- Преподавателю
- Директору, завучу
- Деятельность школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла сельской малокомплектной школы
Деятельность школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла сельской малокомплектной школы
Раздел | Завучу |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Осипова С.Н. |
Дата | 12.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Деятельность школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла сельской малокомплектной школы (из опыта работы)
В сельской малокомплектной школе ШМО является одним из механизмов оказания методичесокй помощи учителям. Целью деятельности МО является определение уровня продуктивности работы МО в школе, совершенствование уровня педагогического мастерства учителей.
Методическое объединение работало над темой «Применение современных педагогических технологий как средство повышения качества знаний обучающихся с целью их эффективной подготовки к итоговой аттестации».
Задачи:
1. Развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение качества знаний обучающихся через внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, в том числе здоровьесберегающих.
2. Совершенствование методики подготовки обучающихся к ОГЭ путём широкого использования интернет-ресурсов.
3. Организация индивидуальных занятий с целью коррекции знаний учащихся, нуждающихся в поддержке, а также для подготовки учащихся к итоговой аттестации.
4. Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение учащихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности.
Цель работы МО: повышение качества обучения учащихся на уроках гуманитарного цикла через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении школьников.
В соответствии с целями и задачами работа МО учителей гуманитарного цикла осуществлялась по следующим направлениям деятельности:
- методические объединения, семинары;
- работа по выявлению и обобщению педагогического опыта;
- проведение школьных олимпиад и предметных недель;
- информационно-методическое обслуживание учителей гуманитарного цикла;
- повышение квалификации, педагогического мастерства;
- аттестация работников;
- участие в конкурсах и конференциях.
Это традиционные, но надежные формы организации МО. С их помощью осуществлялась реализация плана работы МО, использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, информационные, развивающие).
Для успешной работы в реализации научно-методической темы МО гуманитарного цикла учителя использовали принципы воспитания творческих способностей личности:
-
единства и оптимального сочетания управления индивидуальной работы и коллективной;
-
единства и оптимального сочетания управления и самоуправления;
-
единства и оптимального сочетания репродукции и проблемных методов;
-
новизны и разнообразия деятельности учащихся;
-
единства образования, развития и воспитания, сотрудничества ученика и учителя, оптимизма, веры в силы и способности ученика, поощрения успеха и доброжелательной критики недостатков.
Анализ тематики заседаний МО
В этом году МО строило свою работу на переходе к реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников.
В настоящее время коллектив вышел на новую для себя проблему: повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, роста профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях перехода на новое содержание образования, внедрения нового механизма оценки результатов учебной деятельности учащихся в условиях информатизации системы образования. Всё это содействует повышению качества образования в условиях информатизации системы образования.
За 2014 - 2015 учебный год было проведено 7 методических заседаний по плану, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся. Все запланированные мероприятия выполнены по плану и графикам.
На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:
-
Анализ работы МО за 2013-2014 учебный год и рассмотрение плана работы на 2014-2015 учебный год
-
О единых требованиях к письменной речи учащихся, к проведению письменных работ, проверке, количеству и назначению тетрадей
-
Рассмотрение методических тем учителей
-
Утверждение рабочих программ, программ элективов, программ по изучению дополнительных часов, плана мероприятий по подготовке учащихся к ОГЭ на 2014- 2015 учебный год
5. Итоги ОГЭ по предметам гуманитарного цикла:
а) Результаты по школе, району, РТ, РФ.
б) Типичные ошибки (выявление западающих тем)
в) Составление плана коррекции по подготовке к ОГЭ.
6. Использование технологии проблемного обучения на уроках истории.
7. Работа с одаренными учащимися по татарскому и чувашскому языкам.
8. Применение игровых технологий на уроках английского языка.
9. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС.
10. Утверждение перечня учебников и программ на 2014 - 2015 учебный год;
Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.
Анализ
работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету
С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, учителя в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составили рабочие программы.
Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык, родной язык, татарский язык и литература), уроки внеклассного чтения в 5-9 классе. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям ГОСТов.
Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет выдачи программного материала блоками. В 6, 9 классах были отведены дополнительные часы на изучение родных языков (6 класс- на изучение русского языка, 9 класс - на изучение татарского языка).
Работа по созданию методической базы кабинетов
В 2014-2015 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.
Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари, справочники.
Вывод: в 2015-2016 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.
Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.
Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. За прошедший учебный год курсы повышения квалификации прошли: учитель английского языка Идиятуллина Г.Ф. Необходимо учителю истории Вотчинниковой Е.А. пройти курсовую переподготовку до начала учебного года.
Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. В течение года
велась работа над темами, наработки внедрялись в учебный процесс. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков.
По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:
- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными уч-ся);
- разнообразить формы уроков;
- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).
5. В течение учебного года было запланировано проведение открытых уроков. Все запланированные уроки были проведены.
В результате посещения и анализа уроков были сделаны следующие выводы: учителя владеют классом, учащиеся проявляют интерес к предметам, уровень знаний и изучаемый материал соответствует государственным образовательным стандартам, учителя используют различные методы и формы работы, уделяют внимание формированию у учащихся не только навыков самоконтроля, но и навыков самостоятельной работы с различными источниками, используют инновационные технологии. Учителя профессионально владеют методикой построения урока.
Вывод.
Таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей гуманитарного цикла достаточно опытный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию, пройти аттестацию.
Анализ внеклассной деятельности МО
В течение учебного года учителя и учащиеся принимали активное участие в различных семинарах, конкурсах и занимали призовые места.
№
учитель
Конференция, конкурсы, публикации, олимпиады, гранты (учителя, уч-ся)
Результативность (место, диплом, сертификат)
1.
Идиятуллина Г.Ф, учитель английского языка
Муниципальный конкурс «Говорим и поем по-английски»
Ученица 5 класса Афанасьева А., диплом
1 степени
2.
Герасимова А.А., учитель родного языка
Олимпиада по чувашскому языку и литературе учащихся 8 классов, победитель, 2014 год
Победитель ученица 8 класса Филиппова Е.
3
Данилов В.Н., учитель истории и обществознания
Интернет-олимпиада по истории Татарстана
Учащиеся 9 класса Лукьянов А., Осипов М., сертификаты участников
4
Осипова С.Н., учитель русского языка и литературы
-
Конкурс сочинений школьников «Скажем коррупции «Нет!», республиканский этап, победитель, 2014 год
-
Республиканская олимпиада по чувашскому языку и литературе, победитель,2014 год
-
Олимпиада по русскому языку среди учащихся 9 класса национальных школ, муниципальный уровень, призер, 2014 год
-
Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 класса национальных школ, муниципальный уровень, призер, 2014 год
-
Олимпиада по литературе среди учащихся 7 класса национальных школ, муниципальный уровень, победитель, 2014 год
-
Конкурс творческих работ "Скажем коррупции "Нет!", муниципальный этап, победитель, 2014 год
-
Конкурс творческих работ "Будущее моей страны - в моих руках», муниципальный этап, победитель, 2014 год
-
Олимпиада по чувашскому языку и литературе языку среди учащихся 9 класса, муниципальный уровень, участие, 2014 год,
-
XLI Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку, 2014 год
-
18 региональный фестиваль детского творчества «Рухият», номинация «Литературное творчество», призер, 2015 год
-
Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», муниципальный уровень, победитель, 2015 год
-
Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», республиканский уровень, участие, 2015 год
Победитель ученик 9 класса Осипов М.
Победитель ученик 9 класса Осипов М.
Призер ученик 9 класса Осипов М.
призер ученица 7 класса Потапова А.
победитель ученица 7 класса Потапова А.
победитель ученик 9 класса Осипов М.
победитель ученица 7 класса Потапова А.
победитель ученик 9 класса Осипов М.
призер ученик 9 класса Лукьянов А.
участник ученица 6 класса Идиятуллина М. (свидетельство)
2 место, ученик 9 класса Осипов М.
победитель Ииятуллина М., ученица 6 класса
Идиятуллина М., 6 класс, грамота МО и Н РТ за участие
5
Долгова Ю.Ю., учитель татарского языка
Международная дистанционная олимпиада по татарскому языку для учащихся 2-4 классов
Межрегиональный конкурс чтецов, посвященный 70-летию Великой Победы
Дипломы победителей:
ученица 4 класса Герасимова М., ученица 2 класса Нурутдинова Исламия, ученица 5 класса Афанасьева А., ученик 5 класса Тараканов Д., ученица 6 класса Федорова Л., ученица 7 класса Потапова А.
Сертификаты участников:
Долгова А., 1 класс
Ермолаева Н., 2 класс
Фомуляев К., 3 класс
Краснов В., 3 класс
Долгова К., 3 класс
Мустафин А., 3 класс
Зиннатшина А., 4 класс
Егоров С., 5 класс
Идиятуллина М., 6 класс
Иванова К., 6 класс
Зиннатшина К., 6 класс
Герасимов К., 7 класс
Кузьмин И., 7 класс
Мустафина А., 7 класс
Идиятуллина М., 6 класс, свидетельство
Проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла. Есть победители и призеры. Проведены предметные недели. Все предметные недели проведены на высоком уровне.
Учителями МО в течение года проводилась дифференцированная работа по подготовке к ОГЭ : индивидуальные консультации, были составлены разноуровневые тесты по материалам ОГЭ, велась углубленная работа с тестовыми текстами.
Из предметов гуманитарного цикла итоговая аттестация проходила по двум предметам: по русскому языку (в новой форме) и по татарскому языку проводилось единое республиканское тестирование.
Результаты ГИА (средний балл) по русскому языку
Учебный год
Кол-во учащихся, сдававших ГИА/% от общего числа выпускников
Количество баллов
Качество знаний (%)
Успеваемость (%)
Максимальное количество набранных баллов/кол-во учащихся набравших максимальное количество баллов
Средний процент правильно выполненных заданий
Средний балл по школе
Оценка
2008-2009
1/11%
42 (1)
92
92
5
100
100
2009-2010
2/33%
32 (1)
55
30,5
3
50
100
2010-2011
5/100%
37 (1)
70,2
29
4
40
100
2011-2012
6/100%
41(2)
85,5
36,3
4,5
100
100
2012-2013
6/100%
38 (1)
78
33
4,16
100
100
2013-2014
6/100
41 (1)
40 (1)
85
35,8
4,16
66,6
100
2014-2015
6/100
В течение года проводилась проверка рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ. Рабочие тетради по русскому языку, истории, обществознанию, праву, английскому языку ведутся в соответствии с требованиями и согласно образовательным стандартам.
Проверка тетрадей по русскому языку, родному языку, татарскому языку и литературе осуществляется своевременно.
Вывод. Работу МО гуманитарного цикла в 2014-2015 учебном году можно признать удовлетворительной.
Рекомендации на 2015-2016 учебный год:
-
Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения информационных, личностно-ориентированных и других технологий.
-
Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.
-
Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса.
-
Учителям гуманитарного цикла шире использовать ИКТ на уроках.
-
Продолжить взаимопосещение уроков с целью обмена опытом.
-
Размещать свои методические материалы в Интернете.
Тема методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2015/2016 учебный год: «Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования».
Цель МО гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год:
Обеспечение методических условий для эффективного введения федерального государственного стандарта в основной школе, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения.
Задачи:
-
Изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ФГОС ООО.
-
Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, вебинаров, курсы повышения квалификации, обмен опытом, самообразование.
-
Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу на основных образовательных технологий.
-
Организация системной подготовки к ОГЭ по предметам гуманитарного цикла.
Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла С.Н. Осипова