Программа углубленного изучения экономики на основе программы Липсица (8-9 класс)

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку предпрофильной подготовки учащихся для углубленного, либо профильного изучения социально-экономических дисциплин. Программа является моей авторской разработкой, она сертифицирована ИРРО Свердловской области, но ранее нигде не публиковалась. Наша школа с углубленным изучение отдельных предметов специализируется на социально-экономических дисциплинах и поэтому возникла необходимость разработки подобной программы для предпрофильной подготовки учащих...
Раздел Завучу
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



  1. Пояснительная записка.

Российская Федерация, как и большинство развитых индустриальных стран мира, переживает сегодня трудные времена. Подавляющее большинство проблем нашей страны связаны как раз с экономической сферой жизни общества, а поэтому потребность в экономически грамотных людях остра, как никогда. Знание логики экономических процессов необходимо не только тем, кто занимается их организацией по роду своей деятельности. Крайне непростая жизнь в экономике ставит перед любым гражданином массу трудных задач. Переход от монополии государственной собственности к многообразию форм собственности, от командно-административной системы руководства к косвенным, экономическим (маркетинговым и менеджерским) методам управления и творческому, предпринимательскому по духу поиску эффективности социально-экономических решений всеми субъектами экономического хозяйствования делает экономическое образование необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Экономическое образование обучающихся в широком смысле рассматривается как "процесс и результат усвоения экономических знаний и умений; формирования качеств личности, мышления и нравственного поведения; включения в социально-экономические отношения, свойственные работнику современного и прогнозируемого производства, который руководствуется в своей деятельности как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ" (ГОС по образовательной области "Экономика").

Настоящая рабочая программа составлена на основании программы по экономике для 8-9 классов школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением экономики)- И.В.Липсиц. Экономика/Экономика 8-11 классы. Программно-методические материалы. М.: Дрофа, 2001.

Для изучения особенностей региона в рабочую программу включен блок Личная экономка из расчёта 5 практических занятий для обобщения и закрепления изученного материала в 8 классе; 7 практических занятий для обобщения и закрепления изученного материала в 9 классе.

Рабочая программа составлена на 2 года (8-9 класс), из расчета 1 час в неделю (34 часа в течение учебного года, 68 часов на весь курс изучения).

  1. Цель учебной программы:

ознакомить обучающихся с теоретическими и практическими основами современной экономики и сформировать у них основы культуры экономического мышления.

1.2. Задачи учебной программы:

- изучение основ современной экономической теории;

- развитие практических навыков и умений в принятии решений, предопределяемыми социально-экономическими условиями выбора;

- овладение основами системного анализа экономических процессов и явлений.

-привитие практических навыков использования полученных теоретических знаний.

Рабочая программа исходит из того, что:

а) экономическая культура как воспитание человека и его совершенствование есть прежде всего «духовное производство»;

б) только духовная культура закладывает в человеке те правила, образцы, нормы, идеалы, эталоны и модели поведения, следуя которым человек живет полноценной жизнью и не сводит сам смысл своей жизни к накоплению или потреблению;

в) уровень культуры определяется ее социализированностью, то есть приобщенностью к культурному наследию, степенью развитости личностных способностей;

г) проявлением духовного основания человека рынка призвана выступать морально-нравственная ориентированность хозяйствующего субъекта, система его ценностных ориентаций;

д) экономическая культура как потенция и экономическая культура как действенная актуальность разводятся как две стороны одного и того же духовного производства: воспроизводства идей самих по себе и воспроизводство человека как носителя этих идей. Классическое утверждение о том, что идеи, овладев массами, становятся всесильными, лишь подтверждает то обстоятельство, что в структуре образования необходимо различать обучение знаниям и процесс превращения знаний в убеждения.



Оба элемента системы образования мотивируются своими собственными специфическими мотивами. Но, выступая как два составных компонента духовного производства, духовного труда, они предполагают серьезное осмысление самой мотивационной основы труда как «духовного делания» (И. В. Ильин), как «работы со смыслами» (В. С. Соловьев).

Таким образом, принципом, положенным в основу настоящей программы является, понимание в качестве доминанты экономической культуры духовности. Духовность экономической культуры рассматривается нами как логика нравственной культуры, логика моральных форм, способов самоутверждения и саморазвития человека в обществе, достижение разумного сочетания и «подвижного равновесия» между ними, равно как и между разумом и чувствами, расчетом и великодушием, личными и общественными интересами, сущим и должным. Решение поставленных цели и задач предполагает сочетание лекционной формы обучения с практикумами, анализом конкретных социально-экономических ситуаций, сопровождающих обучающихся как дома, так и в социуме в целом. Формами контроля динамики формирования культуры экономического мышления у обучающихся предусматривает понятийные диктанты и эссе - сочинение социально-экономической тематики, в котором обучающиеся, в непринужденной форме оперируя научными терминами и понятиями, призваны излагать личные соображения на заданную тему. Для контроля динамики формирования культуры экономического мышления у обучающихся планируются следующие основные формы: (а) понятийные диктанты (вначале аудиторных занятий в течение 10 - 15 минут); (б) написание эссе - сочинения социально-экономической тематики, в котором обучающиеся, в непринужденной форме оперируя научными терминами и понятиями, призваны излагать личные соображения на заданную тему; (в) анализ экономических текстов из журналов «Эксперт» и «Эксперт-Урал», еженедельников «Русский Newseek», «Наша версия», газет «Коммерсантъ», «Новая газета», «Известия», «Областная газета», «Российская газета»; (г) написание исследовательских мини-проектов .Сжатость аудиторных часов, отведенных учебным планом по курсу «Экономика» на изучение проблем современной экономики, имеет следствием во время лекционных занятий и чтения экономических текстов «встречу» с рядом экономических понятий, содержание и структура которых не была озвучена в аудитории.

Данная ситуация призвана сформировать у обучающихся информационную потребность - осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом. Именно удовлетворение информационной потребности, то есть систематическая самостоятельная работа с современными экономическими энциклопедиями и словарями при чтении заданных на дом текстов и есть основной предмет домашней работы.



  1. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:

  1. - содержание и структуру экономических категорий, терминов и понятий, содержащихся в учебной программе;

  1. - основы методологии системного анализа экономических явлений и процессов;

  2. - функции экономической теории;

  3. - - механизм функционирования рынка на уровне микроэкономике как не замкнутого воспроизводственного цикла;

  4. - функции рынка и его субъектов (агентов), спроса и предложения, денег и цены, конкуренции, предпринимательства;

  5. - критерии классификации экономических законов, потребностей, благ, рынков, издержек, прибыли, конкуренции;

  6. - характерные особенности (по отношению к потребительскому рынку) рынка факторов производства;

  7. - теоретические основы микро- и макроравновесия;

  8. - проблемы экономического роста и экономических циклов, занятости, инфляции;

  9. - основные виды налогов и механизм их взимания; виды ценных бумаг;

  10. - бюджетный процесс, основные статьи бюджета Российской Федерации и структуру системы национальных счетов (СНС);

  11. - теоретические основы и основные направления экономической политики государства в финансовой, денежно-кредитной, социальной, антимонопольной, антиинфляционной, инновационной сферах деятельности;

  12. - современные проблемы глобализации экономики;

  13. - основные закономерности, формы и методы международных экономических отношений.

Обучающиеся должны уметь:

1 - критически интерпретировать социально-экономические информацию, процессы и явления окружающей его действительности;

  1. - системно анализировать экономические явления и процессы, а также тексты в специальной и общественно-политической литературе;

  2. - приводить примеры форм и методов регулирования рыночных отношений на уровне домохозяйства, региона, России;



  1. - определять принадлежность собственности к той или иной организационно-правовой форме;

  2. - интерпретировать смыслы рисунков, формул, уравнений, характеризующих те или иные положения экономической теории;

  3. - решать экономические задачи при помощи математических методов;

1.6.. Методическое обеспечение учебного процесса

Учебно-методический комплекс для учителя включает в себя:

  1. Экономика: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений/Под ред. Л.Б.Азимова, Д.А.Петрина. - М.: Олимп., 1999.

  2. Стенлейк Дж.Ф. Экономикс для начинающих._ М.: Республика, 2994.

  3. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес.М.:Начала-пресс,1995.

  4. Фирсов Е.Г. Экономика. Интеллектуальные игры для школьников.-Ярославль: Академия развития, 1998.

Методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Список рекомендованной литературы для обучающихся рабочей программе «Экономика» (68 часов):

  1. Альгин А. П. Риск в предпринимательстве - СПб., 1992.

  2. Большой экономический словарь/ под ред. А.М. Азрилияна - М., Ин-т новой эк-ки, 2004.

  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации - Екатеринбург, 2005.

  4. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года / Пер. с англ. М. Леоновича, под ред. К. Жвакина - Екатеринбург, 2002.

  5. Гражданский кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 15 ноября 2004 г. Официальный текст и справочные материалы - М., 2004.

  6. Камаев В.Д. и колл. авт. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. - М., 1998.

  7. Курс экономической теории: Учебник - 5-е испр. и доп. и перераб. издание/ Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров, 2006.

  8. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: теория, ситуации, задачи: Учебное пособие - Минск, 2005.



  1. Лимушин В. П. Словарь-справочник по курсу «Экономика». Часть 1. Микроэкономика: Учебно-методическое пособие для обучающихся по программе «Экономика». - Екатеринбург, 2007.

  2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс./ Пер. с 13-го англ. изд. - М., 1999.

  3. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Практикум: Учеб. пособ. - М., 2001.

  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. - Екатеринбург, 2005.

  5. Нобелевские лауреаты XX века. Экономика. Энциклопедический словарь. - М., 2001.

  6. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации (с изм. И доп. На 2008 год) - М., 2008.

  7. Популярная экономика. Зарплата, пенсия, налоги. / Пер. с англ. ООО «Мир книги» - М., 2003.

  8. Популярная экономика. Основные принципы и понятия. / Пер. с англ. ООО «Мир книги» - М., 2003.

  9. Популярная экономика. От прошлого к будущему. / Пер. с англ. ООО «Мир книги» - М., 2003.

Список сайтов для работы в Интернете:

  1. ecsocman.edu.ru- образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент».

  2. akdi.ru - агентство консультаций и деловой информации «Экономика».

  3. eeg.ru - макроэкономическая статистика России на сайте Экономической экспертной группы Министерства финансов РФ.

  4. vedi.ru - макроэкономическая статистика России на сайте аналитической лаборатории «Веди».

  5. nns.rn/analytdoc/anal2html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Национальной электронной библиотеки.

  6. online.rn/sp/iet/trends/ - обзоры состояния экономики России на сайте института экономики переходного периода.

  7. exin.ru/test/doc.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте экспертного института.

















© 2010-2022