- Преподавателю
- Директору, завучу
- Сообщение на тему Воспитательные функции урока
Сообщение на тему Воспитательные функции урока
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лушина И.В. |
Дата | 21.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сообщение
на тему:
"Воспитательные функции урока"
Подготовила учитель начальных классов Лушина Инна Викторовна
Воспитание младших школьников в учебной деятельности представляет собой сложный, противоречивый процесс. Сложность его состоит в том, что дети не воспринимают воспитательные задачи на уроке как главные, они отражаются как дополнительные, второстепенные по отношению к образовательным задачам. Ведь в школу ребенок идет за знаниями, а не за тем, чтобы быть более честным, справедливым, волевым, добрым, трудолюбивым. Так представляется ему ситуация обучения в школе. Поэтому наибольшая трудность заключается в том, чтобы сформировать у детей мотивационную готовность к воспитанию самих себя на уроке, чтобы воспитательные задачи не были бы для них вспомогательными для овладения учебным материалом. Трудность состоит также в том, что на уроке младший школьник проявляет себя как личность со свойственными ему преимуществами и недостатками. Его поведение, эмоции и чувства, отношение к себе, товарищам, учителю, учению определяются внутренним миром, а не только той моделью поведения, которая ему предписывается учителем. Возникают противоречия между теми нормами нравственности, которые предлагаются учителем или учебным материалом, и представлением о нравственности в личном опыте ученика.
Педагогическая ситуация на уроке должна быть приближена к нравственным отношениям детей, их опыту взаимоотношений и этических оценок. Тогда нравственные ситуации разрешаются не по предлагаемому учителем образцу, а исходя из собственных рассуждений и действий ребенка.
Противоречивость реализации воспитательных задач на уроке заключается в том, что степень сформированности нравственных качеств личности у детей неодинакова. На одном уроке у детей невозможно воспитать честность, или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Как же разрешается это постоянно возникающее противоречие воспитания школьников на уроке?
Реализация воспитательной задачи создает тенденцию к формированию планируемого качества личности. Чем сильнее выражена эта тенденция, тем выше результативность воспитательного процесса. Сделает ли младший школьник шаг вперед в своем духовном, нравственном развитии или останется на прежнем уровне, зависит от педагогического мастерства учителя, от его понимания теории и методики воспитательного процесса. Иногда ученик выполняет требования учителя, рассуждает на нравственные темы, отвечает на вопросы, доволен, если получает одобрение, однако его развитие остается на том же уровне. Учебный материал не обогащает его настолько, чтобы обеспечить совершенствование его нравственного развития. Ученик лишь использует на уроке имеющийся у него нравственный потенциал.
В других условиях нравственная ситуация на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, учителю, школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравственной оценке своего поведения и взглядов. Это означает, что ученик встал на путь нравственного совершенствования. Ему нужно дать возможность выразить себя, свое состояние, взгляды, отношения, оценки. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.
Рассмотрим виды воспитательных задач на уроке, знание которых помогает в формировании и совершенствовании качеств личности школьников в процессе изучения учебного материала.
Прежде всего не стоит ограничиваться постановкой воспитательной задачи в общем виде. Например, "содействовать воспитанию дисциплинированности", или "формировать положительное отношение к учению", или "способствовать формированию диалектико-материалистических представлений о природе". Следует конкретизировать, уточнить словесную формулировку задачи, указав те действия, поступки детей, которые на данном уроке помогут сформировать положительное отношение к учению или дисциплинированность, назвать те представления о природе, которые будут включать элементы диалектико-материалистического мировоззрения. Если учитель затрудняется подобрать конкретную формулировку, значит, воспитательная работа недостаточно ясно им осознается. Поэтому постановка воспитательной задачи в плане, конспекте урока необходима не для проверяющего, не для соблюдения методических требований, а для самого учителя как первый шаг к педагогическому мастерству.
Содержание воспитывающей функции начального обучения подразделяется на компоненты, соответствующие различным сторонам формирования и развития личности (таким, как взгляды и мировоззрение, нравственное сознание, чувства и эмоции, эстетические отношения, воля, физическое состояние и др.). Вид воспитательной задачи определяется ее соответствием одному из этих компонентов. Получаем следующие виды воспитательных задач:
- формирование диалектико-материалистических представлений, взглядов, мировоззрений;
- формирование нравственности;
- формирование чувств и эмоций;
- формирование эстетического отношения к окружающей действительности;
- формирование волевых качеств личности;
- физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья;
- формирование коллективистических отношений, умения общаться в группе и коллективе.
В каждом из видов воспитательных задач проявляется совокупность качеств и свойств личности. Поэтому, определив вид воспитательной задачи на данном уроке, следует найти то качество личности, для формирования или совершенствования которого наиболее подходит изучаемый учебный материал. Педагогический поиск завершается выбором методов и приемов реализации воспитательной задачи. Главное здесь не в том, чтобы ученик овладел знаниями (для этого существуют образовательные задачи), а в том, чтобы учебный материал стал средством его духовного развития, помогал понять нравственные ценности в мире и овладеть ими. Чем более сильное впечатление произведет на ученика учебный материал, чем более свободно и непринужденно он будет выражать свои чувства, суждения и мысли, чем более тесно они будут связаны с его жизненным опытом, чем менее он будет думать о своих успехах или неудачах в учебе, тем сильнее тенденция к формированию качеств личности, тем результативнее воспитательный процесс. Идеально, если в процессе реализации воспитательной задачи ученик действует и мыслит согласно своим убеждениям, своей совести.
Подобные воспитательные задачи успешно решались в опыте В. А. Сухомлинского. Многие годы жизни посвятил он поиску методов и приемов педагогического воздействия, формируя у детей чувства радости, оптимизма, уверенности в своих силах. Его «Школа радости» была посвящена решению этой проблемы. В опыте учителей-новаторов Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина фактором успешной деятельности на уроке является формирование у школьников чувства радости, положительного эмоционального состояния. Причем эта воспитательная задача решается не как дополнительная, а как основная в организации учебной деятельности.
В настоящее время в практике начального обучения часто используются групповые формы организации учебной деятельности. Они повышают познавательную активность детей, способствуют более продуктивному овладению учебным материалом.
Однако при организации парных, групповых, фронтальных форм обучения можно отдавать предпочтение не образовательным, а воспитательным задачам, смысл которых заключается в формировании умений различных видов общения детей в группах. Этому необходимо учить, нельзя думать, что дети сами собой научатся общаться друг с другом, испытывая при этом добрые намерения и чувства. Учить детей общению можно с помощью специально разработанных приемов педагогического воздействия. Реализация этого вида воспитательных задач помогает нравственному становлению личности младшего школьника, способствует созданию коллективистических отношений в классе.
В опыте каждого учителя должны быть уроки, на которых доминирующей, основной задачей являлось бы формирование определенных чувств, определенного настроения у детей, чтобы результативность подобных уроков оценивалась не по знаниям, а по возникающим у детей чувствам.
2002 - 2003 уч. г.