• Преподавателю
  • Директору, завучу
  • Разработка педагогического совета на тему: Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Разработка педагогического совета на тему: Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет на тему

"Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика "

Цель:

определить уровень развития классных коллективов на момент проведения педсовета

Задачи:

-Научить определять уровень развития коллектива.

-использовать в работе основные формы и методы организации коллектива.

Наглядность, оформление ,оборудование: оформленная доска с темой, выписанными проблемными вопросами, основной схемой педсовета (см. ниже), карточки по теме педсовета, модели коллектива и личности (по Концепции), бумага, карандаши для работы в группе, для презентации педсовета - компьютер, экран, проекционный аппарат.

Подготовительная работа:

1. Программа исследования

Этапы педсовета:

1 этап - определение основных проблем по теме

2 этап - коллектив и условия его формирования

3 этап - формы и методы организации коллектива

4 этап - личность и условия ее формирования

5 этап - решение основных проблем по теме

6 этап - решение педсовета и рефлексия

Ход педсовета

1этап

1. Оргмомент. Организация внимания участников педсовета через определение своей позиции.

Ведущий предлагает собравшимся на педсовет определить свою позицию: какое воспитание они предпочитают - личностное (выбрать и сдать ведущему карточку "Л") или коллективное (выбрать и сдать ведущему карточку "К")

2. Открытие педсовета. Выступление директора школы (тема, цели и задачи педсовета, определение хода педсовета).

3. Вступительное слово ведущего. Предлагаем правила педсовета:

будь активным

умей слушать

не засыпай!

не перебивай

говори кратко и по теме

предлагай идеи

уважай собеседника

Оглашаем результаты выбора позиции: из ….количества присутствующих ….выбрали коллективистское воспитание, а ….. выбрали личностное воспитание. Но, несмотря на такой выбор, каждый из нас понимает, что Личность и Коллектив взаимосвязаны друг с другом и жить полноценной жизнью друг без друга не могут. Поэтому сегодня нам необходимо определить, как и в чем они взаимосвязаны, какую роль играет в этой связи классный руководитель, что может позволить построить отношения "личность + коллектив" и что должно стать фундаментом , основой этого. (внимание на схему)




4. Проблемный штурм.

Необходимо выявить и сформулировать в виде вопроса 1 проблему по теме педсовета в группе 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-11 классов (проблемные вопросы записываются на доске в столбик)

5.Выступление психолога школы. Что такое личность, что такое коллектив, их основные признаки.

Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа В том значении, которое приобрело понятие "коллектив" в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков. Рассмотрим их.

Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели.. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик - сплоченность, характеризующая взаимопонимание, защищенность, "чувство локтя", причастность к коллективу. В хорошо организованных коллективах проявляются взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование.

Группа формально сотрудничающих людей может обходиться без этих качеств, коллектив без них теряет свои преимущества.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса, в рамках которого протекает основная деятельность школьников - учение. Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. В силу этого он выполняет роль того своеобразного фундамента, на базе которого формируются различные школьные коллективы.

Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.





2 этап

  1. Коллектив и условия его формирования.

А/Ведущий: большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, а различные отношения создают разные группы. Это могут быть сплоченные группы или не сплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе. Поэтому могут быть группы социальной и антисоциальной направленности. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.) В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то, качество, которое отличает ее от другой группы. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый же момент своего существования. Это длительный процесс. Попробуем определить степени этого процесса.

Каждой группе дается 5 карточек (ступени становления коллектива), необходимо выбрать "свою", т.е. то, что характерно на их возрастном уровне (по мере высказывания групп на доске или экране составляется логическая цепочка или ступени формирования коллектива).

Б/Ведущий: Иногда любое сплочение группы, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается как позитивное явление, так как организаторские задачи считаются более значимыми, чем воспитательные, а манипулировать сплоченной группой легче. Чтобы такого не допустить, при работе с группой нужно учитывать специфику ее (класса, например), особенности ее сплочения и использовать демократические принципы, гуманистические нормы отношений, чтобы создавался - воспитательный коллектив.

Критерии коллектива:

групповая направленность (гуманные нормы отношений)

способность группы к самоуправлению

подготовленность группы к совместной деятельности.

Показатели развития коллектива:

интеллектуальная коммуникативность (межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с "полуслова")

эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и в горе)

волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям, стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях).

В/ Работа в группах (результаты программы наблюдения) Представители групп, используя результаты наблюдения своего класса, анализируют уровень формирования и развития своего коллектива.

Группа 1-2 кл. (Лысова Т.А., Лазнёва Е.В.) - Как выявляются коллективные навыки? У всех ли они есть? Можно ли их сформировать?

Группа 3-4 кл. (Веретенникова И.П., Чирьева Е.К.Удалова Т.В.) - Как выявить лидера? Можно ли научить ребенка быть лидером? Что характеризует лидера?

Группа 5 - 6 кл. (Забродина Л.В., Королёва Т.В. Погодина Н.Н. Агеева Т.Д. Слиткова О.А.) - Как проявляются признаки коллектива в вашем классе? Учитываете ли вы специфику класса и как?

Группа 7 - 8 кл. (Урядова Е.В., Братцева Г.В., Тямгаева Л.Б., Савинов А.С. Илларионова Г.Б. ) - Есть ли в вашем классе 3 показателя развития коллектива? Что из них проявляется в большей степени? Каков доминирующий фактор развития вашего коллектива?

Группа 9 - 11 кл. (Чижова М.В., Курникова Н.А., Ливена Т.Ф. Маркова Е.М.) - По Лутошкину определите степень развития своего коллектива и докажите, что у вашего коллектива есть будущее. Воздействует ли ваш коллектив на личность и как?

3 этап

  1. Результаты мониторинга по школе- слайды

8. Формы и методы организации коллектива.

Ведущий: Давайте попробуем найти общий "рецепт" организации коллектива. Что играет большую роль в организации коллектива? Через что он может быть организован? (через детскую организацию, через КТД, с помощью лидера коллектива - эти ответы должны быть вписаны в 1 схему в три пустых прямоугольника) А лидер - это всегда Личность?

ТРЕНИНГ

«Поменяйтесь местами»

Описание упражнения

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Завершающее упражнение

Спасибо!

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает всем поздороваться за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача - поздороваться таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

2) Основное упражнение

«Прекрасный сад»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Упражнение «Построимся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Психологический смысл упражнения

Разминка. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Необычные условия, в которые попадают участники включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

«Рисунок на спине»

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения



4 этап.

  1. Личность и условия ее формирования.

Вопрос об отношениях коллектива и личности - один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений,

Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.

Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается - мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания.

Ведущий: попробуем с помощью мозгового штурма ответить на три вопроса:

Как влияет коллектив на личность?

Как мотивировать личность к лидерству?

Нужны ли установленные правила и законы взаимодействия личности и коллектива? Что это должны быть за правила?

(группы обсуждают в течение 1-2 минут и высказываются вслух)

Ведущий: Итак, любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, и т.д.).Но мало использовать только данный фактор. Для успешного взаимодействия личности и коллектива необходимы свои принципы, п р и н ц и п ы с о т р у д н и ч е с т в а:

безусловное принятие личности, ее слабых и сильных сторон;

беспристрастность в оценке поступков учащихся;

терпение и терпимость в достижении результатов воздействия;

диалогичность в общении;

отсутствие страха признавать свою неправоту;

использование чувства юмора;

не бояться сделать ошибку и признать ее.

Вывод по правилам поведения классного рук. с коллективом





5 этап.

11. Проблемный штурм. Необходимо найти решение проблемы в виде ответа на вопрос, заданный в начале педсовета по теме (см. записанные в колонку вопросы-проблемы). Записать эти ответы в столбик с другой стороны.

12. Заключительное слово.

Педагогическое руководство коллективом

Управлять ученическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективнее, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, не командовать, а сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. При отрицательном восприятии надо немедленно изменить тактику, искать другие пути. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята, и к этому их надо готовить. Выбирайте посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.

Коллектив - динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Начиная как единоличный организатор коллектива на первой стадии его развития, педагог по мере развития коллектива постепенно меняет тактику управления, развивает демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.

Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит тесную и постоянную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний - важнейшая обязанность классного руководителя.

Демократизация воспитания не означает упразднения контроля за выполнением членами коллектива своих обязанностей. Оправдывает себя испытанная в учебных заведениях вертикально-горизонтальная структура контроля и коррекции.

Исследования показали, что благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в начальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Естественно, эти выводы немедленно ставят перед педагогом вопрос о необходимости активного вмешательства в систему стихийно складывающихся в коллективе отношений.

Для того чтобы руководство этим процессом было эффективным, необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутриколлективных отношений

На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботится об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.


Ведущий: Сегодня на педсовете мы еще раз доказали, что классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива и в организации его воздействия на личность учащегося. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, коллектива из группы ребят не получится. Для этого необходимо немногое:

открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),

обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),

сотворчество (сотрудничество в творчестве),

успешность (использовать инструмент оценки),

свобода выбора,

целевая направленность (конкретный результат дела),

привлекательная деятельность.

А все это может строиться не просто на плане работы (определенной фиксации проделанного), а на воспитательной программе деятельности или на программе воспитания. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя (заполнение в первой схеме большого нижнего прямоугольника). И если мы это научимся делать и с научной, и с практической точки зрения - многие наши проблемы будут решены.

Схема

6 этап.

13. Принятие решений педсовета.

Решение: -проанализировать и определить состояние уровня развития своего классного коллектива (январь)

- с учётом уровня сформированности классного коллектива скорректировать план воспитательной работы на 2 полугодие (до 6 февраля)

-определить состояние уровня развития классных коллективов на конец года (май)

определить уровень развития коллектива на конец года в сравнении с результатами на сегодняшний день и включить в план воспитательной работы на следующий учебный год мероприятия, направленные на формирование классного коллектива с использованием разнообразных форм и методов организации коллектива.

15. Рефлексия (письменно)

Самая важная мысль педсовета для Вас?

Самая спорная мысль педсовета, по Вашему мнению?

Возникла ли у Вас какая-либо идея, которую Вы захотите опробовать после педсовета?








© 2010-2022