- Преподавателю
- Директору, завучу
- Портфолио - форма оценки личностных достижений педагога дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров школьников г. Курска»
Портфолио - форма оценки личностных достижений педагога дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров школьников г. Курска»
Раздел | Завучу |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балахнина О.И. |
Дата | 05.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Портфолио - форма оценки личностных достижений педагога дополнительного образования МБУ ДО «Дворец пионеров школьников г. Курска»
Анализ результатов педагогической деятельности педагога может быть представлен посредством накопительной системы оценки учебно-воспитательных достижений (портфолио). Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности - в учебно-воспитательной, творческой, социальной, коммуникативной и других. Портфолио - является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Важной целью портфолио является - предоставление отчета по процессу учебно-воспитательной деятельности педагога, показ «картины» значимых результатов в целом, обеспечение отслеживания индивидуального прогресса педагога в широком учебно-воспитательном контексте, демонстрация способностей в практическом применении и росте профессиональной культуры педагога. Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные профессиональные задачи:
-
поддерживать высокую мотивацию педагога к улучшению педагогической деятельности;
-
поощрять активность, расширять возможности самообучения;
-
развивать рефлексивную и оценочную (самооценочную) деятельность педагога;
-
совершенствовать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность по самообразованию;
-
содействовать персаонализации самосовершенствования педагога;
-
совершенствовать возможности для успешной социализации личности педагога.
Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности педагогических достижений конкретного педагога.
Портфолио (в широком смысле слова) - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений педагога в определенный период его педагогической деятельности. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.
В настоящее время в теории и практике образования выделяют следующие типы портфолио:
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документальных) индивидуальных педагогических достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Необходимо указать перечень сертификатов, входящих в его состав. Документы или копии могут быть помещены в приложении к портфолио.
Преимущества данного варианта: оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения профессионального рейтинга педагога, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга. Ограничения данного варианта: портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального роста педагога, разнообразия его творческой компетенции, его учебно-воспитательного стиля, профессиональных интересов и т.д.
«Портфолио отзывов» - это сбор характеристик отношения педагога к различным видам деятельности, представленные руководителями структурных подразделений образовательных учреждений и МОУ ДОД «Дворец пионеров и школьников г. Курска», а также письменный анализ самого педагога своей конкретной деятельности и ее результатов, и планирование будущих этапов профессионального роста педагога. Портфолио отзывов представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем.
Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио.
-
В формировании портфолио участвуют: педагоги, методисты, психологи, руководители структурных подразделений и методических служб, администрация МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
-
Руководители структурных подразделений, методических служб разъясняют назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивают необходимыми формами, бланками, рекомендациями, и ранжируют с педагогами представленные документы.
-
Педагоги собирают документы, условно разделяя их на три группы:
-
официальные;
-
творческие работы;
-
отзывы, рекомендации.
Педагоги составляют перечень документов, ранжируют их.
4. Руководители структурных подразделений, методических служб пишут рецензии, отзывы и т.д.
СХЕМА
«Портфолио документов» и оценки его материалов
Позиции
Компоненты
Результаты
(уровень степени)
Блок А
Профессиональные конкурсы педагогического мастерства
Городской (победитель, призер, участник)
Окружной
Всероссийский
Международный
УДОД и др.
Диплом I, II, III и др.
Блок Б
Иные сертификаты
Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями образования (ВУЗы, СУЗы, УДОД, культурно-образовательные фонды и др.)
Участие в научных обществах, учреждениях и др.
Мероприятия, проводимые внутри учреждения ДОД
«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, научно-исследовательских работ педагога, а также описание основных форм и направлений педагогической, методической, творческой работы педагога (участие в конкурсах, выставках, научных конференциях, ведение элективных курсов, работа по технологии проектного обучения и других передовых направлений педагогики). Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, качества представленных работ по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный уровень педагогической компетентности.
Портфолио оформляется в виде творческого журнала педагога с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Преимущество данного варианта: портфолио этого типа дает широкое представление о динамике профессиональной компетенции педагога.
«Портфолио работ» - дополнительная форма выражения успешности, состоятельности в педагогической карьере педагога.
Примерный вариант записей в «Портфолио работ».
-
Научно-исследовательская работа, рефераты, доклады, указываются изученные материалы, названия рефератов, докладов, количество страниц, иллюстраций и т.д.
-
Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста, работы в печатном или электронном варианте.
-
Методико-дидактическое обеспечение образовательного процесса. (Технологические карты, макеты, образцы изготовления изделий и др.) Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.
-
Искусствоведческая творческая деятельность педагога. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках и др. мероприятиях данной направленности.
-
Другие формы творческой активности: участие в хоре, оркестре, театре. Указывается продолжительность таких участий, гастроли, концерты.
-
Элективные курсы, курсы профильной направленности. Делается запись о названии составленной образовательной программы элективного курса или курса профильной направленности для старшеклассников города.
-
Занятия на различных образовательно-методических курсах, обучение в ВУЗах, СУЗах и др. указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
-
Участие в профессиональных конкурсах. Указывается вид мероприятий, время проведения, достигнутый педагогом результат.
-
Участие в научных конференциях, образовательно-воспитательных семинарах, школах, мастер-классах. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем педагога.
-
Спортивные достижения педагога. Делается запись об участии в соревнованиях (международных, российских, областных, городских). Наличие спортивного разряда.
-
Другое.
«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные руководителями структурных подразделений образовательного учреждения и других. Здесь необходим письменный анализ самого педагога своей конкретной деятельности, ее результатов и планирование будущих этапов роста. Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочие. Преимущества данного варианта: эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки педагога, что повышает степень осознанности процессов, связанных с профессиональной деятельностью педагога. Ограничения данного варианта: сложность формализации и учета собранной информации.
Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:
-
заключение о качестве выполненной работы (по научно-методической теме);
-
рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
-
отзыв о работе в творческом коллективе;
-
выступления на научно-практической конференции педагогов;
-
резюме, подготовленное самим педагогом, с оценкой собственных достижений;
-
другое.
Используемая литература
-
Ильина И.В. Белова С.Н. «Портфолио как новая форма оценки личностных достижений педагога ДО» «Завуч» № 8, 2006г.
-
Информационные коммуникационные педагогические технологии. Обобщения и рекомендации. Уч. пособие под редакцией В.А. Трайнева, М.Дашкова и К.О. 2006г.
-
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Уч. Пособие для вузов (под редакцией Е.С. Полат М. Академия-Центр 2007г.)
-
Основы деятельности тьютора в системе дистанционного обучения. Под редакцией О.С. Щетников М. Дрофа 2006г.
-
Полат Е.С. ред. Моисеева М.В., Петров А.Е. педагогические технологии дистанционного обучения. Уч. Пособие для вузов. М. Академия.
-
Селевко В.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств. М. НИИ «Школьные технологии» 2005г.
Проект локального акта
«Портфолио - форма оценки достижения педагога
МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
-
Общие положения
Портфолио является формой оценивания индивидуальных образовательно-методических и творческих достижений педагога. Портфолио служит для решения следующих профессиональных задач педагогов:
-
поддерживать и стимулировать мотивацию к самообразованию;
-
поощрять их активность и стремление к повышению педагогической компетенции;
-
совершенствовать рефлексивную и оценочную деятельность педагогов;
-
совершенствовать умения: ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность по самообразованию;
-
содействовать персонификации педагогических устремлений в образовательно-методической и творческой деятельности;
-
содействовать педагогу в успешной социализации личности;
-
совершенствовать умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной сфере.
-
Форма портфолио.
Комплексное портфолио - наличие трех составляющих:
-
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документарных) индивидуальных педагогических достижений педагога МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска»
-
«Портфолио работ» - собрание различных творческих проектных научно-исследовательских работ педагога, а также описание основных форм и направлений педагогической, методической, творческой деятельности педагога. Участие в конкурсах, выставках, научных конференциях, ведение элективных курсов, работа по технологии проектного обучения и других направлений педагогики;
- Участие в научных конференциях, образовательно-воспитательных семинарах, школах, мастер-классах. Учитывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем педагога;
- Спортивные достижения педагога. Делается запись об участии в соревнованиях (международных, российских, областных, городских). Наличие спортивного разряда;
- Другое.
Структура портфолио:
1. Общие сведения о педагоге.
2. Портфолио документов - портфель сертифицированных (документарных) индивидуальных педагогических достижений педагога.
3. Перечень сертификатов, входящих в состав «Портфолио документов».
4. Портфолио работ. Творческий журнал педагога.
5. Порфолио отзывов.
Цели и задачи:
- поддерживать высокую мотивацию педагога к улучшению педагогической деятельности;
- поощрять активность, расширять возможности самообучения;
- развивать рефлексивные и оценочную (самооценочную деятельность педагога;
- совершенствовать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность по самообразованию;
- содействовать персонализации самосовершенствования педагога;
- совершенствовать возможности для успешной социализации личности педагога.
Общие сведения о педагоге.
Личные данные.
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
Год рождения______________________________________________________
Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация, по диплому)__________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов)_________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечень документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;_________________________________________________________
Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма____________________________________________________________
__________________________________________________________________
Занимаемая должность на момент составления портфолио________________
Общий трудовой стаж_______________________________________________
Стаж педагогической работы (по специальности).
Приложение: копии дипломов, сертификатов и других документов из разделов.
Портфолио документов - портфель сертифицированных (документарных) индивидуальных педагогических достижений педагога.
Позиции
Компоненты
Результаты
(уровень, степень)
Блок А
Профессиональные конкурсы педагогического мастерства
Городской (победитель, призер, участник).
Окружной
Всероссийский
Международный
УДОД и другие
Дипломы I, II, III и другие
Блок Б
Иные сертификаты
Мероприятия, конкурсы, проводимые учреждениями (ВУЗы, СУЗы, УДОД, культурнообразовательные фонды и другие)
Участие в научных обществах образовательных учреждений другие.
Мероприятия, проводимые внутри ОУ ДОД.
Приложения: копии документов
Перечень сертификатов, входящих в состав «Портфолио документов».
Портфолио работ. Творческий журнал педагога.
1. Научно-исследовательская работа. Рефераты. Доклады.
№ п/п
Название рефератов, докладов
Количество страниц, иллюстраций
Изученные материалы
1.
2.
3.
4.
2. Проектные работы
№ п/п
Тема проекта
Описание работы. (возможно приложение в виде фотографий, текста, работы в печатном или электронном варианте и т.д.)
1.
2.
3.
4.
3. Методико-дидактическое обеспечение образовательного процесса (технологические карты, макеты, образцы изготовления изделий)
№ п/п
Указывается конкретная работа
Краткое описание работы
1.
2.
3.
4.
4. Искусствоведческая творческая деятельность педагога.
- Перечень работ.
- Участие в выставках и других мероприятиях данной направленности
№ п/п
Наименование выставки, мероприятия
Дата проведения
Место проведения
1.
2.
3.
5. Другие формы творческой активности педагога (участие в хоре, оркестре, театре и другие).
№ п/п
Указать продолжительность участий
Наименование творческого коллектива
Гастроли, концерты
1.
2.
3.
4.
6. Педагогические инновации.
Перечень составленных образовательных программ, элективных курсов, курса профильной направленности для старшеклассников города
№ п/п
Наименование образовательной программы, курсов
Рекомендации к применению
1.
2.
3.
4.
7. Занятия на различных образовательно-методических курсов, обучение в ВУЗах, СУЗах и другие.
№ п/п
Название учреждения, организации
Продолжительность занятий
Результаты
1.
2.
3.
4.
8. Участие в профессиональных конкурсах.
№ п/п
Вид мероприятия
Время проведения
Достигнутый педагогический результат
1.
2.
3.
4.
9. Участие в научных конференциях, образовательно-воспитательных семинарах, школах, мастер-классах.
№ п/п
Тема мероприятия
Название, проводившей мероприятие организации
Форма участия в мероприятии педагога
1.
2.
3.
4.
10. Спортивные достижения педагога
№ п/п
Участие в соревнованиях
Уровень соревнований
Наличие спортивного разряда
1.
2.
3.
4.
11. Другое.
Порфолио отзывов.
Характеристики отношения педагога к различным видам деятельности, представленные руководителями структурных подразделений МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г Курска». Письменный анализ самого педагога своей конкретной деятельности и ее результатов. Планирование будущих этапов профессионального роста педагога.
Форма «Портфолио отзывов»
-
текст заключений;
-
отзывы;
-
рецензия;
-
резюме;
-
эссе;
-
рекомендательные письма.
Пример оформления «Портфолио отзывов»:
-
заключение о качестве выполненной работы (по научно- методической теме);
-
рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
-
отзыв о работе в творческом коллективе;
-
выступления на научно- практической конференции педагогов;
-
резюме, подготовленное самим педагогом с оценкой собственных достижений;
-
другое;