• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Педагогический совет «Педагогическая поддержка ребенка в современном образовательном учреждении в условиях адаптивной школы»

Педагогический совет «Педагогическая поддержка ребенка в современном образовательном учреждении в условиях адаптивной школы»

Целью образования в современном обществе является создание условий для самоопределения и самореализации личности, но на сегодняшний день эта цель не может быть реализована только в рамках обучения и воспитания. Возникает необходимость включать в образовательный процесс психолого-педагогическую поддержку развития Личности.    Деятельность педагога носит характер вмешательства. Мотивы учителя вполне благородны: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знания. Но ф...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Педагогическая поддержка ребенка

в современном образовательном учреждении

в условиях адаптивной школы











Выступление на педагогическом совете



заместитель директора

по воспитательной работе

Потеряхина Н.В.

Цель:
способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе

Задачи:

1.проанализировать практику использования приёмов и методов педагогической поддержки в УВП школы (тактика «защиты»);

2. выявить формы и методы педагогической поддержки (тактика «защиты»), наиболее приемлемые для построения личностно-ориентированного воспитательного взаимодействия;

3. наметить пути освоения педагогами одной из тактик педагогической поддержки - «защиты».

Актуальность:

Целью образования в современном обществе является создание условий для самоопределения и самореализации личности, но на сегодняшний день эта цель не может быть реализована только в рамках обучения и воспитания. Возникает необходимость включать в образовательный процесс психолого-педагогическую поддержку развития Личности.

Деятельность педагога носит характер вмешательства. Мотивы учителя вполне благородны: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знания. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию. В результате у ребенка возникает

потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации, спрятав

подальше свое «я».

Анализ взаимодействия учащихся нашей школы с учителями позволяет констатировать факт частичного доверия у детей к педагогам и желание обращаться к учителям в трудной жизненной ситуации.

При изучении и анализе планов ВР и отчётов работы классных руководителей выяснилось, что педагоги планируют индивидуальную работу с учащимися, используют специальные формы, приёмы и методы личностно-ориентированного взаимодействия.

А теперь немного теории.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении с жизненным и профессиональным самоопределением.

Таким образом, среди наиболее важных ключевых слов, характеризующих понятие «педагогическая поддержка» ,находятся проблемы ребёнка.

Слово «поддержать» в «Словаре синонимов »имеет несколько значений:

  • Помочь;

  • Прийти на выручку;

  • Пособить.

Выделенные семантические значения понятий «поддержка», «поддержать» задают определённые педагогические смыслы:

  • Помочь другому обрести уверенность;

  • Подкрепить то положительное, что есть в личности;

  • Удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

Таким образом, в растущей личности поддерживается положительная заданность, а также стремление к самостоятельности, самодвижению.

Авторы «Психологии человека» Е.И. Исаев и В.И. Слободчиков считают, что поддерживать и развивать следует субъективность , то есть способность личности к преобразующему отношению к собственной жизнедеятельности, а также индивидуальность /неповторимость, особенность человека, которая выделяет его из всех других и тем самым позволяет ему оставаться самим собой/.

Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие , трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявляться. Увидеть это можно, когда ребёнок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку.

В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором - удержать, чтобы не скатился вниз, не упал.

«Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребёнка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

Вовремя полученная поддержка освобождает ребёнка от множества нерешённых проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит - полноценно жить и учиться.

Суть идеологии педагогической поддержки можно выразить тремя словами: «проблема», «защита», «самостоятельность».

«Проблема» - это индивидуальная характеристика , выражающая доминирующее негативное состояние личности в данный момент, которое связано с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.

«Защита» предполагает обеспечение физической, психологической , моральной безопасности ребёнка, отстаивание его интересов и прав.

«Самостоятельность» - результат совместной деятельности взрослого и ребёнка, выражающийся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий,

  • Согласие ребёнка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда её предлагают. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребёнка, а также в ситуациях асоциального поведения.

  • Приоритете самого ребёнка в решении собственных проблем.

Педагог лишь создаёт для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках её решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

  • Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки , предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем.

  • Соблюдение принципа конфедициальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребёнком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.



  • Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Когда педагог идёт «от ребёнка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого ученика, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

  • Защита прав и интересов ребёнка на всём пространстве его жизни.

Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребёнка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности «смягчить наказание», имея в виду, что ребёнок более чем взрослый, имеет право на ошибку. Педагог, осуществляющий поддержку, -это защитник интересов учащихся.

Все знакомы с понятиями «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», которые предполагают учёт индивидуальных различий учащихся.

Педагогическая поддержка, в отличие от названных подходов, состоит в том, что она ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение её в соответствие с определёнными требованиями (чтобы все освоили одну и ту же программу, чтобы ребёнок несмотря ни на что встроился в коллектив и т.д.). В том случае, когда поддержка становится принципом деятельности всего педагогического коллектива, оказывается возможным совместный поиск в осуществлении этой задачи.

Перед каникулами все педагоги школы получили анкеты. Познакомьтесь с результатами.

( оглашение результатов анкетирования педагогов)

Вашему вниманию предлагаются выступления педагога-психолога и социального педагога оп проблеме.

  1. Выступление педагога-психолога

  2. Выступление социального педагога



Проектная часть

Важную роль в освоении новых подходов, форм, приёмов и методов играет педагогическое проектирование. С помощью этого метода сначала создаётся целостный и детальный образ новшества, а лишь затем начинается работа по освоению. Сегодня на педсовете мы сделаем попытку использовать возможности проектирования для того, чтобы лучше понять и быстрее освоить некоторые технологии педагогической поддержки ребёнка и процесса его развития.

Работа над проблемами в группах

Выступление от групп.

© 2010-2022