Опыт реализации метапредметного курса Сам себе учитель

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Опыт реализации метапредметного курса социализирующей направленности

«Сам себе учитель»


Машина Екатерина Борисовна,

заместитель директора

АНО «Школа» ≪Премьер≫,

г. Москва


Современная школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой происходит социальное, гражданское и профессиональное самоопределение выпускников на основе осуществления обществом его обязательной функции по формированию социально адаптивной личности. На это указывают и Федеральные государственные стандарты второго поколения ООО, где в 1 главе ≪Общие положения≫ п. 4 говорится, что: ≪Стандарт направлен на обеспечение: условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности≫ [1].

Социализация обучающегося предполагает его включение в систему общественныхвзаимоотношений через усвоение личностью ценностных норм и установок общества, приобщение к ценностям общества, осознание себя как части общества, своей ответственности перед людьми. Так как речь идет о социализации учащихся непосредственно в образовательной среде образовательного учреждения, то школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли: самостоятельно ставить цели собственной деятельности, планировать свою деятельность по их достижению, адекватно и конструктивно реагировать на разные жизненные ситуации, максимально реализовать свою индивидуальность и, одновременно, умело работать в команде.

Задачей педагогического коллектива школы становится поиск и реализация таких ресурсов образовательной среды, в которой наиболее полно раскрывается субъектность обучающегося. «Первичная социализация осуществляется в семье, в кругу сверстников, в начальной школе; вторичная - в основной и средней школе≫, - отмечает В.И. Загвязинский≫ [2]. Главным ресурсом социализации всегда был и остается значимый взрослый. Но немалую роль имеет и такой ресурс, как информационно-методический.

В современной системе учебных дисциплин в школе становится важным, по нашему мнению, создание комплекса курсов с четко обозначенными метапредметными целями. Именно такую роль в школе и призваны, на наш взгляд, сыграть такие курсы, как, например, курс «Сам себе учитель».

В системе Международного Бакалавриата подобный курс называется «Развитие навыков обучения»: «Когда в 1980 году зарождалась программа Международного Бакалавриата для основной школы, движущей идеей было развитие обучения навыкам обучения. И спустя 30 лет, мы знаем, что разработка хорошей школьной программы по развитию навыков обучения, возможно, является самым важным фактором, позволяющим пробудить интерес учащихся к тому, чтобы всю жизнь овладевать новыми знаниями независимо от выбранного ими образовательного пути» [3].

Метапредметный курс «Сам себе учитель» был разработан Н.Л. Галеевой, в конце 90-х годов. Для нас важную роль при выборе курса сыграло то, что за последние 15 лет курс был успешно апробирован не только в школах[4]. Есть опыт использования в педагогическом колледже (г. Братск) и педагогическом институте (МГПУ, кафедра информатики), где студенты реализуют курс как собственный ресурс развития. По данным педагогов, реализующих программу курса, он успешно обеспечивает рост способности детей к саморазвитию в процессе овладения детьми знаниями о своём индивидуальном стиле учебной деятельности и способах его развития. Осваивая материал курса, ученик действительно начинает учиться, то есть, учить самого себя. Данные возрастной психологии и психофизиологии свидетельствуют о том, что в возрасте 13-14 лет детей можно начинать активно мотивировать к учебно-познавательной деятельности через интерес к собственному «я». В этот момент наступает время активного формирования осознанной «я-концепции», а поиск своих отличий от остальных людей начинает доминировать над поиском сходства. Однако подростку не хватает знаний, чтобы найденные черты своего отличия от других оценить, систематизировать и собрать в единое непротиворечивое «я». Подростки, по образному выражению Г.А. Цукерман, впервые осознают свою самость не как «предмет чужого прочтения, но как авторский текст» [ 5 ]. Есть еще одна причина, по которой умение учить себя самого становится настоящим ресурсом субъект-субъектных отношений между учителем и учеником. В современном открытом информационном пространстве наши ученики зачастую «ловят» информацию, значимую для качества результатов обучения, быстрее, чем сами педагоги. И если ученик начинает разбираться в сложностях проектирования образовательного процесса на примере собственного учения, то, как показывает опыт, ученики с готовностью делятся своими «педагогическими открытиями» с учителями, помогая им превращать учебный процесс в истинно открытую систему, обеспечивающую высокий уровень субъектности всем ее участникам.

Курс «Сам себе учитель» интегрирует необходимые и достаточные теоретические знания из разных наук, предоставляя их на доступном для обучающихся уровне для осознанной самооценки учеником своих учебных возможностей. В случае высокой мотивации учащихся к обучению обучающийся может сам отслеживать реализацию спроектированной совместно с учителем программы собственного развития на уроках предметных циклов.

Нас заинтересовала также вариативность способов реализации содержания курса материал курса. Так учитель-предметник может использовать формы заданий как для фронтальной работы, так и для составления индивидуальных программ развития средствами учебных предметов.

В нашей негосударственной школе, где небольшая наполняемость классов и есть реальная возможность отследить деятельность каждого учащегося, данный курс мы не реализовали как курс «по выбору», а решением педагогического совета от 28 августа 2013 года, курс был определен обязательным для учащихся 5,7 и 9 классов и с 1 сентября 2013 года включен в учебный план для 5-х, 7-х и 9-х классов. В 5-х и 7-х классах программа курса состоит из трёх блоков - модулей, рассчитанных на 20 часов:

- ≪Регулятивные УУД≫, 6 часов: занятия ведёт педагог - психолог, кандидат психологических наук, руководитель проектной деятельностью в школе Ступницкая М.А.

- ≪Познавательные УУД≫, 10 часов: занятия ведёт учитель химии, председатель МО учителей естествознания, заслуженный учитель России Лысова Г.Г.

- ≪Коммуникативные УУД≫, 4 часа: занятия ведёт заместитель директора по учебно-методической работе 2-3 ступени Машина Е.Б.

В 9-м классе данный курс ведёт профессор МПГУ Галеева Н.Л. по апробированной программе, в рамках которой обучающиеся осваивают способы самодиагностики внутренних ресурсов учения: уровень и вектор мотивации, уровень развития различных универсальных учебных действий, психофизиологических ресурсов - памяти, внимания и др., последовательно заполняя матрицу ресурсов собственного учебного успеха. На заключительных занятиях девятиклассники соотносят заполненную матрицу с картотекой форм и видов учебной деятельности, выбирая для себя и наиболее удобные способы деятельности (для освоения нового материала), и способы работы, развивающие недостаточно сформированные ресурсы.

Очевидно, что оценивать результативность использования описываемого курса еще рано. Но проведенное в конце декабря анкетирование обучающихся - участников апробации курса - показало, что мы на верном пути. В программе Google ребята отвечали на вопросы, анализ их ответов позволил нам сделать для себя первые выводы.

Так на вопрос «Интересны ли тебе занятия метапредметного курса?», ответили «да» все учащиеся. Интересно было анализировать открытые ответы детей на вопрос: Что ты узнал нового из уроков этого курса? Большинство обучающихся дали общие положительные ответы: «много нового», «много чего интересного». Но были и конструктивные ответы: «ставить план, добиваться цели», «как решить проблемы», «что во всех ситуациях нужно составить план», как надо правильно работать в группе, мне стало намного проще учиться и выделять главную информацию для себя и т.д.

Включенное наблюдение показывает, что дети, участвующие в реализации программ курса «Сам себе учитель» получили опыт рефлексии своей учебной деятельности и первичную мотивацию на её совершенствование. Приведенные данные показывают, что выбранный нами информационно-методический ресурс имеет высокий потенциал формирования личностных и метапредметных результатов, эффективно поддерживает становление субъектности ученика как основы его социализированности.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011.- 48 с.

2. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: издательский центр ≪Академия≫, 2008. - 352 с.

3. Лэнс Кинг. Революция в преподавании и Международный Бакалавриат:

dof-edu.ru/ru/stati-o-shkolnom-obrazovanii/140-revolyutsiya-v-prepodavaniimezhdunarodnyj-bakalavriat

4. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика: 2-е изд. - М.: ≪5 за знания≫, 2012.

5. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Эксперимент, 1997. - 276 с.

© 2010-2022