Целевая программа Право на будущее!

     Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.                   Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами: социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения,...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки РФ

Министерство образования Иркутской области

Департамент образования администрации г. Братска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»



Рассмотрено: Рекомендовано: Утверждаю:

на МС директор МОУ «СОШ № 5»

___________________________ ________________________________





ПРОГРАММА

по профилактике и коррекции девиантного

поведения детей и подростков

«Право на будущее!»

на 2008-2013 г.г























г. Братск, 2008




Содержание





Введение

3

1.

Паспорт Программы

5

2.

Цели и задачи программы:

7

3.

Социально-педагогическая деятельность с учащимися

8

4.

Социально-педагогическая деятельность с семьей

9

5.

Социально-педагогическая деятельность с педагогическим коллективом

10

6.

Работа с социальными партнерами города

10

7.

Ожидаемый результат

11

8.

Сроки реализации программы

11

9.

Комплексная программа социально-психологической службы

МОУ «СОШ № 5»

12

10

Координационный план работы с детьми группы риска


17.
























Введение


Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили

проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;

  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;

  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;

  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Ключевым специалистом "в первом круге помощи" выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается педагоги-психологи, курирующие конкретный класс или конкретного ребенка.

Проблемы, не решенные в первом круге, становятся предметом заботы отдельных специалистов системы помощи и сопровождения - социальных педагогов.

Если те или иные проблемы не удается решить на уровне образовательного учреждения, то они становятся предметом деятельности иных специализированных центров и служб, чаще всего развивающихся как независимые образовательные учреждения. Таким образом, система комплексной помощи должна выстроиться во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной помощи.

Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:
Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся.

Дело социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями.

Педагог-психолог должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.
Задача заместителя директора - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет

обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике

девиантного (отклоняющегося) поведения.









































1. Паспорт программы


Наименование Программы

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков «Право на будущее!» на 2008-2013 гг.

Разработчики Программы


Разработчики программы:


Нормативно-правовая база Программы

  1. .Закон РФ «Об образовании» » (текст закона с поправками 2002 г.);

  2. Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»;

  • Положение о Совете профилактике школы;

  • Другие положения.

Цель Программы


Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

Задачи Программы:

  1. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

  2. Способствовать формированию у детей и подростков "здоровых" моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Сроки и этапы реализации Программы



Организационный (апрель 2008 - сентябрь 2009 г.)

Внедрение программы. (октябрь 2009 г. - декабрь 2012г.)

Аналитический (январь - июнь 2013 г.)


Перечень разделов Программы


  1. Паспорт Программы


Исполнители Программы


Администрация школы, педагогический коллектив.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы


1. Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

2. Снижение числа обучающихся школы, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН.

3. Готовность и желание обучающихся вести здоровый образ жизни.


4. Психолого-педагогическая компетентность родителей и педагогов в сфере работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением.

Система организации контроля за исполнением программы

Руководитель ОУ:

Исполнители:
















  1. Цели и задачи программы



Цели программы:

  1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно;

  2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе;

  3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

  2. Способствовать формированию у детей и подростков "здоровых" моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;

  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.

  5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.





















3. Социально-педагогическая деятельность с учащимися

Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися используются различные формы, методы, приемы и способы.

Решение любой проблемы ребенка, начинается с диагностирования (первый этап), который включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации. Следует учитывать, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у него возникает, и объяснить, чем она вызвана. В этом случае наша задача заключается в том, чтобы самим выявить все значимые обстоятельства ситуации и поставить социальный диагноз.

Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности); беседа непосредственно с ребенком, классным руководителем, преподавателем - предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Для выявления дополнительных сведений о ребенке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка. Цель мониторинга - отслеживание социальной ситуации развития ребенка.

По завершению данного этапа составляется характеристика ситуации (второй этап) и, в которой находится ребенок, а так же характеристика проблемных состояний ребенка. Данная информация фиксируется в документах.

Следующий третий этап - поиск путей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель, в соответствии с которой формулируются конкретные задачи деятельности и определяется выбор путей решения проблемы. Вся деятельность социально-психологической службы на втором этапе определяется как:

  • логика построения индивидуального взаимодействия с ребенком, с родителями.

  • логика построения ситуации посредничества со специалистами школы, институтов города, занимающихся проблемами детей.

Индивидуальное взаимодействие с ребенком (четвертый этап) осуществляется через такие формы:

  • беседа

  • консультации

  • групповые занятия.

Многие старшеклассники испытывают трудности с самоопределением и выбором своей будущей профессии, поэтому важным направлением в деятельности школьных педагогов-психологов является профессиональная ориентация школьника. Их задача - помочь учащемуся определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути.



4. Социально-педагогическая деятельность с семьей

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, так как именно в семье рождается чувство преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему. Психологически благоприятная семейная атмосфера и эмоционально насыщенная жизнь в школе играют большую роль в воспитании учащегося. Они создают предпосылки для развития интеллекта ребенка и его духовно-нравственного воспитания. Именно поэтому так важно взаимодействие родителей и педагогов, семьи и школы в вопросах воспитания.

По роду своей деятельности, социальные педагоги и педагоги - психологи сталкиваются с ошибками в семейном воспитании, работают с разными категориями семей и семьями, переживающими разные периоды развития. Это семьи, имеющие младших школьников и детей дошкольников; семьи подростков и имеющие взрослых детей; семьи, требующие повышенного внимания и нуждающиеся в особой помощи: неполные семьи, малоимущие, многодетные, имеющие детей-инвалидов, опекаемых детей; неблагополучные семьи группы риска, в которых традиции семейного воспитания частично утрачены и имеются проблемы духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Программа направлена на оказание родителям практической помощи в социальном, духовно-нравственном, правовом воспитании детей, повышении социально-психолого-педагогической грамотности родителей. Предусматривает два направления деятельности:

  • коррекционно-профилактическое;

  • информационно-просветительское.

Коррекционно-профилактическое направление предусматривает индивидуальное взаимодействие с различными категориями семей. Индивидуальная работа с ребенком, родителями занимает ведущее место в деятельности социального педагога. В арсенале специалиста имеются технологии индивидуального взаимодействия со всем окружением ребенка, и в первую очередь с семьей. Социальный педагог выявляет проблемы в развитии ребенка и ищет пути их коррекции. Логика взаимодействия с семьей ребенка включает в себя анализ причин возникшей проблемы и оказание социально-педагогической помощи и поддержки семье. Родители консультируются по вопросам воспитания, правового, духовно-нравственного развития ребенка. Консультации носят не только педагогический, но и социальный характер.

Социальные педагоги проводят с родителями различных категорий первичное социальное консультирование. На которых, в зависимости от запроса, предоставляет информацию о мерах социальной поддержки, предусмотренных федеральным законодательством семьям с детьми, либо возможности оказания материальной поддержки в рамках школы (бесплатное питание ребенка).









5. Социально-педагогическая деятельность

с педагогическим коллективом

Деятельность социального педагога неразрывно связана с работой педагогов школы и носит системный характер. Взаимодействие с педагогическим коллективом осуществляется в следующих направлениях:

  • индивидуальная работа по проблеме учащегося строится с классным руководителем,

  • преподавателем-предметником,

  • узкими специалистами школы.

С классными руководителями выстраивается наиболее тесное взаимодействие, так как этот специалист оказывает первичную помощь ребенку в решении его проблем.

Преподаватели-предметники имеют непосредственное общение с ребенком в учебно-воспитательном процессе. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля его обучаемости и посещаемости.

Взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (психологи, педагоги-организаторы, логопеды, фельдшер и другие) осуществляется при необходимости оказания конкретной профессиональной помощи.

6. Работа с социальными партнерами города

Одной из функций социального педагога является посредничество со специалистами различных служб, оказывающих помощь ребенку и семье.

Во взаимодействии с отделом по делам несовершеннолетних УВД и комитетом территориального самоуправления (КТОС) осуществляется планомерная систематическая работа в следующих направлениях:

  • совместные рейды по неблагополучным семьям, при посещении которых проводятся профилактические беседы, разъяснительная работа.

  • организация деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних: совместные беседы с инспектором, круглые столы по данным проблемам, выступления на родительских собраниях.

Комиссия по делам несовершеннолетних осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди детей, защиту их прав. В комиссию приходится обращаться в ситуациях дополнительных мер по привлечению родителей к исполнению своих обязанностей, в тех случаях, когда комплекс социально-педагогических мер не имел положительный результат.

Взаимодействие с центром медицинской профилактики и центром охраны репродуктивного здоровья происходит с целью пропаганды здорового образа жизни обучающихся.

7. Ожидаемый результат.


  1. Повышение социально - психологической устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

  2. Снижение числа обучающихся школы, состоящих на внутришкольном учете и учете в ОДН.

  3. Готовность и желание обучающихся вести здоровый образ жизни.

  4. Психолого-педагогическая компетентность родителей и педагогов в сфере работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением.



8. Сроки реализации программы.


I этап Организационный (апрель 2008 - сентябрь 2009 г.) включает в себя ознакомление с функциями социально-психологической службы, распределение обязанностей между ее участниками, составление банка данных, оформление учетных карточек.


II этап Внедрение программы. (октябрь 2009 г. - декабрь 2012г.)


III этап Аналитический (январь - июнь 2013 г.)








© 2010-2022