Образовательное событие Проектная задача

В рамках реализации ФГОС ООО школа работает над инструментарием формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов. Одним из инструментариев являются образовательные сессии (блоки по междисциплинарным программам), курс "Учебно-исследовательская деятельность" и проектные задачи. Данная проектная задача проводилась по окончанию адаптационного периода 5-классников. К описанию проведения мероприятия имеются тексты и экспертные листы для определения УУД.
Раздел Завучу
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная задача «Мой любимый цветок в классной комнате»



декабрь 2015 года

Организаторы:

Морозова Г.Н. - заместитель директора по МР, Камара Т. В. - учитель географии,

Детская цель: выбрать декоративное растение для оформления классной комнаты

Педагогическая цель: установление и формирование универсальных учебных действий учащихся по окончании периода адаптации с целью дальнейшей их коррекции в течение учебного года

Задачи:

  1. Определить наличие и уровень сформированности у обучающихся основных универсальных учебных действий в ситуации, когда возникла неожиданная проблема, и никто из взрослых не может им помочь;

  2. Продолжить формирование у обучающихся таких универсальных учебных действий, как учебное сотрудничество, планирование собственных действий, умение представлять результаты своей работы в различных формах, умение слушать и слышать, работать в команде.

  3. Разработать и апробировать инструментарий определения личностных, метапредметных результатов.

Основные позиции в проектной задаче:

- учащиеся 5 классов (48 человек - 3 кабинета - 6 групп по 6-8 человек);

- педагог-организатор групп детей в классе (3 кабинета, 6 педагогов)

Оборудование: цветная бумага, фломастеры, листы А4, ножницы, клей

Описание задачи

Дети должны самостоятельно найти свою группу и свой кабинет согласно вывешенным спискам. Участники образовательного проекта получают инструкции, объясняющие порядок дальнейшей работы на каждом этапе.

Дальнейшая работа групп осуществляется самостоятельно. В каждой группе находится педагог-наблюдатель, который в деталях описывает всё происходящее, но не имеет права ничего подсказывать либо рекомендовать, ни по содержанию, ни по организации работы.

Ход мероприятия

Актовый зал

Вступление организаторов о том, как важно в современных условиях уметь выходить из проблемных ситуаций, уметь спланировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, уметь принять на себя решение, уметь слышать и слушать товарищей, уметь работать в команде. Мы предлагаем вам разработать презентацию «Мой любимый цветок в классной комнате». Все презентации будут рассмотрены и представлены публично.

Инструкция №1

Ученикам предлагается выполнить следующие действия:

1. Найти свою группу и свой кабинет согласно вывешенным спискам. (запомнить номер группы).

2. Вместе с руководителем группы (его ФИО указано в списке) организованно пройти в указанные кабинеты.

3. В кабинетах вы будете работать одни без сопровождения взрослых согласно инструкциям, которые вы найдете в кабинетах.

4. Мы обращаемся к вам с просьбой, внимательно читать инструкции и выполнять все пункты.

5. Педагоги, которые будут находиться в кабинетах, помощи не оказывают

Инструкция № 2

  1. Познакомьтесь с задачей, которая стоит перед вами. «Из предложенных декоративных цветов, выбрать тот цвет, который вы должны будете весной посадить в вашей классной комнате».

2. Помните следующие требования к данному образовательному событию:

- в событии должен быть задействован каждый участник этого мероприятия. Необходимо всех наделить определенными действиями;

- надо сделать так, чтобы все участники наглядно увидели ваши реальные достижения в этом мероприятии;

- старайтесь всю информацию фиксировать в виде таблицы или схемы (как удобно);

  1. Изучите предоставленную вам информацию: прочитайте текст о декоративных растениях, которые можно выращивать в помещениях.

  2. Выделите в тексте информацию, необходимую для решения поставленной перед вами задачи.

  3. На основе изученного материала заполните таблицу «Свойства растений»


Группа №

Положительные

свойства

Отрицательные

свойства

Особенности

ухода

Вывод




  1. Выберите наиболее подходящее (на ваш взгляд) растение для выращивания в классной комнате и обоснуйте свой выбор.

  2. В результате данной работы у вас должна быть заполнена таблица, сделан вывод о выборе растения.

Инструкция №3 -

  1. Познакомьтесь с предложенными точками зрения (см. текст)

  2. Обсудите в группе.

Текст:

Группам предлагаются для обсуждения две точки зрения на то, каким критериям должно отвечать декоративное растение, которое будет расти в классной комнате.

Первая точка зрения: «Оформляя классную комнату, нужно руководствоваться понятием красоты». Иначе говоря, достаточно подобрать красивые и необычные растения, убрать старые.

Вторая точка зрения: «Оформляя классную комнату, нельзя забывать о пользе и безопасности растений». Например, используя для озеленения высокорослые растения, мы сталкиваемся с тем, что по мере их роста и старения возникает угроза получения травм. Кроме того, некоторые растения ядовиты и опасны для жизни.

  1. После обсуждения сформулируйте и запишите свою точку зрения. Это может быть схема, рисунок, текст или др.

  2. Вернитесь к инструкции № 2 пункт 6 и при необходимости откорректируйте вывод о выборе растения.

Инструкция № 4 -

1. Подготовить презентацию вашего выбора так, чтобы оно было интересным и познавательным для всех участников.

2. Опираясь на свою точку зрения, на отдельном листе описать (в виде схем, текста, рисунка и т.д.) действия в пользу выбора вашего растения, стараясь, чтобы он удовлетворял следующим условиям:

1) простой в уходе;

2) внешне красивый, необычный;

3) способствует сохранению здоровья присутствующих в классной комнате;

4) доступен в приобретении.

3. Еще раз проверьте правильность решений. Кроме того, проверьте, подписаны ли ваши материалы. Должен быть указан номер группы, имя, фамилия и класс каждого участника.

Инструкция № 5

  1. Выбрать из группы ответственного, который будет представлять выбор группы публично в актовом зале.

  2. Подготовиться к защите на 4-5 минут.

  3. Быть готовыми к вопросам экспертов (2 вопроса) по вашей презентации или вашему выбору.

  4. Сообщить об окончании работы руководителю группы и пройти вместе с ним в актовый зал.

  5. По окончании мероприятия ответить на несколько вопросов ведущего.


Примерная структура процесса решения проектной задачи:

1. Формирование групп, определение.

Инструкция № 1.

В процессе работы учащиеся в группах анализируют уже существующий ландшафт и формулируют его достоинства и недостатки. Результаты этой работы вносят в табл. 1.

Таблица 1



Группа №

Что в существующем ландшафтном оформлении нравится

Что в существующем ландшафтном оформлении не нравится

Кто был наиболее активным

(ФИ ученика)


1 шаг. Следующим шагом инструкции является анализ заполненной таблицы, определение недостатков существующего ландшафтного оформления, которые необходимо устранить, и его отличие от планируемого оформления.

В результате данной работы создаётся текст «Каким мы видим будущий ландшафтный дизайн школьной рекреации».

2 шаг. Группам предлагаются для обсуждения две точки зрения на то, каким должен быть ландшафтный дизайн школьной рекреации.

Первая точка зрения: «Оформляя территорию школы, нужно руководствоваться понятием красоты». Иначе говоря, достаточно подобрать красивые и необычные растения, убрать старые.

Вторая точка зрения: «Оформляя рекреацию школы, нельзя забывать о пользе и безопасности растений». Например, используя для озеленения высокорослые растения, мы сталкиваемся с тем, что по мере их роста и старения возникает угроза получения травм. Кроме того, некоторые растения ядовиты и опасны для жизни.

После обсуждения группа должна сформулировать и записать свою точку зрения.

3 шаг. Используя разные источники информации: на столах имеются тексты, литература с информацией о вредных и невредных растениях, работает интернет, ребята в группах отбирают растения для зелёных насаждений. Результат работы оформляется в специальной таблице «Растения».

4 шаг. Опираясь на свою точку зрения, группы должны на отдельном листе описать (в виде схем, текста, рисунка и т.д.) замысел будущего ландшафтного дизайна, стараясь, чтобы он удовлетворял следующим условиям:

1) все элементы дизайна должны быть гармонично связаны;

2) необходимо соблюсти эстетичность восприятия;

3) проект должен отвечать требованиям безопасности.

1 шаг. Дети готовят небольшую (на 4-5 минут) презентацию результатов своей работы перед другими группой, которая находится в одном кабинете с ними. Из презентации должен быть понятен общий замысел дизайна территории, его план, принцип отбора растений для озеленения.

Это может быть эскиз будущего ландшафтного дизайна или иллюстративный материал (рисунки, схемы и т.п.).

2 шаг. Выступление с подготовленной презентацией. Каждой группе может быть задано 2-3 вопроса по содержанию выступления. Только единственная группа из тех, что работали в одном кабинете, получает право на участие в финале конкурса на лучший проект.

При выборе групп-финалистов необходимо учитывать следующие критерии:- оригинальность замысла, его отличие от существующего дизайна;

- эстетический эффект (хотелось бы вам видеть такой ландшафтный дизайн или нет);

- соответствует ли разработанная модель дизайна тем условиям, которые были формулированы выше (гармоничность, эстетичность, безопасность);

- удачен ли подбор растений для озеленения.

Четвертый урок презентация проектов, рефлексия.

Группы, вышедшие в финал, выполняют итоговое задание - готовят компьютерную версию презентации результатов своей работы.

Презентация группами-победителями своего проекта перед всеми участниками образовательного события.

Рефлексия

И учащимся и педагогам предлагается выразить свое отношение к событию жетонами двух цветов (да, нет), отвечая на вопросы:

1. Понравилось?
2. Не понравилось?
3. Стоит ли проводить такие мероприятия?

Полученные результаты позволили утверждать, что:

  • событие состоялось;

  • цель была достигнута;

  • день прошёл в едином образовательном пространстве;

  • технология организации образовательного события подтвердила свое право на существование.

Заключение

нужны ли образовательные события в нашей школе и будем ли мы продолжать работу в этом направлении, мы говорим однозначно «да», потому что

  • есть гарантия в получении новых знаний, не предусмотренных программой;

  • приобретается опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;

  • это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;

  • ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;

  • ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;

  • каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.

И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям.
Таким образом, образовательное событие - прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.

Приложения

Экспертный лист решения проектной задачи

Наблюдатель (ФИО) __________________________________ Группа № __________________


Вопросы


Развёрнутые ответы

и комментарии

1. Познакомились ли ребята между собой (или они уже знакомы и свободно общаются друг с другом)?

2. Определился ли в группе лидер или ещё нет? Если появился, то как (по своей инициативе, по предложению других участников и т.п.)?

3. Опишите действия группы при выполнении задания этапа 1.

Как была организована работа? Происходил ли обмен мнениями о существующем ландшафтном дизайне между членами группы?

Смогли ли они прийти к единому мнению?

4. Опишите действия группы при выполнении этапа 2.

Как происходил выбор заданий для выполнения?

Как происходило распределение заданий между членами группы (делилась ли группа на пары или все вместе стихийно пытались выполнять задания; нашлись ли поручения для младших учащихся;

были ли конфликты при распределении заданий, если да, то, как они разрешались)?

5. Как действовала группа по завершении работы над заданиями?

(Подготовка к предъявлению результатов в экспертную комиссию)

6. Общее впечатление наблюдателя о действиях детей в группе (взаимодействие, взаимопомощь, коммуникация, понимание поставленной задачи, работа с материалами и т.п.)

7. Впечатления наблюдателя от результатов рефлексии (понимание детьми стоящей перед ними задачи, интерес, трудности, их оценка собственной роли в работе группы, взаимодействия в группе, готовность к продолжению работы)

Как дети работали с чужими точками зрения?

А как вырабатывалась точка зрения в группе?

Опишите действия учащихся на этапе 3 при обсуждении общей идеи ландшафтного дизайна

. Опишите действия учащихся при разработке дизайна территории.

Поняли ли они задания?

Как действовала группа?

Произошло ли её разделение на две на этапе 4-5?

Общее впечатление эксперта о действиях детей в группе (взаимодействие, взаимопомощь, коммуникация, понимание поставленной задачи, работа с материалами и т.п.)

Как был организован этап работы над презентацией?

. Как дети определялись с тем, кто будет докладывать от группы? Обсуждался ли это вопрос в группе?

Изложите ваши экспертные оценки по поводу презентации вашей группы перед аудиторией

Оцените состояние и действия группы в динамике

Подпись эксперта ___________________________

Сформированность метапредметных образовательных результатов

Эксперт (ФИО) __________________________________ Группа № __________________

Образовательное событие Проектная задачап/п

ФИ детей группы, класс

Умения


1

Умеет осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместной работы


2

Способен понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления


3

Умеет действовать в соответствии с заданной инструкцией


4

Способен сознательно осуществлять выбор заданий разного уровня, выполнять их, при необходимости переопределять поставленную перед собой задачу


5

Способен критично и содержательно оценивать свой результат


6

Обладает способностью лидера, может организовать группу так, чтобы все были задействованы в работе


7

Умение презентовать свой продукт, отвечать на поставленные вопросы


8

Может оказать помощь другим членам команды без уговоров,

видит сам, кому нужна помощь


9

Осуществляет инициативные действия при работе в группе, способен к самостоятельному решению и может взять на себя ответственность


10

Обладает самостоятельностью суждений, критичностью по отношению к своим и чужим действиям и высказываниям


Подпись эксперта __________________________

© 2010-2022