Диагностика не панацея, а средство, которое поможет сделать проблему беспроблемной

Раздел Завучу
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«ДИАГНОСТИКА НЕ ПАНАЦЕЯ, А СРЕДСТВО, КОТОРОЕ МОЖЕТ ПОМОЧЬ СДЕЛАТЬ ПРОБЛЕМУ БЕСПРОБЛЕМНОЙ» (Д. Добсон)

«Продуктивное управление воспитательной деятельностью в школе невозможно без получения обратной связи. И здесь необходимо знание, и использование комплекса педагогических и психологических методик диагностирования результативности воспитательного процесса на всех его этапах и уровнях»

В.М. Лизинский

Заместитель директора по воспитательной работе - это должность, профессия и призвание. Это представитель школьной администрации, опытный педагог-воспитатель, творческий специалист, организующий и направляющий воспитательную деятельность взрослых и детей в школе.

До недавнего времени считали, что заместитель директора по ВР - это массовик-затейник, человек, осуществляющий на деле лишь педагогику мероприятий. Это ошибочное мнение. На самом деле, как сказал Т.В. Плахов в своей работе «Заместитель директора по воспитательной работе: его роль, значение и место в жизни школы», - «заместитель директора по воспитательной работе - это учитель учителей по проблемам воспитания, посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, психолог, аналитик, духовный наставник».

Я считаю, что это наиболее полно определяет значение деятельности и роль заместителя директора по воспитательной работе.

Организация воспитательного процесса зависит, прежде всего, от грамотной управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе, который должен обладать не только высокой общей культурой, но и культурой управленческой. Грамотная управленческая деятельность заместителя директора по воспитательной работе зависит во многом от его способностей. Он должен владеть ситуацией, должен быть постоянно информирован о состоянии дел во всех звеньях управления. Должен быть способен принимать решения и брать на себя ответственность за общее дело в нестандартных и экстремальных ситуациях. Обладать высоким творческим потенциалом, быть предприимчивым.

Система деятельности заместителя директора многогранна и многоаспектна. С момента появления этой должности стоит вопрос определения функциональных обязанностей, и поныне, в практике отсутствует единство толкования его функций. Функциональные обязанности ЗДВР в общем виде определены квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Министерства образования РФ № 405 от 11.11.1992 г.

Мне наиболее близок подход, когда приоритетными считаются административная, организаторская и методическая функции.

Итак - организаторская функция (вспомним старое название нашей должности). Мы с вами организуем все и материальные средства, и дело, и самих себя, но прежде всего людей - в нашем случае - учащихся, педагогов, родителей. Мы организуем всех на выполнение задач поставленных перед нами школой. Конечная цель организаторской работы - обеспечить эффективность дела по развитию личности ребенка.

Организаторская функция включает в себя - аналитико-рефлексивную, корректирующую, оценочно-результативную и стимулирующую функции.

Административная функция включает в себя - воспитательную, образовательную, развивающую, социальную функции. Административная функция - не должна быть ведущей сама по себе, она является подкреплением организаторской и методической функций

Методическая функция подразделяется на - контрольно-диагностическую, организаторскую, конструктивную, коммуникативную и исследовательскую функции.

Заместитель директора по воспитательной работе - это главный методист по проблемам воспитания. И методическая функция в его работе имеет огромное значение

Насколько полно и хорошо в школе будет осуществляется методическая работа, настолько легче и продуктивнее в школе будет протекать учебно-воспитательный процесс, качественнее будут проводиться все внеклассные мероприятия.

За двенадцать лет работы в должности заместителя директора по ВР я поняла, что большое значение надо придавать контрольно-диагностической функции.

Ушинский писал: «чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях»

При организации воспитательного процесса контрольно-диагностическая деятельность заместителя директора по воспитательной работе занимает одно из важных мест. Контроль на диагностической основе в реализации концепции воспитания является важной составляющей успеха, направляющей и мобилизующей на активизацию деятельности для осуществления цели. Уметь грамотно и по плану контролировать работу школы, значит, осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива на основе точного расчёта, научно проверенных форм и методов и чётких календарных сроков. «Контроль - это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть» (В. Зигерд).

Тем не менее, необходимо помнить, что «не может быть контроля за воспитательной работой, поскольку воспитание является процессом латентным, скрытым, неявным и неопределимым в строгих единицах и учитываемых критериях. Другое дело отслеживание изменений, когда речь идёт о воспитательных воздействиях в учебном процессе, о внеклассной работе по предмету и внеклассной, внешкольной развивающей деятельностью вообще» (Лизинский В.М.).

Контрольно-диагностическая деятельность в воспитательном процессе необходима для того, чтобы:

  1. Своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности;

  2. Изучать фактическое состояние учебно-воспитательного процесса;

  3. Определять эффективность воспитательного процесса.

На базе нашей школы проходил семинар для заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей города.

Тема семинара - «Работа методического объединения классных руководителей». На этом семинаре мы поделились опытом нашей работы и услышали мнение коллег, также попытались сообща ответить на ряд проблемных вопросов, которые были сформулированы после проведённой блиц-игры:

  1. Нужно ли в школе проводить диагностические исследования, если да, то, как часто?

  2. Для чего необходимы диагностические исследования?

  3. Каковы отличия диагностики от мониторинга?

  4. Нужно ли проводить диагностику учащихся (если да, то, что конкретно)?

  5. Нужно ли проводить диагностику классных руководителей (для чего)?

  6. Нужно ли проводить диагностику родителей (для чего)?

  7. Нужна ли диагностика всех субъектов воспитательного процесса в школе?

  8. Что вы понимаете под эффективностью воспитательного процесса?

Форма проведения семинара - деловая игра, способствовала конструктивной и продуктивной работе участников. Были сделаны следующие выводы:

Педагогическую диагностику можно определить как совокупность методов изучения детей в педагогических целях. Она лежит в основе анализа результативности и коррекции воспитательной деятельности педагога. Очевидно, что без систематического изучения детей, условий их семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками никакой эффективной помощи в воспитании детей классный руководитель оказать не сможет. Так же как и врач без серьезной медицинской диагностики не сможет оказать эффективной медицинской помощи.

В деятельности успешного классного руководителя педагогическая диагностика всегда занимает значительное место. Практически постоянно общаясь с детьми, классный руководитель их изучает. Выделим несколько групп методов изучения детей, которые чаще всего используются в нашей школе. Их можно рассматривать как упрощенные модификации методов педагогического исследования.

Метод предварительного изучения - это знакомство с личными делами, просмотр классного журнала за предыдущий период, беседа с бывшим классным руководителем и учителями, работавшими с классом. Вся эта собранная информация поможет классному руководителю составить предварительное представление о детях, заранее продумать стратегию работы с классом, обеспечить определенную преемственность в воспитательной работе.

Наблюдение - это наиболее распространенный метод изучения детей в школе. Это наблюдение может быть невключенным, когда классный руководитель - свидетель педагогического процесса, например, присутствует на уроке другого учителя в классе. Но чаще всего это включенное наблюдение, когда классный руководитель включен вместе с детьми в какую-либо деятельность. Наблюдение не всегда способно дать информацию о мотивах поступков.

Опросные методы (беседы, анкетирование) - они помогут выявить мотивы поведения, интересы, склонности, нравственные ценности, оценки, межличностные отношения и т.д. Письменный вопросно-ответный метод изучения. Анкеты могут быть анонимными и именными. В зависимости от формы вопросы могут быть открытыми (требующими свободного ответа), закрытыми, или альтернативными (требующими выбора ответа), и смешанными. Анкета позволяет быстро собрать много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Беседы - это устный вопросно-ответный метод изучения. Беседы могут быть индивидуальными и групповыми. При проведении беседы необходимо создать атмосферу доверия, искренности, открытости, расположить детей, максимально соблюдать педагогический такт, не настаивать на обязательном ответе, ряд вопросов должны иметь не прямой, а опосредованный характер. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развёрнутых сведений, но требует известного навыка.

Социометрия - метод используемый как для изучения межличностных отношений в классе, так и для изучения личностных качеств школьника.

Тест - стандартизированное испытание, измеряющее или обнаруживающее заданные свойства личности. В одной группе тестов диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности. В другой - диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники. Третья группа - проективные методики которые может использовать и классный руководитель. Это методика незаконченного предложения, истолкование какого-либо события, ситуации, рисование или дополнение рисунков, разыгрывание ситуаций.

Итак, какие же ответы мы получили на поставленные выше проблемные вопросы?

1. Нужна ли диагностика?

Все присутствующие ответили единогласным согласием. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. В настоящее время знать своих детей «на глазок» уже недостаточно, для оптимальной работы требуется более профессиональный подход.

2. Для чего необходимы диагностические исследования?

Педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации. Эти задачи следующие:

  • Получение информации об уровне готовности детей к школьному обучению при их наборе в 1-й класс, что позволяет спланировать состав класса, обучающихся по программам разного уровня;

  • Оценка возможностей учеников, выявление уровня сформированности у них умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации;

  • Изучение познавательной сферы подростков, взаимоотношений в коллективе класса, особенностей характера детей, позволяющее организовать саморазвитие подростков на основе самопознания;

  • Изучение интересов, склонностей, способностей и личностных особенностей школьников для организации профессиональной ориентации учащихся;

  • Получение информации о взаимоотношениях в педагогическом коллективе, об особенностях личности учителя в целях управления жизнедеятельностью пед. коллектива, создания хорошего пед. климата, совершенствования стиля деятельности отдельных учителей;

  • Диагностика уровня развития отдельных учащихся младших и средних классов и на ее основе организация коррекционной работы с ними.

3. Каковы отличия диагностики от мониторинга?

Диагностика позволяет определить состояние системы (или чего-либо) на данный момент, а неоднократное изучение с целью сравнения, анализа, выявления динамики называется мониторингом. Мониторинг - систематическое, стандартизированное отслеживание во времени определённых показателей процесса.

4. Нужно ли проводить диагностику учащихся (и что конкретно)?

Диагностика учащихся позволит определить сформированность:

  • познавательного потенциала личности учащегося;

  • нравственного потенциала;

  • коммуникативного потенциала;

  • эстетического потенциала;

  • физического потенциала;

5. Нужно ли проводить диагностику классных руководителей (для чего)?

Диагностика классных руководителей позволяет изучить профессиональные качества учителей (стиль педагогического руководства, самодиагностика воспитателя, его готовность к воспитательной деятельности), позволяет определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нём

6. Нужно ли проводить диагностику родителей (для чего)?

Диагностика родителей позволяет изучить их уровень педагогических знаний (изучение уровня семейного воспитания, определения конфликтности в семье, выявление актуальных проблем ребенка, через опрос родителей); определение степени удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения.

7. Нужна ли диагностика всех субъектов воспитательного процесса в школе?

Диагностика всех субъектов воспитательного процесса в ОУ - это коллективный анализ воспитательного процесса (анализ ВР глазами учащихся, родителей, исследование самочувствия педагогов в школе, изучение уровня воспитанности учащихся);

8. Что вы понимаете под эффективностью воспитательного процесса?

Эффективность воспитательного процесса - это соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации. Хорошо бы, конечно, чтобы эту работу в школе осуществлял педагог-психолог, но, так как ставка психолога в нашей школе отсутствовала, этой работой пришлось заниматься мне. Проработав первый год в должности заместителя директора по воспитательной работе, я задумалась об эффективности этой работы, о том, как выявить реальное состояние воспитательного процесса в школе, какие критерии, показатели необходимо для этого использовать. Какие методики целесообразно использовать для изучения эффективности воспитательной работы школы? В основу построения деятельности педагогов по изучения эффективности процесса воспитания в нашей школе были положены принципы, предложенные Е.Н. Степановым и Л.В. Байбородовой:

  1. Методическим основанием деятельности по определению эффективности является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребёнка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.

  2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитывающей деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

  3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.

  4. Диагностика изменений ситуации развития ребёнка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить исследование в режиме мониторинга с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации полученной в течение нескольких лет информации.

  5. Процесс изучения эффективности воспитывающей деятельности не должен причинять вред испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя и учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. Необходимо соблюдение педагогического такта.

На основе перечисленных положений в нашей школе была разработана технология изучения эффективности воспитательного процесса, мы определили что, когда и как диагностируется, кто является организатором и участником изучения. С классными руководителями были проведены совещания, заседания методического объединения «Воспитание», учёба. Я прекрасно понимала, что без помощи всех учителей и классных руководителей провести эту работу невозможно.

В результате для изучения эффективности воспитательной работы

были выбраны следующие методики, которые легли в основу

«Годового цикла по изучению эффективности воспитательного процесса»

Аспекты изучения

Диагностические средства

Срок проведения

Результат исследования

1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося.

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

2. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

3. «Я и школьные знания»

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.

Сентябрь - октябрь

Аналитические материалы, выводы и рекомендации в справке. Выступление на педсовете.

2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника.

1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.

2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности.

3. Методики М.И. Шиловой, Ю.В. Васильева, Н.П. Капустиной для изучения воспитанности учащихся.

4. Уровень сформированности толерантности у школьников (методика Степанова П.В. на основе методики Г. Айзенка и Г. Вильсона)

5. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

6. Педагогическое наблюдение

Октябрь-ноябрь

Аналитические материалы, выводы и рекомендации в справке. Выступление на МО и пед. совещаниях.

3. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

1. Методика выявления коммуникативных склонностей. (методика Р.В. Овчаровой)

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

3. Педагогическое наблюдение

Ноябрь-декабрь

Аналитические материалы, выводы и рекомендации в справке. Выступление на МО и пед. совещаниях.

4. Сформированность эстетического потенциала личности выпускника

1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

2. Педагогическое наблюдение

Сентябрь-октябрь

Апрель-май

Аналитические материалы, выводы и рекомендации в справке.

5. Сформированность физического потенциала личности выпускника

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивание (юноши), поднимании туловища (девушки).

3. . Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

Апрель - май

Аналитические материалы, выводы и рекомендации в справке.

6. Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе

1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

2. Методика Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в ОУ

3. Классный руководитель глазами воспитанника

Октябрь-декабрь

Аналитические материалы, выводы и рекомендации в справке.

7. Сформированность общешкольного коллектива

1. Методика Р.С. Немова «Социально-педагогическая самоатестация коллектива» (СПСК)».

2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления».

3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

4. Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив».

Март-май

Аналитические материалы, выводы и рекомендации в справке. Выступление на педсовете.

8. Сформированность профессиональных качеств классного руководителя

1. Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе.

2.Педагогика мастерства («Готовность к саморазвитию» авт. С. Павлов)

3. Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками.

4. Определение уровня комфортности в коллективе.

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь

Октябрь, май.


Эту работу мы проводим с 2006 года и после семинара ещё раз убедились в своей правоте. Все результаты собраны и проанализированы, хранятся в кабинете заместителя директора по воспитательной работе в папках по годам. Результаты диагностики помогают нам анализировать свою работу за прошедшие годы, составлять реальные, эффективные и результативные планы. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения параметров в течение нескольких лет. Это позволяет более точно определить в какой ситуации (становления, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система школы.

Самое главное, что в нашей школе эта работа проводится не формально, т.к. каждый участник понимает её необходимость и значимость.

Анализируя результаты по определенным аспектам изучения личности, я могу увидеть проблемы и трудности, которые возникают у классных руководителей и предложить им помощь в работе над ней.

Например, анализируя сформированность нравственного потенциала личности, конкретно - уровень сформированности толерантности у школьников (методика Степанова П.В. на основе методик Г. Айзенка и Г. Вильсона), возникла необходимость в подборе материалов помогающих классным руководителям в работе с классом, по обозначенной теме. В результате появилась методическая папка «Толерантность», - в которую я собрала классные часы, беседы, игры для работы с учащимися, учителями и родителями.

Наша «Методическая копилка» - так я называю материалы, собранные для того, чтобы помочь классным руководителям в их работе содержит следующие папки: «Профориентация школьников», «Здоровый образ жизни», «Правовые беседы», «Правила дорожного движения», «КТД», «Лидер», «Планирование воспитательной работы в школе», «Портфолио школьника», «Родительский всеобуч», и др. Все эти материалы пользуются большим спросом у классных руководителей, а собраны они были только благодаря исследованию проблем, возникающих в процессе работы.

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для оптимальной организации педагогического процесса.

Педагогическая диагностика имеет в качестве предмета три области: результаты обучения в виде оценок знаний (академические достижения учащихся), результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся; результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает её с психодиагностикой). Другими словами, диагностированию подлежат уровень знаний учеников, степень социального и психического развития, что как раз соответствует трём функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.

Классный руководитель должен изучать самого ребёнка, его семью, его окружение, класс. Содержание диагностики обучающегося можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребёнка, познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сферы, направленность личности (интересы, отношения, ценности, Я-концепция), наконец, поведение, поступки учащихся. Кроме того, классный руководитель изучает класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченности, общественное мнение, наличие лидеров в классе, единство ценностей и др.

Многие классные руководители в нашей школе достаточно профессионально работают с пакетом предложенных диагностических методик, понимая, что педагогическая диагностика помогает решать важнейшие учебно-воспитательные задачи через оперативное получение информации. Они не только проводят диагностические исследования, но и, как и положено, анализируют полученные результаты, сопоставляют их с уже полученными данными о личности их воспитанников и о классе в целом. Но есть часть классных руководителей (особенно этим отличаются учителя начального звена), которые проводят «диагностику ради диагностики», не оставляя у себя результатов, не проводя анализа и не делая вывода. С такой порочной практикой следует бороться всеми доступными средствами, необходимо объяснять таким горе-воспитателям, что диагностика из инструмента исследования, в руках заинтересованного учителя, может превратиться в инструмент формирования личности, коллектива в целом и развитие индивидуальностей учащихся.

Результаты многих исследований могут и должны быть прозрачными. В виде диаграмм и таблиц, например, у нас в школе вывешиваются на всеобщее обозрение в учительской и на стенд информации для учащихся рейтинги классов по успеваемости. Хочется отметить, что ребята, даже больше, чем учителя интересуются результатами, стараются улучшить свои показатели (рейтинг успеваемости по четвертям, конкурс на лучший кабинет, участие в общешкольных мероприятиях и т.п.) В каждом классе создана группа ребят - диагностов, которые помогают классному руководителю в проведении диагностических исследований, готовят бланки для ответов. Каждый третий классный час месяца считается диагностическим, если не проводится общешкольная диагностика, то классный руководитель или его помощники проводят диагностику по любому интересующему его вопросу. Для этого у нас в «Методической копилке» есть набор методик в папках «Психолого-педагогическая диагностика», в которых собраны тесты, отвечающие критериям валидности, надёжности и точности.

Успех заместителя директора по воспитательной работе, дела, за которое он отвечает, во многом зависит от того, как он взаимодействует с педагогическим, ученическим и родительским коллективами. Особо хочется отметить его взаимодействие с классными руководителями. Так как именно классный руководитель создаёт условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников. Именно он и его профессиональная компетентность являются системообразующим элементов воспитательной системы школы. А положительная динамика мастерства классных руководителей (прослеживается в нашей школе второй год) безошибочно свидетельствует об эффективности воспитательного процесса, является важным показателем его качества.

Воспитание - не работа, не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершенствуя которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуясь с имеющимися условиями, рефлексируя процесс деятельности.

Воспитание - это лишь одна из трех ипостасей, в которых развивается личность. Социализация - воспитание - саморазвитие.

Социализация личности происходит под влиянием всего миропорядка, начиная от Космоса, Земли, Государства, через общественные институты, экономику, политику, средства массовой коммуникации, кончая средой молодежного общения, семьей. Семья играет огромную роль в воспитании наших детей. Проводя диагностику, мы отмечаем, что ежегодно увеличивается следующий контингент учащихся - физически ослабленные и педагогически запущенные дети, растет процент малообеспеченных и неполных семей. И только школа может взять на себя заботу о таких детях, помочь им вырасти настоящими людьми, по-настоящему, заботиться о них. Именно в школе происходит формирование мировоззрения, нравственных устоев, характера и привычек поведения человека. Именно в школе получают развитие способности ребёнка, его творческая инициатива. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания, построенного на постоянном «…непрерывном, длительном наблюдении образовательного процесса и управление им» (А.Н. Дахин)

Владимир Михайлович Лизинский (главный редактор журнала «Классный руководитель», директор издательства «Педагогический поиск») очень хорошо сказал по этому поводу: «Что составляет главную заботу земледельца? Семена для будущего урожая. Это для него основная ценность. И как бы ни было голодно и плохо житье-бытье, крестьянин никогда не проест эти семена, убережет их от порчи и потравы. Дети - те же семена, в которых закодирована судьба Отечества, да только ли его - судьба всех землян».


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001 г.

  2. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. Методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008 г.

  3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. Москва, 1993 г

  4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007 г.

  5. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. - М.: Просвещение: Владос, 1995 г.

  6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997 г.

  7. Научно-методические журналы «Классный руководитель» и «Заместитель директора по воспитательной работе»



© 2010-2022