Выступление Качественная общеобразовательная подготовка

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство труда, занятости и социальной защиты
Республики Татарстан

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нижнекамский технологический колледж»


ТЕМА: «КАЧЕСТВЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПОДГОТОВКА - ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО, ЗАЛОГ

ИХ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ»


Заместитель директора

по общеобразовательным дисциплинам

Р.А.Вахитова


г. Нижнекамск

Российская система профессионального образования переживает важный и ответственный период своего развития. Национальная Доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 года) установила приоритет образования в государственной политике страны, признав профессиональное образование сферой ответственности и интересов государства.

В структуре образования периодически происходят изменения, однако никакие реформы не будут иметь успеха, если в надежде создать нечто новое, мы будем разрушать реальность. А в реальности в нашей стране еще действует хорошая система изучения общеобразовательных дисциплин в профессиональном образовании.

Учреждения среднего профессионального образования нашего города - это динамично развивающиеся образовательные структуры, осуществляющие подготовку квалифицированных специалистов и их соответствие социальному заказу производственного сектора и современного общества. Работодателями обозначено формирование заказа на качество профессионального образования не столько в формате знаний выпускников, сколько в терминах способов профессиональной деятельности: знание новых информационных технологий, наличие широкого кругозора, в основе которого лежат общеобразовательные знания, мобильность в общении, готовность молодых специалистов к «командной» работе, умение налаживания социальных связей, опыт работы с информацией, а также сознательная потребность к непрерывному самообразованию.

Успешная деятельность выпускника учреждения среднего профессионального образования на современном рынке труда может быть обеспечена только за счет его профессиональной мобильности, базирующейся на широкопрофильной общей и профессиональной подготовке

Итак, общее и профессиональное образование одинаково важны для развития личности, для подготовки специалиста, востребованного на рынке труда. Их взаимоотношение можно сравнить с симбиозом, при котором

составляющие приносят взаимную пользу. Представим, что в системе СПО будет отсутствовать общеобразовательный компонент - общество встанет на путь технократизации, то есть подчинение человека техническому прогрессу, а это приведет к заполнению рынка труда специалистами узкого профиля. Природа профессионализма такова: чем он выше, тем уже. Образованность

же наоборот - чем выше, тем шире. Высокообразованный человек - это не

только безукоризненный специалист в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах, знающий отечественную и мировую историю, литературу, философию, социологию, владеющий несколькими языками. Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов, быть конкурентоспособным на мировом рынке. Если взять шире, то можно утверждать, что наше отставание во многих отраслях связано в том числе и с нехваткой подлинно образованных людей, которая с каждым годом ощущается все острее и острее.

Уровень знаний абитуриентов по общеобразовательным дисциплинам является явно недостаточным для усвоения ими программы специальных дисциплин. Об этом говорят анализы данных входного контроля последних пяти лет. Прежде всего это касается таких предметов, как русский язык и литература, математика, физика, химия. Многие обучающиеся 1 курса не могут справиться с элементарными техническими расчетами, требующими знаний по математике. Эта же проблема касается такого предмета, как физика, когда требуется пространственное мышление, без которого не состоится грамотный электромонтер. Отмечается низкая мотивация к учению.

Нередко от них можно услышать: «Зачем мне, будущему электрику, который хочет получать хорошую заработную плату, тратить время на изучение стихов И. Бунина?» «К чему нам, продавцам, социология? «Будут ли блюда вкуснее, если их приготовит повар-философ?»

Сейчас весьма популярно мнение «Время - деньги». Но принятие такого прагматического решения ущербно и губительно и для общества, и для личности. Образование имеет высочайшую миссию. Оно призвано передать великое наследие прошлого новому поколению, создать все условия для приумножения ценностей культуры.

Принижение значения общекультурной подготовки в образовании неизбежно приведет к созданию общества потребителей, которым неинтересны проблемы жизни страны. Ими движет простой императив - «каждый за себя». Если мы хотим жить в демократическом обществе, то должны особое внимание уделять повышению общего уровня культуры. Общество, состоящее из узких специалистов, в принципе не может быть демократическим. В этом случае оно неизбежно превратится в конгломерат,

в рамках которого люди станут объектом манипуляций. Ориентация, связанная со стремлением в будущем заработать много денег, не может быть основой качества образования даже в узкой области. Такая установка влечет за собой потерю интеллектуального потенциала общества, ведет к его духовному обнищанию, к снижению эффективности его специальной производительной деятельности.

Ввиду этого ни социологию, ни философию, ни другие общеобразовательные дисциплины нельзя воспринимать как абстрактную дисциплину, которая не влияет на уровень профессиональной компетенции. В памяти бинарное мероприятие: философия и история религий (факультативный курс). Тема: «Человек во Вселенной». Ребята предварительно собирали необходимую информацию, классифицировали ее, строили целостную картину мира. Обыденная картина мира была представлена холодными блюдами, отражающими особенности поварской

профессии. При представлении религиозной картины сначала ознакомились с культурой ряда религий: буддизм, христианство, ислам. Были представлены рецепты, традиционные блюда для конкретных конфессий. Мусульманскую кухню представляли пироги с зеленью и сыром, буддистскую - фруктовая композиция, православную - каравай, крендели и калачи. Научную картину мира представили диетические блюда, а также желе, муссы. Философскую картину представила чайная церемония, она как ничто другое располагает к

философским размышлениям, чайный ритуал у многих народов имеет философский подтекст.

Мы сегодня много говорим о компетентностном, личностно-ориентированном подходе, так как знания, не связанные с личностными потребностями, не имеют ценности для человека. Если же обучающиеся заинтересованы в теоретических знаниях как в основе профессиональной подготовки, повышается уровень мотивации к учебе и как следствие - качество знаний. Сегодня мы продолжаем использовать методику, позволяющую интегрировать общеобразовательные и специальные предметы, используя огромный потенциал гуманитарных и естественно-математических наук для реализации федерального государственного образовательного стандарта подготовки специалистов.

Нельзя разрывать профессиональную и общеобразовательную подготовку, которая обеспечивает осуществление опережающей подготовки квалифицированных специалистов, владеющих технологиями поиска и предъявления себя на рынке профессиональных услуг.

На предметы гуманитарного цикла ложится основная нагрузка по формированию творческого потенциала и культурных ценностей, а они позволяют:

- развивать коммуникативные навыки (умение работать в команде);

формировать речевую культуру (владение грамотной устной и письменной речью, умение извлекать полезную информацию из устных и письменных источников);

развивать способности к переработке информации, усвоению теоретических знаний по всем предметам. Вообще общие компетенции представляют высшую ступень в иерархии компетенций, так как они универсальны для различных видов деятельности, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т.п. Именно по этим причинам ключевые (общие) компетенции необходимо формировать на всех этапах процесса обучения и на всех учебных предметах.

Языком точных наук является математика, изучение которой необходимо для развития логического мышления и овладения математическими знаниями, позволяющему человеку функционировать в современном обществе. Современному специалисту необходимо не только выполнять трудовые приемы и операции, но и знать, как это сделать рационально. Практически каждый студент решает много логарифмических, тригонометрических уравнений и неравенств, вычисляет площадь прямоугольника. Но больше половины из них не могут вычислить количество рулонов обоев или количество метров линолеума, когда делают ремонт в квартире или аудитории, т.е. применять базовые знания в повседневной жизни затруднительно для большинства студентов.

90% студентов могут умножить число на разрядную единицу. Но если приходится решать задачи по физике или химии, то возникают определённые трудности при решении. Компетентностный подход предлагает студентам усвоение не отдельных друг от друга знаний и умений, а комплексом.

Общие компетенции преподаватель физики Григорчук Е.В. предпочитает формировать через внеаудиторную самостоятельную работу.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые ме тоды и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

1. Ценностно-смысловая компетенция.

- Студенты понимают значение и роль физики в развитии научно-технического прогресса.

- Используются межпредметные связи в процессе обучения студентов для сознательного овладения ими основными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками.

2. Учебно-познавательная компетенция.

Развитие компетенций студентов осуществляется в сфере самостоятельной познавательной деятельности: умения работать с учебником, таблицами, опорными конспектами, алгоритмами, основными понятиями и определениями. В процессе обучения студенты учатся планировать свою работу, решать проблемные ситуации (в каждой физической задаче - проблема, которую необходимо решить), составлять самостоятельно алгоритмы.

Владение основными интеллектуальными операциями, такими как: анализ, сравнение, обобщение, синтез, выявление причинно следственных связей; формирование определенного уровня аналитического, логического, комбинаторного и алгоритмического стилей мышления; умения генерировать идеи и определять средства для их решения, являются составными частями учебно-познавательной компетенции студента.

3. Информационная компетенция.

• Компетенция навыков деятельности студента с информацией формируется при подготовке рефератов по предмету. Развивается умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию с использованием информационных технологий.

4. Коммуникативная компетенция.

Работа в парах: сильный - слабый, равносильные пары, студенты выполняют самостоятельную работу на уроках одинаковой или разноуровневой степени сложности. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценок.

В процессе закрепления изученного материала оказывается консультационная помощь, как слабым студентам, так и сильным, они в свою очередь консультируют своих соседей.

5. Компетенция личностного самосовершенствования.

• Освоение способов интеллектуального самосовершенствования и развития осуществляется при развитии всех видов мышления: логического, оперативного, абстрактного. В процессе обучения математике формируется культура мышления и поведения, личностные качества: дисциплинированность, аккуратность, ответственность, трудолюбие, умение выбрать правильное решение, концентрация внимания, сообразительность.

Многие уроки преподавателя истории и обществознания Пузыревой В.А. разработаны в поликультурном аспекте. Такие уроки призваны формировать у обучающихся культуру межнационального общения. Формирование поликультурной компетенции существенно повышает их шансы на рынке труда по причине владения, помимо профессиональных компетенций, широкой общекультурной подготовкой, сформированностью умения работать в многонациональном трудовом коллективе. В группе портных эта тема нашла свое продолжение в изготовлении коллекций моделей одежды разных народностей.

На уроках культуры русской речи, делового татарского и иностранного языков большое внимание уделяется овладению профессиональной лексики. Педагоги, опираясь на общую языковую подготовку обучающихся, постепенно внедряют изучение иностранного языка с элементами технического перевода с учетом специальности.

Наши гуманитарии в свете компетентностного подхода сместили акценты в работе: они уделяют большое внимание методологическим аспектам научных знаний, использованию научных методов наблюдения, классификации, сравнения, гипотез и выводов, классифицирования, интерпретации данных и проведение исследования. В прошлом учебном году была выполнена исследовательская работа по правоведению обучающейся 2 курса «Моя законодательная инициатива», посвященная проблеме обращения вторичного сырья и решению ее на законодательном уровне. Кроме того, в нынешнем учебном году проведены исследовательские работы «Влияние тяжёлых металлов на рост и развитие ростков пшеницы», «Правовое регулирование договора возмездного оказания медицинских услуг» и др.

Инженерно-педагогический коллектив в своей работе добивается повышения качества знаний на сознательном уровне, осуществляет интеграцию общеобразовательного и профессионального образования, формирует общие и профессиональные компетенции, расширяет возможности глубокого освоения профессии. В пользу этого свидетельствуют результаты нашей работы: с каждым годом улучшается качество знаний, стабильна успеваемость, повышается процент трудоустроенных и поступивших в вузы.

Действительно фундаментальное образование достигается лишь в условиях компетентностного обучения. Основными критериями качества деятельности преподавателей сегодня являются его компетентность в различных сферах: профессиональной, педагогической, коммуникативной, общекультурной.

Основным признаком работы нашего коллектива является также наращивание научного потенциала. Не первый год работают творческие группы, преподаватели творчески совершенствуют преподавание своих

учебных дисциплин, проводят конкурсы, декадники, организуют секционную и кружковую работу. Это позволяет увлечь обучающихся, зажечь творческую искру, способную перерасти в факел, освещающий путь к самосовершенствованию и росту профессионального мастерства.

Человек приходит в мир не только для того, чтобы «вкалывать». Узкая специализация искусственно обедняет его мир, лишает его способности к творчеству, фантазии мечте.

Да, гуманитарные науки в отличие от прикладных не приносят сиюминутной, конкретной выгоды, но являются важным началом развития многосторонности и совершенствования профессионального мастерства.

Мы восхищаемся Японией, обладающей ведущими инновационными технологиями во многих сферах производства, а по мере их старения «сбрасывающей» менее развитым странам (кое-что подбираем и мы). А как те же деловитые японцы в дни Цветущей сакуры отдаются созерцанию красоты весенних вишен! И в этой поколениями сбереженной традиции крепнет любовь к Отечеству.

В которой раз убеждаешься в мудрости заповеди «Не

хлебом единым…»






© 2010-2022