- Преподавателю
- Директору, завучу
- Статья «Профильное обучение в школе»
Статья «Профильное обучение в школе»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кравцова- Л.А. |
Дата | 17.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Образование на рубеже 20-21 веков, испытывая на себе влияние всех катаклизмов социальной и политической среды, само находится на «линии разрыва» между старыми стереотипами мышления и деятельности в новых условиях производства и рынка. Подготовка конкурентоспособных, талантливых и отлично подготовленных молодых специалистов, готовых управлять страной 21 века, становится делом государственной важности. Сегодня обществу нужны люди самостоятельные, способные приспосабливаться к постоянным переменам и решать все новые и новые проблемы. Каждый человек, включенный в общественное взаимодействие, сталкивается с необходимостью активного самостоятельного постоянного выбора:
-жизненных целей;
-стратегии и способов достижения таких целей;
-выбора приоритетов при соотнесении своих целей, способов и личностных ценностей с целями, способами и ценностями других;
-профессии, которая была бы востребована в данных рыночных условиях.
Учитывая напряженную ситуацию на рынке образовательных услуг и рынке труда специалистов, одним из перспективных направлений взаимодействия вуза, школы и учреждений дополнительного образования является создание специализированных профильных классов в школах. Конечно, создание профильных классов в школах имеет очевидные преимущества. Для вуза - это решение проблемы набора абитуриентов, причем наиболее одаренных, хорошо подготовленных, четко представляющих, какую именно специальность они хотят получить. Для школы - это профессиональная ориентация, подготовка учащихся к дальнейшему освоению определенной профессии.
Как данный подход, допустим, может быть выражен в образовательной области «Искусство».
Национальный проект «Образование» дает возможность нам, педагогам, работающим в профильных классах, участвовать в реализации качественных изменений в системе образования на основе общечеловеческих ценностей средствами искусства. Если говорить вообще о роли искусства в жизни человека, то лейтмотивом можно считать слова Николая Константиновича Рериха: «Об искусстве ли думать? Да, да, именно об искусстве нужно думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить то, чем жив дух человеческий». Если говорить о предмете искусства в школе, вспоминаются слова А.В.Бушлинского: «Пора предметы искусства в школе осознать не просто, как обучающие каким-то художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие словесно-логическое мышление, способность к художественно-эмоциональному освоению действительности». На уроках искусства (русской художественной культуры) может найти достойное отражение архитектурно - строительное и художественное направление, связанное с подготовкой будущих строителей и архитекторов, а также связанное с подготовкой для школы учителей искусства, музыки, изо, МХК. Учитывая актуальность и культурологическую направленность профессиональной деятельности педагога искусства, считаю целесообразным и приемлемым осуществлять необходимую начальную подготовку школьников в данном направлении, ведь профессиональная ориентация на архитектурно - строительную специальность в культурном контексте будет способствовать мотивированному выбору школьниками данной профессии, позволит им испытать свои способности к ней. Содержание подготовки по архитектурно - строительному направлению выстраиваю на межпредметной основе, даю информацию, расширяющую сведения по художественным базовым дисциплинам, а также знакомлю учащихся со способами профессиональной деятельности архитекторов. Например, при изучении темы «Символика храмов Киевской Руси» даю детям информацию о новых чертах, которые появились в изобразительном искусстве в России в 11 веке (техника новгородской живописи, монументальная живопись-мозаика и фрески, станковая живопись). При изучении живописи 18 века знакомлю учащихся с жанрами живописи (портрет, пейзаж, натюрморт и др.). Тема «Художественный образ 18 века» дает возможность познакомить учащихся с основами русской пейзажной живописи, с новыми видами изобразительного искусства - графикой, гравюрой. При изучении художественного языка гравюр ребят заинтересовало то, что факт начала новой русской живописи с графики предопределил культ рисунка, линии в живописном искусстве России на последующее время. Большой интерес у учащихся вызвала тема «Стили русской архитектуры (барокко, ампир, модерн). Ребята выяснили, в каком архитектурном стиле построены многие здания, поделились мыслями о том, в каком архитектурном стиле они бы спроектировали будущие архитектурные сооружения в своем городе. Профильные занятия отражают развивающий характер художественного специального образования, что важно как для его начальной стадии, так и для последующего обучения в высшем и среднем звене. На развивающем потенциале предмета моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатленные в разных образах, формируется интерес и положительная мотивация учащихся к художественному направлению профиля путем их ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы, появляется возможность реализовать свой интерес к данному направлению. Изучение данного предмета помогает уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранное направление на повышенном уровне, способствует выработке психологической готовности к осуществлению выбора профессии. В связи с этим, в художественно-профессиональной ориентации учащихся следует признать непреходящую роль общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов профильного цикла и, конечно же, сотрудничество с высшими учебными заведениями, а конкретно, в нашем случае с архитектурно - строительным институтом.
Технологическая карта (примерный вариант)
№
п\п
Тема урока
Ученик должен знать
Ученик должен уметь
Проффес.
ориентац.
Дом.
задан.
1
Особенности
русского ба-
рокко сере-
дины 18 в.
Что характерно для данного стиля, известных архитекторов, работавших в этом стиле,
шедевры архитектуры России, выполненные в стиле барокко.
Отличать
барокко
от других
стилей
В 18 в.
появил.
первая
школа
архитек.,
смеше-
ние сти-
лей, осо-
бенности
барочн.
зданий
Запи-
сать
в тет.
наз-
вания
извес.
арх.
соор.,
вып.
в ст.
бар.