура, содержание и оформление Портфолио
4.1. Портфолио учащегося имеет:
- титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, контактную информацию и фото учащегося (по желанию родителей(законных представителей) и учащегося) и который оформляется педагогом, родителями (законными представителями) совместно с учеником;
- основную часть, которая включает в себя:
-
раздел «Мой мир» - помещается информация, которая важна и интересна для ребенка ("Мое имя», «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя школа»);
-
раздел «Моя учеба» -учащийся наполняет этот раздел удачно написанными творческими работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста чтения;
-
раздел «Мои достижения" - сертифицированные (документированные) индивидуальные достижения школьника: копии документов об участии в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).
-
раздел «Мое творчество» - в этот раздел помещаются творческие работы учащихся: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка) можно поместить ее фотографию;
-
раздел «Мои впечатления» - помещаются творческие работы по итогам посещения музеев, выставок и т.п.;
-
раздел «Работы, которыми я горжусь» - в начале учебного года проверяется портфолио, анализируется собранный в нем материал. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в данном разделе;
-
раздел «Содержание».
Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности, что позволяет им постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.
Информация о достигаемых обучающимся результатов должна быть представлена в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
5. Критерии оценки достижений учащихся
5.1. Портфолио учащихся оценивается классным руководителем не реже 1 раза в полугодие по следующим критериям:
Раздел
Индикатор
Баллы
Титульный лист, раздел «Мой мир»,
«Работы, которыми я горжусь»,
«Содержание»
- красочность оформления, правильность заполнения данных, эстетичность, наличие стараний ученика
- 5 баллов - индикатор полностью соответствует требованиям;
- 3 балла - незначительные замечания
Раздел «Моя учеба»
-наличие проектов, творческих работ и т.д.
- 5 баллов - от 5 и больше работ ;
- 3 балла - 3-4 работы;
- 1 балл - менее 3 работ
Раздел "Мои достижения"
- копии документов об участии в НПК, олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях, играх "Русский медвежонок", "Кенгуру" и других мероприятиях (копии грамот, свидетельств, сертификатов и т.п.).
-8 баллов - Международный уровень;
-7 баллов - Всероссийский уровень;
- 6 баллов - Республиканский уровень
-5 баллов - Городской уровень;
- 3 балла - Районный уровень;
- 1 балл - Школьный уровень
Раздел «Мое творчество»
- наличие рисунков, фото объемных поделок, творческих работ
- 5 баллов - наличие от 5 и больше работ;
- 3 балла - количество работ составляет 3-4;
- 1 балл - недостаточная информация о творчестве ученика
Раздел «Мои впечатления»
- наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.
- 5 баллов - наличие творческих работ по итогам посещения музеев, выставок и т.д.
5.2 По результатам оценки портфолио учащихся проводится годовой рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе, параллели, школе. Победители поощряются.
5.3. По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, в характеристике выпускника начальной школы делаются выводы о:
- сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий;
- сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.
Положение принято на педагогическом совете общеобразовательной школы № 69
протокол № от « » 20 г.
Введено в действие приказом директора школы № от « » 20 г.