- Преподавателю
- Директору, завучу
- Формирование познавательных УУД посредством технологии критического мышления на уроках географии
Формирование познавательных УУД посредством технологии критического мышления на уроках географии
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кучера А.М. |
Дата | 28.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Формирование познавательных УУД посредством технологии критического мышления на уроках географии.
В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить,
чем сообщить ему те или иные знания.
Л.С. Выготский
Современное общество представляет собой сложную самоорганизующуюся динамическую систему. Важнейшими качествами личности в данной системе становятся инициативность, самостоятельность, ответственность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность к саморазвитию в течение всей жизни.
Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. Соответственно это потребовало от меня как учителя переосмысления приоритетов в своей преподавательской деятельности и побудило искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности, умеющим самостоятельно, а затем и автономно получать образование.
Приоритетной задачей я поставил не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения. Я считаю оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников критического мышления. При этом я являюсь не просто механическим проводником информации, а, прежде всего, партнёром в учебном процессе.
Мною были поставлена цель: формирование познавательных УУД через технологию критического мышления
Для успешного достижения поставленной цели я определил следующие задачи:
-
Развивать навыки работы с большим объёмом информации и интегрировать её.
-
Развивать системное логическое мышление (вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств).
-
Развивать умения эффективно работать в команде;
-
Развивать умение выражать свои мысли ясно, уверенно.
Этапы работы над проектом:
1 этап сентябрь-октябрь 2013 -Теоретический
-
Изучение литературы по данной проблеме.
-
Апробирование метода на уроках географии в основном звене.
2 этап ноябрь 2013-май 2014 -Диагностико-прогностический
-
Подбор методов оценивания результатов
3 этап сентябрь 2014-март 2015-Опытно-экспериментальный
-
Применение технологии критического мышления на уроках географии учащихся основной школы
-
Увеличение доли самостоятельной работы на уроках и при подготовке домашнего задания.
-
Создание условий для развития инициативы и творчества учащихся основной школы. Их участие в научно- практических конференциях, конкурсах различного уровня.
4 этап март 2015 - сентябрь 2015 -Анализ результатов опытно-экспериментальной педагогической деятельности
-
Распространение опыта через выступление на методических семинарах и профессиональных конкурсах.
Основа технологии критического мышления - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
На стадии вызова полученные ранее знания выводятся на уровень осознания и я применяю следующие приемы:
-
Прием тонкие и толстые вопросы
Тонкие - кто, что, когда, мог ли…
Толстые -дайте объяснение почему, предположите…
-
Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Это прием, когда идет актуализация имеющегося у учащихся опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На уроке изучения «Цикл» я предлагаю ученикам предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.
На стадии осмысления, когда ученик вступает в контакт с новой информацией, и каждый высказывается о том, как он догадался, какие ориентиры помогли ему в этом. На данном этапе, я считаю, эффективны приемы:
-
Прием «Поиск аналогов» Называется какой - либо географический объект, а ученики должны найти как можно больше его географических аналогов по тем или иным признакам. Например при изучении темы… предлагаю найти географические аналоги города Буэнос - Айрес.
-
Буэнос-Айрес - Бухара - (оба начинаются на букву «Б»).
-
Буэнос-Айрес - Будапешт - (являются столицами государств).
-
Буэнос-Айрес - Копенгаген - (оба лежат на берегу моря).
-
Буэнос-Айрес - Кейптаун - (оба лежат в южном полушарии).
-
Буэнос-Айрес - Вашингтон - (оба лежат в западном полушарии).
-
Буэнос-Айрес - Мадрид - (жители обоих городов говорят на испанском языке).
-
Буэнос-Айрес - Мехико - (оба города самые крупные по численности населения в своих странах).
-
Прием «Контур - символ». Этот прием формирует географические смысловые опоры, позволяет установить географическую зоркость, наблюдательность ученика, учит мыслить, вырабатывать навыки поиска географической информации. Этот прием я сочетаю с материалами портала «Федерального центра информационно- образовательных ресурсов»
-
Прием: «Стороны горизонта» или «Почини цепочку». Этот прием помогает формировать пространственное представление, помогает лучше запомнить карту. Например, при изучении темы …… Расположите города с запада на восток: Красноярск, Иркутск, Москва, Париж, Пекин, Киев, Волгоград.
-
Разбивка на кластеры. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 6 классе «Гидросфера». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимания рассмотренных понятий.
-
Схема Фишбоун. Ученикам даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке.
На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. На данном этапе я чаще всего применяю приемы:
-
Прием «Написание эссе»
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». В 6 классе я предложил написать эссе по теме: «Зачем нужна географическая карта»
-
Синквейн- способ творческой рефлексии - «стихотворение», написанное по определенным правилам.
Данная технология даёт учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.
Технология критического мышления позволяет:
-
организовать самостоятельную работу на уроке;
-
вовлечь каждого ученика в учебный процесс;
-
развивать у учащихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности;
-
повышать уровень самоорганизации учащихся;
-
овладевать рациональными приемами самообразования;
-
стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность;
-
развивать ключевые компетентности, лично значимые для учащихся умения и навыки
Диагностика
Применяя в своей практике технологию критического мышления, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учениками получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умения обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, подводить итоги, развивать личностные компетенции.
Мониторинг проводился 2 раза в сентябре и декабре в 6 классах (40 учащихся)
Познавательные УУД
Критерии:
-
Самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения, отбирать источники информации среди предложенных
-
Добывать новые знания из различных источников различными способами
-
Перерабатывать информацию из одной формы в другую
-
Перерабатывать информацию для получения нового результата.
-
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде, планировать свою работу по изучению незнакомого материала
Эффективность учебной деятельности (в%)
Критерии:
-
Целеполагание
-
Самоконтроль
-
Усвоение знаний, успеваемость
Список литературы
-
Иванов Ю.П. Развитие творческой деятельности в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения. География в школе. - 2000-№2. - с 67-71.
-
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта»2003
-
Загашев И.О., Заир-Бек С.И.., Муштавинская И.В. учим детей мыслить критически. СПб.,2003.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед.вузов и системы повышения квалификации пед.кадров / Е.С. Полат и др. Под редакцией Е.С. Полат. - М,: Изд. Центр «Академия», 1999.
-
Стародубцев В.А. Технология критического мышления в естественно - научном образовании. - Томск: Дельтаплан, 2002.
-
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
-
Хаяперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2000.