Статья «Профильное обучение в школе»

Образование на рубеже 20-21 веков, испытывая на себе влияние всех катаклизмов социальной и политической среды, само находится на «линии разрыва» между старыми стереотипами мышления и деятельности в новых условиях производства и рынка. Подготовка конкурентоспособных, талантливых и отлично подготовленных молодых специалистов, готовых управлять страной 21 века, становится делом государственной важности. Сегодня обществу нужны люди самостоятельные, способные приспосабливаться к постоянным переменам ... Как данный подход, допустим, может быть выражен в образовательной области «Искусство».     На уроках искусства (русской художественной культуры) может найти достойное отражение  архитектурно – строительное и художественное направление, связанное с подготовкой будущих  строителей и архитекторов, а также связанное с подготовкой для школы учителей искусства, музыки, изо, МХК. Учитывая актуальность и культурологическую направленность профессиональной деятельности педагога искусства, считаю целесообразным и приемлемым осуществлять необходимую начальную подготовку школьников в данном на... Технологическая карта (примерный вариант)   № п\п Тема урока Ученик должен знать Ученик должен уметь Проффес. ориентац. Дом. задан. 1 Особенности русского ба- рокко сере- дины 18 в. Что характерно для данного стиля, известных архитекторов, работавших в этом стиле,  шедевры архитектуры России, выполненные в стиле барокко. Отличать  барокко   от других стилей         В 18 в. появил. первая школа архитек., смеше- ние сти- лей, осо- бенности ...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образование на рубеже 20-21 веков, испытывая на себе влияние всех катаклизмов социальной и политической среды, само находится на «линии разрыва» между старыми стереотипами мышления и деятельности в новых условиях производства и рынка. Подготовка конкурентоспособных, талантливых и отлично подготовленных молодых специалистов, готовых управлять страной 21 века, становится делом государственной важности. Сегодня обществу нужны люди самостоятельные, способные приспосабливаться к постоянным переменам и решать все новые и новые проблемы. Каждый человек, включенный в общественное взаимодействие, сталкивается с необходимостью активного самостоятельного постоянного выбора:

-жизненных целей;

-стратегии и способов достижения таких целей;

-выбора приоритетов при соотнесении своих целей, способов и личностных ценностей с целями, способами и ценностями других;

-профессии, которая была бы востребована в данных рыночных условиях.

Учитывая напряженную ситуацию на рынке образовательных услуг и рынке труда специалистов, одним из перспективных направлений взаимодействия вуза, школы и учреждений дополнительного образования является создание специализированных профильных классов в школах. Конечно, создание профильных классов в школах имеет очевидные преимущества. Для вуза - это решение проблемы набора абитуриентов, причем наиболее одаренных, хорошо подготовленных, четко представляющих, какую именно специальность они хотят получить. Для школы - это профессиональная ориентация, подготовка учащихся к дальнейшему освоению определенной профессии.

Как данный подход, допустим, может быть выражен в образовательной области «Искусство».

Национальный проект «Образование» дает возможность нам, педагогам, работающим в профильных классах, участвовать в реализации качественных изменений в системе образования на основе общечеловеческих ценностей средствами искусства. Если говорить вообще о роли искусства в жизни человека, то лейтмотивом можно считать слова Николая Константиновича Рериха: «Об искусстве ли думать? Да, да, именно об искусстве нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий». Если говорить о предмете искусства в школе, вспоминаются слова А.В.Бушлинского: «Пора предметы искусства в школе осознать не просто, как обучающие каким-то художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие словесно-логическое мышление, способность к художественно-эмоциональному освоению действительности». На уроках искусства (русской художественной культуры) может найти достойное отражение архитектурно - строительное и художественное направление, связанное с подготовкой будущих строителей и архитекторов, а также связанное с подготовкой для школы учителей искусства, музыки, изо, МХК. Учитывая актуальность и культурологическую направленность профессиональной деятельности педагога искусства, считаю целесообразным и приемлемым осуществлять необходимую начальную подготовку школьников в данном направлении, ведь профессиональная ориентация на архитектурно - строительную специальность в культурном контексте будет способствовать мотивированному выбору школьниками данной профессии, позволит им испытать свои способности к ней. Содержание подготовки по архитектурно - строительному направлению выстраиваю на межпредметной основе, даю информацию, расширяющую сведения по художественным базовым дисциплинам, а также знакомлю учащихся со способами профессиональной деятельности архитекторов. Например, при изучении темы «Символика храмов Киевской Руси» даю детям информацию о новых чертах, которые появились в изобразительном искусстве в России в 11 веке (техника новгородской живописи, монументальная живопись-мозаика и фрески, станковая живопись). При изучении живописи 18 века знакомлю учащихся с жанрами живописи (портрет, пейзаж, натюрморт и др.). Тема «Художественный образ 18 века» дает возможность познакомить учащихся с основами русской пейзажной живописи, с новыми видами изобразительного искусства - графикой, гравюрой. При изучении художественного языка гравюр ребят заинтересовало то, что факт начала новой русской живописи с графики предопределил культ рисунка, линии в живописном искусстве России на последующее время. Большой интерес у учащихся вызвала тема «Стили русской архитектуры (барокко, ампир, модерн). Ребята выяснили, в каком архитектурном стиле построены многие здания, поделились мыслями о том, в каком архитектурном стиле они бы спроектировали будущие архитектурные сооружения в своем городе. Профильные занятия отражают развивающий характер художественного специального образования, что важно как для его начальной стадии, так и для последующего обучения в высшем и среднем звене. На развивающем потенциале предмета моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленные в разных образах, формируется интерес и положительная мотивация учащихся к художественному направлению профиля путем их ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы, появляется возможность реализовать свой интерес к данному направлению. Изучение данного предмета помогает уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне, способствует выработке психологической готовности к осуществлению выбора профессии. В связи с этим, в художественно-профессиональной ориентации учащихся следует признать непреходящую роль общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов профильного цикла и, конечно же, сотрудничество с высшими учебными заведениями, а конкретно, в нашем случае с архитектурно - строительным институтом.

Технологическая карта (примерный вариант)

п\п

Тема урока

Ученик должен знать

Ученик должен уметь

Проффес.

ориентац.

Дом.

задан.

1

Особенности

русского ба-

рокко сере-

дины 18 в.

Что характерно для данного стиля, известных архитекторов, работавших в этом стиле,

шедевры архитектуры России, выполненные в стиле барокко.

Отличать

барокко

от других

стилей


В 18 в.

появил.

первая

школа

архитек.,

смеше-

ние сти-

лей, осо-

бенности

барочн.

зданий

Запи-

сать

в тет.

наз-

вания

извес.

арх.

соор.,

вып.

в ст.

бар.


© 2010-2022