Проект. Целевая программа Русский язык

Целевая программа «Русский язык» разработана с целью формирования позитивной образовательной политики в области русского языка, так как основным учебным предметом все-таки остается русский язык.   Русский язык является средством духовного возрождения и обновления общества. Без знания русского языка невозможна социализация личности. Этим определяется особый статус русского языка в жизни общества.   В программе выражена точка зрения автора на актуальность проблемы, раскрыто состояние проблемы, пок...
Раздел Завучу
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект

Целевая программа

«Русский язык»


Автор: Смеречук Вера Брониславовна,

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по НМР



Аннотация.

Целевая программа «Русский язык» разработана с целью формирования позитивной образовательной политики в области русского языка, так как основным учебным предметом все-таки остается русский язык.

Русский язык является средством духовного возрождения и обновления общества. Без знания русского языка невозможна социализация личности. Этим определяется особый статус русского языка в жизни общества.

В программе выражена точка зрения автора на актуальность проблемы, раскрыто состояние проблемы, показаны противоречия между высоким уровнем языкового сознания и речевого поведения отдельных представителей населения.

Определены направления и поставлены задачи по реализации цели, представлена система программных мероприятий, механизм реализации программы.

Целевая программа «Русский язык» -это эффективная программа повышения качества ЗУН учащихся и языкового развития личности, без которого невозможно освоение ни одного другого учебного предмета.

Реализация Программы «Русский язык» на районном уровне - залог успешности выполнения задач, поставленных перед современной развивающейся школой.


Введение.

Актуальность проблемы.

Целевая программа «Русский язык» разработана на основе рекомендаций Министерства образования и науки РФ.

По своей специфике и социальной значимости язык-явление уникальное: будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании и развитии мышления, мировоззрения, является средоточием духовной культуры народа, обеспечивает хранение, усвоение и передачу знаний. Без языка невозможна социализация личности. Этим определяется особый статус русского языка в жизни общества.

На территории ЯНАО русский язык существует в разных формах и выполняет многочисленные функции:

-государственный язык РФ, субъектом которой является ЯНАО;

-национальный язык русского народа - основной части населения региона;

- средство межнационального общения народов, проживающих в ЯНАО.

Таким образом, русский язык является одним из важнейших факторов и средств жизнедеятельности ЯНАО.

В то же время и сам язык есть явление развивающееся. Проблема развития языка включает немало сложных вопросов, решение которых связано с изучением истории народа, уровня его культуры, учетом национального характера носителей языка.

В ЯНАО сложилась непростая языковая ситуация, суть которой можно сформулировать как противоречие между высоким уровнем языкового сознания и речевого поведения отдельных представителей или групп населения.

Без заинтересованной поддержки государственных органов нормы культуры речи расшатываются, механизм контроля за языком СМИ не работает, не стандартизируется речевое поведение работников сферы обслуживания, учреждений культуры.

Таким образом, русский язык не стал той консолидирующей силой, которая должна быть важным средством обеспечения культурного и хозяйственного развития региона.

Требуется комплексный подход, объединение усилий всех сторон, заинтересованных в развитии русского языка в его многообразных функциях.

Кроме того, языковая ситуация определяется его многонациональным характером и потребностями межнационального общения.

Программа ставит основной целью обновление языковой политики в районе, важнейшей характеристикой которой должен стать беспрепятственный диалог языков и культур.

Таким образом, суть языковой политики заключается в разработке и принятии обоснованных мер для решения задачи- усвоения и функционирования языка через развитие культуры.

Цель программы:

Укрепление позиций русского языка как средства межнационального общения на принципах равноправия с другими национальными языками, имеющими распространение в ЯНАО, качественные изменения в преподавании русского языка и предметов лингвистического цикла в ОУ всех видов и типов.

Структура программы:

Введение.

1.Актуальность.

2.Цель программы.

3.Структура программы.

А. Состояние проблемы.

Б. Направления и задачи по реализации цели.

-образовательная политика в области русского языка как государственного, как национального, как основы художественной духовной культуры общества;

  • научные исследования по русскому языку в НОУ, в проблемных группах;

  • речевое развитие детей в системе дошкольного воспитания;

  • русский язык в системе начального, основного общего и среднего (полного) образования;

В. Система программных мероприятий.

Г. Ресурсное обеспечение программы.

Д. Механизмы реализации программы.

Е. Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения.

Состояние проблемы.

Русский язык обладает особым политико-правовым статусом на территории РФ, пользуется специальной поддержкой и заботой со стороны общества, региональной власти; выполняет функцию языка межнационального общения всех народов, населяющих ЯНАО.

В связи с этим следует подчеркнуть актуальность и перспективность изучения русского языка как государственного на углубленном уровне.

Знание русского языка как государственного и умение им пользоваться предполагает наличие у говорящих:

-культуры речевого общения в бытовой, учебной, официально-деловой и социокультурной сферах (коммуникативная компетенция);

-познавательной культуры, языковых и интеллектуальных способностей, практического владения языком и сведениями о языка (языковая компетенция);

-знаний о культуре, истории, традициях русского народа, желания включиться в диалог культур (культуроведческая компетенция).

Все формы культурной практики в той или иной мере реализуются через язык. Население имеет возможность осваивать ценности художественной культуры, повышать уровень духовной культуры, включаясь в реальную художественную практику.

Изобразительное искусство, музыкальная культура, драматическое искусство требуют квалифицированного искусствоведческого комментария. Живопись сегодня, как никогда, нуждается в слове, которое бы точно отображало специфику художественного явления и делало его достоянием общества.

Отмечается снижение интереса к художественному слову, литературе. Не организована работа общества «Любителей книги». Пренебрежение к книге отрицательно сказывается на уровне общей культуры, приводит к потере читателя, к снисходительному или презрительному отношению к литературе вообще, появлению комплекса провинциала.

Исследования по русскому языку в рамках работы школьного общества «Поиск» носят эпизодический характер, так как нет материальной основы НОУ. Исследования касаются темы молодежного жаргона и языка художественных произведений конца 20 начала 21 в.

Необходимо комплексно изучить с одаренными учащимися научные темы:

  • Язык жителей Приуральского района;

  • Развитие языковой личности как субъекта и объекта мировой культуры;

  • Культурологический аспект преподавания русского языка и литературы; К сожалению, не проводятся «Славянские чтения», праздник русской письменности, не изучается история слов.

Эти мероприятия необходимы и закономерны, так как через язык объективнее, чем через какое бы то ни было общественное установление проявляется мировосприятие народа, его эстетические и этические представления - его менталитет.

Актуальность програмы выражается и в том, что именно в системе образования происходит становление и развитие подрастающего поколения- носителя языка. С другой стороны, образовательное пространство непосредственно связано со всеми сферами жизнедеятельности общества.

Именно с помощью языка человек познает окружающий мир. Язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, создает условия для эмоционального и нравственного развития, подготовки его к активному, деятельному участию в общественной жизни.

Развитие связной речи - центральная задача речевого воспитания детей дошкольного возраста, в результате решения которой ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Дети, не посещающие дошкольные учреждения, оказываются не готовыми к обучению в плане развития связной речи. Контроль за уровнем подготовки детей к школе не отлажен.

В настоящее время не сложились преемственные связи между системой речевого развития дошкольников и младших школьников. Оказалась под угрозой традиция отечественной школы считать русский язык основным предметом. Начальная школа, являясь базой формирования языковой личности, не использует возможности программ речевого развития детей. В результате чего выпускники начальных классов испытывают серьезные затруднения в процессе дальнейшего обучения.

Направления и задачи по реализации цели.

Школа, ориентированная на личностный подход в обучении и воспитании, в том числе лингвистическом, встала перед необходимостью не только давать знания, но и вырабатывать у учащихся коммуникативные умения, сместив акцент на овладение всеми коммуникативными умениями в системе: писать, читать, слушать, говорить.

Сегодня необходим творческий подход к обновлению содержания и организации учебной деятельности, использование разных программ и учебно-методических комплектов, повышение интереса к вопросам культуры речи и стилистики. Педагогические коллективы должны принимать участие в обсуждении проблем базисного учебного плана, стремиться повышать уровень квалификации в области языкознания. Традиционными должны стать лингвистические олимпиады, фестивали, конкурсы, литературные вечера, недели и декады русского языка, выпуск школьных печатных газет под руководством словесников.

Негативные тенденции отмечаются в преподавании предмета:

  • несбалансированность учебных планов, сокращение количества часов на лингвистические дисциплины, в частности -на русский язык;

  • автономность изучения русского языка и других дисциплин (особенно в плане речевого развития);

  • приоритет орфографической работы в преподавании русского языка над работой с текстом- основой филологического образования;

  • неразработанность четких критериев в аттестации учителя русского языка и начальной школы, отсутствие разнообразных форм поощрения;

  • недостаточность условий и стимулов для творческой деятельности учителей;

  • невладение определенной частью учителей методикой современного урока:

  • изучаемый материал нередко представляется как замкнутое пространство, имеющее самодостаточный характер и не являющееся базой для углубления знаний: языковые факты остаются отдельно взятыми;

  • языковой материал не имеет тематической целостности, не выполняет воспитательной функции, не вызывает эмоционального и эстетического отклика;

  • не используется в полной мере возможность разносторонней деятельности учащихся: интеллектуальной, волевой, эстетической, эмоциональной; не развивается творческий потенциал школьников;

  • индивидуальный подход к ученику понимается формально, без учета возможностей учеников, их зоны ближайшего развития, без дифференциации материала по степени трудности;

  • в изучаемом материале не выявляются противоречия, столкновение которых и позволяет более глубоко усваивать знания и развивать мышление.

Состояние владения русским языком на довольно низком уровне в школе.

Контрольные срезы, экзамены, олимпиады выявляют:

-недостаточную лингво - теоретическую компетенцию учащихся (слабое владение терминологией, незнание основных этапов развития науки о языке и выдающихся ученых-филологов);

- недостаточную языковую компетенцию (не формируются навыки комплексного анализа текста);

-недостаточную коммуникативную компетенцию (обнаруживается невысокий уровень сформированности навыков основных видов речевой деятельности), отсутствие кругозора, наличие проблем в общем, развитии);

Эти факторы свидетельствуют о необходимости качественных изменений в преподавании предметов лингвистического цикла.

Обновление профессиональной подготовки учителей предполагает:

  • использование различных форм повышения квалификации, в том числе курсовая подготовка на местах, с выездом в школы преподавателей института повышения квалификации учителей;

  • выездные семинары, консультации;

  • обобщение и пропаганда передового педагогического опыта учителей в области языкознания;

  • освоение альтернативных систем обучения и новых педагогических технологий, предусматривающих развитие личности ученика, в частности средствами русского языка;

  • поддержка учителей, занимающихся научно-исследовательской работой в области русского языка.

Таким образом, обозначены задачи:

  1. Разработка единой системы речевой подготовки детей к школе.

  2. Обеспечение преемственности в системе образовательных учреждений: детский сад -начальная школа -средняя школа.

  3. Создание структуры лингвистического образования на всех ступенях школьного обучения с учетом ведущей роли русского языка.

  4. Реализация идей речевого развития на общепредметном уровне.

  5. Воспитание у школьников подлинного интереса к изучению русского языка.

  6. Формирование чувства национального самосознания, патриотизма и уважения к другим народам и культурам на основе изучения лучших образцов русской словесности.

  7. Преодоление односторонности в подходах к обучению русскому языку и последовательная реализация принципа единства обучения, воспитания и развития.

  8. Систематическое отслеживание уровней владения русским языком в школах в соответствии с критериями.

  9. Поддержка альтернативных образовательных систем и новых технологий, способствующих развитию языковой личности.

СИСТЕМА программных мероприятий.

  1. Создание структур и структурных подразделений:

-Создание отдела в комитете по образованию с целью разработки и реализации текущих и перспективных задач, связанных с развитием образовательных учреждений инновационного типа, решающих задачи обновления образования в области языка.

  • Создание ассоциации «Любителей российской словесности».

  • Организация НОУ в каждой общеобразовательной школе с целью приобщения учащихся к исследовательской деятельности.

2.Разработка авторских программ.

Районные программы:

-Речевое развитие дошкольников и младших школьников, подростков и старшеклассников.

  • Основы речевого общения.

  • Экология слова.

  • Русская словесность.

  • Риторика.

  • Основы культуры речи.

3.Система мер и мероприятий.

  • Поддержка литературных студий при школах, библиотеках, ЦДТ. Привлечение к руководству этими студиями профессиональных литераторов.

  • Создание условий для выхода коллективных сборников молодых поэтов, писателей, школьников и учителей-исследователей (их финансирование).

  • Систематическое пополнение фондов библиотек изданиями по русскому языку и литературе, прежде всего справочно-информационного характера.

  • Поддержка идущих в ОУ инновационных процессов, связанных с развитием языковой личности. Введение в учебные планы школ новых лингвистических дисциплин, освоение альтернативных систем образования.

  • Поддержка комплексных научных исследований по актуальным проблемам русского языка, культуры речи, русской словесности. («Человек. Культура. Слово.», «Словарь говоров Приуралья.»

  • Регулярное проведение научных, научно-практических конференций по проблемам русского языка.

  • Издание лингвистических исследований школьников и педагогов, представляющих интерес для школьной практики.

  • Подготовка и издание альманаха по вопросам языка, культуры, методики преподавания.

  • Поддержка фольклорных ансамблей при школах и в системе дополнительного образования.

  • Проведение праздников, фестивалей русской культуры силами образования и культуры района.

  • Создание в ОУ района постоянно действующих групп по углубленному изучению русского языка.

  • Координация усилий ОУ района для организации и проведения массовых мероприятий: «Славянские чтения», «День славянской письменности» и других.

  • Организация творческих встреч и авторских вечеров в школах, ДДТ, библиотеках с писателями и поэтами района и округа.

  • Популяризация научных исследований по русскому языку и литературе в средствах массовой информации.

  • Распространение передового педагогического опыта в области русского языка и литературы через специальные выпуски методических сборников.

  • Проведение тематических мероприятий типа «Неделя русского языка» в ОУ района с обязательным обзором на страницах газет.

  • Популяризация опыта речевого воспитания в семье с помощью средств массовой информации.

  • Проведение юбилейных мероприятий, связанных с именами деятелей российской культуры.

  • Проведение конкурсов чтецов, знатоков истории и культуры края, литературных и лингвистических олимпиад в ОУ района, в ЦДТ.

  • Выявление лучшего учителя-словесника по итогам ежегодного мониторинга в районе.

  • Награждение премиями педагогов и учеников за выдающиеся успехи в развитии русского языка, литературы и русской культуры.

  • Введение должности главного специалиста в управлении образования, курирующего преподавание русского языка и литературы4

  • Проведение всероссийского урока русского языка, посвященного Дню русского языка.

  • Совершенствование системы контроля за состоянием преподавания предметов филологического цикла во всех видах и типах ОУ.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Объемы и источники финансирования работ по ПРОГРАММЕ определяются ежегодно при формировании бюджета.

Источником финансирования ПРОГРАММЫ является районный бюджет.

Система информационной поддержки Программы поможет ее реализации и контролю за ходом ее исполнения.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

В качестве основных механизмов реализации программных мероприятий будут использованы:

  • бюджетное финансирование;

  • взаимодействие с государственными, общественными организациями, а также предприятиями любых форм собственности и частными лицами, готовыми оказать спонсорскую или другую помощь в реализации Программы.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Изложенная в Программе концепция поддержки русского языка отвечает социально-экономическим интересам района и округа.

Реализация мероприятий будет способствовать социальному и экономическому развитию района, так как русский язык-это язык культуры, образования, предпринимательства и т.д.

Развитие и оптимальное использование русского языка во всех сферах его функционирования приведет к духовному обновлению населения района, укреплению его экономического положения.

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ.

Формы и методы управления реализацией Программы определяются управлением образования Приуральского района или заказчиком. Ежегодно уточняются целевые показатели и затраты по программным мероприятиям с учетом выделяемых финансовых средств.

План-график поэтапной реализации программных мероприятий составляется ежегодно по следующим пунктам:

-система первоочередных мер;

-степень разработанности проблемы;

-сроки выполнения;

-ответственный;

-ресурсное обеспечение.

Подведение промежуточных итогов выполнения плана реализации Программы и его коррекция проводится 2 раза в год в форме конференций, круглых столов, дискуссий, расширенных коллегий. Итоговый отчет предполагается через 5 лет в форме выпуска информационного бюллетеня.







.



© 2010-2022