- Преподавателю
- Директору, завучу
- Педагогический совет «Инновационные подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся»
Педагогический совет «Инновационные подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козлова Т.Е. |
Дата | 17.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Козлова Татьяна Евгеньевна
Заместитель директора по УВР МБОУ «Таксимовская СОШ №3» Муйского района Республики Бурятия.
Педагогический совет
«Инновационные подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся»
Цель: включить учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию основных методологических позиций формирующего оценивания, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов.
Задачи.
-
Организовать изучение теоретического материала по формирующему оцениванию.
-
Организовать практикум по разработке инструментов оценивания.
-
Определить дальнейшие направления деятельности педагогического коллектива по внедрению в практику преподавания формирующего оценивания
План педсовета
-
Сообщение «Как сделать оценивание оцениванием для обучения?» (Козлова Т.Е.)
-
Практикум «Разработка инструментов оценивания» (групповая работа)
Ход педсовета
Выступление Козловой Т.Е
Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов влечёт за собой возникновение новых подходов к оцениванию качества учебных достижений обучающихся. Уровень сформированности универсальных учебных умений и навыков невозможно оценить с помощью традиционной системы, в связи с чем логичным становится переход на инновационные технологии, механизмы которых позволяет оценивать эффективность обучения на основе личностных результатов.
Вектор современного подхода к обучению - его практическая деятельностная направленность, ориентация не только на усвоение знания, но и на способность его применения на практике. При этом новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность.
Модернизация процесса обучения, и соответственно, системы оценивания, осуществляется на основе системы ключевых компетенций, которая основывается на следующих принципах:
-
образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
-
оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
-
разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
В связи с этими принципами меняется подход к оценке.
В чем функция оценки в современной школе? Эта мера позволяет учащемуся не просто оценить степень усвоения узкопредметных знаний и умений, но и оценить степень готовности перехода на следующую ступень образования, это показатель личностных достижений учащегося в различных аспектах его учебной деятельности.
Инновационный подход к оценке требует радикального изменения традиционной философии оценки по следующей системе проекций:
Традиционная
Инновационная
1. Дискретность - непрерывность
При традиционном оценивании обучение рассматривается как дискретный процесс: оно завершается и фиксируется на этапе итоговой оценки.
Основная идея нового подхода заключается в том, что обучение признаётся непрерывным процессом и от традиционного понимания оценки как измерения конечного результата предлагается перейти к оцениванию процесса движения к результату. Очевидным становится право учащегося на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении.
2. Фрагментарность - системность.
Традиционная оценка, как правило, направлена на определение уровня овладения предметными знаниями и умениями: она как бы привязана к той или иной теме в рамках отдельного предмета. Эти знания в большинстве своём фрагментарны и узкоспециальны.
Новый подход к оценке предполагает замер сформированности системных межпредметных знаний и обобщённых умений. Оценка становится многомерной и межпредметной, направленной на измерение не «книжных», а жизненных знаний.
Её инструментарий разрабатывается исходя из требований практической и прикладной направленности знаний и умений, необходимости их применения в реальных жизненных ситуациях.
3. Единичность - множественность.
Инструментарий традиционной системы оценки преимущественно ограничен: это либо самостоятельные, либо контрольные работы, которые составляются по одной и той же схеме - с обоснованием хода решения или с выбором ответа из приведённой их совокупности. Кроме того, практика показывает, что традиционная оценка направлена на измерение какого-либо отдельного типа интеллекта (логико-математического, лингвистического и т.д.), преимущественно индивидуальна и не учитывает групповых учебных достижений.
Новый подход предполагает множественность процедур и методов оценки: вариативность инструментария и средств, измерение различных форм интеллекта и т.п.
4. Количественность - качественность.
Традиционная количественная оценка не всегда отражает реальные творческие способности учащихся, более того, в некоторых случаях она искажает картину, так как соотносится скорее со степенью прилежания и дисциплинированности ученика, нежели с уровнем его творческих качеств. Из поля зрения зачастую выпадают такие важные характеристики, как коммуникативность учащегося, умение работать в команде, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий к овладению предметом, индивидуальный стиль мыслительной деятельности и др.
Учитывается качественная оценочная информация, полученная в процессе наблюдений, бесед, интервью с учащимся, анализа его учебно-познавательной деятельности. Качественная составляющая позволяет значительно обогатить оценку, отразить «невидимые» моменты в учебно-познавательной деятельности учащегося, обеспечить всестороннее видение его способностей.
Интеграция количественной и качественной составляющих предметной оценки переносит акцент с сиюминутных знаний учащегося как объекта процесса обучения на его перспективный потенциал как субъекта процесса непрерывного самообразования
5. Жёсткость - гибкость.
Традиционная система жёстко детерминирована директивными нормативами (стандартами, временным фактором и т.д.). Безусловно, в этом есть много положительных моментов: в частности, они помогают унифицировать оценку и сделать её более объективной. В то же время жёсткость оценки порождает ряд негативных явлений. Так, у учащихся формируется «иждивенческий» менталитет: что оценивается - то и надо учить; выигрывает тот, кто делает всё быстро (иногда в ущерб качеству). Не принимается во внимание, что творческий фактор всегда вступает в противоречие с заранее заданными в деятельности рамками.
Новый подход предполагает оценивать всё, что учащийся знает и умеет, причём широко поощряется выход за пределы установленной программы и стандартов. Фактор времени перестаёт быть одним из основных критериев, в особенности при выполнении творческих работ и проектов. Он уступает место фактору эффективности образования. Переход к гибкой системе оценки переосмысливает организационные моменты традиционного образования (составление расписания, формирование учебных групп в классе и т.д.).
6. Искусственность - естественность.
Процедура большинства традиционных форм оценивания искусственна и, более того, носит ярко выраженный стрессовый характер для обучаемых. Как правило, она жёстко регламентирована местом, временем и проводится под усиленным контролем учителя. В таких условиях большинство учащихся (из-за излишнего волнения, стеснённости временем, обстоятельствами и др.) не могут продемонстрировать даже те знания и умения, которыми они на самом деле владеют.
Объективное оценивание должно проводиться в естественных для обучаемого условиях, снимающих стресс и напряжение. Поэтому при новом подходе большое место занимают нетрадиционные формы оценки беседа, интервью, диалог и т.д.
7. Оценка - самооценка.
При традиционном оценивании все рычаги контроля находятся в руках учителя: он указывает на недостатки и пробелы в знаниях обучаемого. При выполнении самостоятельных и контрольных работ в большинстве случаев взаимодействие учителя и учащегося полностью исключается.
При новом подходе поощряется взаимооценивание учащихся, признаётся их право на самооценку, усиливается элемент самоконтроля и повышения ответственности за процесс и результат обучения. Функции учителя как судьи и контролёра трансформируются в действия консультанта и помощника, его взаимодействие с учащимися не прерывается в процессе оценки, а становится естественным продолжением сотрудничества по овладению новым знанием. Учащийся самостоятельно и сознательно определяет свои пробелы и работает над их ликвидацией, обращаясь к учителю за консультацией и необходимой помощью.
Рассмотренные положения формируют структуру инновационной системы оценивания, задают общие рамки её функционирования и одновременно служат критериями успешности и полноценности каждой конкретной образовательной системы, одной из основных подсистем которой и является система оценивания.
Второй составляющей инновационной оценочной деятельности является введение правил технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся.
Технология оценивания - это технология действия в ситуациях оценивания, которая описывается в виде правил действия для каждого вида случаев:
- «Что оценивать?» - оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний;
- «Кто оценивает?» - учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик может аргументированно оспорить выставленную отметку;
- «Когда оценивать?» - за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка; за задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право её пересдать;
- «Где фиксировать результаты?» - отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи;
- «По каким критериям оценивать?» - оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которая затем соотносится с баллом. Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие, триместр) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков в четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений
В инновационном обучении используются различные способы оценивания:
-
Оценка деятельности учащихся в проекте.
(в проекте нового Стандарта одно из важнейших мест занимает выполнение учащимися учебного проекта);
-
Оценка умения работать с различными поисковыми системами;
-
Оценка умения работать с информацией;
-
Оценка умения представлять информацию;
-
Оценка умений и навыков учащегося в форме «Портфолио»;
-
Оценка собственных образовательных результатов - эссе;
-
Самооценка учащегося - рефлексия.
Таким образом, в современных условиях от учителя требуется использование инновационных способов оценивания достижений обучающихся, предоставление учащимся возможности для проявления необходимых умений и ключевых компетенций.
Что мы имеем на сегодняшний день? Педагоги, предполагающие, что ученики выучили то, что они пытались им преподать, проведя контрольные работы и тесты, часто испытывают разочарование, убедившись в том, что это совсем не так. Увы, дети не обучаются в таком объёме и так хорошо, как того ждут от них учителя. Есть огромный разрыв, часто буквально пропасть, между тем, что преподавалось и тем, чему обучились школьники.
Наблюдение и анализ учебного процесса и формирующее оценивание позволяют сделать так, чтобы школьники могли более успешно учиться, а учителя более эффективно преподавать. Наблюдение за процессами, происходящими в классе, позволяет учителям более внимательно и тонко следить за тем, как изо дня в день протекает обучение. Учителя, таким образом, получают возможность сделать класс лабораторией, в которой они исследуют то, как происходит учение, прийти к пониманию этого процесса и более эффективно влиять на него через собственное преподавание.
Наблюдая за учениками в момент обучения, собирая информацию на основе обратной связи и осторожно проводя эксперименты в ходе учебного процесса, учителя могут многое узнать о том, как школьники воспринимают материал и как они реагируют на те или иные приёмы преподавания.
Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. Педагоги могут на основе полученной обратной связи переориентировать преподавание так, чтобы дети учились более активно и более эффективно. Чем этот тип оценивания отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе и, во всяком случае, в отечественной школе является общим?
Оценивание для обучения:
-
Центрировано на ученике
-
Направляется учителем
-
Разносторонне результативно
-
Формирует учебный процесс
-
Определено контекстом
-
Непрерывно
-
Коренится в качественном преподавании
Техники оценивания
-
Обратная связь
-
Недельный отчет
-
Оценочные рубрики
-
Карта понятий
Выступления учащихся:
-
Устное высказывание по теме урока с привлечением дополнительного материала - ученица 11 а класса Гулиева А.
-
Презентация - ученица 9 б класса - Таныгина Е.
-
Исследование - ученик 9 б класса Мохов Н.
-
Проект - ученица 5 а класса Федорова Н
-
Опорная схема - ученик 7 б класса Хавер А.
Практикум «Разработка инструментов оценивания»
Работа в группах.
Каждая группа получила техническое задание разработать инструмент оценивания одного из выступлений учащихся.
Группа экспертов определила критерии оценивания результатов работы групп.
Задания для групп
Группа 1
Разработать критерии оценки презентаций учащихся на уроке
Группа 2
Разработать критерии оценки представления устного ответа по теме урока с привлечением дополнительного результата
Группа 3
Разработать критерии оценки результатов исследовательской работы учащегося по теме урока
Группа 4
Разработать критерии оценки опорной схемы изученного материала
Группа 5
Разработать критерии оценки проекта
Группа 6 (эксперты)
Разработать критерии оценивания результатов работы групп
Отчет групп по техническому заданию
Представитель каждой группы выступил с отчетом по техническому заданию. Выступления каждой группы активно обсуждались всем педагогическим коллективом, были внесены дополнения и изменения в разработанные материалы. Для оценки работы групп эксперты использовали одну из оценочных техник и оценили работу каждой группы, прокомментрировав каждую оценку.
Решение педагогического совета
-
Разработать положение о создании банка инноваций.
-
Организовать работу ЭГ по разработке новых форм оценивания.
-
Создавать базу КИМ в соответствии с требованиями ФГОС.
Рефлексия
-
Выберите одну из цитат Л. Кэролла, наиболее соответствующую вашему состоянию после педсовета и прикрепите к ней стикер.
-
Всегда подбирай то, что принесет тебе пользу. Выброси лишь свое незнание… И может быть тогда ты выживешь.
-
- … А уж кто хочет по-настоящему углубиться в науку, тот должен добраться до самого дна! Вот это и называется Законченное Низшее Образование! Но, конечно, это не каждому дано!..
- Мне вот так и не удалось по-настоящему углупиться! Не хватило меня на это. Так я и остался при высшем образовании… -
Но Алиса успела привыкнуть к тому, что вокруг происходит одно только удивительное; ей показалось скучно и глупо, что жизнь опять пошла по-обычному.
-
Как, по-твоему, нужен кому-нибудь ребёнок, который не думает? Даже в шутке должна быть какая-то мысль, а ребёнок вовсе не шутка.
-
План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.
-
- А где я могу найти кого-нибудь нормального?
-
- Нигде, - ответил Кот, - нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.