Модель образовательного пространства начальной школы МБОУ «Лицей №1»

В условиях урочного пространства через урок, учебное занятие и модуль реализуются три направления деятельности:   учебная деятельность; учебно-исследовательская деятельность; учебно-проектная деятельность. Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в начальной школе разворачивается внеурочная образовательная деятельность. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной.  
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель образовательного пространства

начальной школы МОУ «Лицей №1»

Модель образовательного пространства начальной школы разработана в соответствии

  • с целью современного начального образования:

формирование универсальных учебных действий в личностной, коммуникативной, познавательной и регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности;

  • миссией школы:

создание условий для развития творческого потенциала человека в интересах личности, общества и государства.

Образовательное пространство начальной школы лицея представлено урочной и внеурочной деятельностью учащихся.

Ведущая деятельность младших школьников (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В.) - учебная деятельность, и решение возрастной задачи - формирование умения учиться - происходит в форме урока и учебных занятий.

В условиях урочного пространства через урок, учебное занятие и модуль реализуются три направления деятельности:

  • учебная деятельность;

  • учебно-исследовательская деятельность;

  • учебно-проектная деятельность.

Урочное образовательное пространство лицея

Предметное содержание образования, реализуется через

  • основные способы действия;

  • систему предметных знаний и умений;

  • работу с текстом;

  • учебное сотрудничество;

  • контрольно-оценочные действия младших школьников.

Полидеятельностный подход к образованию:

  • игровая деятельность как основной опыт младшего школьника (первый класс);

  • формирование учебной деятельности как ведущей деятельности младших школьников;

  • учебно-художественная (конструкторская) деятельность как основа предметов эстетического цикла;

  • учебно-организаторская деятельность как основа формирования коммуникативных и общеучебных умений.

Многофункциональность образовательного пространства:

  • урок как форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач;

  • учебное занятие как форма учебной деятельности для построения индивидуального детского действия;

  • консультативное занятие как форма учебной деятельности по разрешению проблем младшего школьника;

  • домашняя самостоятельная работа как форма учебной деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов.

Для создания условий продвижения ребенка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в начальной школе разворачивается внеурочная образовательная деятельность. Важным условием этой деятельности является ее взаимодействие с урочной. Внеурочная деятельность должна стать продолжением работы ребенка на уроке. Соединяющим фактором становится предметное содержание или формируемые на уроке способы действий, которые отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.

Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. Вторая половина дня используется на реализацию различных организационных форм, отличных от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, клубы, лаборатории, секции, олимпиады и др. Посещение всех 10 часов каждым ребенком не является обязательным: учащиеся и родители (законные представители) выбирают количество часов и направления деятельности, которыми будет заниматься ребенок.

Для решения поставленных задач в рамках работы по направлениям (научно-познавательное, патриотическое, здоровьесберегающее, общественно-полезное, художественно-эстетическое, проектная деятельность) в школе организуются следующие виды внеурочной деятельности:

  1. Игровая развивающая деятельность.

  2. Познавательная деятельность.

  3. Проблемно-ценностное общение.

  4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение).

  5. Художественное творчество.

  6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность).

  7. Трудовая деятельность.

  8. Спортивно-оздоровительная деятельность.

  9. Туристско-краеведческая деятельность.

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

  • Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

  • Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

  • Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) деятелем, гражданином, свободным человеком.

В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы.

Лаконичная формулировка трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

1-й уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень - школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.





© 2010-2022