Статья «Сопровождение ученика через сопровождение учителя»

"Сопровождение ребенка в процессе обучения в образовательном учреждении предполагает систему педагогических воздействий, направленных на максимальное развитие познавательных способностей ребенка с учетом его психофизических возможностей, социальных условий жизни. В многоаспектном процессе сопровождения ключевой фигурой является педагог, который, как правило, и разрабатывает разноуровневые образовательные маршруты для каждого ученика. Сопровождение учебной деятельности предполагает и правильно по...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сопровождение ученика через сопровождение учителя

Адам Валентина Николаевна,

заместитель директора

по учебно-методической работе

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №35» г. Череповца Вологодской обл.


Сопровождение ребенка в процессе обучения в образовательном учреждении предполагает систему педагогических воздействий, направленных на максимальное развитие познавательных способностей ребенка с учетом его психофизических возможностей, социальных условий жизни. В многоаспектном процессе сопровождения ключевой фигурой является педагог, который, как правило, и разрабатывает разноуровневые образовательные маршруты для каждого ученика. Сопровождение учебной деятельности предполагает и правильно подобранный, т.е. в соответствии с образовательными потребностями ребенка, учебный материал, и доступные методы его объяснения, и педагогические технологии.

Создаваемые сегодня в школах службы комплексного сопровождения становятся базовой составляющей программ развития учреждения и должны обеспечивать организационно-содержательное единство и целостность в профессиональной деятельности. В этой связи необходим и новый подход к организации работы заместителя директора по учебно-методической работе. На первый план выходит такое направление, как развитие кадров. Это и создание условий для развития творческого потенциала учителя, и консультирование, и оказание помощи, и обучение, т.е., по существу, создание системы сопровождения обучающихся через систему сопровождения учителя.

На протяжении ряда лет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида №35 г. Череповца нарабатывается опыт такой работы. Школа активно участвует в процессах модернизации системы образования, разработки обновленного содержания образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, регионального и школьного компонента специального образовательного стандарта, внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, что должно способствовать успешной самореализации выпускников школы, их социализации.

Помимо организационных, регулятивных, контрольных функций заместитель директора по учебно-методической работе выполняет функцию менеджера по работе с персоналом, планирует и осуществляет руководство развитием каждого педагога, специалиста, без чего невозможна ни инновационная деятельность в учреждении, ни осуществление грамотного сопровождения обучающихся.

Сопровождение педагогов осуществляется через:

  • организацию курсов повышения квалификации;

  • создание условий для получения специального образования в системе переподготовки кадров;

  • участие в семинарах, научно-практических конференциях разного уровня для выступлений и обмена опытом;

  • привлечение к работе в методическом совете, методических объединениях, в творческих группах;

  • содействие в выдвижении на конкурсы, выставки педагогических достижений муниципального, регионального, всероссийского уровней;

  • аттестация педагогов;

  • содействие в обобщении опыта, подготовке публикаций и пособий к печати;

  • моральное и материальное стимулирование педагогов;

  • консультирование по проблемам совершенствования профессионального мастерства.

Через призму сопровождения рассматривается и работа по учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности, которую выполняет руководимый заместителем директора методический совет. Это орган коллегиального управления образовательным учреждением по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса. В его состав входят руководители методических объединений, творческих групп, локальных проектов, отдельные специалисты, имеющие высокий профессиональный уровень, творческий потенциал.

Методический совет регулирует и рассматривает вопросы разработки и внедрения учебных программ, курсов, технологий, способствующих созданию адекватных условий и равных возможностей для получения образования и дальнейшего профессионального определения обучающихся, разработки регионального и школьного компонента образовательного стандарта; определяет направления, содержание деятельности педагогического коллектива по вопросам совершенствования педагогического мастерства, прогнозирования развития инновационной деятельности, обеспечения образовательного уровня в соответствии с требованиями специальных образовательных стандартов.

Методический совет наделен полномочиями экспертного совета на уровне образовательного учреждения: проводит экспертизу рабочих материалов к учебным программам, рабочих программ, дает рекомендации к апробации, к экспертизе на инновационных советах других уровней, рекомендации для обобщения и распространения опыта.

Так, за последние пять лет учителями школы разработано и реализуется 4 авторские программы: "Лоскутное шитье"(6-9 кл.), "Вязание" (6-9 кл.), "Основы химии" (10 кл.), "Час здоровья" (0-4 кл.), 14-рабочих; подготовлены к печати и изданы по заказу Департамента образования Вологодской области 5 сборников учебно-методических материалов и рекомендаций; заложен в областной банк педагогических достижений опыт работы коллектива по проблеме "Организация управления факультативными курсами"; опубликовано 5 статей в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (г. Москва); внедрены разноуровневые подходы к организации учебной деятельности и дополнительного образования; разработана система оказания адресной помощи обучающимся.

По решению методического совета могут быть созданы временные творческие коллективы, утверждены локальные инновационные проекты. Так, работа творческой группы «Здоровьесберегающие технологии» очень быстро дала положительные практические результаты в организации здоровьесберегающего режима в учреждении, во внедрении новых технологий, подняла на более высокий методический уровень работу педагогов школы. Опыт был обобщен и опубликован.

Мнение методсовета учитывается при аттестации педагогов, установлении стимулирующих доплат за инновационную деятельность.

Новый подход к организации управленческой деятельности по вопросам педагогического сопровождения, с одной стороны, позволил активизировать творческий потенциал педагогов, потребность в получении новых знаний. На сегодняшний день 93% педагогов имеют высшее образование, 45% высшее специальное; 58 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 24% - первую; более 70 % педагогов вовлечены в инновационную деятельность, работая в составе творческих групп, методических объединений либо в индивидуальном режиме.

С другой стороны, благоприятные условия, индивидуальный подход к обучению и воспитанию каждого ученика отражается на успешности формирования устойчивой мотивации к получению знаний, практических умений, прогнозированию профессиональной деятельности, самореализации обучающихся, в чем, собственно, и заключается суть сопровождения. Так, на протяжении последних лет, более 50% обучающихся успешно (на «4» и «5») осваивают учебные программы, более 90% выпускников 9-х классов сдают на «4» и «5» экзамен по трудовому обучению, более 80% желают продолжить обучение в 10-11 классе, 8,6 % работают на предприятиях города , 4,5% получают пособия по инвалидности.





































Примерные критерии определения групп учащихся по возможностям усвоения знаний и умений


Содержание

изучения возможностей ученика

Методы изучения возможностей ученика

Показатели уровней знаний и умений обучающихся

Базовый уровень

Минимально допустимый уровень

Индивидуальная

программа

Особенности усвоения учебного материала

Анализ

самостоятельных работ, тестовых заданий. Наблюдение за учеником в учебной деятельности

В основном усваивает программный материал в полном объеме. Умеет применять ранее полученные знания, подбирает собственные примеры на изученное правило с незначительной помощью учителя.

Испытывает трудности при усвоении материала, требует специальных методических приемов и помощи учителя.

Не усваивает программный материал, необходимо планирование с учетом индивидуальных особенностей развития

Особенности самостоятель-ной работы на уроке

Наблюдение за учеником во время самостоятельной работы, анализ письменных работ ученика.

Сосредотачивается на задании длительное время, использует предложенные алгоритмы решений, самостоятельно исправляет единичные ошибки. Словесно оформляет свою деятельность.

Работает самостоятельно после дополнительных разъяснений с опорой на образцы и алгоритмы. Теряется при возникающей трудности, легко отвлекается, допускает ошибки. Испытывает трудности при словесном оформлении своей деятельности.

Самостоятельно выполняет посильное задание, не обращает внимания на результаты работы, не умеет пользоваться образцами, равнодушен к результатам своего труда. Не может дать словесного отчета своей деятельности.

Особенности

навыка самоконтроля.

Наблюдение за учеником во время урока. Анализ письменных работ.

Навык самоконтроля формируется в процессе обучения. Анализирует свою деятельность, самостоятельно сверяет решение с данным образцом и ответом. Находит свои ошибки.

Слабо владеет знаниями (требует побуждения к самоконтролю). После дополнительных разъяснений учителем, исправляет допущенные ошибки.

Не владеет навыками самоконтроля. Требует контроля при проверке выполненного задания.

Особенности использования

«помощи учителя».

Анализ активности принятия учеником «помощи». Анализ результативности усвоения материала с «помощью учителя».

Использует помощь учителя. Достаточно незначительной активизирующей помощи.

Постоянно нуждается в помощи учителя (не уверен в выборе своих действий).

Не может организовать учебную деятельность без помощи учителя.

Особенности

мотивации к учению.

Наблюдения за учеником на всех этапах урока. Анализ активности, внимания, интереса, ответов ученика.

Достаточно устойчивая.

Снижена.

Мотивация к учению на крайне низком уровне либо отсутствует.


© 2010-2022