Деятельность школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла сельской малокомплектной школы

Раздел Завучу
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельность школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла сельской малокомплектной школы (из опыта работы)


В сельской малокомплектной школе ШМО является одним из механизмов оказания методичесокй помощи учителям. Целью деятельности МО является определение уровня продуктивности работы МО в школе, совершенствование уровня педагогического мастерства учителей.

Методическое объединение работало над темой «Применение современных педагогических технологий как средство повышения качества знаний обучающихся с целью их эффективной подготовки к итоговой аттестации».

Задачи:

1. Развитие профессиональной компетентности педагогов и повышение качества знаний обучающихся через внедрение современных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс, в том числе здоровьесберегающих.

2. Совершенствование методики подготовки обучающихся к ОГЭ путём широкого использования интернет-ресурсов.

3. Организация индивидуальных занятий с целью коррекции знаний учащихся, нуждающихся в поддержке, а также для подготовки учащихся к итоговой аттестации.

4. Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение учащихся в различные виды урочной и внеурочной деятельности.

Цель работы МО: повышение качества обучения учащихся на уроках гуманитарного цикла через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении школьников.

В соответствии с целями и задачами работа МО учителей гуманитарного цикла осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

- методические объединения, семинары;

- работа по выявлению и обобщению педагогического опыта;

- проведение школьных олимпиад и предметных недель;

- информационно-методическое обслуживание учителей гуманитарного цикла;

- повышение квалификации, педагогического мастерства;

- аттестация работников;

- участие в конкурсах и конференциях.

Это традиционные, но надежные формы организации МО. С их помощью осуществлялась реализация плана работы МО, использование актуальных педагогических технологий (личностно-ориентированные, информационные, развивающие).

Для успешной работы в реализации научно-методической темы МО гуманитарного цикла учителя использовали принципы воспитания творческих способностей личности:

  • единства и оптимального сочетания управления индивидуальной работы и коллективной;

  • единства и оптимального сочетания управления и самоуправления;

  • единства и оптимального сочетания репродукции и проблемных методов;

  • новизны и разнообразия деятельности учащихся;

  • единства образования, развития и воспитания, сотрудничества ученика и учителя, оптимизма, веры в силы и способности ученика, поощрения успеха и доброжелательной критики недостатков.

Анализ тематики заседаний МО

В этом году МО строило свою работу на переходе к реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников.

В настоящее время коллектив вышел на новую для себя проблему: повышение качества образования на основе современных образовательных технологий, роста профессиональной компетентности педагогических кадров в условиях перехода на новое содержание образования, внедрения нового механизма оценки результатов учебной деятельности учащихся в условиях информатизации системы образования. Всё это содействует повышению качества образования в условиях информатизации системы образования.

За 2014 - 2015 учебный год было проведено 7 методических заседаний по плану, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся. Все запланированные мероприятия выполнены по плану и графикам.

На заседаниях МО обсуждались следующие вопросы:

  1. Анализ работы МО за 2013-2014 учебный год и рассмотрение плана работы на 2014-2015 учебный год

  2. О единых требованиях к письменной речи учащихся, к проведению письменных работ, проверке, количеству и назначению тетрадей

  3. Рассмотрение методических тем учителей

  4. Утверждение рабочих программ, программ элективов, программ по изучению дополнительных часов, плана мероприятий по подготовке учащихся к ОГЭ на 2014- 2015 учебный год

5. Итоги ОГЭ по предметам гуманитарного цикла:

а) Результаты по школе, району, РТ, РФ.

б) Типичные ошибки (выявление западающих тем)

в) Составление плана коррекции по подготовке к ОГЭ.

6. Использование технологии проблемного обучения на уроках истории.

7. Работа с одаренными учащимися по татарскому и чувашскому языкам.

8. Применение игровых технологий на уроках английского языка.

9. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС.

10. Утверждение перечня учебников и программ на 2014 - 2015 учебный год;

Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.

Анализ

работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету

С учетом федерального перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе, учителя в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составили рабочие программы.

Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык, родной язык, татарский язык и литература), уроки внеклассного чтения в 5-9 классе. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям ГОСТов.

Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет выдачи программного материала блоками. В 6, 9 классах были отведены дополнительные часы на изучение родных языков (6 класс- на изучение русского языка, 9 класс - на изучение татарского языка).

Работа по созданию методической базы кабинетов

В 2014-2015 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.

Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари, справочники.

Вывод: в 2015-2016 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.

Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.

Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации. За прошедший учебный год курсы повышения квалификации прошли: учитель английского языка Идиятуллина Г.Ф. Необходимо учителю истории Вотчинниковой Е.А. пройти курсовую переподготовку до начала учебного года.

Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. В течение года

велась работа над темами, наработки внедрялись в учебный процесс. Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков.

По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:

- тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными уч-ся, низкомотивированными уч-ся);

- разнообразить формы уроков;

- активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).

5. В течение учебного года было запланировано проведение открытых уроков. Все запланированные уроки были проведены.

В результате посещения и анализа уроков были сделаны следующие выводы: учителя владеют классом, учащиеся проявляют интерес к предметам, уровень знаний и изучаемый материал соответствует государственным образовательным стандартам, учителя используют различные методы и формы работы, уделяют внимание формированию у учащихся не только навыков самоконтроля, но и навыков самостоятельной работы с различными источниками, используют инновационные технологии. Учителя профессионально владеют методикой построения урока.

Вывод.

Таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей гуманитарного цикла достаточно опытный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию, пройти аттестацию.

Анализ внеклассной деятельности МО

В течение учебного года учителя и учащиеся принимали активное участие в различных семинарах, конкурсах и занимали призовые места.

учитель

Конференция, конкурсы, публикации, олимпиады, гранты (учителя, уч-ся)

Результативность (место, диплом, сертификат)

1.

Идиятуллина Г.Ф, учитель английского языка

Муниципальный конкурс «Говорим и поем по-английски»

Ученица 5 класса Афанасьева А., диплом

1 степени

2.

Герасимова А.А., учитель родного языка

Олимпиада по чувашскому языку и литературе учащихся 8 классов, победитель, 2014 год

Победитель ученица 8 класса Филиппова Е.

3

Данилов В.Н., учитель истории и обществознания

Интернет-олимпиада по истории Татарстана

Учащиеся 9 класса Лукьянов А., Осипов М., сертификаты участников

4

Осипова С.Н., учитель русского языка и литературы

  1. Конкурс сочинений школьников «Скажем коррупции «Нет!», республиканский этап, победитель, 2014 год

  2. Республиканская олимпиада по чувашскому языку и литературе, победитель,2014 год

  3. Олимпиада по русскому языку среди учащихся 9 класса национальных школ, муниципальный уровень, призер, 2014 год

  4. Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 класса национальных школ, муниципальный уровень, призер, 2014 год

  5. Олимпиада по литературе среди учащихся 7 класса национальных школ, муниципальный уровень, победитель, 2014 год

  6. Конкурс творческих работ "Скажем коррупции "Нет!", муниципальный этап, победитель, 2014 год

  7. Конкурс творческих работ "Будущее моей страны - в моих руках», муниципальный этап, победитель, 2014 год

  8. Олимпиада по чувашскому языку и литературе языку среди учащихся 9 класса, муниципальный уровень, участие, 2014 год,


  1. XLI Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку, 2014 год

  2. 18 региональный фестиваль детского творчества «Рухият», номинация «Литературное творчество», призер, 2015 год

  3. Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», муниципальный уровень, победитель, 2015 год

  4. Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика», республиканский уровень, участие, 2015 год

Победитель ученик 9 класса Осипов М.



Победитель ученик 9 класса Осипов М.



Призер ученик 9 класса Осипов М.


призер ученица 7 класса Потапова А.


победитель ученица 7 класса Потапова А.



победитель ученик 9 класса Осипов М.



победитель ученица 7 класса Потапова А.


победитель ученик 9 класса Осипов М.

призер ученик 9 класса Лукьянов А.



участник ученица 6 класса Идиятуллина М. (свидетельство)


2 место, ученик 9 класса Осипов М.


победитель Ииятуллина М., ученица 6 класса


Идиятуллина М., 6 класс, грамота МО и Н РТ за участие

5

Долгова Ю.Ю., учитель татарского языка

Международная дистанционная олимпиада по татарскому языку для учащихся 2-4 классов







Межрегиональный конкурс чтецов, посвященный 70-летию Великой Победы

Дипломы победителей:

ученица 4 класса Герасимова М., ученица 2 класса Нурутдинова Исламия, ученица 5 класса Афанасьева А., ученик 5 класса Тараканов Д., ученица 6 класса Федорова Л., ученица 7 класса Потапова А.

Сертификаты участников:

Долгова А., 1 класс

Ермолаева Н., 2 класс

Фомуляев К., 3 класс

Краснов В., 3 класс

Долгова К., 3 класс

Мустафин А., 3 класс

Зиннатшина А., 4 класс

Егоров С., 5 класс

Идиятуллина М., 6 класс

Иванова К., 6 класс

Зиннатшина К., 6 класс

Герасимов К., 7 класс

Кузьмин И., 7 класс

Мустафина А., 7 класс

Идиятуллина М., 6 класс, свидетельство

Проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла. Есть победители и призеры. Проведены предметные недели. Все предметные недели проведены на высоком уровне.

Учителями МО в течение года проводилась дифференцированная работа по подготовке к ОГЭ : индивидуальные консультации, были составлены разноуровневые тесты по материалам ОГЭ, велась углубленная работа с тестовыми текстами.

Из предметов гуманитарного цикла итоговая аттестация проходила по двум предметам: по русскому языку (в новой форме) и по татарскому языку проводилось единое республиканское тестирование.

Результаты ГИА (средний балл) по русскому языку

Учебный год

Кол-во учащихся, сдававших ГИА/% от общего числа выпускников

Количество баллов

Качество знаний (%)

Успеваемость (%)

Максимальное количество набранных баллов/кол-во учащихся набравших максимальное количество баллов

Средний процент правильно выполненных заданий

Средний балл по школе

Оценка

2008-2009

1/11%

42 (1)

92

92

5

100

100

2009-2010

2/33%

32 (1)

55

30,5

3

50

100

2010-2011

5/100%

37 (1)

70,2

29

4

40

100

2011-2012

6/100%

41(2)

85,5

36,3

4,5

100

100

2012-2013

6/100%

38 (1)

78

33

4,16

100

100

2013-2014


6/100

41 (1)

40 (1)

85

35,8

4,16

66,6

100

2014-2015

6/100







В течение года проводилась проверка рабочих тетрадей, тетрадей для контрольных работ. Рабочие тетради по русскому языку, истории, обществознанию, праву, английскому языку ведутся в соответствии с требованиями и согласно образовательным стандартам.

Проверка тетрадей по русскому языку, родному языку, татарскому языку и литературе осуществляется своевременно.

Вывод. Работу МО гуманитарного цикла в 2014-2015 учебном году можно признать удовлетворительной.

Рекомендации на 2015-2016 учебный год:

  1. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения информационных, личностно-ориентированных и других технологий.

  2. Выявление, обобщение и распространение положительного опыта творчески работающих учителей.

  3. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению методикой системного анализа результатов учебно-воспитательного процесса.

  4. Учителям гуманитарного цикла шире использовать ИКТ на уроках.

  5. Продолжить взаимопосещение уроков с целью обмена опытом.

  6. Размещать свои методические материалы в Интернете.

Тема методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2015/2016 учебный год: «Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения современного качества образования».

Цель МО гуманитарного цикла на 2015-2016 учебный год:

Обеспечение методических условий для эффективного введения федерального государственного стандарта в основной школе, подготовка учителей к работе по стандартам второго поколения.

Задачи:

  1. Изучение нормативно-правовой, методической базы по введению ФГОС ООО.

  2. Повышение уровня профессиональной подготовки учителя через систему семинаров, вебинаров, курсы повышения квалификации, обмен опытом, самообразование.

  3. Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу на основных образовательных технологий.

  4. Организация системной подготовки к ОГЭ по предметам гуманитарного цикла.

Руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла С.Н. Осипова

© 2010-2022