Сообщение на тему Воспитательные функции урока

Воспитание младших школьников в учеб­ной деятельности представляет собой слож­ный, противоречивый процесс. Сложность его состоит в том, что дети не воспринимают воспитательные задачи на уроке как главные, они отражаются как дополнительные, второ­степенные по отношению к образователь­ным задачам. Ведь в школу ребенок идет за знаниями, а не за тем, чтобы быть более честным, справедливым, волевым, добрым, трудолюбивым. Так представляется ему си­туация обучения в школе. Поэтому наиболь­шая трудность...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение

на тему:

"Воспитательные функции урока"


Подготовила учитель начальных классов Лушина Инна Викторовна


Воспитание младших школьников в учеб­ной деятельности представляет собой слож­ный, противоречивый процесс. Сложность его состоит в том, что дети не воспринимают воспитательные задачи на уроке как главные, они отражаются как дополнительные, второ­степенные по отношению к образователь­ным задачам. Ведь в школу ребенок идет за знаниями, а не за тем, чтобы быть более честным, справедливым, волевым, добрым, трудолюбивым. Так представляется ему си­туация обучения в школе. Поэтому наиболь­шая трудность заключается в том, чтобы сформировать у детей мотивационную готов­ность к воспитанию самих себя на уроке, чтобы воспитательные задачи не были бы для них вспомогательными для овладения учеб­ным материалом. Трудность состоит также в том, что на уроке младший школьник проявляет себя как личность со свойствен­ными ему преимуществами и недостатка­ми. Его поведение, эмоции и чувства, отноше­ние к себе, товарищам, учителю, учению опре­деляются внутренним миром, а не только той моделью поведения, которая ему пред­писывается учителем. Возникают противоре­чия между теми нормами нравственности, которые предлагаются учителем или учебным материалом, и представлением о нравствен­ности в личном опыте ученика.

Педагогическая ситуация на уроке должна быть приближена к нравственным отноше­ниям детей, их опыту взаимоотношений и этических оценок. Тогда нравственные ситуа­ции разрешаются не по предлагаемому учителем образцу, а исходя из собственных рассуждений и действий ребенка.

Противоречивость реализации воспита­тельных задач на уроке заключается в том, что степень сформированности нравственных качеств личности у детей неодинакова. На одном уроке у детей невозможно воспитать честность, или милосердие, или мужество, или волю, или вежливость, или какое-либо другое качество. Однако ставить такие задачи и реализовывать их необходимо. Как же разрешается это постоянно возникающее проти­воречие воспитания школьников на уроке?

Реализация воспитательной задачи созда­ет тенденцию к формированию планируемо­го качества личности. Чем сильнее выражена эта тенденция, тем выше результативность воспитательного процесса. Сделает ли млад­ший школьник шаг вперед в своем духовном, нравственном развитии или останется на прежнем уровне, зависит от педагогического мастерства учителя, от его понимания теории и методики воспитательного процесса. Ино­гда ученик выполняет требования учителя, рассуждает на нравственные темы, отвечает на вопросы, доволен, если получает одобре­ние, однако его развитие остается на том же уровне. Учебный материал не обогащает его настолько, чтобы обеспечить совершенст­вование его нравственного развития. Ученик лишь использует на уроке имеющийся у него нравственный потенциал.

В других условиях нравственная ситуа­ция на уроке заставляет ученика задуматься о своих отношениях к товарищам, к себе, к родителям, учителю, школе. Возникают чувства, которые побуждают его к нравст­венной оценке своего поведения и взглядов. Это означает, что ученик встал на путь нравственного совершенствования. Ему нуж­но дать возможность выразить себя, свое состояние, взгляды, отношения, оценки. Чем чаще эта возможность реализуется, тем сильнее воспитывающее влияние учебного материала на детей.

Рассмотрим виды воспитательных задач на уроке, знание которых помогает в форми­ровании и совершенствовании качеств лично­сти школьников в процессе изучения учеб­ного материала.

Прежде всего не стоит ограничиваться постановкой воспитательной задачи в общем виде. Например, "содействовать воспитанию дисциплинированности", или "формировать положительное отношение к учению", или "способствовать формированию диалектико-материалистических представлений о при­роде". Следует конкретизировать, уточнить словесную формулировку задачи, указав те действия, поступки детей, которые на дан­ном уроке помогут сформировать положи­тельное отношение к учению или дисципли­нированность, назвать те представления о природе, которые будут включать элементы диалектико-материалистического мировоз­зрения. Если учитель затрудняется подобрать конкретную формулировку, значит, воспита­тельная работа недостаточно ясно им осозна­ется. Поэтому постановка воспитательной задачи в плане, конспекте урока необходима не для проверяющего, не для соблюдения методических требований, а для самого учителя как первый шаг к педагогическому мастерству.

Содержание воспитывающей функции на­чального обучения подразделяется на компо­ненты, соответствующие различным сторо­нам формирования и развития личности (таким, как взгляды и мировоззрение, нравственное сознание, чувства и эмоции, эстетические отношения, воля, физическое состояние и др.). Вид воспитательной зада­чи определяется ее соответствием одному из этих компонентов. Получаем следующие виды воспитательных задач:

- формирование диалектико-материалистических представлений, взглядов, миро­воззрений;

- формирование нравственности;
- формирование чувств и эмоций;

- формирование эстетического отноше­ния к окружающей действительности;

- формирование волевых качеств лично­сти;

- физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья;

- формирование коллективистических отношений, умения общаться в группе и коллективе.

В каждом из видов воспитательных за­дач проявляется совокупность качеств и свойств личности. Поэтому, определив вид воспитательной задачи на данном уроке, следует найти то качество личности, для формирования или совершенствования кото­рого наиболее подходит изучаемый учебный материал. Педагогический поиск завершает­ся выбором методов и приемов реализации воспитательной задачи. Главное здесь не в том, чтобы ученик овладел знаниями (для этого существуют образовательные задачи), а в том, чтобы учебный материал стал средством его духовного развития, помогал понять нравственные ценности в мире и овладеть ими. Чем более сильное впечатле­ние произведет на ученика учебный мате­риал, чем более свободно и непринужден­но он будет выражать свои чувства, сужде­ния и мысли, чем более тесно они будут связаны с его жизненным опытом, чем ме­нее он будет думать о своих успехах или неудачах в учебе, тем сильнее тенденция к формированию качеств личности, тем резуль­тативнее воспитательный процесс. Идеально, если в процессе реализации воспитательной задачи ученик действует и мыслит соглас­но своим убеждениям, своей совести.

Подобные воспитательные задачи успешно решались в опыте В. А. Сухомлинского. Многие годы жизни посвятил он поиску методов и приемов педагогического воздей­ствия, формируя у детей чувства радости, оптимизма, уверенности в своих силах. Его «Школа радости» была посвящена реше­нию этой проблемы. В опыте учителей-но­ваторов Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина фактором успешной деятельности на уроке является формирование у школьников чувст­ва радости, положительного эмоционального состояния. Причем эта воспитательная зада­ча решается не как дополнительная, а как основная в организации учебной деятель­ности.

В настоящее время в практике начального обучения часто используются групповые формы организации учебной деятельности. Они повышают познавательную активность детей, способствуют более продуктивному овладению учебным материалом.

Однако при организации парных, группо­вых, фронтальных форм обучения можно отдавать предпочтение не образовательным, а воспитательным задачам, смысл которых заключается в формировании умений раз­личных видов общения детей в группах. Этому необходимо учить, нельзя думать, что дети сами собой научатся общаться друг с другом, испытывая при этом добрые намере­ния и чувства. Учить детей общению можно с помощью специально разработанных прие­мов педагогического воздействия. Реализа­ция этого вида воспитательных задач помо­гает нравственному становлению личности младшего школьника, способствует созданию коллективистических отношений в классе.

В опыте каждого учителя должны быть уроки, на которых доминирующей, основной задачей являлось бы формирование опреде­ленных чувств, определенного настроения у детей, чтобы результативность подобных уроков оценивалась не по знаниям, а по возникающим у детей чувствам.























2002 - 2003 уч. г.

© 2010-2022